Введение
1 Маркетинговые исследования рынка замороженных овощей
1.1 Анализ рынка замороженных овощей
1.2 Оценка конкурентов и их конкурентных преимуществ
1.3 Анализ потребителей и сегментирование рынка
2 Технико-технологическое обоснование производства замороженных овощей
2.1 Характеристика производимой продукции
2.2 Технология производства замороженных овощей
2.3 Логистика производственных и распределительных процессов
3 Формирование системы эффективного управления предприятием
3.1 Построение организационной структуры управления предприятия и управление персоналом
3.2 Формирование стратегий организации
3.3 Управление качеством в организации
3.4 Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
По оценкам разных аналитиков на Западе сегмент замороженных продуктов в структуре продовольственного рынка сегодня превышает 70 %, в России эта цифра составляет 17 %. Однако сегмент овощной заморозки стабильно растёт по ряду причин: замороженные продукты стали восприниматься не как заменитель свежих овощей, а как полноценный продукт, ускоряющийся образ жизни, мотивирующего к приобретению полуфабрикатов - покупая замороженные овощи приобретается не только продукт, но и услуга - ведь они уже очищены, помыты, нарезаны и пропарены.
На увеличение спроса на «заморозку» также влияет растущая грамотность потребителя, понимающего, что современные методы заморозки позволяют сохранять большую часть витаминов в овощах, технологии производства замороженных овощей развиваются и совершенствуются, увеличивая возможности максимального сохранения витаминов в течение длительного срока. Замороженные овощи находят применение не только при приготовлении домашних блюд, но и в общественном питании.
В условиях экономических санкций против России, запрета ввоза свежих и замороженных овощей из традиционных стран-экспортёров, таких, как Польша, поставлявшая 60% всей «заморозки», перед отечественными производителями открываются большие возможности импортозамещения.
На основании выше отмеченного с уверенностью можно сказать, что рынок замороженных овощей будет развиваться, что отражает благоприятные предпосылки для создания предприятия, производящего данный вид продукции.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка организационно-технологических мероприятий по организации предприятия, производящего замороженные овощи и их экономическое обоснование.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
провести маркетинговые исследования рынка замороженных овощей;
• дать технико-технологическое обоснование проекта;
• разработать систему эффективного управления вновь создаваемой организации;
• дать экономическое обоснование проектного решения.
Полное юридическое название создаваемого предприятия - Общество с ограниченной ответственностью «Мороженка».
Организация планирует производить различные виды замороженных овощей.
Начальное финансирование деятельности организации предполагается осуществлять за счет вкладов учредителей.
В качестве исходных материалов для исследования были использованы научные статьи, бизнес-планы, литературные источники, нормативно-справочная информация, официальная статистика, данные проведенных маркетинговых исследований, опубликованные в периодической литературе.
Основу исследования составили современные методы познания, выявленные и разработанные современной наукой. В ходе исследования применялись системный, структурно-функциональный, сравнительно-статистический и другие методы анализа.
Проведённое исследование показало, что за период 2010-2016 гг. рынок замороженных овощей демонстрирует повышающую динамику в натуральном и стоимостном выражении. В условиях экономических санкций против России, запрета ввоза свежих и замороженных овощей из традиционных стран-экспортёров перед отечественными производителями открываются большие возможности импортозамещения.
Планируется организовать в г. Пензе предприятие по замороженных овощей. Данный проект в процессе предварительного бизнес-планирования показал свою целесообразность.
Объем производства замороженных овощей и грибов в России в 2015 году составил 46,7 тыс. тонн.
Основные производители замороженных овощей сосредоточены в Южном и Центральном федеральных округах.
С 2011 по 2015 годы цены на замороженные овощи держались на одном уровне, а в 2015 произошёл их резкий рост. Основная причина - запрет на ввоз продукции из некоторых стран и изменение курса валют.
Российский рынок замороженных овощей и фруктов ещё несколько лет назад был представлен по большей части импортной продукцией, причем основная доля импорта приходилась на Польшу. В 2014 году после введения российского продовольственного эмбарго конъюнктура рынка изменилась в пользу сокращения объемов импортируемого товара. Большая часть импортируемой продукции приезжает в Россию из Беларуси, Китая и Сербии.
Касаемо экспорта, самым удачным периодом для российских производителей оказался 2015 год. За год экспортные показатели выросли на 39,9%, превысив импорт в 83 раза. Российские замороженные овощи и фрукты в основном уходят на экспорт в страны Прибалтики и в Китай.В числе важнейших предприятий отрасли можно выделить: ЗАО «Хладокомбинат Западный», расположенный в Московской области, ООО «Шебекенский овощной комбинат» из Белгородской области, ООО «Томская продовольственная компания» из Томской области.
Наиболее привлекательными и освоенными для продуктов быстрой заморозки являются Центральный и Северо-Западный регионы.
По результатам проведённого исследования потребителей, ООО «Мороженка» в качестве целевого сегмента выбрало женщин от 25 до 40 лет, и будет производить различные виды замороженных овощных смесей по доступной цене, а качестве каналов распределения использовать в основном супермаркеты и продовольственные магазины.
На первоначальном этапе предприятие предполагает занять порядка 3% регионального рынка замороженных овощей, предлагая качественную продукцию по доступным ценам.
При реализации продукции предприятие ООО «Мороженка» будет использовать одно и двух уровневые каналы распределения.
Управление фирмой осуществляется на основе линейно¬функциональной организационно-управленческой структуры. Тщательно проработаны методы отбора и управления персоналом.
В рамках стратегического планирования сформулирована миссия, определена система целей предприятия. Выполненный SWOT - анализ показал, что предприятие имеет хорошие перспективы развития, а главное направление развития - приобретать современное высокопроизводительное оборудование, тем самым улучшать качество продукции и сокращать издержки за счёт возникновения эффекта «масштаба производства».
На предприятии ООО «Мороженка» планируется реализовывать стратегию фокусирования, концентрированного роста, имитационную инновационную стратегию и маркетинговую стратегию продвижения.
Политика в области качества является неотъемлемой частью деятельности ООО «Мороженка», которая направлена на производство и реализацию качественных и доступных замороженных овощей.
На основе проведенных маркетинговых исследований, предварительного технико-экономического обоснования идеи проекта, был просчитан бизнес-план данного проекта.
Налогооблагаемая прибыль появится у предприятия на второй год реализации проекта. В этот момент чистая прибыль составит 2,48 млн. руб., а на конец проекта с учетом запланированной инфляции - 4,1 млн. руб. в год.
Наибольший поток денежных средств на ООО «Мороженка» поступает от производственно-хозяйственной деятельности и на конец срока реализации проекта он составит 11,67 млн. рублей.
Период окупаемости данного проекта равен 36 мес., а дисконтированный период окупаемости - данного проекта равен 41 мес.
Средняя норма рентабельности проекта равна 37,41 %, это говорит о том, что начальные инвестиции окупаются почти в 1,3 раза, то есть реализация данного проекта является выгодной.
Проведенные финансовый анализ, исследования внешней и внутренней среды предприятия позволяют сделать выводы о целесообразности финансирования проекта ООО «Мороженка».
• Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 05.02.2014) // Собр. законодательства РФ. - 2014. - N 9.
• Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2010. - 416 с.
• Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 N 117-ФЗ (ред. от 06 декабря 2005) // Собрание законодательства РФ, 07 августа 2000.
• Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) // [Электронный ресурс] Доступ из СПС «Гарант», 2016.
• Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.01.1998) // [Электронный ресурс] Доступ из СПС «Гарант», 2016.
• ГОСТ 13799-81 «Продукция плодовая, ягодная, овощная и грибная консервированная. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение» // [Электронный ресурс] URL:http://docs.cntd.ru(дата обращения: 10.03.2017).
• ГОСТ 13908-68 «Перец сладкий свежий. Технические условия» // [Электронный ресурс] URL:http://docs.cntd.ru(дата обращения: 10.03.2017).
• ГОСТ 1721-85 «Морковь столовая свежая, заготовляемая и постовляемая. Технические условия» // [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru(дата обращения: 10.03.2017).
• ГОСТ 5312-90 «Горох овощной свежий для консервирования. Технические условия» // [Электронный ресурс] URL:http://docs.cntd.ru(дата обращения: 10.03.2017).
• ГОСТ 7968-89 «Капуста цветная свежая. Требования при заготовках, поставках и реализации» // [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru(дата обращения: 10.03.2017).
• ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» // [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru(дата обращения: 10.03.2017).
• ГОСТ Р 53959-2010 «Продукты переработки фруктов, овощей и грибов. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение» // [Электронный ресурс] URL:http://docs.cntd.ru(дата обращения: 13.03.2017).
• ГОСТ Р 54683-2011 «Овощи быстрозамороженные и их смеси. Общие технические условия» // [Электронный ресурс] URL:http://docs.cntd.ru(дата обращения: 13.03.2017).
• Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.
• Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 396 c.
• Аникин, Б.А. Логистика / Б.А. Аникин. - М.: Проспект, 2013. - 406 с.
• Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 365 c.
• Болтавин, А. Рынок замороженных полуфабрикатов из овощей // МиЗП.- № 5, 2006 г. [Электронный ресурс] URL:http://holod- delo.ru/art1 ic 05 2006.htm(дата обращения: 07.03.2017).
• Бухалков, М.И. Управление персоналом: Учебник / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 400 c.
• Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р.Веснин - М.: Триада ЛТД, 2014. - 384 с.
• Гаджинский А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А. М. Гаджинский. - Москва: Дашков и К°, 2013. - 420 с.
• Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для студентов вузов - 2-е изд. / Герчикова И.Н. - М.: Банки и биржи, 2014 - 480 с.
• Горелик О.М.. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений: учебное пособие / О.М. Горелик - М.: Кнорус, 2012 г.
• Дорофеев В.Д., и др. Методические указания по написанию ВКР / В.Д. Дорофеев - Пенза: Издательство Пензенского Государственного Университета, 2014 г.
• Драккер П.Ф. Управление нацеленное на результаты / П.Ф. Драккер. - М., 2013. - 324 с.
• Ивановская, Л.В. Управление персоналом организации: Учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Л.В. Ивановская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 695 с.
• Косикова Д. В январе 2016 года производители замороженных
овощей и грибов показали прирост на 13% г/г, 3 марта 2016 // [Электронный ресурс] URL:http://www.indexbox.ru/news/v-yanvare-2016-goda-proizvoditeli-zamorozhennykh-ovoshcej-i-gribov-pokazali-prirost/ (дата обращения: 11.03.2017).
• Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - 12-е изд. - Питер, 2012. - 816 с.
• Кузнецов, Б.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Б.Т. Кузнецов, А.Б. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 367 c.
• Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. - М.: Юрайт, 2013. - 507 c.
• Ляско, А.К. Стратегический менеджмент: Современный учебник / А.К. Ляско. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. - 488 c.
• Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2013. - 800 с.
• Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: Теория и практика. Аудит, контроллинг и оценках расходов на персонал: Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. - М.: Проспект, 2013. - 80 c.
• Райсс М. Оптимальная сложность управленческих структур / М. Райсс // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №5.- С 54-59.
• Романов, Е.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Е.В. Романов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с.
• Томсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / А.А. Томсон, А.Дж. Стрикленд. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 670 с.
• Управление производством и операциями: учебное пособие / В. Л. Попов; под ред. В. Л. Попова. - Питер, 2014. - 336 с
• Частухина Ю.Ю.. Разработка и управление проектами: учебное
пособие / Ю.Ю. Частухина - Пенза: Издательство Пензенского
Г осударственного Университета, 2006 г.
• Шевчук Д.А. Управление качеством / Д.А. Шевчук - М.:
ГроссМедиа, РОССБУХ, 2014 г.
• Шестопал Ю.Т., В.Д. Дорофеев, Н.Ю. Шестопал, Э.А. Андреева. Управление качеством: учебное пособие / Ю.Т. Шестопал - М.: ИНФРА-М, 2008 г.
• Анализ рынка замороженных овощей и фруктов в России в 2011¬2015г. // [Электронный ресурс] URL:http://marketing.rbc.ru(дата обращения: 12.03.2017).
• Малиновский Павел. Методы оценки персонала// [Электронный
ресурс] URL: http://www.cfin.ru/management/people/malinovsky.shtml(дата
обращения: 14.03.2017).
• Маркетинговые исследования Capital Research Group //
[Электронный ресурс] URL:
http://www.foodmarket.spb.ru/archive.php?year=2007&article=738§ion=16 (дата обращения: 10.03.2017).
• Маркетинговые исследования рынка замороженных овощей // DISCOVERY Research Group [Электронный ресурс] URL:http://drgroup.ru(дата обращения: 09.03.2017).
• Назарова Олеся. КУШАТЬ ПОДАНО! // [Электронный ресурс] URL:http: //agancepits .my 1.ru(дата обращения: 15.03.2017).
• Обзор российского рынка замороженных овощей и ягод // ММЦ "Москва" [Электронный ресурс] URL:http: //www.marketcenter.ru/content/doc-2-10328.html(дата обращения: 07.03.2017).
• Особенности технологии производства замороженных плодов и овощей // [Электронный ресурс] URL:https://znaytovar.ru/s/osobennosti-texnologii-proizvo.html(дата обращения: 12.03.2017).
• Российский рынок замороженных овощей и смесей // [Электронный ресурс]URL:http://food.prompages.ru
• Упаковка для замороженных продуктов // [Электронный ресурс]
URL: http: //upakovkatorg.ru/upakovka-dlj a-zamorozhennyx-produktov/(дата
обращения: 14.03.2017).