Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся при работе с геометрическими задачами
школьного курса математики 6
1.1 Понятие и структура РУУД 6
1.2 Особенности формирования РУУД 16
1.3 Роль геометрических заданий в формировании РУУД у учащихся 20
Глава 2. Методические основы формирования РУУД у учащихся при реше
нии геометрических задач школьного курса математики 30
2.1 Рекомендации по отбору геометрических задач, направленных на формирование РУУД 30
2.2 Примеры геометрических задач школьного курса математики для формирования РУУД у учащихся 42
2.3 Технологическая карта урока по геометрии на тему "Сумма углов треугольника" 46
Заключение 56
Список литературы 57
Приложение
В современном обществе всё больше требуются специалисты, способные непрерывно обучаться, неординарно мыслить, поскольку на данной стадии происходит постепенный переход от индустриального к постиндустриальному обществу, построенному на знаниях и внедрении инноваций. Таким образом, перед системой образования определяется новая цель: увеличение образовательной и воспитательной способности образовательных учреждений, обеспечение развития необходимой компетенции личности - способности учиться, формирование благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся.
ФГОС ООО определяет требования к метапредметным результатам освоения учащимися основной ОП ООО, включающим освоенные учащимися УУД (коммуникативные, регулятивные, познавательные), возможность их использования на практике.
Вопросы теории и методики формирования УУД у учащихся рассматривали в своих трудах А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева и т.д.
Вопросы изучения геометрии, относящиеся к формированию различных типов УУД, изучаются в исследованиях Г.И. Саранцева, Л.И. Боженковой и т.д.
Метапредметные результаты освоения ОП, а также сформированность РУУД (регулятивных универсальных учебных действий), должны быть достигнуты при изучении любого предмета в зависимости от специфики, так же и в изучении геометрии и при выполнении геометрических заданий. Итак, из всего сказанного следует, что тема исследования, несомненно, актуальна в наше время.
Объект исследования: процесс обучения геометрии.
Предмет исследования: геометрические задачи как средство формирования РУУД.
Цель исследования: разработать методику по формированию регулятивных универсальных учебных действий у учащихся при работе с геометрическими задачами школьного курса математики
Из данной цели исследования были определены задачи:
1. Определить понятие и выявить компоненты РУУД.
2. Выявить особенности формирования РУУД на уроках математики посредством решения геометрических задач.
3. Определить роль геометрических задач при формирования регулятивных универсальных учебных действий.
4. Рассмотреть геометрические задачи, направленные на развитие РУУД.
5. Разработать технологическую карту урока по геометрии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Во введении отмечается актуальность выбранной темы и обозначаются степень ее разработанности, а также цели и задачи исследования, его практическая основа. В первой главе изложены теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся при работе с геометрическими задачами школьного курса математики: раскрыты определение и структура регулятивных универсальных учебных действий, рассмотрены методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий, выявлены возможности формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся при работе с различными классами геометрических задач школьного курса математики. Во второй главе «Методические основы формирования РУУД у учащихся при решении геометрических задач школьного курса математики» приведены примеры заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся на различных этапах работы с геометрическими задачами, разработан технологическая карта урока геометрии.
В заключении сделаны выводы и обобщения по теме исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленный методический материал может быть использован учителями математики и студентами математических специальностей во время прохождения производственной практики.
На основе проделанной работы получены следующие результаты:
1. На основе обобщения приведённых разными авторами перечней регулятивных умений выделена структура РУУД, компонентами которой являются действия целеполагания, прогнозирования, планирования, контроля, коррекции, оценки и элементы волевой саморегуляции.
2. Для исследования возможности формирования регулятивных универсальных учебных действий при работе с геометрическими задачами определено понятие, проведена классификация геометрических задач по различным основаниям. В рамках данного исследования геометрические задачи разделены на задачи на доказательство, вычисление и построение по характеру требования. Выбор классификации обусловлен возможностью выделить особую структуру решения задач каждого типа. Для геометрических задач на доказательство, вычисление и построение выделены этапы решения и их характеристики.
3. Путём соотнесения выделенных этапов решения геометрических задач различных типов и элементов структуры РУУД на основании рассмотренных характеристик доказана возможность формирования регулятивных умений при работе с геометрическими задачами.
4. Приведены примеры заданий для формирования компонентов структуры РУУД у учащихся на различных этапах работы с геометрическими задачами на доказательство, вычисление, построение.
5. Разработана технологическая карта урока.
Задачи выпускной квалификационной работы решены. Цель достигнута.
Данная работа может быть рекомендована для практического использования студентам математических факультетов в период прохождения производственной практики и учителям математики.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL : https://fgos.ru (дата обращения 13.03.2019).
2. Алексеева Е. Е. Планирование учителем формирования универсальных учебных действий при обучении составлению и решению задач в курсе геометрии // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. С. 154191.
3. Алексеева Е.Е. Регулятивные универсальные учебные действия в обучении составлению геометрических задач // Н.И. Лобачевский и математическое образование в России. Казань : Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. С. 4-16.
4. Балл Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. 1970. № 6. С. 18-86 с.
5. Боженкова Л. И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии : учебное пособие. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 18 с.
6. Боженкова Л. И., Алексеева Е. Е. Составление задач учащимися как средство достижения предметных и метапредметных результатов при обучении геометрии // Наука и школа. 2013. № 5. 107 с.
7. Боженкова Л. И., Беребердина С. П. Формирование саморегуляции при обучении математике учащихся общеобразовательной школы // Преподаватель XXI век. 2010. № 2. 96 с.
8. Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Атанасян [и др.]; 2-е изд. М. : Просвещение, 2014. 383 с.
9. Горленко Н. М., Запятая О. В., Лебединцев В. Б., Ушева Т. Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. 2012. № 4. С. 123-160.
10. Далингер В. А. Геометрия : планиметрические задачи на построение : учеб. пособие для СПО. М. : Издательство Юрайт, 2017. 155 с.
11. Далингер В. А. Методика обучения стереометрии посредством решения задач : учеб. пособие для академического бакалавриата. М. : Издательство Юрайт, 2019. 370 с.
12. Демидова М.В. Модель формирования ключевых универсальных учебных действий обучающихся 5-7 классов на уроках математики // Вестник Марийского государственного университета. 2018. № 3. С. 14-32.
13. Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода : книга для учителя. М. : Просвещение, 2003. 222 с.
14. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике. Часть I. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. М. : Просвещение, 1977. 110 с.
15. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике. Часть II. Обучение математике через задачи и обучение решению задач. М. : Просвещение, 1977. 144 с...26