Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методические особенности обучения решению геометрических задач доказательство принадлежности точки фигуре

Работа №161384

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения геометрических фигур в школьном курсе геометрии 6
1.1 Понятие фигуры в геометрии. Аксиоматика фигуры 6
1.2 Сравнительный анализ школьных учебников геометрии 10
1.3 Задачи на принадлежность точки фигуре на плоскости и основные
методы их решения 15
1.4 Развитие критического мышления школьников при решении
геометрических задач повышенного уровня сложности 19
Глава 2. Разработка элективного курса по геометрии в 9 классе на тему «Принадлежность точки фигуре» 27
2.1 Элективные курсы в современной школе 27
2.2 Элективный курс по геометрии в 9 классе на тему «Принадлежность
точки фигуре» 31
2.3 Конспекты занятий в рамках элективного курса 36
2.4 Система задач на тему «Принадлежность точки фигуре» 57
Заключение 66
Список использованных источников 67
Приложение 69

В настоящее время одной из главных задач математического образования на любом этапе изучения математики является обучение учащихся навыку применения полученных знаний для решения математических задач. Умение решать задачи в особенности необходимо школьникам, принимающим активное участие в олимпиадах по предмету, а также тем, кто намерен сдавать Единый Государственный Экзамен по окончанию 11-ого класса. Поэтому важной частью подготовки обучающихся к экзаменационным испытаниям и интеллектуальным соревнованиям являются практические занятия, посвященные решению задач.
Специфика олимпиадных и экзаменационных заданий состоит в том, что, хотя для их выполнения вполне достаточен объем знаний, который дает программа общеобразовательной школы, методика решения таких задач в большинстве своем является нестандартной и весьма разнообразной. Не являются исключением и задачи, касающиеся доказательства факта принадлежности точки некоторой фигуре. Несмотря на то, что в школьном курсе геометрии задачи подобного рода встречаются редко, анализ олимпиадных заданий по математике и заданий второй части ЕГЭ показывает, что столкновение с ними все-таки происходит, и назвать повторяемость этих столкновений редкой нельзя.
Ни для кого не секрет, что уделять время задачам повышенного уровня сложности, к которым мы относим и задачи на доказательство принадлежности точки фигуре, в рамках рабочей программы оказывается едва возможным. Эта обуславливается несколькими причинами, в частности - нехваткой времени, отведенного на изучение предмета и ненадобностью большинству учащихся класса рассмотрения подобных задач. В связи с этим возникает необходимость создания элективного курса, направленного на решение задач, касающихся доказательства факта принадлежности точки фигуре. Все вышесказанное определяет актуальность выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: процесс обучения учащихся в школе решению задач на принадлежность точки фигуре.
Предмет исследования: методические особенности решения задач, касающихся доказательства факта принадлежности точки фигуре, в рамках элективного курса.
Цель исследования: исследование методических особенностей решения задач на принадлежность точки фигуре в рамках элективного курса для обучающихся 9 класса.
Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ научной и учебно-методической литературы в соответствии с тематикой исследования;
2. Провести сравнительный анализ школьных учебников в соответствии с рассматриваемой темой;
3. Выделить основные методы решения задач на доказательство принадлежности точки фигуре;
4. Разработать элективный курс на тему: «Принадлежность точки фигуре»;
5. Разработать конспекты занятий элективного курса;
6. Разработать систему задач в соответствии с рассматриваемой темой.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы учителем математики при организации элективных курсов, направленных на решение задач повышенного уровня сложности, способствующих подготовке учащихся к олимпиадам и к сдаче Единого Г осударственного Экзамена.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы объект, предмет исследования, обозначены цели и задачи.
В первой главе содержатся теоретические основы по теме исследования, в частности: определение фигуры и ее аксиоматика; сравнительный анализ школьных учебников; описание типов задач на принадлежность точки фигуре и основные методы их решения, а также влияния задач повышенного уровня сложности на развитие критического мышления.
Во второй главе разработан элективный курс на тему: «Принадлежность точки фигуре» для 9-ого класса, сформулированы два конспекта занятий курса и представлена система задач по теме, подлежащая рассмотрению в рамках курса.
В заключении обобщены результаты исследования.
Список литературы представлен 16 источниками, ссылки на которые содержатся в тексте работы.
В приложении представлен тест на тему «Гомотетия» (разработанный с помощью сервиса Quizizz), предназначенный для использования в рамках одного из занятий элективного курса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Олимпиады различного уровня прочно вошли в школьную жизнь, и предметная подготовка обучающихся должна постоянно совершенствоваться. В такой предметной области, как математика, продвижение по пути решения нестандартных задач сопряжено с огромной работой. Успех в решении олимпиадных задач по математике, а также в успешном решении задач второй части ЕГЭ, основан не только на природных данных ребенка. В учебном процессе учителем должна быть продумана система подготовки таких детей, разработаны программы, формирующие целостную систему математического знания, а также некоторые универсальные приемы работы с нестандартными задачами. Разработанный в рамках исследования элективный курс может быть использован учителем математики для облегчения организации соответствующей подготовки.
В ходе проделанной работы были получены следующие результаты:
1. Изучены и проанализированы научная и учебно-методическая литература по теме принадлежности точки фигуре;
2. Осуществлён анализ школьных учебников 7 - 9 классов разных авторов с целью выявления особенностей изучения теоретического материала по теме «Геометрическая фигура»;
3. Разработана рабочая программа элективного курса в 9 классе «Принадлежность точки фигуре»;
4. Составлены два конспекта занятий в рамках предлагаемого элективного курса;
5. Подобрана система задач, подлежащих рассмотрению в ходе занятий элективного курса.
Полученные результаты могут свидетельствовать о достижении поставленной цели посредством решения сформулированных во введении задач.


1. Александров А. Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. Геометрия. 7 класс: учеб. пособие для образовательных организаций: углуб. уровень. СПб. : СМИО Пресс, 2022. 252 с.
2. Александров А. Д. Основания геометрии : учеб. пособие для вузов. М. : Наука Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. 288 с.
3. Всероссийская олимпиада школьников. URL: https://vos.olimpiada.ru (дата обращения: 17.05.2022).
4. Геометрия. 7-9 : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян [и др.]. 7-е изд. М. : Просвещение, 2017. 383 с.
5. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышле­ния на уроке : пособие для учителей общеобразовательных учреждений . 2-е изд., дораб. М. : Просвещение, 2011. 223 с.
6. Интернет-проект «Задачи». URL: https://problems.ru/ (дата обраще­ния: 30.05.2022).
7. Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Математика : 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. М. : Вентана-Граф, 2019. 304 с.
8. Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Математика : 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений . М. : Вентана-Граф, 2019. 304 с.
9. Морщинкина Ю. Д., Сорокина М. В. Принадлежность четырех точек окружности в олимпиадных задачах по геометрии // Вестник Пензенского государственного университета. Пенза : ПГУ, 2021. №4 (36). С. 55-62.
10. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ». URL: https://ege.sdamgia.ru (дата обращения: 01.05.2022).
11. Олимпиада им. Леонарда Эйлера. URL: http://www.matol.ru/ (дата обращения: 15.05.2022).
12. Погорелов А. В. Геометрия. 7-9 классы : учебник для общеобра­зовательных учреждений. 6-е изд. М. : Просвещение, 2018. 240 с.
13. Синько Т. П. Элективные курсы. URL: http://rushkolnik.ru/docs/index -39822586.html (дата обращения: 13.04.2022).
14. Шарыгин И. Ф. Геометрия. 7-9 кл. : учебник для образовательных учреждений. М. : Дрофа, 2012. 462 с.
15. Шарыгин И. Ф., Гордин Р. К. Сборник задач по геометрии. 5000 задач с ответами : пособие для общеобразовательных учреждений. М. : ООО «Издательство АСТ», 2001. 400 с.
16. Элективные курсы по математике : учебно-методические рекомен­дации / М. В. Крутихина [и др.]. Киров : ВятГГУ, 2006. 40 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ