Согласованность супружеских ролей как фактор развития продуктивных детско-родительских отношений
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы согласованности
супружеских ролей как фактора развития продуктивных детско-родительских
отношений 8
1.1. Понятие « супружеская роль» и ее компонентов 8
1.2. Ролевые установки супругов как показатель совместимости 13
1.3. Уровни супружеских взаимоотношений 17
1.4. Сущность и особенности воспитания ребенка в семье 21
1.5. Роль супружеских взаимоотношений в семейном воспитании 31
1.6. Научно-практические подходы к исследованию проблемы влияния
супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье 42
Выводы по первой главе 54
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи между согласованностью супружеских ролей и особенностями воспитания детей в семье 56
2.1. Описание этапов исследования, группы испытуемых, используемых
диагностических методик и методов математико-статистической обработки данных 56
2.2. Анализ результатов исследования согласованности супружеских
ролей 58
2.3. Анализ результатов исследования особенностей семейного
воспитания 72
2.4. Определение связи между согласован н остью ролевых установок
супругов и деструктивностью семейного воспитания 76
Выводы по второй главе 81
Заключение 83
Список используемых источников 85
Приложение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы согласованности
супружеских ролей как фактора развития продуктивных детско-родительских
отношений 8
1.1. Понятие « супружеская роль» и ее компонентов 8
1.2. Ролевые установки супругов как показатель совместимости 13
1.3. Уровни супружеских взаимоотношений 17
1.4. Сущность и особенности воспитания ребенка в семье 21
1.5. Роль супружеских взаимоотношений в семейном воспитании 31
1.6. Научно-практические подходы к исследованию проблемы влияния
супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье 42
Выводы по первой главе 54
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи между согласованностью супружеских ролей и особенностями воспитания детей в семье 56
2.1. Описание этапов исследования, группы испытуемых, используемых
диагностических методик и методов математико-статистической обработки данных 56
2.2. Анализ результатов исследования согласованности супружеских
ролей 58
2.3. Анализ результатов исследования особенностей семейного
воспитания 72
2.4. Определение связи между согласован н остью ролевых установок
супругов и деструктивностью семейного воспитания 76
Выводы по второй главе 81
Заключение 83
Список используемых источников 85
Приложение
Актуальность темы диссертационного исследования. Проблемы сохранения и укрепления семьи занимают сегодня по важности одно из первых мест среди социальных проблем общества (Навайтис Г.А., 1983; Левкович В.П., 1985; Зуськова О.Э., 1985; Карабанова О.А., 2001; Шнейдер Л.Б., 2003; Эйдемиллер Э.Г., 2007; Варга А.Я., 2009).
Исследование психологических детерминант семейных взаимоотношений является одним из важнейших разделов изучения периода зрелости (по периодизации Дж. Биррена, 1964). Супружеские взаимоотношения представляют собой важную составляющую частной жизни взрослого населения, чему посвящено значительное число исследований (Дружинин В.Н., 2000; Эйдемиллер Э.Г., 2001; Сатир В., 2002; Харчев А.Г., 2003; Антонов А.И., 2005; Андреева Т.В., 2007; Шнейдер Л.Б., 2007; и др.). В большинстве исследований нашли отражение мотивы вступления в брак, функции семьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии (Бойко В.В., 1983; Обозова А.Н., 1984; Гозман Л.Я., 1987; Навайтис Г.А., 1999; Алешина Ю.Е., 2000; Кратохвил С., 2008; Обозов Н.Н., 2008; Варга А.Я., 2009).
В психологии неоднократно проводились исследования различных аспектов межличностного взаимодействия супругов, детерминирующих конфликты в семейных отношениях и разводы (Обозов Н.Н., 1981, 2005; Обозова А.Н., 1984; Алешина Ю.Е., 1985; Захаров А.И., 1981; Гозман Л.Я., 2002; Борисов И.Ю., 2002; Андреева Т.В., 2005). Также значимыми представляются исследования, касающиеся брачно-семейных отношений в стабильных браках и выявляющие факторы развития семейной системы (Юркевич Н.Г., 1970; Харчев А.Г., 1978, Алешина Ю.Е., 1985; Обозов Н.Н., 1995; Кононова А.В., 2001; Айшпур О.С., 2001 и др.).
Однако, ряд проблем, связанных с продуктивностью брачно-семейных отношений, еще не получил должного освещения в трудах исследователей. Так, недостаточно изученными остаются вопросы, касающиеся влияния семьи, ее структуры, особенностей супружеских отношений на формирование продуктивных детско-родительских отношений.
Пока малоизученными остаются вопросы, касающиеся особенностей ролевых взаимоотношений супругов (Долакова, З.М., 2006; Андриенко, О.Ю., 2008), а также аспектов продуктивного ролевого поведения (Коростылева Л.А., 2000; Нагоев Б.Б., 2006). Также остаются недостаточно исследованными аспекты взаимосвязи ролевой согласованности супругов и особенностей воспитания детей. Именно это и определяет актуальность данного исследования. Таким образом, актуальность исследования состоит в необходимости изучения и описания детско-родительских отношений в контексте ролевой согласованности супругов, что позволит обобщить факторы, способствующие продуктивным детско-родительским отношениям, а также факторы их определяющие.
Стабильность брака в русле современного подхода характеризуется как показатель успешности супружеских отношений. Удовлетворенность браком, отражающая субъективное отношение супругов к собственному браку, является основным предметом изучения в психологических исследованиях семьи (Голод С.И., 1998; Обозов Н.Н., 1982; Обозова А.Н., 1982; Олейник Ю.Н., 1986; Сысенко В.А., 1982; Левкович В.П., 1987 и др.). Как одну из важных причин неудовлетворенности браком большинство авторов указывают рассогласованность супружеских ролей (Алешина Ю.Е., 1991; Андреева Т.В., 2002; Арутюнян М.Ю., 1987; Гозман Л.Я., 1987; Ковалев С.В., 1988; Харчев А.Г., 1979; Дружинин В.Н., 2000; Навайтис Г.А., 1999; Голофаст В., 1985; Обозов Н.Н., 1995; Голод С.И., 1987; Сарбин Т.Г., 2004; Парсонс Т., 1998 и др.).
Детальный анализ характеристик согласованности семейных ролей, позволяет обозначить факторы, способствующие стабилизации гармоничных детско-родительских взаимоотношений в современной семье,
Цель исследования - выявление связи между паттернами ролевой согласованности супругов и особенностями воспитания детей.
Объект: семейные отношения.
Предметом исследования является согласованность супружеских ролей как фактор развития продуктивных детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования: ролевая согласованность супругов является одним из факторов развития продуктивных детско -родительских отношений. Супруги с несогласованными ролевыми установками допускают больше ошибок в воспитании детей, а именно: для них более характерны воспитательная неуверенность, проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, расширение сферы родительских чувств по сравнению с супругами с согласованными ролевыми установками.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы, посвященной вопросам ролевой согласованности супругов, развитию продуктивных детско- родительских отношений с целью определить основные понятия и выбрать теоретические подходы.
2. Оценить степень выраженности согласованности ролевых установок в браке мужчин и женщин и соотнести полученные данные с категорией продуктивности-непродуктивности детско-родительских отношений.
3. Определить наиболее значимые сферы супружеского взаимодействия в общей выборке испытуемых, а также в мужских и женских группах в аспекте их ролевой согласованности в супружестве.
4. Определить связи между уровнем ролевой согласованности супругов - мужчин и супругов-женщин и особенностями воспитания детей.
Теоретико-методологическими основами диссертационного исследования являлись: принципы системного подхода, развиваемые П.К. Анохиным (1975), Б.Ф. Ломовым (1975), В.А. Барабанщиковым (1990) и принципы комплексного подхода к изучению индивидуальности как целостной системы Б.Г. Ананьева (1963) и др.; принципы активности личности в процессе жизнедеятельности Б.Г. Ананьева (1967), Л.С. Выготского (1960) и др.; концепция самоактуализации личности А. Маслоу (1954), нашедшая свое отражение во взглядах К. Роджерса (1959), Э. Фромма (1955) и др.; концепция самореализации личности в брачно-семейных отношениях Л.А. Коростылевой (2000); концепции семьи как социально - психологического образования Г.М. Андреевой (1980), А.И. Антонова (1998), С.М. Голод (1977), А.Г. Харчева (1978), Э.Г. Эйдемиллера (1990); ведущие положения психологии супружеских отношений Ю.Е. Алешиной (1987), А.А. Бодалева (1989), Л.Я. Гозмана (1979), С. Кратохвил (1991), Г.А. Навайтис (1999), Н.Н. Обозова (1979), А.Н. Обозовой (1983), В. Сатир (1992) и др.; психоаналитические концепции З. Фрейда (1894, 1924, 1930) и А. Фрейд (1936) о механизмах психологической защиты и агрессивности; теория двухмерной модели регулирования конфликтов К. Томаса (1976); теория мотивационных типов С. Шварца - В. Билски (1987); теория о социальном научении А. Бандуры (1963) и концепция фрустрационной детерминации агрессии Д. Долларда (1939).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез были использованы следующие методы исследования:
- теоретико-методологический анализ литературных источников по теме диссертации;
- психодиагностические методы: опрос, психологическое тестирование ;
- статистические методы обработки данных : корреляционный анализ - ранговая корреляция Ч. Спирмена, критерий Манна-Уитни.
Методики исследования:
- опросник для оценки согласованности ролевых установок в супружеской паре А.Н. Волковой;
- Опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается широким теоретическим обзором современных подходов к изучению ролевой согласованности в браке и особенностей воспитания детей, применением системного подхода к изучению и описанию объекта исследования, выбором соответствующих предмету, цели и задачам методов исследования и применением методов математико-статистической обработки данных.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе:
• согласованность супружеских ролей определена как значимый фактор развития продуктивных детско-родительских отношений.
• установлены различия в структуре и выраженности ролевых притязаний и ожиданий супругов;
• в контексте ролевой согласованности определены наиболее конфликтные сферы супружеского взаимодействия, их связь с особенностями семейного воспитания;
• установлено, что степень ролевой согласованности супругов связана с детско-родительскими отношениями.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования полученных результатов в практике психологического консультирования, направленного на сохранение супружеских отношений, на формирование адекватных установок в браке и воспитании детей. Выявленные в исследовании закономерности могут быть использованы как инструмент для выбора психотерапевтической стратегии при работе, как с супружеской парой, так и при индивидуальной терапии.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась их методологической обоснованностью, применением комплексных методов исследования, адекватных цели, предмету и объекту исследования, а также математических методов обработки и анализа данных.
Исследование психологических детерминант семейных взаимоотношений является одним из важнейших разделов изучения периода зрелости (по периодизации Дж. Биррена, 1964). Супружеские взаимоотношения представляют собой важную составляющую частной жизни взрослого населения, чему посвящено значительное число исследований (Дружинин В.Н., 2000; Эйдемиллер Э.Г., 2001; Сатир В., 2002; Харчев А.Г., 2003; Антонов А.И., 2005; Андреева Т.В., 2007; Шнейдер Л.Б., 2007; и др.). В большинстве исследований нашли отражение мотивы вступления в брак, функции семьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии (Бойко В.В., 1983; Обозова А.Н., 1984; Гозман Л.Я., 1987; Навайтис Г.А., 1999; Алешина Ю.Е., 2000; Кратохвил С., 2008; Обозов Н.Н., 2008; Варга А.Я., 2009).
В психологии неоднократно проводились исследования различных аспектов межличностного взаимодействия супругов, детерминирующих конфликты в семейных отношениях и разводы (Обозов Н.Н., 1981, 2005; Обозова А.Н., 1984; Алешина Ю.Е., 1985; Захаров А.И., 1981; Гозман Л.Я., 2002; Борисов И.Ю., 2002; Андреева Т.В., 2005). Также значимыми представляются исследования, касающиеся брачно-семейных отношений в стабильных браках и выявляющие факторы развития семейной системы (Юркевич Н.Г., 1970; Харчев А.Г., 1978, Алешина Ю.Е., 1985; Обозов Н.Н., 1995; Кононова А.В., 2001; Айшпур О.С., 2001 и др.).
Однако, ряд проблем, связанных с продуктивностью брачно-семейных отношений, еще не получил должного освещения в трудах исследователей. Так, недостаточно изученными остаются вопросы, касающиеся влияния семьи, ее структуры, особенностей супружеских отношений на формирование продуктивных детско-родительских отношений.
Пока малоизученными остаются вопросы, касающиеся особенностей ролевых взаимоотношений супругов (Долакова, З.М., 2006; Андриенко, О.Ю., 2008), а также аспектов продуктивного ролевого поведения (Коростылева Л.А., 2000; Нагоев Б.Б., 2006). Также остаются недостаточно исследованными аспекты взаимосвязи ролевой согласованности супругов и особенностей воспитания детей. Именно это и определяет актуальность данного исследования. Таким образом, актуальность исследования состоит в необходимости изучения и описания детско-родительских отношений в контексте ролевой согласованности супругов, что позволит обобщить факторы, способствующие продуктивным детско-родительским отношениям, а также факторы их определяющие.
Стабильность брака в русле современного подхода характеризуется как показатель успешности супружеских отношений. Удовлетворенность браком, отражающая субъективное отношение супругов к собственному браку, является основным предметом изучения в психологических исследованиях семьи (Голод С.И., 1998; Обозов Н.Н., 1982; Обозова А.Н., 1982; Олейник Ю.Н., 1986; Сысенко В.А., 1982; Левкович В.П., 1987 и др.). Как одну из важных причин неудовлетворенности браком большинство авторов указывают рассогласованность супружеских ролей (Алешина Ю.Е., 1991; Андреева Т.В., 2002; Арутюнян М.Ю., 1987; Гозман Л.Я., 1987; Ковалев С.В., 1988; Харчев А.Г., 1979; Дружинин В.Н., 2000; Навайтис Г.А., 1999; Голофаст В., 1985; Обозов Н.Н., 1995; Голод С.И., 1987; Сарбин Т.Г., 2004; Парсонс Т., 1998 и др.).
Детальный анализ характеристик согласованности семейных ролей, позволяет обозначить факторы, способствующие стабилизации гармоничных детско-родительских взаимоотношений в современной семье,
Цель исследования - выявление связи между паттернами ролевой согласованности супругов и особенностями воспитания детей.
Объект: семейные отношения.
Предметом исследования является согласованность супружеских ролей как фактор развития продуктивных детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования: ролевая согласованность супругов является одним из факторов развития продуктивных детско -родительских отношений. Супруги с несогласованными ролевыми установками допускают больше ошибок в воспитании детей, а именно: для них более характерны воспитательная неуверенность, проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, расширение сферы родительских чувств по сравнению с супругами с согласованными ролевыми установками.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы, посвященной вопросам ролевой согласованности супругов, развитию продуктивных детско- родительских отношений с целью определить основные понятия и выбрать теоретические подходы.
2. Оценить степень выраженности согласованности ролевых установок в браке мужчин и женщин и соотнести полученные данные с категорией продуктивности-непродуктивности детско-родительских отношений.
3. Определить наиболее значимые сферы супружеского взаимодействия в общей выборке испытуемых, а также в мужских и женских группах в аспекте их ролевой согласованности в супружестве.
4. Определить связи между уровнем ролевой согласованности супругов - мужчин и супругов-женщин и особенностями воспитания детей.
Теоретико-методологическими основами диссертационного исследования являлись: принципы системного подхода, развиваемые П.К. Анохиным (1975), Б.Ф. Ломовым (1975), В.А. Барабанщиковым (1990) и принципы комплексного подхода к изучению индивидуальности как целостной системы Б.Г. Ананьева (1963) и др.; принципы активности личности в процессе жизнедеятельности Б.Г. Ананьева (1967), Л.С. Выготского (1960) и др.; концепция самоактуализации личности А. Маслоу (1954), нашедшая свое отражение во взглядах К. Роджерса (1959), Э. Фромма (1955) и др.; концепция самореализации личности в брачно-семейных отношениях Л.А. Коростылевой (2000); концепции семьи как социально - психологического образования Г.М. Андреевой (1980), А.И. Антонова (1998), С.М. Голод (1977), А.Г. Харчева (1978), Э.Г. Эйдемиллера (1990); ведущие положения психологии супружеских отношений Ю.Е. Алешиной (1987), А.А. Бодалева (1989), Л.Я. Гозмана (1979), С. Кратохвил (1991), Г.А. Навайтис (1999), Н.Н. Обозова (1979), А.Н. Обозовой (1983), В. Сатир (1992) и др.; психоаналитические концепции З. Фрейда (1894, 1924, 1930) и А. Фрейд (1936) о механизмах психологической защиты и агрессивности; теория двухмерной модели регулирования конфликтов К. Томаса (1976); теория мотивационных типов С. Шварца - В. Билски (1987); теория о социальном научении А. Бандуры (1963) и концепция фрустрационной детерминации агрессии Д. Долларда (1939).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез были использованы следующие методы исследования:
- теоретико-методологический анализ литературных источников по теме диссертации;
- психодиагностические методы: опрос, психологическое тестирование ;
- статистические методы обработки данных : корреляционный анализ - ранговая корреляция Ч. Спирмена, критерий Манна-Уитни.
Методики исследования:
- опросник для оценки согласованности ролевых установок в супружеской паре А.Н. Волковой;
- Опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается широким теоретическим обзором современных подходов к изучению ролевой согласованности в браке и особенностей воспитания детей, применением системного подхода к изучению и описанию объекта исследования, выбором соответствующих предмету, цели и задачам методов исследования и применением методов математико-статистической обработки данных.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе:
• согласованность супружеских ролей определена как значимый фактор развития продуктивных детско-родительских отношений.
• установлены различия в структуре и выраженности ролевых притязаний и ожиданий супругов;
• в контексте ролевой согласованности определены наиболее конфликтные сферы супружеского взаимодействия, их связь с особенностями семейного воспитания;
• установлено, что степень ролевой согласованности супругов связана с детско-родительскими отношениями.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования полученных результатов в практике психологического консультирования, направленного на сохранение супружеских отношений, на формирование адекватных установок в браке и воспитании детей. Выявленные в исследовании закономерности могут быть использованы как инструмент для выбора психотерапевтической стратегии при работе, как с супружеской парой, так и при индивидуальной терапии.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась их методологической обоснованностью, применением комплексных методов исследования, адекватных цели, предмету и объекту исследования, а также математических методов обработки и анализа данных.
Взаимоотношения в семье выступают важнейшим фактором, влияющим на становление человека как личности. Данное положение принципиально для отечественной психологии. Именно в общении с членами своей семьи, прежде всего родителями, дети усваивают социальные нормы и ценностные ориентации, способы общения и выражения своих состояний. На любом этапе возрастного развития для ребенка является значимой роль родителей. Сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими - условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Психологическая уравновешенность ребенка, развитие его самосознания зависит главным образом от его отношений с родителями. Усвоенные в детстве стереотипы поведения будут определять во многом взаимоотношения ребенка с другими людьми, в том числе и со сверстниками.
В теоретической части исследования нами были изучены и проанализированы понятия супружеской роли и ее компонентов, ролевые установки супругов как показатель совместимости, описаны уровни супружеских взаимоотношений. Сделан обзор представлений о сущности и особенностях воспитания ребенка в семье и роли супружеских взаимоотношений в семейном воспитании. Представлены научно- практические подходы к исследованию проблемы влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье.
Теоретический анализ позволил сделать выводы о том, что процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. Структура семейных ролей не постоянна в ходе цикла развития семьи, в ней происходят значительные изменения в плане традиционности - эгалитарности распределения ролей между супругами.
Кроме того, семья может являться источником психологической травматизации ребенка в том случае, если родителями реализуется «негармонический» тип воспитания (потворствующая или доминирующая гиперпротекция, повышенная мораль Пая ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, гипопротекция). Реализация «негармоничного» типа воспитания может быть связана с неудовлетворенностью одного или обоих родителей состоянием супружеских отношений.
Было предпринято эмпирическое исследование связи согласованности супружеских ролей с детско -родительскими отношениями. Было выдвинуто предположение о том, что супруги с несогласованными ролевыми установками допускают больше ошибок в воспитании детей, а именно: для них более характерны воспитательная неуверенность, проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, расширение сферы родительских чувств по сравнению с супругами с согласованными ролевыми установками.
В результате проведенного исследования согласованности супружеских ролей как фактора развития продуктивных детско- родительских отношений выявлен о, что особенности семейного воспитания, реализуемые супругами с различной степенью согласованности семейных ценностей, будут отличаться. Полученные результаты позволяют говорить о решении поставленных задач и частичном подтверждении выдвинутой гипотезы.
В теоретической части исследования нами были изучены и проанализированы понятия супружеской роли и ее компонентов, ролевые установки супругов как показатель совместимости, описаны уровни супружеских взаимоотношений. Сделан обзор представлений о сущности и особенностях воспитания ребенка в семье и роли супружеских взаимоотношений в семейном воспитании. Представлены научно- практические подходы к исследованию проблемы влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье.
Теоретический анализ позволил сделать выводы о том, что процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. Структура семейных ролей не постоянна в ходе цикла развития семьи, в ней происходят значительные изменения в плане традиционности - эгалитарности распределения ролей между супругами.
Кроме того, семья может являться источником психологической травматизации ребенка в том случае, если родителями реализуется «негармонический» тип воспитания (потворствующая или доминирующая гиперпротекция, повышенная мораль Пая ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, гипопротекция). Реализация «негармоничного» типа воспитания может быть связана с неудовлетворенностью одного или обоих родителей состоянием супружеских отношений.
Было предпринято эмпирическое исследование связи согласованности супружеских ролей с детско -родительскими отношениями. Было выдвинуто предположение о том, что супруги с несогласованными ролевыми установками допускают больше ошибок в воспитании детей, а именно: для них более характерны воспитательная неуверенность, проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, расширение сферы родительских чувств по сравнению с супругами с согласованными ролевыми установками.
В результате проведенного исследования согласованности супружеских ролей как фактора развития продуктивных детско- родительских отношений выявлен о, что особенности семейного воспитания, реализуемые супругами с различной степенью согласованности семейных ценностей, будут отличаться. Полученные результаты позволяют говорить о решении поставленных задач и частичном подтверждении выдвинутой гипотезы.
Подобные работы
- Связь типов детско-родительских отношений и личностных особенностей подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - Связь психологических защит ребёнка и детско-родительских взаимоотношений
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Групповое консультирование как средство формирования гармоничного отношения родителей к детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021



