ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМ ЗАПАСОМ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие «словарный запас» в научной литературе 7
1.2. Развитие словаря в норме 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития и особенности их словарного запаса 14
1.4. Методики развития словарного запаса детей с задержкой психического
развития 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Цель, задачи и организация экспериментального изучения 23
2.2. Методика изучения словарного запаса у детей с задержкой психического
развития 24
2.3. Анализ результатов изучения словарного запаса детей с задержкой психического развития 28
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ АРТТЕРАПИИ
3.1. Цель, задачи и организация экспериментального обучения 34
3.2. Логопедическая работа по формированию активного словарного запаса детей с задержкой психического развития
3.2.1. Изотерапия 38
3.2.2. Библиотерапия 42
3.2.3. Куклотерапия 46
3.3. Контрольный эксперимент 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМ ЗАПАСОМ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие «словарный запас» в научной литературе 7
1.2. Развитие словаря в норме 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития и особенности их словарного запаса 14
1.4. Методики развития словарного запаса детей с задержкой психического
развития 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Цель, задачи и организация экспериментального изучения 23
2.2. Методика изучения словарного запаса у детей с задержкой психического
развития 24
2.3. Анализ результатов изучения словарного запаса детей с задержкой психического развития 28
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ АРТТЕРАПИИ
3.1. Цель, задачи и организация экспериментального обучения 34
3.2. Логопедическая работа по формированию активного словарного запаса детей с задержкой психического развития
3.2.1. Изотерапия 38
3.2.2. Библиотерапия 42
3.2.3. Куклотерапия 46
3.3. Контрольный эксперимент 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Актуальность темы. В настоящее время увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии. Именно это является одной из главных причин того, что изучению вопросов развития детей с ограниченными возможностями здоровья уделяется большое внимание.
Вопросами изучения детей с задержкой психического развития занимались многие специалисты медицины, дефектологии, логопедии, например, такие как Т.А. Власова, Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Детей с задержкой психического развития становится больше, поэтому важно знать, в чем заключается особенность данного контингента. В связи с тем, что речевая сторона является неотъемлемой частью психического развития каждого ребенка, влияет на становление словесного мышления, вербальной памяти, внимания, формирование интеллекта, более подробно мы будем изучать речь. Все её стороны играют ту или иную роль в вышеуказанных процессах. Особенное внимание в данной работе будет уделено словарному запасу, который также играет важную роль в процессе коррекции и воспитания детей с задержкой психического развития. Именно благодаря количественному и, особенно, качественному словарю, ребенок познаёт окружающий мир, действительность, учится оформлять свои мысли на вербальном уровне.
При задержке психического развития функция словаря может быть реализована не в полной мере и необходимо выявить нарушения данной стороны речи, их степень. Словарь у данной категории детей отличается бедностью, недифференцированным употреблением слов, трудностью активизации словарного запаса.
Одним из ведущих в коррекционной работе является деятельностный подход. Он основан на том, что обучение и коррекция должны строиться на основе ведущей деятельности ребенка. Дети должны не просто запоминать информацию, а также уметь самостоятельно добывать её, знать источники, в которых нужную информацию, знания, опыт можно получить. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Наиболее оптимальным вариантом повышения успешности коррекционной работы будет использование конкретных заданий в игровой форме. Необходимо, чтобы ребенок мог активно взаимодействовать с игровым материалом, принимать непосредственное участие в игре.
В настоящее время арттерапия является популярным и активно развивающимся направлением коррекционной работы психологов, педагогов и многих других специалистов. Элементы арттерапии распространены и в логопедической практике. Они позволяют детям реализовывать свои творческие способности, работать с различным языковым и наглядным материалом. Элементы арттерапии также могут использоваться в игровой форме, являться основой для полноценного коррекционного занятия, либо быть представленными отдельными видами, в качестве отдельных заданий. Арттерапия, её элементы, могут способствовать наиболее успешным результатам коррекционной работы с дошкольниками, которые имеют особенности развития, ограниченные возможности здоровья. К данной категории можно отнести и детей с задержкой психического развития.
Этим обусловлена актуальность выбора данной темы.
Объектом является состояние активного словарного запаса речи у детей с задержкой психического развития.
Предмет изучения - задания, упражнения, элементы, заимствованные из арттерапии, направленные на развитие активного словаря у детей с задержкой психического развития.
Целью является формирование активного словарного запаса с помощью элементов арттерпии у детей с задержкой психического развития .
Реализация данной цели изучения обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучить психолого-педагогическую, методическую,
логопедическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;
- провести диагностическое изучение активного словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития;
- формировать активный словарь старших дошкольников с
задержкой психического развития с использованием элементов арттерапии.
Гипотеза: у детей с задержкой психического развития есть проблемы с освоением и актуализацией различных словарей (словарь существительных, глаголов и др.). Использование элементов арттерапии (изотерапии, библиотерапии, куклотерапии) в экспериментальном обучении позволит детям с задержкой психического развития наиболее успешно усваивать и активизировать словарный запас.
Методы экспериментального изучения. Для того чтобы решить поставленные задачи, использовались следующие методы изучения:
1) анализ литературы;
2) анализ педагогической, медицинской, психологической документации;
3) констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты;
4) количественный и качественный анализы полученных результатов;
Экспериментальное изучение проводилось в МБДОУ детский сад «Солнышко» села Малая Сердоба Малосердобинского района.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, выделяются объект, предмет, определяются задачи и гипотеза, прописываются используемые методы.
В первой главе, которая называется «Теоретические основы работы над словарным запасом в дошкольном возрасте», были рассмотрены понятие терминов «словарный запас» и «словарь»; закономерности развития словаря у детей в норме; проанализирована психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития и особенности словарного запаса у данной категории детей; выделены методики развития словарного запаса детей с задержкой психического развития.
Во второй главе «Экспериментальное изучение словарного запаса у детей с задержкой психического развития» были определены цели, задачи экспериментального изучения, его организация. Далее приставлены подобранная методика, задания, их цели и инструкция к ним, качественное и количественное оценивание словаря. Также в данной главе описан процесс проведения экспериментального изучения словарного запаса детей с задержкой психического развития, проанализированы полученные результаты обследования словаря детей данной категории, сделаны соответствующие выводы.
В третьей главе «Экспериментальное обучение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием элементов арттерапии» были определены цель, задачи и организация экспериментального обучения; описаны основные цели и задачи арттерапии, её виды и способы применения. Также в данной главе представлена логопедическая работа по формированию активного словарного запаса детей с задержкой психического развития с помощью элементов арттерапии. Далее описаны и проанализированы результаты контрольного эксперимента, проведено сравнение между результатами, которые были ранее, и теми, которые получили после экспериментального обучения.
Заключение содержит общие выводы по проделанной работе. В приложении находятся таблицы, составленные на основе проведенных экспериментальных изучений.
Вопросами изучения детей с задержкой психического развития занимались многие специалисты медицины, дефектологии, логопедии, например, такие как Т.А. Власова, Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Детей с задержкой психического развития становится больше, поэтому важно знать, в чем заключается особенность данного контингента. В связи с тем, что речевая сторона является неотъемлемой частью психического развития каждого ребенка, влияет на становление словесного мышления, вербальной памяти, внимания, формирование интеллекта, более подробно мы будем изучать речь. Все её стороны играют ту или иную роль в вышеуказанных процессах. Особенное внимание в данной работе будет уделено словарному запасу, который также играет важную роль в процессе коррекции и воспитания детей с задержкой психического развития. Именно благодаря количественному и, особенно, качественному словарю, ребенок познаёт окружающий мир, действительность, учится оформлять свои мысли на вербальном уровне.
При задержке психического развития функция словаря может быть реализована не в полной мере и необходимо выявить нарушения данной стороны речи, их степень. Словарь у данной категории детей отличается бедностью, недифференцированным употреблением слов, трудностью активизации словарного запаса.
Одним из ведущих в коррекционной работе является деятельностный подход. Он основан на том, что обучение и коррекция должны строиться на основе ведущей деятельности ребенка. Дети должны не просто запоминать информацию, а также уметь самостоятельно добывать её, знать источники, в которых нужную информацию, знания, опыт можно получить. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Наиболее оптимальным вариантом повышения успешности коррекционной работы будет использование конкретных заданий в игровой форме. Необходимо, чтобы ребенок мог активно взаимодействовать с игровым материалом, принимать непосредственное участие в игре.
В настоящее время арттерапия является популярным и активно развивающимся направлением коррекционной работы психологов, педагогов и многих других специалистов. Элементы арттерапии распространены и в логопедической практике. Они позволяют детям реализовывать свои творческие способности, работать с различным языковым и наглядным материалом. Элементы арттерапии также могут использоваться в игровой форме, являться основой для полноценного коррекционного занятия, либо быть представленными отдельными видами, в качестве отдельных заданий. Арттерапия, её элементы, могут способствовать наиболее успешным результатам коррекционной работы с дошкольниками, которые имеют особенности развития, ограниченные возможности здоровья. К данной категории можно отнести и детей с задержкой психического развития.
Этим обусловлена актуальность выбора данной темы.
Объектом является состояние активного словарного запаса речи у детей с задержкой психического развития.
Предмет изучения - задания, упражнения, элементы, заимствованные из арттерапии, направленные на развитие активного словаря у детей с задержкой психического развития.
Целью является формирование активного словарного запаса с помощью элементов арттерпии у детей с задержкой психического развития .
Реализация данной цели изучения обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучить психолого-педагогическую, методическую,
логопедическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;
- провести диагностическое изучение активного словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития;
- формировать активный словарь старших дошкольников с
задержкой психического развития с использованием элементов арттерапии.
Гипотеза: у детей с задержкой психического развития есть проблемы с освоением и актуализацией различных словарей (словарь существительных, глаголов и др.). Использование элементов арттерапии (изотерапии, библиотерапии, куклотерапии) в экспериментальном обучении позволит детям с задержкой психического развития наиболее успешно усваивать и активизировать словарный запас.
Методы экспериментального изучения. Для того чтобы решить поставленные задачи, использовались следующие методы изучения:
1) анализ литературы;
2) анализ педагогической, медицинской, психологической документации;
3) констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты;
4) количественный и качественный анализы полученных результатов;
Экспериментальное изучение проводилось в МБДОУ детский сад «Солнышко» села Малая Сердоба Малосердобинского района.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, выделяются объект, предмет, определяются задачи и гипотеза, прописываются используемые методы.
В первой главе, которая называется «Теоретические основы работы над словарным запасом в дошкольном возрасте», были рассмотрены понятие терминов «словарный запас» и «словарь»; закономерности развития словаря у детей в норме; проанализирована психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития и особенности словарного запаса у данной категории детей; выделены методики развития словарного запаса детей с задержкой психического развития.
Во второй главе «Экспериментальное изучение словарного запаса у детей с задержкой психического развития» были определены цели, задачи экспериментального изучения, его организация. Далее приставлены подобранная методика, задания, их цели и инструкция к ним, качественное и количественное оценивание словаря. Также в данной главе описан процесс проведения экспериментального изучения словарного запаса детей с задержкой психического развития, проанализированы полученные результаты обследования словаря детей данной категории, сделаны соответствующие выводы.
В третьей главе «Экспериментальное обучение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием элементов арттерапии» были определены цель, задачи и организация экспериментального обучения; описаны основные цели и задачи арттерапии, её виды и способы применения. Также в данной главе представлена логопедическая работа по формированию активного словарного запаса детей с задержкой психического развития с помощью элементов арттерапии. Далее описаны и проанализированы результаты контрольного эксперимента, проведено сравнение между результатами, которые были ранее, и теми, которые получили после экспериментального обучения.
Заключение содержит общие выводы по проделанной работе. В приложении находятся таблицы, составленные на основе проведенных экспериментальных изучений.
Дошкольники с задержкой психического развития имеют различные особенности развития высших психических функций, недостатки познавательной деятельности, речи. У детей данной категории могут быть нарушены фонетическая, грамматическая, лексическая стороны речи. В нашей работе мы наибольшее внимание уделили именно словарному запасу, который играет важную роль в процессе коррекции и воспитания детей с задержкой психического развития. Именно благодаря словарю ребенок познаёт окружающий мир, учится оформлять свои мысли на вербальном уровне. При задержке психического развития словарь может быть сформирован не в полной мере и необходимо выявить нарушения данной стороны речи, их степень. Словарь у данной категории детей отличается бедностью, недифференцированным употреблением слов, трудностью активизации словарного запаса.
На первом этапе мы проанализировали психолого-педагогическую, методическую и логопедическую литературу и сделали следующие умозаключения. Термины «словарный запас» и «словарь» имеют различные определения, но все они близки и различаются лишь объемом групп слов, которые включают в себя. В нашей работе под словарным запасом мы понимаем совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи отдельный человек. Рассмотрев информацию о развитии словаря в норме, мы пришли к выводу, что он проходит собственные этапы становления, имеет два направления в онтогенезе - количественное и качественное, а также играет важную роль в жизни человека, необходим для общения и познания окружающей действительности. Также в специальной литературе изучили информацию о психолого-педагогических особенностях детей с задержкой психического развития, выявили особенности их словарного запаса, возможные причины этих нарушений и последствия недостатка словаря.
На втором этапе мы указали цели и задачи экспериментального изучения, проанализировали различные методики обследования словаря у детей с задержкой психического развития, определили этапы изучения словарного запаса, выделили критерии оценивания выполнения заданий.
Во время обследования детям предоставлялся ряд заданий, направленный на выявление объема словаря и качества владения определенными категориями слов (существительных, глаголов, прилагательных, наречий, синонимов, антонимов и обобщений). В работе использовался наглядный материал. Потом полученные результаты были проанализированы и занесены в таблицу.
На следующем этапе мы описали эффективность применения элементов арттерапии в логопедической работе, разработали конспекты, с использованием элементов арттерапии в работе с детьми, которые имеют задержку психического развития, провели экспериментальное обучение, применили конспекты с использованием элементов арттерапии на практике, в работе с детьми, которые имеют задержку психического развития. Далее были приведены результаты экспериментального изучения и контрольного эксперимента, сравнение полученных результатов, которые показали положительные изменения во владении детьми данной категории различными словами, что привело к увеличению объема словаря. Это доказывает эффективность используемых нами в коррекционной работе элементов арттерапии. Также необходимо отметить, что трудности с пониманием и усвоением определенных категорий слов остались, что говорит о необходимости проведения дальнейшей коррекционной работы.
Дальнейшая работа предполагает совершенствование использования элементов арттерапии в логопедической работе, направленной на развитие и обогащение словарного запаса дошкольников с задержкой психического
На первом этапе мы проанализировали психолого-педагогическую, методическую и логопедическую литературу и сделали следующие умозаключения. Термины «словарный запас» и «словарь» имеют различные определения, но все они близки и различаются лишь объемом групп слов, которые включают в себя. В нашей работе под словарным запасом мы понимаем совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи отдельный человек. Рассмотрев информацию о развитии словаря в норме, мы пришли к выводу, что он проходит собственные этапы становления, имеет два направления в онтогенезе - количественное и качественное, а также играет важную роль в жизни человека, необходим для общения и познания окружающей действительности. Также в специальной литературе изучили информацию о психолого-педагогических особенностях детей с задержкой психического развития, выявили особенности их словарного запаса, возможные причины этих нарушений и последствия недостатка словаря.
На втором этапе мы указали цели и задачи экспериментального изучения, проанализировали различные методики обследования словаря у детей с задержкой психического развития, определили этапы изучения словарного запаса, выделили критерии оценивания выполнения заданий.
Во время обследования детям предоставлялся ряд заданий, направленный на выявление объема словаря и качества владения определенными категориями слов (существительных, глаголов, прилагательных, наречий, синонимов, антонимов и обобщений). В работе использовался наглядный материал. Потом полученные результаты были проанализированы и занесены в таблицу.
На следующем этапе мы описали эффективность применения элементов арттерапии в логопедической работе, разработали конспекты, с использованием элементов арттерапии в работе с детьми, которые имеют задержку психического развития, провели экспериментальное обучение, применили конспекты с использованием элементов арттерапии на практике, в работе с детьми, которые имеют задержку психического развития. Далее были приведены результаты экспериментального изучения и контрольного эксперимента, сравнение полученных результатов, которые показали положительные изменения во владении детьми данной категории различными словами, что привело к увеличению объема словаря. Это доказывает эффективность используемых нами в коррекционной работе элементов арттерапии. Также необходимо отметить, что трудности с пониманием и усвоением определенных категорий слов остались, что говорит о необходимости проведения дальнейшей коррекционной работы.
Дальнейшая работа предполагает совершенствование использования элементов арттерапии в логопедической работе, направленной на развитие и обогащение словарного запаса дошкольников с задержкой психического
Подобные работы
- СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ
ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Технология развития позитивного общения у дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Применение методов сказкотерапии в коррекции нарушений общения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ
МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование самооценки личности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в групповой форме работы специального психолога
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ Я - КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016



