Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие регулятивных универсальных учебных действий школьников при изучении геометрического материала на уроках математики

Работа №161386

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся при работе с геометрическими задачами
школьного курса математики 6
1.1 Понятие и структура РУУД 6
1.2 Особенности формирования РУУД 16
1.3 Роль геометрических заданий в формировании РУУД у учащихся 20
Глава 2. Методические основы формирования РУУД у учащихся при реше­
нии геометрических задач школьного курса математики 30
2.1 Рекомендации по отбору геометрических задач, направленных на форми­рование РУУД 30
2.2 Примеры геометрических задач школьного курса математики для форми­рования РУУД у учащихся 42
2.3 Технологическая карта урока по геометрии на тему "Сумма углов тре­угольника" 46
Заключение 56
Список литературы 57
Приложение

В современном обществе всё больше требуются специалисты, способ­ные непрерывно обучаться, неординарно мыслить, поскольку на данной ста­дии происходит постепенный переход от индустриального к постиндустри­альному обществу, построенному на знаниях и внедрении инноваций. Таким образом, перед системой образования определяется новая цель: увеличение образовательной и воспитательной способности образовательных учрежде­ний, обеспечение развития необходимой компетенции личности - способно­сти учиться, формирование благоприятных условий для личностного и по­знавательного развития учащихся.
ФГОС ООО определяет требования к метапредметным результатам ос­воения учащимися основной ОП ООО, включающим освоенные учащимися УУД (коммуникативные, регулятивные, познавательные), возможность их использования на практике.
Вопросы теории и методики формирования УУД у учащихся рассмат­ривали в своих трудах А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молча­нов, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева и т.д.
Вопросы изучения геометрии, относящиеся к формированию различ­ных типов УУД, изучаются в исследованиях Г.И. Саранцева, Л.И. Боженковой и т.д.
Метапредметные результаты освоения ОП, а также сформированность РУУД (регулятивных универсальных учебных действий), должны быть дос­тигнуты при изучении любого предмета в зависимости от специфики, так же и в изучении геометрии и при выполнении геометрических заданий. Итак, из всего сказанного следует, что тема исследования, несомненно, актуальна в наше время.
Объект исследования: процесс обучения геометрии.
Предмет исследования: геометрические задачи как средство формиро­вания РУУД.
Цель исследования: разработать методику по формированию регуля­тивных универсальных учебных действий у учащихся при работе с геомет­рическими задачами школьного курса математики
Из данной цели исследования были определены задачи:
1. Определить понятие и выявить компоненты РУУД.
2. Выявить особенности формирования РУУД на уроках математики посредством решения геометрических задач.
3. Определить роль геометрических задач при формирования регуля­тивных универсальных учебных действий.
4. Рассмотреть геометрические задачи, направленные на развитие РУУД.
5. Разработать технологическую карту урока по геометрии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Во введении отмечается акту­альность выбранной темы и обозначаются степень ее разработанности, а также цели и задачи исследования, его практическая основа. В первой главе изложены теоретические основы формирования регулятивных универсаль­ных учебных действий у учащихся при работе с геометрическими задачами школьного курса математики: раскрыты определение и структура регуля­тивных универсальных учебных действий, рассмотрены методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий, выявлены возможности формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся при работе с различными классами геометрических задач школь­ного курса математики. Во второй главе «Методические основы формирова­ния РУУД у учащихся при решении геометрических задач школьного курса математики» приведены примеры заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся на различных этапах работы с геометрическими задачами, разработан технологическая карта урока геомет­рии.
В заключении сделаны выводы и обобщения по теме исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что представлен­ный методический материал может быть использован учителями математики и студентами математических специальностей во время прохождения произ­водственной практики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проделанной работы получены следующие результаты:
1. На основе обобщения приведённых разными авторами перечней регу­лятивных умений выделена структура РУУД, компонентами которой являются действия целеполагания, прогнозирования, планирования, контроля, коррекции, оценки и элементы волевой саморегуляции.
2. Для исследования возможности формирования регулятивных универ­сальных учебных действий при работе с геометрическими задачами определено понятие, проведена классификация геометрических задач по различным осно­ваниям. В рамках данного исследования геометрические задачи разделены на задачи на доказательство, вычисление и построение по характеру требования. Выбор классификации обусловлен возможностью выделить особую структуру решения задач каждого типа. Для геометрических задач на доказательство, вы­числение и построение выделены этапы решения и их характеристики.
3. Путём соотнесения выделенных этапов решения геометрических задач различных типов и элементов структуры РУУД на основании рассмотренных характеристик доказана возможность формирования регулятивных умений при работе с геометрическими задачами.
4. Приведены примеры заданий для формирования компонентов структу­ры РУУД у учащихся на различных этапах работы с геометрическими задачами на доказательство, вычисление, построение.
5. Разработана технологическая карта урока.
Задачи выпускной квалификационной работы решены. Цель достигнута.
Данная работа может быть рекомендована для практического использо­вания студентам математических факультетов в период прохождения производ­ственной практики и учителям математики.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт основно­го общего образования [Электронный ресурс]. URL : https://fgos.ru (дата обра­щения 13.03.2019).
2. Алексеева Е. Е. Планирование учителем формирования универсаль­ных учебных действий при обучении составлению и решению задач в курсе геометрии // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. С. 154­191.
3. Алексеева Е.Е. Регулятивные универсальные учебные действия в обучении составлению геометрических задач // Н.И. Лобачевский и математи­ческое образование в России. Казань : Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. С. 4-16.
4. Балл Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» // Во­просы психологии. 1970. № 6. С. 18-86 с.
5. Боженкова Л. И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии : учебное пособие. М. : БИНОМ. Лаборато­рия знаний, 2015. 18 с.
6. Боженкова Л. И., Алексеева Е. Е. Составление задач учащимися как средство достижения предметных и метапредметных результатов при обучении геометрии // Наука и школа. 2013. № 5. 107 с.
7. Боженкова Л. И., Беребердина С. П. Формирование саморегуляции при обучении математике учащихся общеобразовательной школы // Преподава­тель XXI век. 2010. № 2. 96 с.
8. Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Атанасян [и др.]; 2-е изд. М. : Просвещение, 2014. 383 с.
9. Горленко Н. М., Запятая О. В., Лебединцев В. Б., Ушева Т. Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // На­родное образование. 2012. № 4. С. 123-160.
10. Далингер В. А. Геометрия : планиметрические задачи на построе­ние : учеб. пособие для СПО. М. : Издательство Юрайт, 2017. 155 с.
11. Далингер В. А. Методика обучения стереометрии посредством ре­шения задач : учеб. пособие для академического бакалавриата. М. : Издательст­во Юрайт, 2019. 370 с.
12. Демидова М.В. Модель формирования ключевых универсальных учебных действий обучающихся 5-7 классов на уроках математики // Вестник Марийского государственного университета. 2018. № 3. С. 14-32.
13. Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятель­ностного подхода : книга для учителя. М. : Просвещение, 2003. 222 с.
14. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике. Часть I. Математи­ческие задачи как средство обучения и развития учащихся. М. : Просвещение, 1977. 110 с.
15. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике. Часть II. Обучение математике через задачи и обучение решению задач. М. : Просвещение, 1977. 144 с...26


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ