Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование игр с предметами в работе по развитию речи детей раннего возраста

Работа №161378

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2024
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С ПРЕДМЕТАМИ
1.1. Специфика развития речи у детей в период раннего возраста 7
1.2. Содержание работы по развитию речи детей раннего возраста в
ДОО 13
1.3. Характеристика игр с предметами и возможности их
использования в работе по развитию речи детей раннего возраста 19
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С ПРЕДМЕТАМИ
2.1. Диагностика уровня речевого развития детей раннего возраста.. .26
2.2. Содержание работы по развитию речи детей раннего возраста в
процессе игр с предметами 33
2.3. Эффективность использования игр с предметами в работе по
развитию речи детей раннего возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59

В данной работе затронута проблема речевого развития детей раннего возраста в процессе игр с предметами, так как в этом возрасте данный вид деятельности является ведущим. Целевыми ориентирами в речевом развитии детей согласно ФГОС ДО является следующим.
Речь является важнейшим средством человеческого общения. Язык служит основным средством приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте и является основой для последующего речевого развития в дошкольном возрасте.
Выдающиеся ученые-психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори и др.) показали важность раннего возраста, охватывающего целый ряд функций в психическом развитии ребенка [18].
По мнению педагогов и психологов, в раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, по мнению педагогов и психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной сферы ребенка. Отклонение в овладении речью затрудняет общение с близкими взрослыми, препятствует развитию познавательных процессов, отрицательно влияет на формирование самосознания [15].
В общении с окружающими ребенок раннего возраста на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т. е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые.
В процессе овладения речью у детей раннего возраста вырабатывается определенное чувство языка. Они усваивают определенные правила и законы грамматики: учатся изменять слова, строить различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики [18].
В раннем возрасте в процессе становления речи развиваются психические процессы. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. К 3 годам в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым.
Большое влияние на содержание и методы работы по речевому развитию детей оказала деятельность Е.И. Тихеевой - известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Она определила основные задачи работы над речевым развитием детей в детском саду: 1) развитие речевого аппарата, его гибкости; 2) формирование речевого слуха;
3) накопление содержания речи; 4) работа над формой речи, ее структурой. Е.И. Тихеева показала пути решения этих задач. В ее трудах представлена стройная система работы над словом [33, 34].
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования: процесс развития речи детей раннего возраста.
Предмет исследования: игры с предметами как средство развития речи детей раннего возраста.
Цель исследования: изучить эффективность использования игр с предметами в работе по развитию речи детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) описать специфику развития речи у детей в период раннего возраста и содержание работы по этому направлению в ДОО;
3) охарактеризовать игры с предметами и возможности их использования в работе по развитию речи детей раннего возраста;
4) подобрать методику и провести диагностику сформированности речи у детей 2-3-летнего возраста;
5) определить содержание работы по развитию речи детей раннего возраста посредством использования игр с предметами и провести ее апробацию;
6) определить эффективность использования игр с предметами в работе над речевым развитием детей раннего возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
- I этап (май-август 2023 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
- II этап (сентябрь 2023 года) предполагал выявление исходных уровней речевого развития детей раннего возраста;
- III этап (октябрь 2023 года - апрель 2024 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию серии ООД по развитию речи детей раннего возраста в процессе игр с предметами;
- IV этап (май 2024 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики в развитии речи детей раннего возраста, а, следовательно, и эффективности проведенной работы.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что использование игр с предметами способствует эффективному развитию речи детей раннего возраста.
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ литературы; стандартизированные методики; наблюдение; анализ речевой деятельности детей; педагогический эксперимент.
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы Л.С. Выготского, Р.И. Жуковской, А.Н. Леонтьева, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в образовательном процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с №39 «Гнездышко» г. Пензы.
Структура исследования: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Правильная, хорошо развитая речь - важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так актуально заботиться о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства.
К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Тема данного исследования выбрана нами потому, что проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, - это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. это является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Задача взрослых - помочь детям в развитии речи.
Речевое развитие детей раннего возраста - одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно: в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей раннего возраста является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Именно игровая деятельность помогает создавать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Манипулирование с предметами в раннем возрасте - вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе этой деятельности он сам научиться тому, что еще не умеет.
Игра с предметами отвечает естественным потребностям ребенка, способствует нормальному развитию познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, воображения.
Игровая деятельность с предметами служит закреплению знаний, получаемых детьми на занятиях. Она является естественным состоянием и потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей.
Первым этапом практической части нашего исследования стало проведение констатирующего эксперимента по изучению исходного уровня речевого развития детей раннего возраста, в ходе которого были получены следующие результаты. В ЭГ низкий уровень показали 3 ребенка (30%), средний - 4 (40%), высокий - 3 (30%). В КГ: низкий уровень продемонстрировали 3 ребенка (30%), средний - 3 (30%), высокий - 4 (40%).
На основе анализа результатов констатирующего эксперимента на втором этапе нами был разработан и реализован комплекс игр с предметами по развитию речи детей раннего возраста. Данный комплекс включал в себя следующие формы работы:
- создание насыщенной, доступной, развивающей предметно-пространственной среды;
- организация занятий с детьми, основанных на использовании игр с предметами.
Третьим этапом практической части данного исследования стало проведение контрольного эксперимента по определению уровня речевого развития детей раннего возраста и сравнению полученных результатов с исходными. В ЭГ низкого уровня развития речи на контрольном этапе эксперимента выявлено не было, средний уровень показали 3 ребенка (30%), высокий - 7 детей (70%). В КГ низкий уровень показал 1 ребенок (10%), средний - 4 (40%), высокий - 5 детей (50%).
Большинство детей ЭГ показали лучшие результаты, по сравнению с исходной диагностикой, стали проявлять интерес играм с предметами.
В связи с этим можно сказать, что эффективность использования игр с предметами, как средства развития речи полностью оправдала себя. Следовательно, гипотеза, выдвинутая нами перед началом исследования, нашла свое практическое подтверждение.


1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей. // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.
- М., 2003. - С. 27-43.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М., 2006. - 177 с.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: формирование грамматического строя речи: методическое пособие для воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 150 с.
5. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада). - М.: Просвещение, 1979. - 214 с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
- М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
- 136 с.
8. Галигузова Л.Н. Развивающие игры с малышами до трех лет. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 356 с.
9. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: вторая группа раннего возраста. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 102 с.
10. Градусова Л.В, Левшина Н.И, Дементьева И.С. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: учеб. пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - 18 с.
11. Губанова Н.Ф. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: пособие для воспитателя детского сада. / Н.Ф. Губанова, А.И. Максаков. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986. - 128 с.
12. Дмитриева В.Г. Развитие речи. Умные ступеньки 2-3 года. - М.: АСТ, 2012. - 256 с.
13. Ермакова И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких. - СПб.: Издательский дом литера, 2006. - 154 с.
14. Жукова Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя. - М.: Эксмо, 2016. - 353 с.
15. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.:
Просвещение, 1984. - 89 с.
16. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников первая младшая группа. - М.: ЦПО, 2013. - 160 с.
17. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 112 с.
18. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 2-3 года. - СПб.: Речь, 2012. - 144 с.
19. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2001. - 486 с.
20. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. - М., 1983. - 302 с.
21. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. - 369 с.
22. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. - М.: Карапуз, 2009. - 126 с.
23. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: метод. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 265 с.
24. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. / Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1985. - 208 с.
25. От рождения до школы: инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2019. - 26 с.
26. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 302 с.
27. Психологические и психофизиологические исследования речи. / Под ред. Т.Н. Ушаковой. - М.: Наука, 1985. - 240 с.
28. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: сборник научн. тр. / Под ред. Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. - М.: АПН СССР, 1994. - 120 с.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
30. Рудик О.С. Развитие речи детей 2-3 года в свободной деятельности. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 132 с.
31. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
32. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 375 с.
33. Тихеева Е.И. Основные положения методики развития речи детей. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №12. - С. 6-9.
34. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 2002. - 280 с.
35. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. - М.: Эксмо, 2017. - 240 с.
36. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 1997. - 430 с.
37. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во института Психотерапии, 2001. - 256 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155. - М., 2013. - 29 с.
39. Шадрина Л.Г. Развитие речи - рассуждения детей 1-3 лет. / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
40. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1998. - 64 с.
41. Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Академия, 2008. - 114 с.
42. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от двух до трех лет. - М.: Просвещение, 2003. - 96 с.
43. Якубинский Л.П. Избранные работы: язык и его
функционирование. - М.: Наука, 1986. - с. 17-58.
44. Яшина В.И., Алексеева М.М., Макарова В.Н., Ставцева Е.А. Теория и методика развития речи у детей. - М.: Академия, 2009. - 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ