Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста па занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования

Работа №161369

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2024
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Характеристика и содержание категории «музыкально-творческие
способности» в психолого-педагогической и методической литературе. 9
1.2. Особенности развития музыкально-творческих способностей в
младшем школьном возрасте 19
1.3. Педагогические возможности занятий в фортепианном классе
учреждений дополнительного образования в процессе развития музыкально-творческих способностей учащихся 29
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 41
2.1. Критерии, показатели и уровни развития музыкально-творческих
способностей у детей младшего школьного возраста 41
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально¬
творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75


Развитие способностей личности является одним из наиболее актуальных проблем современной педагогики и психологии, имеющих большое теоретическое и практическое значение. К этой теме обращаются исследователи, работающие в различных областях научного знания. В частности, огромный вклад в разработку проблемы развития способностей личности внесли отечественные ученые С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, Г. С. Костюк и др., в работах которых отражены фундаментальные понятия и отправные точки полноценного анализа способностей человека.
Способность к творческой деятельности является уникальным признаком человека, той самой чертой, которая отличает человека от других живых существ. Одновременно с этим, важно отметить, что музыка представляет собой уникальное направление искусства, обладающее способностью напрямую воздействовать на эмоции слушателя. Музыкальное искусство сочетает в себе композиторскую, исполнительскую, слушательскую, творческую деятельность и обладает богатыми возможностями для музыкально-творческого развития детей.
Развитие музыкально-творческих способностей детей в музыкальной деятельности было и остается одной из актуальных задач музыкального образования. Главным способом решения этой задачи является нахождение педагогических условий, способов организации музыкально-педагогического процесса и, благодаря этому, развития необходимых качеств личности учащихся. Благодаря влиянию на эмоционально-чувственную сферу, музыкальное искусство способствует формированию духовности, развитию познавательных сторон личности ребенка. Различные аспекты проблемы музыкально-творческих способностей личности и вопросы, связанные с их развитием, традиционно являются одними из центральных в музыкальной педагогике, поскольку находятся в тесной взаимосвязи с музыкальным образованием в целом.
Музыкальное развитие представляет собой один из основных элементов эстетического воспитания человека, поскольку обладает огромным потенциалом в вопросе полноценного развития личности. Музыка, по своей природе, лишена барьеров для восприятия ее человеком (визуальных, лингвистических и т.д.) и, описывая чувства и внутренние переживания автора, непосредственно воздействует на эмоции слушателя. Именно поэтому развитие музыкально-творческих способностей ребёнка рассматривается как центральный и обязательной компонент его общего музыкального развития. Тема развития музыкально-творческих способностей сложна и актуальна в настоящее время и достаточно подробно раскрывается в исследованиях Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, А. Л. Готсдинера, Е. В. Назайкинского, К. В. Тарасовой и других.
Музыкально-творческие способности лежат в основе самых различных видов музыкальной деятельности, обеспечивая их эффективную реализацию. Поэтому начало развития музыкально-творческих способностей должно быть как можно более ранним. Младший школьный возраст, по заключению многих исследователей, обладает важными для развития этой стороны личности особенностями: высокой степенью эмоциональности в целом и, более узко, эмоциональной отзывчивостью, интенсивностью интеллектуальной деятельности, позитивным отношением к творчеству.
Кроме того, младший школьный возраст обеспечивает личности формирование фундамента, эстетических, эмоциональных и прочих идеалов, вкусов, на которые человек ориентируется дальше на протяжении всей своей жизни. В младших классах школьник уже испытывает активное развитие мышления, памяти, воображения, но, при этом, в большей степени, еще познает мир с точки зрения чувственного его восприятия. И именно младший школьный возраст является самым благоприятным периодом для эмоционального взаимодействия школьника с миром музыкального искусства.
Вопрос развития у младших школьников музыкально-творческих способностей как одного из центральных качеств личности, необходимых для ее полноценного самовыражения, особенно актуален в работе учреждений дополнительного образования. Поскольку музыкально¬творческие способности являются фундаментом музыкальной деятельности любого рода, то их активное развитие в детских музыкальных школах и школах искусств становится особенно актуальной задачей. Занятия в этих учебных заведениях способны и должны особо тщательно решать эти задачи, преследуя конечную цель всеобъемлющее развитие комплекса музыкально¬творческих способностей учащихся.
В наши дни учреждения дополнительного образования обладают значительным потенциалом и опытом в развитии музыкально-творческих способностей младших школьников, их самовыражения, мотивации к творчеству. Помимо формирования начальных профессиональных навыков, система дополнительного образования может реализовывать условия для развития ребенка в творческой деятельности благодаря большому спектру используемых видов музыкальной деятельности.
С точки зрения развития музыкально -творческих способностей учащихся дополнительное образование способно компенсировать недостатки общего образования, обращенного, в большей степени, к освоению научных аспектов окружающей действительности . Одновременно с этим, можно утверждать, что в наши дни система дополнительного образования переживает некоторые сложности . Среди них и тенденция к усложнению дополнительных предпрофессиональных программ, и недостаточный интерес родителей и, зачастую, самих учащихся к обучению в детской музыкальной школе, и частое непонимание как детьми, так и родителями специфики обучения в учреждениях дополнительного образования. Детские музыкальные школы и школы искусств, существующие в парадигме современного предпрофессионального образования, вынуждены уделять максимум внимания развитию технических навыков детей, отводя развитие музыкально-творческих способностей на второй план. Таким образом, развитие музыкально-творческих способностей младших школьников в процессе дополнительного образования является широкой и актуальной педагогической проблемой.
Все вышесказанное дает нам основание утверждать о наличии противоречий между социальным запросом на формирование творческой личности, способной в перспективе к решению общественных профессиональных проблем и отсутствием четко сформулированных способов достижения этой цели; между и необходимостью разработки методических рекомендаций по развитию музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования и недостаточностью методического обеспечения данного процесса.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Развитие музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования».
Цель работы - определить, охарактеризовать и обосновать педагогические условия развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования.
Объект - процесс развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования.
Предмет - педагогические условия развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования.
Гипотеза: развитие музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования может осуществляться наиболее успешно при условии:
• целенаправленного развития общих музыкальных способностей;
• синтеза различных видов искусства на уроке игры на фортепиано;
• применения различных творческих заданий в рамках
музыкально-образовательного процесса;
• применения специальных методов музыкального образования: импровизации, эмоционального воздействия, расширения эмоционального поля.
Задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме работы, дать характеристику и описать содержание музыкально-творческих способностей учащихся;
• описать особенности младшего школьного возраста в аспекте исследуемой проблемы;
• охарактеризовать специфические педагогические возможности занятий в фортепианном классе учреждений дополнительного образования с точки зрения развития музыкально-творческих способностей учащихся;
• описать критерии, показатели и уровни развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста;
• провести опытно-экспериментальную работу, направленную на практическое обоснование педагогических условий развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дополнительного образования по развитию музыкально-творческих способностей детей.
Теоретико-методологическая база исследования: психологические исследования развития творческих способностей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Д. Гилфорд, и др.), философские и психологические работы, рассматривающие сущность и содержание творчества (В. С. Соловьев, Т. Д. Марцинковская и др.), исследования развития учащихся в общей и музыкальной педагогике (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. Я. Лернер), психологические исследования музыкально-исполнительской деятельности (Е. В. Назайкинский, Г. М. Коган и др.), работы в области музыкально-творческой деятельности личности (В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Б. М. Теплов, и др.).
Методы исследования: теоретико-методологический и понятийно-терминологический обзор исследований в рассматриваемой области, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, статистический анализ и обработка результатов исследовательской работы.
База исследования: МБОУДО ДШИ «Вдохновение» г.Кузнецка.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных и двух приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретическое и практическое исследование в рамках данной работы доказало, что развитие музыкально-творческих способностей у детей является одной из ведущих задач всей системы дополнительного образования. С точки зрения преподавания музыкального исполнительства эта проблема актуальна и в наши дни, поскольку наличие должного уровня развития музыкально-творческих способностей является необходимым условием формирования полноценного музыканта.
Целью нашей работы было определение, характеристика и обоснование педагогических условий развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования.
Теоретическое исследование указанной проблемы было осуществлено благодаря анализу психологических и педагогических работ по изучаемой теме. Обзор научных исследований по теме работы позволил нам описать музыкально-творческие способности как индивидуально-психологические качества личности, оказывающие позитивное влияние на успешность реализации различных сторон музыкальной деятельности и представляющие собой комплекс музыкальности, эмоциональной отзывчивости на музыку и гибкости музыкального мышления. Взаимодействие этих качеств личности позволяет осуществлять музыкальную деятельность наиболее эффективно и реализовывать ее в виде создания уникальной художественной реальности.
Теоретический обзор исследований специфических особенностей младшего школьного возраста, показал особую восприимчивость психики учащихся младшеклассников к педагогическому влиянию, организованному с целью развития музыкально-творческих способностей, необходимых в музыкальном инструментальном исполнительстве или любых других видах музыкальной деятельности.
Также теоретически доказано, что педагогические возможности дополнительного образования, в частности, урока игры на фортепиано, могут значительно активизировать процесс развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста при условии целенаправленного развития общих музыкальных способностей учащихся, синтеза различных видов искусства, применения различных творческих заданий и специальных методов музыкального образования (импровизации, эмоционального воздействия, расширения эмоционального поля) в рамках образовательного процесса.
С целью подготовки опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования нами были описаны критерии развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста (практический, эмоциональный и интеллектуальный), определены уровни (низкий, средний и высокий), после чего осуществлена диагностика исходного уровня развития музыкально-творческих способностей у учащихся детской школы искусств.
В рамках формирующего этапа эксперимента были организованы экспериментальные уроки игры на фортепиано в детской школе искусств, в ходе которых реализованы педагогические условия, предложенные в гипотезе нашей работы. Осуществленное экспериментальное обучение позволило выполнить повторное измерения уровня развития музыкально¬творческих способностей младших школьников в ходе контрольного этапа исследования.
Результаты исходного и конечного измерения уровней развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста показало повышение показателей исследуемого качества личности у испытуемых в экспериментальной группе. Таким образом, гипотеза, которая была выдвинута в начале работы, подтвердилась в ходе теоретического и практического исследований.



1. Абдулин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдулин. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст]: Учебник пособие для вузов. - Изд. 3-е, испр. / Г. С. Абрамова. - М.: Академия, 1998. - 672 с.
3. Абраухова, В. В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития / В.В.Абраухова: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1997. - 21с.
4. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ. - М.: Музыка, 1971. - 280 с.
5. Алексеева Г. Ю. Педагогические условия развития творческого потенциала учащихся младших классов [Текст] / дисс. канд. пед. наук / Г.Ю. Алексеева. - Оренбург, 2000. -182 с.
6. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б.Алиев. М.: Центр Владос, 2002. - 336с.
7. Ананьев Б. Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей. М., 1922. - С. 16-20.
8. Ангурец С. Развитие творчества у детей. //Дополнительное образование. - М., 2000. № 4, С. 9-13.
9. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. // Издательство казанского университета, 1988. - 212с.
10. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 214с.
11. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие / О. А. Апраксина. - М.: Академия, 1983. - 265 с.
12. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1977 г. - 336с.
13. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973. - 286с.
14. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. Л.: Музыка 1973. - 144 с.
15. Асмолов А. Г. Дополнительное образование от традиционной педагогики к педагогике развития/ А. Г. Асмолов // Внешкольник. - 1997. - № 9. - С.29.
16. Баренбойм Л. А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л. А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. - 160 с.
17. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и
исполнительства. М.: Музыка, 1969. - 288 с.
18. Баринова М. Н. О развитии творческих способностей ученика // Сб. статей. Под ред. В. Михелис. - Л.: Музгиз, 1961. - 60с.
19. Белобородова В. К. Развитие музыкального восприятия младших школьников: Музыкальное воспитание в школе / В.К. Белобородова. - М.: 1978 - 132 с.
20. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. - 60с.
21. Беркман Т. Л. Индивидуальное обучение музыке. - М.: Просвещение, 1964. - 218с.
22. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
23. Большакова Л. А. Развитие творчества (креативных способностей младших школьников) // Завуч начальной школы. 2001. — № 5. - С. 39¬
42.
24. Борзова В. А., Борзов A. A. Развитие творческих способностей у детей. Самара: Дом печати, 1994. - 315 с.
25. Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. - СПб.: Композитор, 1998. - 186с.
26. Бухарова И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие для студентов факультетов начального образования. Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2002. - 106 с.
27. Вендрова Т. Е. «Пластическое интонирование» музыки в методике Вероники Коэн [Текст] // Искусство в школе. Т. Е. Вендрова. - М.: 1997. (№ 1). - с.61-64.
28. Винокурова Е. Развивающее обучение в классе фортепиано детской музыкальной школы. - Астрахань, Проект LENOLIU, 2008. - 224с.
29. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - 3-е изд. - М.: 1991. - 93 с.
30. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / Сост. и ред. С. М. Хентова. М.-Л.: Музыка, 1966. - 316 с.
31. Гайдукова И. Б. Можно ли научить творчеству / И. Б. Гайдукова // Образование. - 2001. - №1. - С.101-103
32. Галкина Т. В., Алексеева Л. Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина. - М., 1991. - с.102
33. Гинзбург Л. С. Работа над музыкальным произведением. Методические очерки. - М., 1981 г. - 188с.
34. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музгиз, 1966. - 222 с.
35. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И.Даль; под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ. - М.: АЗЪ, 1996. - 437с.
36. Журавлев Г. Е. Проблемы и перспективы обучения творчеству [Текст] / Г. Е. Журавлев // Научное творчество: особенности и актуальные проблемы / УНЦ АН СССР. Свердловск, 1984. - С. 135-148.
37.Занковский А. И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ,1990. - С. 28-36.
38. Каганович Г. Импровизация и обучение игре на фортепиано. - Минск, 1980. - 264с.
39. Кипнис М. Тренинг креативности. - М.: Ось-89, 2005. - 128 с.
40. Коган Г. Работа пианиста. [Текст] / Г. Коган. - Учебное пособие. - М.: Музыка, 1979. - 256с.
41. Красильников И. М. Музыкально-творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах. Автореф. канд. дис...- М., 1997. - 36с.
42. Крутецкий В. А. Проблемы формирования и развития способностей / В. А. Крутецкий: [Вопр. Психологии] - М.: 1972 - 245 с.
43. Крыхтина С. Ю. Опытно-экспериментальная работа по формированию творческих способностей у учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования // Вестник МГОУ. Педагогика. - 2008.-№ 4. - С. 44-53.
44. Либерман Е. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988. - 236 с.
45. Люблянская А. А. «Учителю о психологии младших школьников», М., «Просвещение», 1977г. - 328с.
46. Макаровская Ф. Творческое музицирование как метод музыкального воспитания / Вст.: Вопросы методики начального образования. М.,1981. - 286с.
47. Мартинсен К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. - М.: Классика-XXI, 2003. - 224с.
48. Матюшкин A. M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 208 с.
49. Мелик-Пашаев A. A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981. - 96 с.
50. Метнер Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора. [Текст]/ Н. К. Метнер. - Учебно-методическое пособие. - М.: Музыка, 1963. -157с.
51. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. 4-е изд. -Музыка, 1982. - 300 с.
52. Никитин А. А. Импровизация как метод обучения начинающих пианистов: Автореф. канд. дис.. - Вильнюс, 1981. - 28с.
53. Панферова Е. Ф. Формы и методы развития творческих способностей на уроках сольфеджио и музыкальной литературы / Е. Ф. Панферова// Методический вестник. - 2008. - №7. - С. 32-34.
54. Поляков А. В. Взаимодействие педагога и обучающихся в классе музыкального инструмента (фортепиано) / А. В. Поляков, А. П. Лукьянов // Художественное образование и наука. - 2018. - № 1 (14). - С. 49-56.
55. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. - М.: «Владос», 1997. - 268с.
56. Румер М. А. О детском музыкальном творчестве // Из истории музыкального воспитания / Сост. O. A. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. - С. 109-113.
57. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль.: Гринго, 1996. - 192 с.
58. Солдатова Е. Л. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте). Дис. канд. псих. наук. - М., 1996. - 30с.
59. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей: (педагогическая наука реформе школы) / Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 176 с.
60. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 335 с.
61. Терентьева H. A. Художественно-творческое развитие младших
школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. - М.: Прометей, 1990. - 184 с.
62. Халифаева О. А. Развитие креативности подростков в образовательном учреждении // Психология обучения. - 2008. - № 9. - С.13-22.
63. Цветкова Л. В. Педагогические особенности дополнительного
образования в области художественно-творческого развития учащихся: Автореферат канд. дис. - М., 1999. - 32с.
64. Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. - М.: Сов. комп., 1988. - 384 с.
65. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. - 1996. - №3. - С.28-33.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ