ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ РОСПИСИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Формирование художественных умений у дошкольников средствами
народной росписи 7
1.2. Анализ программ по изобразительной деятельности дошкольных
образовательных учреждений 11
1.3. Народная роспись как вид декоративно-прикладного
искусства 20
ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОО ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ РОСПИСИ
2.1. Деятельность педагога ДОО по формированию художественных умений у
дошкольников средствами народной росписи 31
2.2. Результаты экспериментальной работы по развитию художественно -
изобразительных умений 48
2.3. Методические рекомендации по формированию художественных умений
на занятиях по изобразительной деятельности 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Вопросы формирования художественных умений у дошкольников (содержание, методы успешного их формирования) средствами декоративного искусства находятся в центре внимания воспитателей, художников-педагогов, ученых-исследователей. Именно художественные умения определяют уровень творческого развития дошкольников, характеризуют их художественную грамотность, степень кругозора.
Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает непреходящей нравственной, познавательной ценностью. Аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В силу своей специфики, заключающейся в образно - эмоциональном отражении мира, оно оказывает огромное воздействие на ребенка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Особую роль народного декоративно-прикладного искусства в формировании художественных умений у дошкольников отмечали многие отечественные ученые (А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, 3.А. Богдтеева, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и др.). Е.А. Флёрина одна из первых выступала за активное использование народного искусства в формировании художественных умений детей дошкольного возраста, считая, что «в процессе приобщения к нему дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания оригинальных произведений, в том числе декоративных узоров в народной росписи» [12].
В дошкольном учреждении занятия народной росписью интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Помимо этого, у дошкольников обнаруживается элементарный познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы с росписью и способов осуществления новых целей. Благодаря этому, создание предметов в народной росписи обогащает педагогическую среду и является действенным средством формирования художественных умений, самостоятельности и творчества дошкольников.
Отечественные психологи и педагоги Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина [3, с. 352] доказали, что умения детей успешнее развиваются в дошкольном возрасте. В этот период развиваются творческие способности, закладываются и формируются изобразительные умения и навыки, эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы. Эта проблема исследовалась в работах В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, Н.Н. Поддьякова, С.Л. Рубинштейна, А.И. Щербакова, Д.Б. Эльконина и др. [11].
Чтобы сформировать художественные умения, необходимо развивать у дошкольников наблюдательность, способность определять композиционный центр, наиболее целесообразный масштаб, правильно выбирать цвет краски; помочь ребенку овладеть способами и материалами живописи, и начинать эту работу педагоги рекомендуют уже в дошкольном возрасте. Однако конкретных методических рекомендаций по формированию художественных умений средствами народной росписи у дошкольников в настоящее время нет. Педагоги дошкольных учреждений испытывают острую потребность в определенных дидактических материалах, наглядности, выборе технологии работы с детьми в данной технике. Эффективного воплощения работы по формированию художественных умений у дошкольников средствами народной росписи нужно создать комплекс занятий, направленный на воспитание и развитие способности различать цвета, звуки и чувства единства с окружающей природой. В упражнениях следует употреблять сочетание передачи новой информации с её внедрением, закреплением в практической деятельности. В связи с этим тема: «Использование народной росписи с целью развития художественно-изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в ДОО» в настоящий момент актуальна.
Объект исследования: процесс развития художественно -изобразительных умений у старших дошкольников.
Предмет исследования: народная роспись как средство развития художественно-изобразительных умений у старших дошкольников.
Цель исследования: изучить проблему использования художественных умений средствами народной росписи с целью развития художественно -изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить изобразительные возможности, способы выполнения и виды деятельности в технике народной росписи, способствующих формированию художественных умений у старших дошкольников;
3) выявить традиционные подходы в формировании художественных умений средствами народной росписи на занятиях по изобразительной деятельности в ДОО;
4) разработать и экспериментально проверить методику занятий и методические рекомендации по использованию комплекса дидактических материалов, способствующих успешному формированию художественных умений у дошкольников.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май 2019 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2019 года) предполагал выявление исходного уровня сформированности у дошкольников художественных умений;
III этап (октябрь 2019 г. - март 2020 года) включал формирующий эксперимент, направленный на проверку эффективности использования комплекса дидактических материалов, способствующих успешному формированию художественных умений у дошкольников;
IV этап (март 2020 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности проведенной работы.
Гипотеза: высокого уровня сформированности художественных умений у дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности, возможно достичь при использовании комплекса дидактических материалов: методических пособий, наглядных средств, разработанных упражнений с использованием народной росписи.
Методы исследования: изучение детских работ, наблюдения за деятельностью детей, педагогический эксперимент, анализ, литература.
Теоретическими основами исследования послужили работы В.В.
Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, Н.Н. Поддьякова, С.Л. Рубинштейна, А.И. Щербакова, Д.Б. Эльконина и др. [11].
Практическая значимость: опыт работы по формированию художественных умений у детей дошкольного возраста может быть предложен для образовательной практики детских садов.
База проведения исследования: МБДОУ детский сад с. Нечаевка.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Проведенное нами исследование по теме: «Использование народной росписи с целью развития художественно-изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста» завершено и позволяет утверждать, что цель достигнута. Разработан комплекс дидактических материалов, включающий следующие компоненты:
- искусствоведческие беседы по теме заданий;
- виды заданий по народной росписи;
- образцы техники росписи;
- динамические пособия по выполнению городецкой росписи;
- образцы поэтапного выполнения заданий;
- динамические пособия по композиции, силуэту и ритму.
Задачи, поставленные в исследовании выполнены полностью.
На основе анализа методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования было выявлено, что особенностями формирования художественных умений дошкольников в процессе занятий народной росписью являются: расширение знания о народном искусстве, умение находить и выделять знакомые формы по их основным признакам, определять цветовые решения. Было установлено, что техника народной росписи - одна из средств формирования художественных умений, которые учат видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Народная роспись эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно-творческие умения.
Изобразительные особенности, способы выполнения, и виды деятельности в технике народной росписи, способствующей формированию художественных умений у дошкольников, заключаются в следующем: дети понимают и могут проводить линии, точки, мазки; подбирать цвет и тон; правильно держать художественный материал в руке; они умеют выделять доминанту композиции, подбирать оттенки цвета в предметной, сюжетной и декоративной композиции, компоновать изображение на листе бумаги, передавать характер и образ сюжета.
В соответствии с третьей задачей нашего исследования, традиционные подходы в формировании художественных умений у дошкольников средствами народной росписи на занятиях по изобразительной деятельности заключаются в следующем: данный процесс происходит поэтапно, последовательно, с постепенным усложнением и учетом возрастных особенностей. Ведущие ученые-педагоги доказали - для формирования художественных умений необходимо поставить цель, сформировать мотив и правильно организовать учебную деятельность.
Предлагаемые нами методические рекомендации по формированию художественных умений у дошкольников основываются на основе программы «Путешествие в прекрасное», которая обеспечивает поступательное усвоение умений детей, вовлечение их в самостоятельный творческий процесс и развитие интереса и инициативы. Проведенный эксперимент дал ожидаемый результат. Мы убедились, что при введении разработанной методики происходит формирование художественного умения у дошкольников.
Гипотеза о том, что народная роспись является одним из эффективных средств формирования художественных умений у дошкольников, при условии использования определённой методики, подтвердилась. Исследование полностью завершено, однако художественное умение детей можно рассматривать в последующем на различных видах занятиях.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов выпускной квалификационной работы в практике воспитателей дошкольного образования.
1. Алиева Т.И. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М., 2001. - 86 с.
2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателей детского сада. - М., 1988. - 43 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учеб. пособие - М., 1999. - 67 с.
5. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: методическое пособие для воспитателя. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.
6. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 272 с.
7. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность: Методические рекомендации для воспитателей. - М.: Просвещение, 1992. - 164 с.
8. Доронова Т.Н. Программа воспитания и обучения «Радуга». - М., 1993. - 213 с.
9. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М., 1992. - 67 с.
10. Запорожец А.В. Психология действия. - М., 2000. - 56 с.
11. Запорожец Л.В. Актуальные педагогические и психологические проблемы дошкольного воспитания. - М., 1970. - 340 с.
12. Захарюта Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №9. - С. 21-52.
13. Казакова Т. Детское творчество - мир ярких, удивительных образов. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №4. - С. 58-63.
14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с.
15. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Просвещение, 2005. - 176 с.
16. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: кн.
для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
17. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Знание, 1994. - 203 с.
18. Косминская В.Б, Васильева Е.И., Казакова Р.Г. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 2006. - 136 с.
19. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. Практикум: учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1987. - 68 с.
20. Крылов Е. Школа творческой личности. // Дошкольное воспитание. - 1993.- №3. - С. 15-26.
21. Куревина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. - М.: Баласс, 2008. - 416 с.
22. Логинова В.И, Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. - М.: Акцидент, 2001. - 256 с.
23. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания детей 2-10 лет «Художественный труд». - М.: Карапуз-дидактика, 2007. - С. 143.
24. Парамонова Л.А. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М.: Просвещение, 2002. - 157 с.
25. Пискунова А.И История педагогики и образования. - М., 2001. - 123 с.
26. Полонский В.М. Словарь по педагогике и образованию. - М., 2008. - 879 с.
27. Русскова Л.В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». - М.: Просвещение, 1986. - 59 с.
28. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Просвещение, 2001. - 113 с.
29. Соломенникова О.А. Радость творчества. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №1. - С. 49-52.
30. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз, 1956. - 213 с.
31. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М.:
Просвещение, 1987. - 365 с.