Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Особенности инновационного развития Пензенской области 5
1.1. Ключевые направления развития инновационного потенциала
Пензенской области 5
1.2. Инновационная инфраструктура Пензенской области 7
Глава 2. Общие сведения о программе «1000-list-nick», показатели ее эффективности 10
2.1. Цели, задачи и участники программы «1000-list-nick» 10
2.2. Содержание и результативность программы«1000-^Гшск» 14
Глава 3. Социологический анализ программы «1000-list-nick», рекомендации по ее развитию 24
3.1. Задачи и методика социологического исследования процесса
реализации программы 1000-list-nick 24
3.2. Характеристика состава участников и организаторов программы 28
3.3. Участие респондентов в мероприятиях и проектах программы 30
3.4. Направления работы программы 32
3.5. Каналы распространения информации о программе 34
3.6. Причины участия в программе, её индивидуальные результаты и
преимущества 35
3.7. Проблемы и результаты реализации программы «1000-list-nick» 40
3.8. Возможные пути исправления недостатков в реализации программы . 44
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 52
Приложение
Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р, одним из приоритетных направлений по обеспечению государственной безопасности является инновационное развитие национальной экономики, фундаментальной и прикладной науки, образования. В связи с тем, что Пензенская область не является регионом, обладающим значимым запасом природных ресурсов, не имеет крупных бюджетообразующих промышленных предприятий, единственным фактором долгосрочного устойчивого развития области является развитие инновационной деятельности.
Одной из важнейших стратегических задач Пензенской области является необходимость создания и поддержания условий и среды для развития инновационного предпринимательства, творческого самосовершенствования и самореализации личности, системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи. Для целенаправленной подготовки подрастающего поколения к занятиям инновационной деятельностью был разработан проект «Малый инновационный лифт Пензенской области», важнейшей составляющей которого является региональная комплексная межведомственная программа вовлечения детей и молодежи Пензенской области «1000-list-nick».
В рамках программы участники приобретают практический опыт творческой, исследовательской, предпринимательской и проектной деятельности, представления о профессиях в областях промышленности и предпринимательства Пензенской области, знания о способах реализации и коммерциализации бизнес-идей.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью подведения итогов семилетней работы программы, анализа социальных последствий и эффективности работы программы, социальных факторов ее популярности, а также необходимостью привлечения внимания организаторов и партнеров программы к проблемам, которые требуется решить не только для дальнейшего развития программы, но и Пензенского региона в целом.
Данное исследование проводится по заказу Министерства промышленности, транспорта и инновационной политики Пензенской области (Приложение А).
Цель данной работы - выявление и анализ условий реализации, результатов работы программы «1000-list-nick», а также проблем возникших в процессе ее функционирования, составление рекомендаций для дальнейшего развития программы. Данная цель диктует следующие задачи:
1) Проанализировать цели, задачи, историю и условия работы программы «1000-list-nick».
2) Выявить проблемы, затрудняющие работу программы.
3) Сформулировать и определить показатели роста.
4) Оценить результаты развития данных показателей за время
реализации программы.
5) Разработать рекомендации по решению проблем и увеличению показателей эффективности работы программы для ее дальнейшего развития.
В рамках данной работы будут использованы такие методы социологического исследования, как анализ документов, анкетный опрос, личное интервью.
Экономическое и социальное развитие Пензенской области тесно связано с инновационной деятельностью и ростом инновационного предпринимательства. Повышение инновационного потенциала - одна из стратегических задач региона на пути к его стабильному и активному развитию. Правительство области проводит комплекс мероприятий, нацеленных на поддержку инновационного предпринимательства, формирование кадрового состава промышленных и бизнес-структур, создания условий для самореализации личности. Одним из инструментов, используемых для реализации поставленных задач, служит региональная комплексная межведомственная программа вовлечения детей и молодежи в инновационную деятельность «1000-list-nick».
Программа «1000-list-nick» - это уникальный проект, своей основной целью ставящий подготовку специалистов востребованных профессий и развитие стартапов и инновационного предпринимательства в Пензенской области. Это среда для развития творческого потенциала, формирования сообщества детей и молодежи, заинтересованного в развитии собственных навыков и ведении успешных бизнес-проектов.
В рамках выпускной квалификационной работы были проанализированы цели, задачи, история и условия реализации программы «1000-list-nick». При решении данной задачи, помимо описания целей и задач, были изложены порядок финансирования программы, состав организаторов и координаторов работы, перечень проводимых мероприятий и изменения в нем, произошедшие с течением времени.
В качестве одной из задач данной работы, были выявлены следующие показатели эффективности программы: число участников и школ-участниц программы, количество педагогов, прошедших повышение квалификации в рамках работы программы, доля выпускников программы, выбирающих актуальный для экономики области профиль профессионального обучения, количество молодежи и подростков, вовлеченных в деятельность стартапов и различных бизнес-проектов. Проанализирована динамика развития данных показателей. Для решения этой и предыдущей задачи был применен метод анализа документов.
В ходе проведения исследования были выявлены аспекты влияния программы на образование детей-участников. По его результатам, подтвердились гипотезы о том, что участие в программе положительно влияет на общий уровень знаний участников, их успеваемость в школе, а также большинство участников программы планирует связать или уже связали свою профессиональную деятельность с теми направлениями подготовки, которые были выбраны ими в программе. Данный вывод сделан исходя из анализа результатов анкетирования и проведения интервью: подавляющее большинство респондентов (96,9%) отметили влияние программы на общий уровень их знаний; половина респондентов утвердительно ответили на вопрос о влиянии на выбор их будущей или настоящей профессии (51,5%).
Кроме того, результаты анкетирования и ответы на вопросы интервью доказали следующую гипотезу исследования: большинство участников программы узнали об ее существовании от учителей в своих школах: ровно половина респондентов (50,5%) ответили на поставленный вопрос именно так.
Одной из задач работы было выявить аспекты влияния программы на инновационный потенциал области. Для выполнения задачи были применены все три метода: анализ документов, анкетирование и личное интервью. В настоящее время функционируют 8 организаций, открытых выпускниками программы, работающих в разных направлениях. Официально не зарегистрированы еще 6 потенциальных бизнес-проектов.
Кроме того, фактором, влияющим на эффективность программы и инновационный потенциал области, является количество победителей конкурсов грантовой поддержки. В настоящее время их число достигло 10 человек.
Количество участников за семь лет возросло до 7645 человек, учителя и преподаватели вузов - до 530, количество школ увеличилось с 14 до 65. Все перечисленное подтверждает гипотезу о том, что за время реализации программы существенно возросло количество участников программы, соответственно, увеличилось число выпускников, открывших свой бизнес.
За семь лет существования программы ее логика и наполнение претерпевали изменения, сильно возросло количество участников и выпускников, появились первые примеры успешного ведения бизнеса. Безусловно, на пути реализации программы возникало и продолжает возникать множество проблем. В рамках поставленной задачи, были выявлены следующие проблемы: слабая техническая оснащенность, низкий уровень осведомленности населения о программе, проблема поиска компетентных наставников и т.д. Результаты анкетирования и интервью подтвердили гипотезу о том, что основными и требующими наибольшего внимания проблемами являются слабая освещенность ее деятельности и недостаточная техническая оснащенность мероприятий: первую проблему мероприятий (46,4%). Для решения и смягчения существующих проблем, увеличения показателей эффективности программы был разработан перечень мероприятий и рекомендаций, заключающийся в создании профессиональных сообществ, проведении усиленной PR-компании, привлечении партнеров и спонсоров.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель достигнута - выявлены и проанализированы условия реализации, результаты работы программы «1000-list-nick», а также проблемы, возникшие в процессе ее функционирования, составления рекомендаций для дальнейшего развития программы.
Подводя итог исследованию, стоит сказать, что в настоящее время перед организаторами стоит сложная задача по устранению этих проблем для совершения нового рывка в развитии программы. В целом предлагаемые рекомендации, разработанные по результатам данного исследования, в дальнейшем могут существенно повысить эффективность реализации программы.
1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2017г.);
2. Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 г. № 260
«Положение о Совете по грантам Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ РФ» (ред. от 13.03.2012г.);
3. Закон Пензенской области от 04.09.2007 № 1367-ЗПО «О
Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)»;
4. Закон Пензенской области «Об инновационной деятельности в Пензенской области» (от 2 .10.2010 года № 1972-ЗПО);
5. Распоряжение Правительства Пензенской области от 07.03.2017 г.
№ 90-рп «О разработке Стратегии социально-экономического развития
Пензенской области на долгосрочный период (до 2035 года)»;
6. Стратегия инновационного развития Пензенской области до 2021 года и прогнозный период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Пензенской области от 21 февраля 2014 года №83-рП;
7. Государственная целевая программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий на период до 2014г.» (ред. от 12.03.2012г.);
8. Межведомственный комплексный проект «Малый инновационный лифт Пензенской области» Пенза - 2014г.;
9. Е.А. Гайдученко, Л.А. Матюхина, Т.Н. Оноприенко, М.М. Эпштейн «Образование для инновационного развития региона. Пензенский опыт» - Спб.: Школьная лига, 2014г.;
10. С.Н. Бибик «Инновационный потенциал региона: сущность, содержание, структура»// Креативная экономика. - 2013г. - Том 7. - № 5. - С. 3-9;
11. Ю.А. Чабдарова «Инновационный потенциал Пензенской области» // Вестник ИрГТУ. 2013г. №5 (76);
12. О. Уланова «Особенности современного инновационного развития Пензенской области» // МСХ. 2015г. №2;
13. О. А. Давыдкина, О. С. Бирюкова, Р. Р. Бобоходжаев «Региональные особенности инновационного развития экономического потенциала Пензенской области» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016г. - Т. 11. - С. 3926-3930;
14. Е.С. Козина «Развитие инновационного потенциала в рамках молодежной политики. Сборник статей» //М.:Директ-Медиа, 2013г.;
15. А.Д. Бродай «Творческая молодежь как профессиональный сегмент социальной группы общества» // Знание. Понимание. Умение. 2012г. №1;
16. А. Окутин «Об опыте формирования инновационной среды управления молодёжной политикой на муниципальном уровне» // Самоуправление. - 2013г. - № 5. - С. 20-23;
17. В. И. Добреньков, А. И. Кравченко «Методы социологического исследования» - М., 2011г.
18. Е.М. Черняк, Г.И. Климантова, А.А. Щегорцов «Методология и методы социологического исследования: Учебник для бакалавров» / - М.: Дашков и К., 2014г. - 256 с.
19. В. В. Быков, А. И. Парамонов «Развитие предпринимательства в молодежной среде: учебно - методическое пособие» / - М. , 2010г. - 143с;
20. Н.Г. Андроникова, С.А. Баркалов, В.Н. Бурков, A.M. Котенко «Модели и методы оптимизации региональных программ развития» - М.: ИПУ РАН, 2001г.;
21. В. В. Быков, А. И. Парамонов «Развитие предпринимательства в молодежной среде: учебно-методическое пособие» / - М. , 2010г. -143с;
22. В.В. Стопычева, Ж.А. Шаповал «Проблемы реализации молодежной политики на муниципальном уровне» // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015г. - № 4-3. - С. 147-154;
23. Т.И. Морозова «Актуальные проблемы социологии и организации работы с молодежью: сб. науч. тр. каф. социологии и орг. работы с молодежью ИГМУ НИУ "БелГУ". Вып. 2» // Федер. гос. автоном. образоват. учреждение высш. проф. образования "Белгор. гос. нац. исслед. ун-т" - Белгород : БелГУ, 2012г. - 165 с;
24. A.A. Акимов, Г.С. Гамидов, В.Г. Колосов «Системологические основы инноватики» СПб., 2002г.;
25. В.Н. Бурков, А.Ю. Заложнев, C.B. Леонтьев, Д.А. Новиков, P.A. Чернышев «Механизмы финансирования программ регионального развития» //. М.: ИЛУ РАН, 2002г.;
26. Е. Донских «Что такое бизнес - инкубаторы и кого в них выращивают» // Аргументы и факты. - 2009г. - 14 сентября, с. 8.;
27. Ломоносова Т.В. Основы создания бизнес - инкубаторов для
поддержки малого предпринимательства в России. // М.: Институт
предпринимательства и инвестиций. - 2002. - 108 с.;
28. Т.А. Исмаилов, Г.С. Гамидов «Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке» // Инновации. 2003г., № 1; с. 19-20;
29. Д. Кокурин «Государственное финансирование инновационной деятельности» // Финансовый бизнес. - № 11-12, 2008г. - С.45-51;
30. К. Янковский, И. Мухарь «Организация инвестиционной и инновационной деятельности» // СПб.: Питер, 2009г. - 309с;
31. Т.Ю. Семенова «Социально-экономическое развитие регионов на основе инновационной деятельности» // СПб.: Инфо-да, 2008г. - 423с;
32. А.Б. Титов «Маркетинг и управление инновациями» - СПб.: Питер, 2010г. - 476с;
33. М.А. Бендиков «Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий» // Менеджмент в России и за рубежом. - №4, 2000г. - С.41-45;
34. А. Медовников «Инновационная революция» // Эксперт. - №12 (319), 2002г. - С.12-16;
35. В.Г. Медынский «Инновационный менеджмент» - М.: Инфра-М, 2008г. - 401с;
36. Р.Г. Майнер «Взаимосвязи экономических и социальных показателей в технопарковой системе» // Инновации. - № 1, 2009г. - С.93-96;
37. С.В. Валдайцев «Управление инновационным бизнесом» - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009г. - 376с.
II. Информационные ресурсы
38. Официальный сайт правительства Пензенской области - http: //www.penza.ru;
39. Официальная Страница Управления инновационной политики Пензенской области) - http://inno-penza.ru/department.html;
40. Портал инноваторов Пензенской области - http://www.inno-
terra.ru/potential;
41. Официальный сайт Пензенского регионального объединения бизнес-инкубаторов - http://biznes-penza.ru/.