СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ОДНОЙ ЕДИНИЦЕ ТЕХНИКИ САМБО НА ПРИМЕРЕ БРОСКА «ПЕРЕДНЯЯ ПОДНОЖКА»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ В САМБО НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 7
1.1 Анализ литературы и источников по теме обучения
технике в борьбе 7
1.2 Соотношение классификации техники самбо и броска
передняя подножка 23
1.3 Особенности мышечной активности при проведении
броска передняя подножка 26
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1 Задачи исследования 30
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования 33
Глава 3. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ 35
3.1 Определение показателей уровня овладения техникой 35
3.2 Применение фотофиксации в процессе обучения
технике броска передняя подножка 40
3.3 Исследование особенностей обучения броску передняя подножка на начальном этапе специализации 44
ВЫВОДЫ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ В САМБО НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 7
1.1 Анализ литературы и источников по теме обучения
технике в борьбе 7
1.2 Соотношение классификации техники самбо и броска
передняя подножка 23
1.3 Особенности мышечной активности при проведении
броска передняя подножка 26
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1 Задачи исследования 30
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования 33
Глава 3. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ 35
3.1 Определение показателей уровня овладения техникой 35
3.2 Применение фотофиксации в процессе обучения
технике броска передняя подножка 40
3.3 Исследование особенностей обучения броску передняя подножка на начальном этапе специализации 44
ВЫВОДЫ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность. Известно, что специалистами говориться о необходимости многократного повторения разучиваемых элементов техники борьбы. Очень важно, чтобы занимающиеся знали, что возможности мозга человеком используются лишь на 5 — 7%. Вначале «включается» центр двигательной активности, так называемая первичная моторная зоны а по мере многократных повторений движения подключаются вторичная моторная зона, управляющая автоматизированными формами движений, и зона тактильной чувствительности, реагирующая на прикосновения.
Общая установка на многократные повторения разучиваемых элементов техники реализуется не только в грамотном построении многолетней технической подготовки, т.е. в обобщенном изучении всей техники, но и в правильном обучении каждой единице техники.
Современный уровень развития спортивной борьбы требует от спортсменов высокого уровня технической подготовленности, являющейся важнейшей стороной мастерства. Как отмечают многие специалисты, значительных результатов на соревнованиях могут достичь только те борцы, которые обладают надежной и эффективной техникой. Основы техники формируются на начальном этапе многолетней подготовки спортсмена. Бросок передняя подножка является основных бросков в самбо. В настоящее время перед специалистами спортивной борьбы стоят вопросы построения наиболее рациональной системы обучения технике приемов и создание методики обучения наиболее эффективным способам выполнения отдельных бросков.
Используя в процессе восприятия и созерцания изучаемой единицы техники дидактический принцип сознательности и активности, необходимо: 1) вызвать у занимающихся мотивированность изучения новой единицы техники; 2) обеспечить усвоение наименования и объяснений техники; 3) создать условия для наиболее полного восприятия задания за счет четкой демонстрации; 4) предложить такое двигательное задание, которое окажется оптимальным для овладения основным механизмом техники движения.
Выполняя первое требование, тренер должен рассказать о ква - лифицированных борцах, успешно применяющих разучиваемую единицу техники. Выполняя остальные требования, следует использовать различные типы адаптации учебных заданий: программную, которая состоит в сокращении объема учебного материала или конкретного шага обучения: координационную, которая облегчает управление движением; физическую, которая не снижает требования к физической подготовленности; психическую, которая уменьшает психическую напряженность процесса обучения; семантическую, которая упрощает изложение при объяснении техники движений.
Еще П.Ф.Лесгафт отмечал, что физкультурное образование немыслимо без упражнения органов чувств. Совершенствование их при решении упомянутых задач обучения необходимо. Поэтому следует выявить роль органов чувств в процессах обучения и становления техники, закономерности анализаторной деятельности. Эти направления являются классическими в отечественной науке. Еще И. П. Павлов писал о связях между мозгом и периферическими отделами анализаторов. П. К. Анохин сформулировал идею «о ведущей афферентации» — о переключении ведущей роли в управлении движением с одного анализатора на другой и постепенном «сужении афферентации».
Анализ литературных источников показал, что многие авторы используют нестандартное оборудование для обучения броску передняя подножка, но информации по нашей теме исследования в той или иной возрастной группе недостаточно, поэтому мы считаем выбранную тему "Современные технологии методики обучения одной единице техники самбо на примере броска "передняя подножка" - актуальной.
Объект исследования: Современные технологии методики обучения технике самбо.
Предмет исследования: особенности обучения одной единице техники самбо на примере броска передняя подножка.
Цель исследования: разработать, обосновать эффективность методики обучения и совершенствования техники броска передняя подножка в тренировочном процессе самбистов.
Степень обоснованности выводов и основных положений, выносимых на защиту, обеспечивается методологической базой системного, деятельного и личностного подходов, опорой на концептуальные положения психологические теории развития личности, психологической теории деятельности, теории физической культуры личности, знания и представления теории и методики физического воспитания.
Достоверность полученных результатов подтверждается применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, результатами педагогических экспериментов с участием достаточных выборок испытуемых, корректным применением методов математической статистики при количественном анализе экспериментальных данных.
Научная новизна результатов исследований состоит в следующем:
1. Экспериментально установлены особенности методических рекомендаций для обучения самбистов технике броска передняя подножка.
2. Определены и экспериментально обоснованы современные технологии обучения одной единице техники самбо.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что расширяют и углубляют имеющиеся в современной теории и методике физического воспитания знания и представления о технологиях обучения одной единице техники самбо. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей постановки и исследования проблем совершенствования физического воспитания в образовательных учреждениях различных типов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в их направленности на разрешение противоречий традиционной практики физического воспитания, препятствующих формированию глубоких и устойчивых педагогических навыков тренеров-преподавателей в области обучения технике бросков.
Материалы исследования могут быть использованы учебных заведениях дополнительного образования, учреждениях осуществляющих профессиональную подготовку преподавателей физической культуры, а также в системе повышения квалификации специалистов по физической культуре, работающих в образовательных учреждениях различных типов.
Методы. Предварительно для решения поставленных задач нами были использованы метод анализа научно - методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок и методы математической статистики (t-критерий Уайта).
Общая установка на многократные повторения разучиваемых элементов техники реализуется не только в грамотном построении многолетней технической подготовки, т.е. в обобщенном изучении всей техники, но и в правильном обучении каждой единице техники.
Современный уровень развития спортивной борьбы требует от спортсменов высокого уровня технической подготовленности, являющейся важнейшей стороной мастерства. Как отмечают многие специалисты, значительных результатов на соревнованиях могут достичь только те борцы, которые обладают надежной и эффективной техникой. Основы техники формируются на начальном этапе многолетней подготовки спортсмена. Бросок передняя подножка является основных бросков в самбо. В настоящее время перед специалистами спортивной борьбы стоят вопросы построения наиболее рациональной системы обучения технике приемов и создание методики обучения наиболее эффективным способам выполнения отдельных бросков.
Используя в процессе восприятия и созерцания изучаемой единицы техники дидактический принцип сознательности и активности, необходимо: 1) вызвать у занимающихся мотивированность изучения новой единицы техники; 2) обеспечить усвоение наименования и объяснений техники; 3) создать условия для наиболее полного восприятия задания за счет четкой демонстрации; 4) предложить такое двигательное задание, которое окажется оптимальным для овладения основным механизмом техники движения.
Выполняя первое требование, тренер должен рассказать о ква - лифицированных борцах, успешно применяющих разучиваемую единицу техники. Выполняя остальные требования, следует использовать различные типы адаптации учебных заданий: программную, которая состоит в сокращении объема учебного материала или конкретного шага обучения: координационную, которая облегчает управление движением; физическую, которая не снижает требования к физической подготовленности; психическую, которая уменьшает психическую напряженность процесса обучения; семантическую, которая упрощает изложение при объяснении техники движений.
Еще П.Ф.Лесгафт отмечал, что физкультурное образование немыслимо без упражнения органов чувств. Совершенствование их при решении упомянутых задач обучения необходимо. Поэтому следует выявить роль органов чувств в процессах обучения и становления техники, закономерности анализаторной деятельности. Эти направления являются классическими в отечественной науке. Еще И. П. Павлов писал о связях между мозгом и периферическими отделами анализаторов. П. К. Анохин сформулировал идею «о ведущей афферентации» — о переключении ведущей роли в управлении движением с одного анализатора на другой и постепенном «сужении афферентации».
Анализ литературных источников показал, что многие авторы используют нестандартное оборудование для обучения броску передняя подножка, но информации по нашей теме исследования в той или иной возрастной группе недостаточно, поэтому мы считаем выбранную тему "Современные технологии методики обучения одной единице техники самбо на примере броска "передняя подножка" - актуальной.
Объект исследования: Современные технологии методики обучения технике самбо.
Предмет исследования: особенности обучения одной единице техники самбо на примере броска передняя подножка.
Цель исследования: разработать, обосновать эффективность методики обучения и совершенствования техники броска передняя подножка в тренировочном процессе самбистов.
Степень обоснованности выводов и основных положений, выносимых на защиту, обеспечивается методологической базой системного, деятельного и личностного подходов, опорой на концептуальные положения психологические теории развития личности, психологической теории деятельности, теории физической культуры личности, знания и представления теории и методики физического воспитания.
Достоверность полученных результатов подтверждается применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, результатами педагогических экспериментов с участием достаточных выборок испытуемых, корректным применением методов математической статистики при количественном анализе экспериментальных данных.
Научная новизна результатов исследований состоит в следующем:
1. Экспериментально установлены особенности методических рекомендаций для обучения самбистов технике броска передняя подножка.
2. Определены и экспериментально обоснованы современные технологии обучения одной единице техники самбо.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что расширяют и углубляют имеющиеся в современной теории и методике физического воспитания знания и представления о технологиях обучения одной единице техники самбо. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей постановки и исследования проблем совершенствования физического воспитания в образовательных учреждениях различных типов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в их направленности на разрешение противоречий традиционной практики физического воспитания, препятствующих формированию глубоких и устойчивых педагогических навыков тренеров-преподавателей в области обучения технике бросков.
Материалы исследования могут быть использованы учебных заведениях дополнительного образования, учреждениях осуществляющих профессиональную подготовку преподавателей физической культуры, а также в системе повышения квалификации специалистов по физической культуре, работающих в образовательных учреждениях различных типов.
Методы. Предварительно для решения поставленных задач нами были использованы метод анализа научно - методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок и методы математической статистики (t-критерий Уайта).
В соответствии с целями и задачами нашей работы мы можем в заключении утверждать.
1. Недостаточно обоснованное распределение времени и энергии на совершенствование различных компонентов мастерства приводит к проблемам в спортивной подготовленности на различных этапах. Проблемы, появившиеся на начальных этапах становления спортивного мастерства, впоследствии бывает очень трудно, а иногда и практически невозможно решить .
2. Современный уровень развития спортивной борьбы требует от спортсменов высокого уровня технической подготовленности, являющейся важнейшей стороной мастерства. Как отмечают многие специалисты, значительных результатов на соревнованиях могут достичь только те борцы, которые обладают надежной и эффективной техникой. Основы техники формируются на начальном этапе многолетней подготовки спортсмена. Бросок передняя подножка является основных бросков в самбо. В настоящее время перед специалистами спортивной борьбы стоят вопросы построения наиболее рациональной системы обучения технике приемов и создание методики обучения наиболее эффективным способам выполнения отдельных бросков.
3. Анализ литературных источников показал, что многие авторы используют нестандартное оборудование для обучения броску передняя подножка, но информации по нашей теме исследования в данной возрастной группе недостаточно.
4. При обучении броску передняя подножка мы решали определенные педагогические задачи, поэтому процесс обучения разделили на несколько этапов. На первом этапе обучения двигательному действию мы использовали различные формы. Ознакомление с броском передняя подножка происходило при помощи наглядных пособий, наблюдений за соревнованиями, показом видеороликов.
Задачей ознакомления являлось создание у занимающихся зрительного образа броска передняя подножка, передачей новичкам знаний техники его выполнения, обогащение их двигательного опыта. Одной из причин ошибочных действий новичков в период ознакомления является то, что они не представляют себе места и значения изучаемого приема в общей системе техники и тактики борьбы.
На втором этапе обучения двигательному действию бросок передняя подножка разучивался в условиях специализированных занятий. Особенностями нашей методики являлось применение нестандартного оборудования, что повышало эффективность упражнений, мотивацию к изучению элемента, повышение эмоционального фона занятия. На занятиях мы использовали различные упражнения с резиновыми экспандерами, с манекенами, с курткой самбо на резине и поясе на резине. Одно из главных преимуществ тренировочного манекена состояло в том, что он не заменим в отработке техники и повышении уровня функциональной подготовки. Выполнялись такие упражнения, как максимальное количество бросков за 1 минуту, определенное количество бросков с использованием манекена.
Разучивание броска начинали поэтапно, вначале отдельно изучали движение рук и ног, затем их сочетание. Сначала выполняли имитацию без партнеров, затем продолжали обучение на не сопротивляющихся партнерах. Создавались облегченные условия для первых выполнений приема, при обучении броску передняя подножка занимающихся распределяли на пары, выполняли бросок с манекеном и кимоно на резине. В пары подбирали равных по весу и росту партнеров, бросок проводился на мягких матах. Во время разучивания одни выполняли бросок, а другие ему помогали.
Задачей третьего этапа (этап закрепления) было освоение броска передняя подножка доступным для детей в условиях соревнований. Навыки закреплялись в упражнениях с резиновыми экспандерами разной упругости, утяжелителями для рук и ног, манекенами, а также в учебно -тренировочных схватках с использованием различных по росту и весу партнеров. С помощью резиновых экспандеров мы развивали взрывную силу тяги рук для броска передняя подножка, закрепляли отдельные элементы техники работы рук и согласования движений. С помощью упражнений с утяжелителями мы в основном закрепляли технику работы ног, а также способствовали развитию специальной физической подготовленности.
Таким образом, можно констатировать факт, что разработанные нами особенности методики обучения броску передняя подножка начинающих спортсменов в самбо являются наиболее эффективными.
1. Недостаточно обоснованное распределение времени и энергии на совершенствование различных компонентов мастерства приводит к проблемам в спортивной подготовленности на различных этапах. Проблемы, появившиеся на начальных этапах становления спортивного мастерства, впоследствии бывает очень трудно, а иногда и практически невозможно решить .
2. Современный уровень развития спортивной борьбы требует от спортсменов высокого уровня технической подготовленности, являющейся важнейшей стороной мастерства. Как отмечают многие специалисты, значительных результатов на соревнованиях могут достичь только те борцы, которые обладают надежной и эффективной техникой. Основы техники формируются на начальном этапе многолетней подготовки спортсмена. Бросок передняя подножка является основных бросков в самбо. В настоящее время перед специалистами спортивной борьбы стоят вопросы построения наиболее рациональной системы обучения технике приемов и создание методики обучения наиболее эффективным способам выполнения отдельных бросков.
3. Анализ литературных источников показал, что многие авторы используют нестандартное оборудование для обучения броску передняя подножка, но информации по нашей теме исследования в данной возрастной группе недостаточно.
4. При обучении броску передняя подножка мы решали определенные педагогические задачи, поэтому процесс обучения разделили на несколько этапов. На первом этапе обучения двигательному действию мы использовали различные формы. Ознакомление с броском передняя подножка происходило при помощи наглядных пособий, наблюдений за соревнованиями, показом видеороликов.
Задачей ознакомления являлось создание у занимающихся зрительного образа броска передняя подножка, передачей новичкам знаний техники его выполнения, обогащение их двигательного опыта. Одной из причин ошибочных действий новичков в период ознакомления является то, что они не представляют себе места и значения изучаемого приема в общей системе техники и тактики борьбы.
На втором этапе обучения двигательному действию бросок передняя подножка разучивался в условиях специализированных занятий. Особенностями нашей методики являлось применение нестандартного оборудования, что повышало эффективность упражнений, мотивацию к изучению элемента, повышение эмоционального фона занятия. На занятиях мы использовали различные упражнения с резиновыми экспандерами, с манекенами, с курткой самбо на резине и поясе на резине. Одно из главных преимуществ тренировочного манекена состояло в том, что он не заменим в отработке техники и повышении уровня функциональной подготовки. Выполнялись такие упражнения, как максимальное количество бросков за 1 минуту, определенное количество бросков с использованием манекена.
Разучивание броска начинали поэтапно, вначале отдельно изучали движение рук и ног, затем их сочетание. Сначала выполняли имитацию без партнеров, затем продолжали обучение на не сопротивляющихся партнерах. Создавались облегченные условия для первых выполнений приема, при обучении броску передняя подножка занимающихся распределяли на пары, выполняли бросок с манекеном и кимоно на резине. В пары подбирали равных по весу и росту партнеров, бросок проводился на мягких матах. Во время разучивания одни выполняли бросок, а другие ему помогали.
Задачей третьего этапа (этап закрепления) было освоение броска передняя подножка доступным для детей в условиях соревнований. Навыки закреплялись в упражнениях с резиновыми экспандерами разной упругости, утяжелителями для рук и ног, манекенами, а также в учебно -тренировочных схватках с использованием различных по росту и весу партнеров. С помощью резиновых экспандеров мы развивали взрывную силу тяги рук для броска передняя подножка, закрепляли отдельные элементы техники работы рук и согласования движений. С помощью упражнений с утяжелителями мы в основном закрепляли технику работы ног, а также способствовали развитию специальной физической подготовленности.
Таким образом, можно констатировать факт, что разработанные нами особенности методики обучения броску передняя подножка начинающих спортсменов в самбо являются наиболее эффективными.



