Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие информационно-коммуникационных технологий как национальная стратегия Азербайджана

Работа №161395

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

документоведение

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 2
Содержание 5
Введение 6
1 Исторические этапы становления ИКТ 11
1.1 ИКТ в современном обществе 11
1.2 Исторические этапы становления ИКТ в мире 12
1.3 Особенности исторических этапов становления ИКТ 15
1.4 Национальная стратегия 16
1.5 Гибкая национальная стратегия Азербайджана. Начало 17
2 Нормативная законодательная база, регламентирующая оказание
государственных услуг в Азербайджанской республике 19
3 Развитие концепции электронного правительства Азербайджана 40
3.1 Предоставление государственных услуг в Азербайджанской республике.
Анализ работы госструктур, оказывающих работу в электронном виде 55
3.2 Национальный центр сертификационных услуг для использования
электронных подписей 59
3.3 Портал «Электронное правительство» 63
3.4 Azerbaijan Service and Assesment Network 72
3.5 Платформа X-Road в системе e-government Азербайджана 77
Заключение 80
Список используемых источников и литературы 84

Эволюция информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) настолько сильно захватила человечество, что начиная с 1445 года, когда появился первый печатный станок и книгопечатание (что и стало первой информационной революцией), общество пришло к тому, что сейчас имеет. Разработки, которые будут внедряться, покажут, насколько сильно люди захотят облегчить свои будни, модернизировать то, что сейчас имеют.
За последние годы вопросу внедрения информационного общества, современных ИКТ придаётся большое значение на самом высоком уровне - государственном. Благодаря проводимой в жизнь внутренней и внешней политике государств, осуществляемыми реформами, а так же крупномасштабными проектами достигнуто динамичное развитие в экономических и социально-политических областях общественной жизни. Развитие стран, как правило, сопровождается демократизацией населения и повышением благосостояния. С каждым годом процесс конкуренции развитых стран растет - спрос на ИКТ становится приоритетным. В связи с этим особое внимание уделяется процессу перехода к электронным услугам. Потребление электронных услуг приняло массовый характер. Но, следует отметить, что эффект массовости порождает новые проблемы, связанные с неудовлетворительным качеством предоставляемых услуг.
Электронное правительство (далее - e-government) с философской точки зрения рассматривается как комплекс управления государственных органов, основывающийся на компьютеризации всей совокупности процессов в рамках республики, повышении эффективности государственного управления и снижении расходов социальных коммуникаций для населения. Рассмотрев e-government в более широком контексте, можно отметить, что система является способом представления информации и оказания сформировавшегося набора услуг, которые уже были внедрены на электронном «рынке» населению и бизнесу, а также другим ветвям государственной власти и чиновникам, посредством которого личное взаимодействие в цепочке власть-население сведено к минимуму или вовсе отсутствует при помощи информационных технологий. На сегодняшний день в социально-философском аспекте общество не имеет унитарной концепции e-government. На данном этапе развития в данном направлении существует только комплектация общих требований, при исполнении которых общество, бизнес сектор имеют все основания ожидать от правительства информационного общества.
Е-government - система электронного документооборота в рамках государственного управления, выстраивающая национальную систему децентрализованного управления при помощи которой предполагается решение полного спектра задач, связанных с документами - управление, обработка, хранение и предоставление.
В параллель с термином «электронное правительство» используется вышеупомянутый термин «информационное общество» - «это общество, в котором большая часть населения, посредством использования современных информационных технологий, занимается сохранением, производством, обработкой и передачей информации, и ее высшей формы - знаний»1, который является синонимом «электронного государства». Эти два термина невозможно развивать друг без друга. Тип информационного общества предполагает готовность человечества активно взаимодействовать с органами власти посредством ИКТ, принимать участие в управлении государством.
Впрочем, широкое распространение информационного общества сдерживает проблема доступа пользователей государственных услуг к технологиям и информации. Даже несмотря на процент использования интернета в Азербайджанской республике, который вырос до 75 процентов (это выше по сравнению с другими странами), правительству Азербайджанской Республики нужно еще много сделать для усовершенствования и подтверждения своего статуса в мире в рамках ИТ.
Азербайджанскими учеными были проведены исследования в рамках внедрения информационных технологий в систему госуправления. В ходе работы были выделены две тенденции:
J применение решений e-government с целью повышения эффективности управления государством. Тенденция призвана синхронизировать обмен информацией внутри государства. Например: при оптимизации производительности времени и трудозатрат в работе с подготовкой документов их обработкой и принятии решений, внедрение е- документооборота, обеспечивает оперативность, ускоряет процесс сотрудничества между под ведомствами и, безусловно снижает расход органов;
J оказание госуслуг гражданам с помощью ИТ. Например: реализация масштабных проектов в системах (таможня, юстиция, налоги) помогает предоставлять гражданам услуги на высшем уровне, доступном в современное время, - на электронном. В данном пункте стоит отметить, что одним из важнейших факторов является применение ИТ для реструктуризации организаций, а также для расширения деятельности;
Азербайджанская Республика (далее - АР), укрепившись на международной арене благодаря реформам бывшего президента Гейдара Алиева, начала активно развиваться. С 2003 года, в то время как общенациональный лидер утвердил «Национальную стратегию по информационно-коммуникационным технологиям» для развития АР, что и послужило прочной основой для выступления государства в качестве равноправного субъекта глобализующего мира и вхождения его в ряды превалирующих стран.
Важнейшими из поставленных задач Госпрограммы является обеспечение плавного внедрения информационного общества, создание конкурентоспособной экономики, которая будет основываться на применении ИКТ, повышении эффективности государственного управления и полное обеспечение спроса общества предоставляемого в электронном виде.
Одновременно с Государственной программой осуществляется деятельность по модернизации телекоммуникационной, почтовых инфраструктур, основывающихся на новых компьютерных технологиях, обеспечению перехода общества и организаций на всей территории республики к услугам ИКТ, расширению телевещания, развитию информационных систем и возможностей государственных органов, организации электронных услуг на основе принципа «одного окна» с широким применением электронно­правительственных разрешений, в том числе электронной подписи и оборота электронных документов.
Также в Госпрограмме учтены меры, приводящие к расширению возможностей ИКТ, для абсолютно любой категории населения, включая группы с ограниченными возможностями; прогнозируется увеличение спроса на электронную торговлю.
В целях координирования работ по выполнению Госпрограммы и подготовки планов работы по отдельным направлениям деятельности предусмотрено создание в Министерстве связи и информационных технологий Межуправленческого координационного совета2, в который войдут полномочные представители соответствующих структур.
В Азербайджане в последнее время продолжается системная работа в направлении создания в стране информационного общества и широкого внедрения ИКТ в качестве его основной части. Благодаря направленному контролю действующего президента АР - Ильхама Алиева, который продолжает воплощать в жизнь начинания своего отца, вопрос внедрения e­government в государственном управлении и других сферах жизни республики положил начало для выхода на новый, качественный уровень между чиновниками и гражданами, обеспечил прозрачность и абсолютное удовлетворение информационного спроса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Власть Республики Азербайджан безостановочно делает акцент на ценности ИКТ как для экономического роста страны, так и для развития институтов демократии. Вследствие этого в качестве частной цели ставится развитие сектора и укрепление позиций информатизации общества, расширение доступности Internet для каждой социальной ступени граждан.
Как считает Министр транспорта, связи и высоких технологий АР Рамин Намиг оглу Гулузаде1, в области ИКТ Азербайджан занял наибольшее количество трудоспособного населения. Министр высказался о том, что при сохраняющихся темпах развития отрасли доходы от ИКТ в экономике страны начинают приравниваться к доходам от нефтяного сектора.
Осознавая существенную ценность ИКТ в качестве локомотива, ускоряющего движение экономики, властью АР было принято несколько программ совершенствования информационно-коммуникационных технологий. Все данные программы были созданы на основе «Национальной Стратегии по информационно-коммуникационным технологиям для развития Азербайджанской Республики (2003-2012 гг.)», подписанной бывшим Президентом Гейдаром Алиевым. В основе стратегии сделан акцент на скачкообразном ускорении развития страны посредством минимальных финансовых затратах и максимальной эксплуатации внутренних ресурсов.
Дебютная госпрограмма «Электронный Азербайджан» принята 22 октября 2005 года и была направлена на развитие информационно­коммуникационных технологий и связи. Поставленные госпрограммой цели были рассчитаны на 2005-2008 годы. Данный проект с помощью определенных мероприятий был нацелен на скачкообразный рост в данной отрасли. Государственная Программа развития связи и информационных технологий смогла выполнить поставленные перед ней задачи. С 2003 по 2009 годы в АР открылось более 50 новых, высокотехнологичных компаний в сфере информационных технологий. Власть Республики Азербайджан вложила в развитие отрасли более 70 миллионов долларов. Вследствие этого уже к 2008 году Азербайджан по информатизации достиг средних мировых показателей и проявил себя как серьезного соперника в области передовых ИКТ. Электронный Азербайджан открыл двери к продвижению страны на мировой рынок как серьезного конкурента, говорящего об эффективности государственной политики, проводимой в этом направлении. К 2010 году объем прибыли, генерируемой открытыми высокотехнологичными компаниями, превысил полтора миллиард манат (56,5 млрд руб.). Сфера ИКТ с начала 2009 года составила около 34 % в год. К 2012 году произошел спад и прибыль упала до 19,3 %, что, тем не менее, значительно превышает роста по экономике, почти на 10 % опередив темпы роста нефтедобывающей отрасли. На сегодняшний день комплекс капитализации отрасли ИКТ составляет более 7 млрд.долл., причем, 80 % предприятий принадлежат частным собственникам.
Следующая госпрограмма в АР на 2010-2012-е годы (Электронный Азербайджан), принятая в рамках национальной стратегии, продолжила общее направление на усиленное развитие рассматриваемой области. В контексте вышеназванных программ была усовершенствована техническая база в государственном секторе, возведены новые инфраструктурные объекты, а также, разработана нормативно-правовая база, регулирующая вопросы ИКТ. Были приняты меры и найдены механизмы фискального и таможенного стимулирования инвестиций в отрасль.
Всемирный экономический форум2 в отчете о развитии глобальных ИКТ, в 2013 году, поставил республику на 56 место в списке из 144 стран, оценивая состояние информационного пространства АР, что послужило безусловно отличным показателем. В тот период стремительными шагами шло развитие широкополосного Интернета, а по индексу доступности сети для граждан Азербайджанская республика поднялась на 18 место в списке, составляемом Международным союзом электросвязи3.
Власти учли тот момент, что ряд госпрограмм, в том числе, «Госпрограмма по информатизации системы образования Азербайджанской Республики в 2008-2012 г.», открыл основу для государственного софинансирования роста продаж компаний информационного сектора посредством участиях в госзакупках оборудования и технологий. Причастность к софинансированию развития отрасли ИКТ в Азербайджане принимал, безусловно, государственный нефтяной фонд, заинтересованный в повышении информатизации своей отрасли.
В 2013 году был введен в эксплуатацию Национальный проект развития широкополосного интернета, который был профинансирован государством в размере 550 миллионов долларов ( более 25 % от общей оценки капитализации отрасли на предыдущий год). В рамках реализации данного проекта доступом к Internet и услугам e-government должны были быть обеспечены все, включая высокогорные населенные пункты республики.
Из вышесказанного очевидно, что развитие ИКТ обеспечивает относительный рост экономики республики. Данный темп роста находится в прямой взаимосвязи государственной поддержки и большим объёмом госконтрактов в общих продажах отрасли. Несмотря на это, можно предположить, что достигнутый темп не сбавит свои позиции и за счет внешних инвестиций, продаж в частном секторе и выходе на международные рынки. Власть Азербайджанской Республики чётко осознает, что без поддержки частных инициатив ресурсы совершенствования области ИКТ приуменьшатся, что негативно повлияет на решение государственных задач по информатизации аппарата управления и социальной сферы. В настоящее время государство ведет работу по активному привлечению инвесторов, например, капитализации отдельных компаний и выводе их ценных бумаг на международный рынок. Данная ориентированность является положительной и обязана привести к стремительному росту компаний отрасли при снижении государственного финансирования.


1. Конституция Азербайджанской Республики, принята 12 ноября 1995 года (в ред. от 25.07.2016);
Кодексы Азербайджанской Республики
2. Кодекс Азербайджанской Республики Об Административных проступках от 29.12.2015 года №96 - VQ (в ред. от 28.12.2018 №1432-VQD);
Федеральные законы Азербайджанской Республики
3. Закон Азербайджанской Республики «О получении информации» №1024-IIQ от 30 сентября 2005 года (в ред. от 01.02.2017 №507-VQD);
4. Закон Азербайджанской Республики «О государственной тайне » от 7 сентября 2004 года № 773-IIQ;
5. Закон Азербайджанской Республики «О свободе информации» от 19 июня 1998 года №505-!Г;
6. Закон Азербайджанской Республики «Об обращении граждан» от 30 сентября 2015 года №1308-IVQ;
7. Закон Азербайджанской Республики «О персональных данных» от 11 мая 2010 года №998-IIIQ;
8. Закон Азербайджанской Республики «Об электронной подписи и электронном документе» от 9 марта 2004 года №602-ПГ;
9. Закон Азербайджанкой Республики «Об электронной торговле» от 10 мая 2005 года № 908-IIQ (в ред. от 28.12.2018);
10. Закон Азербайджанской Республики «Об информации,
информатизации и защите информации» от 3 апреля 1998 года №460-IT;
11. Закон Азербайджанской Республики «О стандартизации» от 16 апреля 1996 года №60-IQ;
12. Закон Азербайджанской Республики «О телекоммуникациях» от 14 июня 2005 года № 927-IIQ;
Постановления правительства Азербайджанской Республики
13. Постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 26 июля 2012 года №158 «Об утверждении Списка платных информационных услуг, Порядка оплаты за подготовку и предоставление информации, Случаев предоплаты за предоставление информации, Условия предоставления скидки при оплате и Условий и Порядка удовлетворения информационного запроса на договорной основе»;
14. Постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 24 ноября 2011 года №191 Об утверждении «Правил оказания центральными органами исполнительной власти и созданные Президентом Азербайджанской республики юридические лица публичного права электронных услуг по конкретным сферам» и «Перечня видов электронных услуг»;
15. Постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 1 мая 2014 года №118 Об утверждении «Перечня информационных систем и ресурсов, подлежащих подключению к порталу «Электронное правительство» и «Технические требования к подключению информационных систем и ресурсов, электронных услуг» к порталу «Электронное правительство»»;...48


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ