Совершенствование документационного и информационного обеспечения управления в условиях применения современных информационных технологий на примере администрации г. Каменки
Введение 6
1 Понятие «информационная открытость» 7
2 Нормативная законодательная база, регламентирующая организацию работы с
официальным сайтом администрации города Каменки 17
3 Анализ содержания официального сайта администрации города Каменки на
соблюдение требований федерального законодательства 33
3.1 Раздел «О городе» 40
3.2 Раздел «Справочник» 42
3.3 Раздел «Градостроительство» 43
3.4 Раздел «Муниципальные услуги» 46
3.5 Раздел «Всероссийский конкурс лучших проектов» 51
3.6 Разделы «Новости», «Молодежная политика и спорт», «Культура» .... 52
3.7 Раздел «Проекты нормативных актов» 53
3.8 Раздел «Муниципальная служба» 55
3.9 Раздел «Представительный орган города Каменки» 57
3.10 Раздел «Результаты проверок» 58
3.11 Раздел «Управление по обеспечению безопасности и
жизнедеятельности населения» 59
3.12 Разделы ««Кадастровая палата информирует», «Пенсионный Фонд
информирует», «Росреестр информирует» 60
3.13 Сервис «Виртуальная приемная» 61
3.14 Информация о нормотворческой деятельности 65
3.15 Анализ официального сайта на соблюдение требований антикоррупционного законодательства 67
4 Методические рекомендации по оптимизации функционирования сайта
администрации города Каменки 80
Заключение 89
Список использованных источников и литературы 90
Наша страна стоит на пороге развития информационного общества и электронной экономики, что приводит к изменениям в методах и технологиях государственного управления, а проблема эффективного внедрения информационных технологий остается актуальной.
Информационное обеспечение управления - совокупность информационных ресурсов, средств, методов, которые способствуют эффективному проведению всего процесса управления и все это осуществляется с помощью информационных технологий. Современные ИТ - широкий класс областей деятельности, который включает в себя сеть «Интернет» и в частности официальные сайты различных организаций.
В настоящее время в России развиваются информационное и гражданское общества, одной из главных целей которых является развитие коммуникационного взаимодействия органов власти с гражданами. Поэтому государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - 149-ФЗ) обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности, в том числе с использованием информационно-коммуникационных сетей, а именно, сети «Интернет».
Любые органы государственной власти должны создавать официальные' сайты:. Определение «официальный сайт» не закреплено нормативными правовыми актами государства, но в 149-ФЗ дано определение «сайт в сети «Интернет»», что обозначает «совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты: в сети «Интернет»» [статья 2 пункт /5|.
Очевидно, что новый характер информационного взаимодействия органов власти и граждан предопределяет и новые параметры эффективности государственного управления. Одним из таких параметров является содержательное наполнение официальных сайтов и соответствие размещенной информации действующему законодательству.
В ходе диссертационного исследования был рассмотрен вопрос информационной открытости органов власти на двух уровнях: законодательном и научно-практическом. Были проанализированы проблемы, связанные с принципами открытости и прозрачности государственного управления. Выяснилось, что информационная открытость - фактор эффективного исполнения полномочий органами местного самоуправления, непрерывно связанный с постоянным коммуникационным взаимодействием с гражданами и организациями.
Был приведен анализ нормативной законодательной базы, регламентирующей наполнение официального сайта администрации города Каменки в соответствии с действующим законодательством
В плане практической реализации теоретических знаний при выполнении магистерской диссертационной работы был проведён системный анализ официального сайта администрации города Каменки Пензенской области на предмет его информационной открытости и соответствия современному законодательству. Анализ показал, что на сайте администрации присутствуют многочисленные недостатки, которые носят системный характер и требуют устранения.
В связи с этим были предложены рекомендации по исправлению выявленных недостатков. Проведение работ по выполнению всех предложенных мероприятий повлечет за собой повышение уровня открытости, что так необходимо для максимально эффективного коммуникационного взаимодействия органа муниципальной власти с гражданами и организациями.
1. Конституция Российской Федерации принята 12.12.1993 (с изм. 21.07.2014 №11-ФКЗ).
2. Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25.12.2000 №2-ФКЗ (ред. от 20.12.2017).
Кодексы Российской Федерации
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, часть вторая) от 30.11.1994 № 51 ФЗ (ред. от 03.07.2019 №26-П).
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.06.2019).
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (в ред. от 07.04.2020 №112-ФЗ) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020).
Федеральные законы Российской Федерации
6. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ (в ред. от 03.04.2020 №105-ФЗ).
7. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 №521-ФЗ) (с изменениями, внесенными Постановлением
Конституционного Суда РФ от 03.07.2019 №26-П).
8. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 №152-ФЗ (в ред. от 31.12.2017 №498-ФЗ).
9. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 №210-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 №472-ФЗ).
10. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 №59-ФЗ (в ред. от 27.12.2018 №528ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 №19-П).
11. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 №63-ФЗ (в ред. от 23.06.2016 №220-ФЗ).
12. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 №53-ФЗ.
13. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ (в ред. от 16.12.2019 №432-ФЗ).
14. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 №172- ФЗ (в ред. от 11.10.2018 №362-ФЗ).
15. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 г. №8-ФЗ (в ред. от 28.12.2017 №423-ФЗ).
16. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 №419-ФЗ (в ред. от 29.12.2015 №394-ФЗ).
17. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ (в ред. от 01.04.2020 №98-ФЗ, с изм. внесенными Постановлением КС РФ от 13.01.2020 №1-П).
18. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 №25-ФЗ (в ред. от 16.12.2019 №432-ФЗ).
Законы Российской Федерации
19. Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 №1807-1 (в ред. от 12.03.2014 №29-ФЗ).
Указ Президента Российской Федерации
20. Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31.12.1993 г. № 2334 (в ред. от.01.09.2000 №1606).
21. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 г. № 188 (в ред. Указа Президента РФ от 13.07.2015 №357).
22. Указ Президента Российской Федерации «О рассмотрении
общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» от 04.03.2013 №183 (в ред. от 23.06.2014).
23. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы противодействия коррупции» от 08.07.2013 №613 (в ред. от 15.07.2015 №364).
Постановления Правительства Российской Федерации
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 №373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» (с изм. и доп. от 03.11.2018).
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. №953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп. от 20.04.2017).
26. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (в ред. от 10.07.2017).
27. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 г. № 860 «Об утверждении Правил взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
28. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2012 г. №851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения».
29. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2011г. №553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг в форме электронных документов».
Распоряжения Правительства Российской Федерации
30. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 724-р «О перечне документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация».
31. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об
утверждении Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями» (с изм. и доп. от 28.12.2011 №2415-р).
Приказ Министерства труда и социальной защиты
32. Приказ Министерства труда и социальной защиты «О требованиях к
размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных
государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» от 07.10.2013 №530н (с изм. и доп. от 26.07.2018 №490н).
Информация Министерства труда и социальной защиты РФ
33. Информация Министерства труда и социальной защиты РФ «О единых
требованиях к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам
противодействия коррупции» от 26.11.2012 г.
Методические рекомендации
34. Методические рекомендации «По публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также технические требования к публикации открытых данных» от 29.05.2014 г. Версия 3.0.
Письмо Федерального архивного агентства
35. Письмо Федерального архивного агентства «О типовых нарушениях положений Требований к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, утвержденных приказом Минтруда России от 07.10.2013 г. №530н» от 24.10.2019 г. №3/2535-Ю.
Международные документы
36. «Всеобщая декларация прав человека» от 10 декабря 1948 (принята Генеральной Ассамблеей ООН).
37. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 13 мая 2004 г.).
38. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года).
39. Council of Europe Recommendation No. R (81) 19 of the Committee of Ministers to member states on theaccess to information held by public authorities, adopted in Strasbourg, France, on 25 November 1981.
40. Декларация о праве доступа к информации, принятая в рамках Договора о Европейском союзе от 7 февраля 1992 года (г. Маастрихт).
41. Конвенция «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (1998 год, г. Орхус).
42. Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята постановлением ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. №1920-I).
Законы Пензенской области
43. Закон Пензенской области «О порядке рассмотрения обращений в Пензенской области» от 28.12.2012 № 2327-ЗПО.
Нормативные документы администрации города Каменки
44. Устав города Каменки Каменского района Пензенской области (в ред. Решений Собрания представителей Каменского района от 30.01.2012 № 95-14/3, от 27.09.2012 № 152-20/3,от 30.01.2013 № 193-25/3).
45. Регламент администрации города Каменки Каменского района Пензенской области от 06.02.2007 №18.
46. Решение Собрания представителей города Каменки Каменского района Пензенской области третьего созыва от 27.09.2018 №422-52/3.
II. Литература
47. Смагин В.А. Обеспечение информационной открытости политической системы России. / Саратов, 2007. - 192 с.
48. Лепихова Л.А. Открытость политической власти: технологический анализ / Ростов н/Д, 2007. - 164 с.
49. Минаев С.Ю. Информационная открытость - составная часть национальных интересов России в информационной сфере / № 10. - Саратов, 2002. - 145 с.
50. Арсеньева Т.И. Социальная ответственность власти на пути к информационному обществу / Н. Новгород, 2001. - 156 с.
51. Каменская Е.А. Сущность и особенности информационной открытости органов власти в современной России. / Общество: политика, экономика, право // № 2. Волгоград, 2011. - 133 с.
52. Резер Т. М. Информационная открытость органов государственного и муниципального управления: учеб. пособие / Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 160 с.
53. Лукашевич Е.В. Коммуникации органов государственной власти Алтайского края с населением: стратегии и технологии: коллективная монография / Барнаул: Изд-во Концепт, 2013 - 338 с.
54. Афанасьева О.В. Доступ к информации. Мировой тренд в реформировании государства // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2012. - №3. - С. 159-172.
55. Виняр В.А. Информационная открытость муниципальных органов власти: современное состояние и проблемы // 2012. - №9(27). - С.96-101.
56. Белозор Ф.И. Расширение открытости и прозрачности государственного управления // 2012. - С.177-186.
57. Петречук А.С. Правовое регулирование доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2014. - С.56-63.
58. Симонова Е.В. Тенденции развития местного самоуправления // Власть. - 2013. - № 6. - С.130-133.
59. Хомяков Э.Г. К вопросу об информационной открытости государственных органов и органов местного самоуправления // Вестник Удмуртского университета. - 2010. - № 2(4). - С.125-130.
60. Пызина Г.В. Пределы транспарентности российской власти // Государственная служба. - 2005. - №6. - С.175-179
61. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги // Феникс. - 1992.
62. Байков Н.М. Кадровый потенциал органов власти: опыт
социологического анализа // издательство ДВАГС. - 2002. - С.178-181.
63. Нисневич Ю.А. Открытость, прозрачность и подотчетность государственного управления // 2014. - С.34-44.
64. Клейменов Е. А. Открытость как фактор повышения эффективности деятельности органов государственного управления: на примере Хабаровского края //2011. - С.25.
65. Антипьев К.А. Информационная открытость системы местного самоуправления // Информационное общество. - 2013. - №6.
66. Бегинина И.А. Потребность в транспарентности власти как основа моделей взаимодействия государства и населения // Известия Саратовского университета. Новая серия. - 2009. - Выпуск 2. - С.16-19.
67. Нарышкин С.Е. Административная реформа в России: научно-практическое пособие // М.: ИНФРАМ. - 2006. - С.129.
68. Карамышева Е.В. Информационное взаимодействие муниципалитетов с гражданами (на примере администрации города Каменки Пензенской области) / Актуальные проблемы информационного и документационного обеспечения управления: VIII Всероссийская науч.-практ. интернет - конференция // г. Тамбов, 2019. - С.4.