Развитие музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста па занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Характеристика и содержание категории «музыкально-творческие
способности» в психолого-педагогической и методической литературе. 9
1.2. Особенности развития музыкально-творческих способностей в
младшем школьном возрасте 19
1.3. Педагогические возможности занятий в фортепианном классе
учреждений дополнительного образования в процессе развития музыкально-творческих способностей учащихся 29
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 41
2.1. Критерии, показатели и уровни развития музыкально-творческих
способностей у детей младшего школьного возраста 41
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально¬
творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Характеристика и содержание категории «музыкально-творческие
способности» в психолого-педагогической и методической литературе. 9
1.2. Особенности развития музыкально-творческих способностей в
младшем школьном возрасте 19
1.3. Педагогические возможности занятий в фортепианном классе
учреждений дополнительного образования в процессе развития музыкально-творческих способностей учащихся 29
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 41
2.1. Критерии, показатели и уровни развития музыкально-творческих
способностей у детей младшего школьного возраста 41
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально¬
творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
Развитие способностей личности является одним из наиболее актуальных проблем современной педагогики и психологии, имеющих большое теоретическое и практическое значение. К этой теме обращаются исследователи, работающие в различных областях научного знания. В частности, огромный вклад в разработку проблемы развития способностей личности внесли отечественные ученые С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, Г. С. Костюк и др., в работах которых отражены фундаментальные понятия и отправные точки полноценного анализа способностей человека.
Способность к творческой деятельности является уникальным признаком человека, той самой чертой, которая отличает человека от других живых существ. Одновременно с этим, важно отметить, что музыка представляет собой уникальное направление искусства, обладающее способностью напрямую воздействовать на эмоции слушателя. Музыкальное искусство сочетает в себе композиторскую, исполнительскую, слушательскую, творческую деятельность и обладает богатыми возможностями для музыкально-творческого развития детей.
Развитие музыкально-творческих способностей детей в музыкальной деятельности было и остается одной из актуальных задач музыкального образования. Главным способом решения этой задачи является нахождение педагогических условий, способов организации музыкально-педагогического процесса и, благодаря этому, развития необходимых качеств личности учащихся. Благодаря влиянию на эмоционально-чувственную сферу, музыкальное искусство способствует формированию духовности, развитию познавательных сторон личности ребенка. Различные аспекты проблемы музыкально-творческих способностей личности и вопросы, связанные с их развитием, традиционно являются одними из центральных в музыкальной педагогике, поскольку находятся в тесной взаимосвязи с музыкальным образованием в целом.
Музыкальное развитие представляет собой один из основных элементов эстетического воспитания человека, поскольку обладает огромным потенциалом в вопросе полноценного развития личности. Музыка, по своей природе, лишена барьеров для восприятия ее человеком (визуальных, лингвистических и т.д.) и, описывая чувства и внутренние переживания автора, непосредственно воздействует на эмоции слушателя. Именно поэтому развитие музыкально-творческих способностей ребёнка рассматривается как центральный и обязательной компонент его общего музыкального развития. Тема развития музыкально-творческих способностей сложна и актуальна в настоящее время и достаточно подробно раскрывается в исследованиях Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, А. Л. Готсдинера, Е. В. Назайкинского, К. В. Тарасовой и других.
Музыкально-творческие способности лежат в основе самых различных видов музыкальной деятельности, обеспечивая их эффективную реализацию. Поэтому начало развития музыкально-творческих способностей должно быть как можно более ранним. Младший школьный возраст, по заключению многих исследователей, обладает важными для развития этой стороны личности особенностями: высокой степенью эмоциональности в целом и, более узко, эмоциональной отзывчивостью, интенсивностью интеллектуальной деятельности, позитивным отношением к творчеству.
Кроме того, младший школьный возраст обеспечивает личности формирование фундамента, эстетических, эмоциональных и прочих идеалов, вкусов, на которые человек ориентируется дальше на протяжении всей своей жизни. В младших классах школьник уже испытывает активное развитие мышления, памяти, воображения, но, при этом, в большей степени, еще познает мир с точки зрения чувственного его восприятия. И именно младший школьный возраст является самым благоприятным периодом для эмоционального взаимодействия школьника с миром музыкального искусства.
Вопрос развития у младших школьников музыкально-творческих способностей как одного из центральных качеств личности, необходимых для ее полноценного самовыражения, особенно актуален в работе учреждений дополнительного образования. Поскольку музыкально¬творческие способности являются фундаментом музыкальной деятельности любого рода, то их активное развитие в детских музыкальных школах и школах искусств становится особенно актуальной задачей. Занятия в этих учебных заведениях способны и должны особо тщательно решать эти задачи, преследуя конечную цель всеобъемлющее развитие комплекса музыкально¬творческих способностей учащихся.
В наши дни учреждения дополнительного образования обладают значительным потенциалом и опытом в развитии музыкально-творческих способностей младших школьников, их самовыражения, мотивации к творчеству. Помимо формирования начальных профессиональных навыков, система дополнительного образования может реализовывать условия для развития ребенка в творческой деятельности благодаря большому спектру используемых видов музыкальной деятельности.
С точки зрения развития музыкально -творческих способностей учащихся дополнительное образование способно компенсировать недостатки общего образования, обращенного, в большей степени, к освоению научных аспектов окружающей действительности . Одновременно с этим, можно утверждать, что в наши дни система дополнительного образования переживает некоторые сложности . Среди них и тенденция к усложнению дополнительных предпрофессиональных программ, и недостаточный интерес родителей и, зачастую, самих учащихся к обучению в детской музыкальной школе, и частое непонимание как детьми, так и родителями специфики обучения в учреждениях дополнительного образования. Детские музыкальные школы и школы искусств, существующие в парадигме современного предпрофессионального образования, вынуждены уделять максимум внимания развитию технических навыков детей, отводя развитие музыкально-творческих способностей на второй план. Таким образом, развитие музыкально-творческих способностей младших школьников в процессе дополнительного образования является широкой и актуальной педагогической проблемой.
Все вышесказанное дает нам основание утверждать о наличии противоречий между социальным запросом на формирование творческой личности, способной в перспективе к решению общественных профессиональных проблем и отсутствием четко сформулированных способов достижения этой цели; между и необходимостью разработки методических рекомендаций по развитию музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования и недостаточностью методического обеспечения данного процесса.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Развитие музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования».
Цель работы - определить, охарактеризовать и обосновать педагогические условия развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования.
Объект - процесс развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования.
Предмет - педагогические условия развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования.
Гипотеза: развитие музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования может осуществляться наиболее успешно при условии:
• целенаправленного развития общих музыкальных способностей;
• синтеза различных видов искусства на уроке игры на фортепиано;
• применения различных творческих заданий в рамках
музыкально-образовательного процесса;
• применения специальных методов музыкального образования: импровизации, эмоционального воздействия, расширения эмоционального поля.
Задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме работы, дать характеристику и описать содержание музыкально-творческих способностей учащихся;
• описать особенности младшего школьного возраста в аспекте исследуемой проблемы;
• охарактеризовать специфические педагогические возможности занятий в фортепианном классе учреждений дополнительного образования с точки зрения развития музыкально-творческих способностей учащихся;
• описать критерии, показатели и уровни развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста;
• провести опытно-экспериментальную работу, направленную на практическое обоснование педагогических условий развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дополнительного образования по развитию музыкально-творческих способностей детей.
Теоретико-методологическая база исследования: психологические исследования развития творческих способностей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Д. Гилфорд, и др.), философские и психологические работы, рассматривающие сущность и содержание творчества (В. С. Соловьев, Т. Д. Марцинковская и др.), исследования развития учащихся в общей и музыкальной педагогике (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. Я. Лернер), психологические исследования музыкально-исполнительской деятельности (Е. В. Назайкинский, Г. М. Коган и др.), работы в области музыкально-творческой деятельности личности (В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Б. М. Теплов, и др.).
Методы исследования: теоретико-методологический и понятийно-терминологический обзор исследований в рассматриваемой области, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, статистический анализ и обработка результатов исследовательской работы.
База исследования: МБОУДО ДШИ «Вдохновение» г.Кузнецка.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных и двух приложений.
Способность к творческой деятельности является уникальным признаком человека, той самой чертой, которая отличает человека от других живых существ. Одновременно с этим, важно отметить, что музыка представляет собой уникальное направление искусства, обладающее способностью напрямую воздействовать на эмоции слушателя. Музыкальное искусство сочетает в себе композиторскую, исполнительскую, слушательскую, творческую деятельность и обладает богатыми возможностями для музыкально-творческого развития детей.
Развитие музыкально-творческих способностей детей в музыкальной деятельности было и остается одной из актуальных задач музыкального образования. Главным способом решения этой задачи является нахождение педагогических условий, способов организации музыкально-педагогического процесса и, благодаря этому, развития необходимых качеств личности учащихся. Благодаря влиянию на эмоционально-чувственную сферу, музыкальное искусство способствует формированию духовности, развитию познавательных сторон личности ребенка. Различные аспекты проблемы музыкально-творческих способностей личности и вопросы, связанные с их развитием, традиционно являются одними из центральных в музыкальной педагогике, поскольку находятся в тесной взаимосвязи с музыкальным образованием в целом.
Музыкальное развитие представляет собой один из основных элементов эстетического воспитания человека, поскольку обладает огромным потенциалом в вопросе полноценного развития личности. Музыка, по своей природе, лишена барьеров для восприятия ее человеком (визуальных, лингвистических и т.д.) и, описывая чувства и внутренние переживания автора, непосредственно воздействует на эмоции слушателя. Именно поэтому развитие музыкально-творческих способностей ребёнка рассматривается как центральный и обязательной компонент его общего музыкального развития. Тема развития музыкально-творческих способностей сложна и актуальна в настоящее время и достаточно подробно раскрывается в исследованиях Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, А. Л. Готсдинера, Е. В. Назайкинского, К. В. Тарасовой и других.
Музыкально-творческие способности лежат в основе самых различных видов музыкальной деятельности, обеспечивая их эффективную реализацию. Поэтому начало развития музыкально-творческих способностей должно быть как можно более ранним. Младший школьный возраст, по заключению многих исследователей, обладает важными для развития этой стороны личности особенностями: высокой степенью эмоциональности в целом и, более узко, эмоциональной отзывчивостью, интенсивностью интеллектуальной деятельности, позитивным отношением к творчеству.
Кроме того, младший школьный возраст обеспечивает личности формирование фундамента, эстетических, эмоциональных и прочих идеалов, вкусов, на которые человек ориентируется дальше на протяжении всей своей жизни. В младших классах школьник уже испытывает активное развитие мышления, памяти, воображения, но, при этом, в большей степени, еще познает мир с точки зрения чувственного его восприятия. И именно младший школьный возраст является самым благоприятным периодом для эмоционального взаимодействия школьника с миром музыкального искусства.
Вопрос развития у младших школьников музыкально-творческих способностей как одного из центральных качеств личности, необходимых для ее полноценного самовыражения, особенно актуален в работе учреждений дополнительного образования. Поскольку музыкально¬творческие способности являются фундаментом музыкальной деятельности любого рода, то их активное развитие в детских музыкальных школах и школах искусств становится особенно актуальной задачей. Занятия в этих учебных заведениях способны и должны особо тщательно решать эти задачи, преследуя конечную цель всеобъемлющее развитие комплекса музыкально¬творческих способностей учащихся.
В наши дни учреждения дополнительного образования обладают значительным потенциалом и опытом в развитии музыкально-творческих способностей младших школьников, их самовыражения, мотивации к творчеству. Помимо формирования начальных профессиональных навыков, система дополнительного образования может реализовывать условия для развития ребенка в творческой деятельности благодаря большому спектру используемых видов музыкальной деятельности.
С точки зрения развития музыкально -творческих способностей учащихся дополнительное образование способно компенсировать недостатки общего образования, обращенного, в большей степени, к освоению научных аспектов окружающей действительности . Одновременно с этим, можно утверждать, что в наши дни система дополнительного образования переживает некоторые сложности . Среди них и тенденция к усложнению дополнительных предпрофессиональных программ, и недостаточный интерес родителей и, зачастую, самих учащихся к обучению в детской музыкальной школе, и частое непонимание как детьми, так и родителями специфики обучения в учреждениях дополнительного образования. Детские музыкальные школы и школы искусств, существующие в парадигме современного предпрофессионального образования, вынуждены уделять максимум внимания развитию технических навыков детей, отводя развитие музыкально-творческих способностей на второй план. Таким образом, развитие музыкально-творческих способностей младших школьников в процессе дополнительного образования является широкой и актуальной педагогической проблемой.
Все вышесказанное дает нам основание утверждать о наличии противоречий между социальным запросом на формирование творческой личности, способной в перспективе к решению общественных профессиональных проблем и отсутствием четко сформулированных способов достижения этой цели; между и необходимостью разработки методических рекомендаций по развитию музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования и недостаточностью методического обеспечения данного процесса.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Развитие музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования».
Цель работы - определить, охарактеризовать и обосновать педагогические условия развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования.
Объект - процесс развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования.
Предмет - педагогические условия развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования.
Гипотеза: развитие музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования может осуществляться наиболее успешно при условии:
• целенаправленного развития общих музыкальных способностей;
• синтеза различных видов искусства на уроке игры на фортепиано;
• применения различных творческих заданий в рамках
музыкально-образовательного процесса;
• применения специальных методов музыкального образования: импровизации, эмоционального воздействия, расширения эмоционального поля.
Задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме работы, дать характеристику и описать содержание музыкально-творческих способностей учащихся;
• описать особенности младшего школьного возраста в аспекте исследуемой проблемы;
• охарактеризовать специфические педагогические возможности занятий в фортепианном классе учреждений дополнительного образования с точки зрения развития музыкально-творческих способностей учащихся;
• описать критерии, показатели и уровни развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста;
• провести опытно-экспериментальную работу, направленную на практическое обоснование педагогических условий развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дополнительного образования по развитию музыкально-творческих способностей детей.
Теоретико-методологическая база исследования: психологические исследования развития творческих способностей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Д. Гилфорд, и др.), философские и психологические работы, рассматривающие сущность и содержание творчества (В. С. Соловьев, Т. Д. Марцинковская и др.), исследования развития учащихся в общей и музыкальной педагогике (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. Я. Лернер), психологические исследования музыкально-исполнительской деятельности (Е. В. Назайкинский, Г. М. Коган и др.), работы в области музыкально-творческой деятельности личности (В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Б. М. Теплов, и др.).
Методы исследования: теоретико-методологический и понятийно-терминологический обзор исследований в рассматриваемой области, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, статистический анализ и обработка результатов исследовательской работы.
База исследования: МБОУДО ДШИ «Вдохновение» г.Кузнецка.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных и двух приложений.
Теоретическое и практическое исследование в рамках данной работы доказало, что развитие музыкально-творческих способностей у детей является одной из ведущих задач всей системы дополнительного образования. С точки зрения преподавания музыкального исполнительства эта проблема актуальна и в наши дни, поскольку наличие должного уровня развития музыкально-творческих способностей является необходимым условием формирования полноценного музыканта.
Целью нашей работы было определение, характеристика и обоснование педагогических условий развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования.
Теоретическое исследование указанной проблемы было осуществлено благодаря анализу психологических и педагогических работ по изучаемой теме. Обзор научных исследований по теме работы позволил нам описать музыкально-творческие способности как индивидуально-психологические качества личности, оказывающие позитивное влияние на успешность реализации различных сторон музыкальной деятельности и представляющие собой комплекс музыкальности, эмоциональной отзывчивости на музыку и гибкости музыкального мышления. Взаимодействие этих качеств личности позволяет осуществлять музыкальную деятельность наиболее эффективно и реализовывать ее в виде создания уникальной художественной реальности.
Теоретический обзор исследований специфических особенностей младшего школьного возраста, показал особую восприимчивость психики учащихся младшеклассников к педагогическому влиянию, организованному с целью развития музыкально-творческих способностей, необходимых в музыкальном инструментальном исполнительстве или любых других видах музыкальной деятельности.
Также теоретически доказано, что педагогические возможности дополнительного образования, в частности, урока игры на фортепиано, могут значительно активизировать процесс развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста при условии целенаправленного развития общих музыкальных способностей учащихся, синтеза различных видов искусства, применения различных творческих заданий и специальных методов музыкального образования (импровизации, эмоционального воздействия, расширения эмоционального поля) в рамках образовательного процесса.
С целью подготовки опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования нами были описаны критерии развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста (практический, эмоциональный и интеллектуальный), определены уровни (низкий, средний и высокий), после чего осуществлена диагностика исходного уровня развития музыкально-творческих способностей у учащихся детской школы искусств.
В рамках формирующего этапа эксперимента были организованы экспериментальные уроки игры на фортепиано в детской школе искусств, в ходе которых реализованы педагогические условия, предложенные в гипотезе нашей работы. Осуществленное экспериментальное обучение позволило выполнить повторное измерения уровня развития музыкально¬творческих способностей младших школьников в ходе контрольного этапа исследования.
Результаты исходного и конечного измерения уровней развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста показало повышение показателей исследуемого качества личности у испытуемых в экспериментальной группе. Таким образом, гипотеза, которая была выдвинута в начале работы, подтвердилась в ходе теоретического и практического исследований.
Целью нашей работы было определение, характеристика и обоснование педагогических условий развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования.
Теоретическое исследование указанной проблемы было осуществлено благодаря анализу психологических и педагогических работ по изучаемой теме. Обзор научных исследований по теме работы позволил нам описать музыкально-творческие способности как индивидуально-психологические качества личности, оказывающие позитивное влияние на успешность реализации различных сторон музыкальной деятельности и представляющие собой комплекс музыкальности, эмоциональной отзывчивости на музыку и гибкости музыкального мышления. Взаимодействие этих качеств личности позволяет осуществлять музыкальную деятельность наиболее эффективно и реализовывать ее в виде создания уникальной художественной реальности.
Теоретический обзор исследований специфических особенностей младшего школьного возраста, показал особую восприимчивость психики учащихся младшеклассников к педагогическому влиянию, организованному с целью развития музыкально-творческих способностей, необходимых в музыкальном инструментальном исполнительстве или любых других видах музыкальной деятельности.
Также теоретически доказано, что педагогические возможности дополнительного образования, в частности, урока игры на фортепиано, могут значительно активизировать процесс развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста при условии целенаправленного развития общих музыкальных способностей учащихся, синтеза различных видов искусства, применения различных творческих заданий и специальных методов музыкального образования (импровизации, эмоционального воздействия, расширения эмоционального поля) в рамках образовательного процесса.
С целью подготовки опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования нами были описаны критерии развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста (практический, эмоциональный и интеллектуальный), определены уровни (низкий, средний и высокий), после чего осуществлена диагностика исходного уровня развития музыкально-творческих способностей у учащихся детской школы искусств.
В рамках формирующего этапа эксперимента были организованы экспериментальные уроки игры на фортепиано в детской школе искусств, в ходе которых реализованы педагогические условия, предложенные в гипотезе нашей работы. Осуществленное экспериментальное обучение позволило выполнить повторное измерения уровня развития музыкально¬творческих способностей младших школьников в ходе контрольного этапа исследования.
Результаты исходного и конечного измерения уровней развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста показало повышение показателей исследуемого качества личности у испытуемых в экспериментальной группе. Таким образом, гипотеза, которая была выдвинута в начале работы, подтвердилась в ходе теоретического и практического исследований.



