Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Согласованность супружеских ролей как фактор развития продуктивных детско-родительских отношений

Работа №161406

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы93
Год сдачи2021
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы согласованности
супружеских ролей как фактора развития продуктивных детско-родительских
отношений 8
1.1. Понятие « супружеская роль» и ее компонентов 8
1.2. Ролевые установки супругов как показатель совместимости 13
1.3. Уровни супружеских взаимоотношений 17
1.4. Сущность и особенности воспитания ребенка в семье 21
1.5. Роль супружеских взаимоотношений в семейном воспитании 31
1.6. Научно-практические подходы к исследованию проблемы влияния
супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье 42
Выводы по первой главе 54
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи между согласованностью супружеских ролей и особенностями воспитания детей в семье 56
2.1. Описание этапов исследования, группы испытуемых, используемых
диагностических методик и методов математико-статистической обработки данных 56
2.2. Анализ результатов исследования согласованности супружеских
ролей 58
2.3. Анализ результатов исследования особенностей семейного
воспитания 72
2.4. Определение связи между согласован н остью ролевых установок
супругов и деструктивностью семейного воспитания 76
Выводы по второй главе 81
Заключение 83
Список используемых источников 85
Приложение


Актуальность темы диссертационного исследования. Проблемы сохранения и укрепления семьи занимают сегодня по важности одно из первых мест среди социальных проблем общества (Навайтис Г.А., 1983; Левкович В.П., 1985; Зуськова О.Э., 1985; Карабанова О.А., 2001; Шнейдер Л.Б., 2003; Эйдемиллер Э.Г., 2007; Варга А.Я., 2009).
Исследование психологических детерминант семейных взаимоотношений является одним из важнейших разделов изучения периода зрелости (по периодизации Дж. Биррена, 1964). Супружеские взаимоотношения представляют собой важную составляющую частной жизни взрослого населения, чему посвящено значительное число исследований (Дружинин В.Н., 2000; Эйдемиллер Э.Г., 2001; Сатир В., 2002; Харчев А.Г., 2003; Антонов А.И., 2005; Андреева Т.В., 2007; Шнейдер Л.Б., 2007; и др.). В большинстве исследований нашли отражение мотивы вступления в брак, функции семьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии (Бойко В.В., 1983; Обозова А.Н., 1984; Гозман Л.Я., 1987; Навайтис Г.А., 1999; Алешина Ю.Е., 2000; Кратохвил С., 2008; Обозов Н.Н., 2008; Варга А.Я., 2009).
В психологии неоднократно проводились исследования различных аспектов межличностного взаимодействия супругов, детерминирующих конфликты в семейных отношениях и разводы (Обозов Н.Н., 1981, 2005; Обозова А.Н., 1984; Алешина Ю.Е., 1985; Захаров А.И., 1981; Гозман Л.Я., 2002; Борисов И.Ю., 2002; Андреева Т.В., 2005). Также значимыми представляются исследования, касающиеся брачно-семейных отношений в стабильных браках и выявляющие факторы развития семейной системы (Юркевич Н.Г., 1970; Харчев А.Г., 1978, Алешина Ю.Е., 1985; Обозов Н.Н., 1995; Кононова А.В., 2001; Айшпур О.С., 2001 и др.).
Однако, ряд проблем, связанных с продуктивностью брачно-семейных отношений, еще не получил должного освещения в трудах исследователей. Так, недостаточно изученными остаются вопросы, касающиеся влияния семьи, ее структуры, особенностей супружеских отношений на формирование продуктивных детско-родительских отношений.
Пока малоизученными остаются вопросы, касающиеся особенностей ролевых взаимоотношений супругов (Долакова, З.М., 2006; Андриенко, О.Ю., 2008), а также аспектов продуктивного ролевого поведения (Коростылева Л.А., 2000; Нагоев Б.Б., 2006). Также остаются недостаточно исследованными аспекты взаимосвязи ролевой согласованности супругов и особенностей воспитания детей. Именно это и определяет актуальность данного исследования. Таким образом, актуальность исследования состоит в необходимости изучения и описания детско-родительских отношений в контексте ролевой согласованности супругов, что позволит обобщить факторы, способствующие продуктивным детско-родительским отношениям, а также факторы их определяющие.
Стабильность брака в русле современного подхода характеризуется как показатель успешности супружеских отношений. Удовлетворенность браком, отражающая субъективное отношение супругов к собственному браку, является основным предметом изучения в психологических исследованиях семьи (Голод С.И., 1998; Обозов Н.Н., 1982; Обозова А.Н., 1982; Олейник Ю.Н., 1986; Сысенко В.А., 1982; Левкович В.П., 1987 и др.). Как одну из важных причин неудовлетворенности браком большинство авторов указывают рассогласованность супружеских ролей (Алешина Ю.Е., 1991; Андреева Т.В., 2002; Арутюнян М.Ю., 1987; Гозман Л.Я., 1987; Ковалев С.В., 1988; Харчев А.Г., 1979; Дружинин В.Н., 2000; Навайтис Г.А., 1999; Голофаст В., 1985; Обозов Н.Н., 1995; Голод С.И., 1987; Сарбин Т.Г., 2004; Парсонс Т., 1998 и др.).
Детальный анализ характеристик согласованности семейных ролей, позволяет обозначить факторы, способствующие стабилизации гармоничных детско-родительских взаимоотношений в современной семье,
Цель исследования - выявление связи между паттернами ролевой согласованности супругов и особенностями воспитания детей.
Объект: семейные отношения.
Предметом исследования является согласованность супружеских ролей как фактор развития продуктивных детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования: ролевая согласованность супругов является одним из факторов развития продуктивных детско -родительских отношений. Супруги с несогласованными ролевыми установками допускают больше ошибок в воспитании детей, а именно: для них более характерны воспитательная неуверенность, проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, расширение сферы родительских чувств по сравнению с супругами с согласованными ролевыми установками.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы, посвященной вопросам ролевой согласованности супругов, развитию продуктивных детско- родительских отношений с целью определить основные понятия и выбрать теоретические подходы.
2. Оценить степень выраженности согласованности ролевых установок в браке мужчин и женщин и соотнести полученные данные с категорией продуктивности-непродуктивности детско-родительских отношений.
3. Определить наиболее значимые сферы супружеского взаимодействия в общей выборке испытуемых, а также в мужских и женских группах в аспекте их ролевой согласованности в супружестве.
4. Определить связи между уровнем ролевой согласованности супругов - мужчин и супругов-женщин и особенностями воспитания детей.
Теоретико-методологическими основами диссертационного исследования являлись: принципы системного подхода, развиваемые П.К. Анохиным (1975), Б.Ф. Ломовым (1975), В.А. Барабанщиковым (1990) и принципы комплексного подхода к изучению индивидуальности как целостной системы Б.Г. Ананьева (1963) и др.; принципы активности личности в процессе жизнедеятельности Б.Г. Ананьева (1967), Л.С. Выготского (1960) и др.; концепция самоактуализации личности А. Маслоу (1954), нашедшая свое отражение во взглядах К. Роджерса (1959), Э. Фромма (1955) и др.; концепция самореализации личности в брачно-семейных отношениях Л.А. Коростылевой (2000); концепции семьи как социально - психологического образования Г.М. Андреевой (1980), А.И. Антонова (1998), С.М. Голод (1977), А.Г. Харчева (1978), Э.Г. Эйдемиллера (1990); ведущие положения психологии супружеских отношений Ю.Е. Алешиной (1987), А.А. Бодалева (1989), Л.Я. Гозмана (1979), С. Кратохвил (1991), Г.А. Навайтис (1999), Н.Н. Обозова (1979), А.Н. Обозовой (1983), В. Сатир (1992) и др.; психоаналитические концепции З. Фрейда (1894, 1924, 1930) и А. Фрейд (1936) о механизмах психологической защиты и агрессивности; теория двухмерной модели регулирования конфликтов К. Томаса (1976); теория мотивационных типов С. Шварца - В. Билски (1987); теория о социальном научении А. Бандуры (1963) и концепция фрустрационной детерминации агрессии Д. Долларда (1939).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез были использованы следующие методы исследования:
- теоретико-методологический анализ литературных источников по теме диссертации;
- психодиагностические методы: опрос, психологическое тестирование ;
- статистические методы обработки данных : корреляционный анализ - ранговая корреляция Ч. Спирмена, критерий Манна-Уитни.
Методики исследования:
- опросник для оценки согласованности ролевых установок в супружеской паре А.Н. Волковой;
- Опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается широким теоретическим обзором современных подходов к изучению ролевой согласованности в браке и особенностей воспитания детей, применением системного подхода к изучению и описанию объекта исследования, выбором соответствующих предмету, цели и задачам методов исследования и применением методов математико-статистической обработки данных.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе:
• согласованность супружеских ролей определена как значимый фактор развития продуктивных детско-родительских отношений.
• установлены различия в структуре и выраженности ролевых притязаний и ожиданий супругов;
• в контексте ролевой согласованности определены наиболее конфликтные сферы супружеского взаимодействия, их связь с особенностями семейного воспитания;
• установлено, что степень ролевой согласованности супругов связана с детско-родительскими отношениями.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования полученных результатов в практике психологического консультирования, направленного на сохранение супружеских отношений, на формирование адекватных установок в браке и воспитании детей. Выявленные в исследовании закономерности могут быть использованы как инструмент для выбора психотерапевтической стратегии при работе, как с супружеской парой, так и при индивидуальной терапии.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась их методологической обоснованностью, применением комплексных методов исследования, адекватных цели, предмету и объекту исследования, а также математических методов обработки и анализа данных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Взаимоотношения в семье выступают важнейшим фактором, влияющим на становление человека как личности. Данное положение принципиально для отечественной психологии. Именно в общении с членами своей семьи, прежде всего родителями, дети усваивают социальные нормы и ценностные ориентации, способы общения и выражения своих состояний. На любом этапе возрастного развития для ребенка является значимой роль родителей. Сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими - условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Психологическая уравновешенность ребенка, развитие его самосознания зависит главным образом от его отношений с родителями. Усвоенные в детстве стереотипы поведения будут определять во многом взаимоотношения ребенка с другими людьми, в том числе и со сверстниками.
В теоретической части исследования нами были изучены и проанализированы понятия супружеской роли и ее компонентов, ролевые установки супругов как показатель совместимости, описаны уровни супружеских взаимоотношений. Сделан обзор представлений о сущности и особенностях воспитания ребенка в семье и роли супружеских взаимоотношений в семейном воспитании. Представлены научно- практические подходы к исследованию проблемы влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье.
Теоретический анализ позволил сделать выводы о том, что процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. Структура семейных ролей не постоянна в ходе цикла развития семьи, в ней происходят значительные изменения в плане традиционности - эгалитарности распределения ролей между супругами.
Кроме того, семья может являться источником психологической травматизации ребенка в том случае, если родителями реализуется «негармонический» тип воспитания (потворствующая или доминирующая гиперпротекция, повышенная мораль Пая ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, гипопротекция). Реализация «негармоничного» типа воспитания может быть связана с неудовлетворенностью одного или обоих родителей состоянием супружеских отношений.
Было предпринято эмпирическое исследование связи согласованности супружеских ролей с детско -родительскими отношениями. Было выдвинуто предположение о том, что супруги с несогласованными ролевыми установками допускают больше ошибок в воспитании детей, а именно: для них более характерны воспитательная неуверенность, проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, расширение сферы родительских чувств по сравнению с супругами с согласованными ролевыми установками.
В результате проведенного исследования согласованности супружеских ролей как фактора развития продуктивных детско- родительских отношений выявлен о, что особенности семейного воспитания, реализуемые супругами с различной степенью согласованности семейных ценностей, будут отличаться. Полученные результаты позволяют говорить о решении поставленных задач и частичном подтверждении выдвинутой гипотезы.



1. Айзенк Г. Язык счастья. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 320 с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. - М.: Класс, 2000. - 203 с.
3. Андреева Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004. - 244с.
4. Антонов А.И. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье // Психология семьи. — Самара: Издат. Дом «Бахрах-Х». - 2002. — С.401-420.
5. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на
самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии, научный журнал.- 2006.- № 3.- С.65-69.
6. Баранова Е.В. Особенности и проблемы современной семьи // Психологический журнал. - 2001. - № 2.- С.45-48
7. Белов В.И. Супружеская конфликтность.// Конфликты и их разрешение. - М.: МИФИ, 2004. - 198 с.
8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович. - М., 1968. - 296 с.
9. Браун Д. Теория и практика семейной психотерапии / Д. Браун , Д. Кристенсен; Пер‘. с англ. Н.А. Мухиной. - СПб: Питер', 2001. - 351 с.
10. Василькова Ю.В. Социальная педагогика./ Ю.В. Василькова Ю.В., Т.А. Василькова. - М.-1999. - 246 с.
11. Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие для студ. высш. уч. завед / под р‘ед. Дубровиной, И. В., Прихожан А. М.: Изд-во Академия, 2001.- 365 с.
12. Волкова А.Н. Опыт исследования супружеской неверности // Психология семьи. - Самара: Издат. Дом «Бахрах-Х». - 2002. - С.513¬520.
13. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дед. сада /Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф.Виноградовой. -М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
14. Голод С.И. "Будущая семья: какова она?"/ С.И. Голод.- М.: Знание,1990.- 64 с.
15. Голод С.И. "Семья и брак"/ С.И. Голод.- С. Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 1998.-272с.
16. Дружинин В.Н. "Психология семьи"/ В.Н. Дружинин: 3-е изд. - СПб.: Питер‘, 2006.- 176 с.
17. Духовно-нравственное возрождение семьи. Материалы
республиканской научно-практической конференции. — Казань: 2001. - 215 с.
18. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни/ Н.В. Жутикова - М., 1991.- 128с.
19. Игр‘ы, обучение, тренинг, досуг. Педагогические игры. Под ред. В.В. ПетрусинОкого. Кн.5; М.: ГЦ "Энроф" М.- 1994. - 218 с.
20. Истратова О.Н. Справочник психолога средней школы /Серия "Справочники"./ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто - Ростов н/Д: "Феникс", 2003.- 512с.
21. Кн ига молодой семьи: Сборник / Сост. В.В. Александрова. - Л.: ЛенНздат, 1989.- 254с.
22. Ковалев С. В. Психология современной семьи./ С.В. Ковалев - М., 1988.- 193с.
23. Королев Ю.А. "Супруги, родители, дети"./ Ю.А. Королев - М.: Юр‘ид. лит., 1985.- 176с.
24. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. Пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд.- 2003.-352с.
25. Лидерс А.Г. Тренинг личностного роста с подростками // Журнал практического психолога. 1998.- №1 - С. 49 - 52.
26. Максимов В.Г. "Педагогическая диагностика в школе": Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ В.Г. Максимов - М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 272 с.
27. Матейчек З. Родители и дети: Кн. для учителя: Пер. с чешского./ З. Матейчик - М.: Просвещение, 1992. - 320 с.
28. Мухина В.С. Возрастная психология./В.С. Мухина- М., 1997. - 246с.
29. Осипова А.А. "Общая психокоррекция": Учебное пособие для студентов вузов./ А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 512 с.
30. Островская Л.Ф. Педагогические знания родителя: (Материалы семинаров для родителей). Пособия для воспитателя д/у./ Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 1983.- 76 с.
31. Педагогика под ред. Пидкасистого П.И. - М. Педагогическое общество России, 2000.- 640 с.
32. Подласый И.П. Подросток. Проблемы воспитания детей в семье./ И.П. Подласый - М., 1997 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 352с.
33. Психология семейных отношений с основами семейного
консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. Ред. Е.Г. Силяевой - М., 2002. - 192 с.
34. Пьянов А. И. Семья как объект и предмет социологического анализа. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - № 132. - 2011. - С. 169-179.
35. Райгородский Д.Я. Психология семьи. - Самара: Издат. Дом «БахрахМ», 2002. - 752 с.
36. Райнпрехт Х. Воспитание без ограничений./ Х. Райнпрехт - М., 2000.-159с.
37. Ричардсон Р.У. "Силы семейных уз": Пер. с анг. / Р.У. Ричардсон - СПб: изд "Акцидент", 1994.-136 с.
38. Сатир В. Вы и ваша семья / В. Сатир. - М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2008. - 279 с.
39. Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Новинников. - М.: Политиздат, 1990. - 319 с.
40. Справочник социального педагога: 5-11 классы /Авт.-сост. Т. А. Шишковец. - М.: ВАКО, /Педагогика, Психология, Управление.- 2007¬336 с.
41. Сысенко В.А. Супружеские конфликты./ В.А. Сысенко. - М., 1989, - 162 с.
42. Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви./ А.С. Спиваковская - М.: Педагогика, 1986, - 247с.
43. Фарахутдинов Ш. Ф., Родина В. Н., Устинова О. В. Отношения россиян к институту брака // Современные проблемы науки и образования. - № 6. - 2014. - С. 15-19.
44. Хоментаускас Г.Т. "Семья глазами ребенка"./Т.Г. Хоментаускас - М.: Педагогика. - 1989.-160 с.
45.Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. - М.: Издательскоторговая кооперация «Дашков и К», 2003. - 238 с.
46. Шевандрин Н.И. "Психодиагностика, коррекция и развитие личности"./ Н.И. Шевандрин.- М.- 2000.- 273 с.
47. Шигабеев Т.Н. Благополучие общества — в благополучии семьи. // Право и жизнь. - 2003. - № 1/22. - С. 44-46.
48. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель- Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
49.Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина./ Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - М.-1990.- 256 с.
50.Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие./Серия " Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу. Вып.1Под общей редакцией д.м.н., Л.И. Вассермана М.: "Фолиум", 1996. - 215


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ