Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение свойств внимания младших школьников, проводящих разное количество времени в интернете

Работа №161364

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения особенностей внимания младших школьников, проводящих разное количество времени в Интернете 6
1.1. Исследование внимания в работах отечественных и зарубежных
психологов 6
1.2. Особенности свойств внимания младших школьников 15
1.3. Влияние Интернета на развитие внимания младших школьников 25
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей внимания младших школьников, проводящих разное количество времени в Интернете 32
2.1. Описание процедуры и методов исследования 32
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 36
Выводы 61
Заключение 63
Список используемых источников 67
Приложение 71

В настоящее время все больше ученые начинают рассматривать внимание как очень важную для существования человека способность, без которой невозможно выжить в окружающем нас мире, без которой трудно достичь определенных высот и, в целом, совершить какую-либо деятельность. Внимание исследовали многие выдающиеся отечественные психологи такие как, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Гальперин, О.Ю. Ермолаев и др., а также зарубежные психологи (У. Джеймс, Дж. Миль, И. Гербарт, Д.К. Узнадзе, Т. Рибо и др.). А.М. Матюшкин доказал, что внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. От него зависит, будет ли успешен в обучении младший школьник, ведь, внимание является основой успешной познавательной деятельности. Для младшего школьника важно, чтобы он мог быстро переходить от одной деятельности к другой, чтобы мог долго работать с одним и тем же материалом, изучать его как можно дольше, а также уметь вычленять объект и рассматривать его.
На развитие внимания влияют различные факторы, ими могут быть как личностные особенности младших школьников, так и социальные причины. Одним из самых заметных факторов на данный момент, является Интернет. Интернет - это Всемирная сеть, которая охватывает всех вокруг и без которой людям тяжело представить свое существование. Они настолько привыкли использовать Интернет, что не замечают, как приучают к нему своих детей уже с раннего возраста. В результате, когда дети подрастают и начинают ходить в школу, то взрослые сталкиваются с такими трудностями в обучении, как пропуск букв в письменных работах, грязь в рабочих тетрадях, непонимание учителя и переспрашивание его постоянно. Все эти трудности возникают из-за того, что младшие школьники проводят разное количество времени в Интернете, в результате у них наблюдается невнимательность, неумение сосредоточиться и подолгу удерживать внимание на учебных задачах.
В настоящее время развитие внимания у младших школьников все больше вызывает беспокойство у педагогов, родителей и психологов, работающих с детьми. Последним важно изучать психологические и физиологические механизмы внимания учеников, а также факторы, которые оказывают негативное влияние на развитие познавательных процессов, ведь, от гармоничного развития зависит эффективность осуществления учебно-воспитательного процесса.
Цель исследования - исследование особенностей свойств внимания младших школьников, проводящих разное количество времени в Интернете для разработки рекомендаций психологам, педагогам и родителям.
Объект исследования - познавательная сфера.
Предмет исследования - особенности свойств внимания младших школьников, проводящих разное количество времени в Интернете.
Гипотеза - существуют различия в показателях свойств внимания младших школьников, проводящих разное количество времени в Интернете, а именно:
а) уровень развития концентрации внимания младших школьников, проводящих в Интернете менее 2 часов в день, выше, чем у младших школьников, проводящих в Интернете более 4 часов в день;
б) уровень развития устойчивости внимания младших школьников, проводящих в Интернете менее 2 часов в день, выше, чем у младших школьников, проводящих в Интернете от 2 до 4 часов и более 4 часов в день;
в) уровень развития объема внимания младших школьников, проводящих в Интернете менее 2 часов в день, выше, чем у младших школьников, проводящих в Интернете от 4 часов в день и больше;
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать теоретический материал по вопросу особенности свойств внимания младших школьников.
2) подобрать методики и провести диагностику внимания младших школьников, изучить различия в показателях свойств внимания младших школьников, проводящих разное количество времени в Интернете.
3) провести количественную и качественную обработку данных.
4) провести анализ и интерпретацию полученных данных и на основании полученных результатов исследования разработать рекомендации педагогам и психологам.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретико-методологический анализ литературы по
рассматриваемой проблеме;
• диагностический эксперимент;
• количественный и качественный анализ эмпирических данных
Методики:
1. Анкета на определение количества проведенного времени в Интернете младшими школьниками (составленная на основе модификации опросника О.Л. Кутуевой);
2. Тест Г. Мюнстерберга;
3. Тест Тулуза-Пьерона;
4. Методика «Исправь ошибки»;
5. Методика диагностики переключения и распределения внимания (видоизмененная методика Р.С. Немова);
6. Методика «Запомни и расставь точки».
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных данных для разработки рекомендаций психологам и педагогам, работающим с учащимися младших классов.
Организационная база: Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №16 г. Кузнецка. В исследовании приняли участие 50 учеников, обучающихся в 3 классе, в возрасте 9-10 лет, из них 24 девочек и 26 мальчиков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Внимание является важнейшим динамическим показателем всех психических процессов и от него зависит успешность познавательной деятельности младших школьников. На развитие внимания влияют различные факторы и один из них - Интернет. Младшие школьники овладевают им с самого раннего детства, поэтому в школе они отвлекаются на него и допускают большое количество ошибок в своих работах. Тем самым вызывая беспокойство родителей, педагогов и психологов, работающих с детьми.
Целью нашего исследования было изучение особенностей свойств внимания младших школьников, проводящих разное количество времени в Интернете для разработки рекомендаций психологам, педагогам и родителям.
Проанализировав теоретический материал по вопросу особенностей свойств внимания младших школьников, мы пришли к выводу, что проблемой внимания занимались как отечественные, так и зарубежные психологи. Они создавали различные теории, раскрывавшие суть данного процесса, формулировали определения внимания и предлагали важные модели исследования научного предмета. Основными свойствами внимания являются: объем, устойчивость, концентрация, переключение и распределение. Объем внимания младшего школьника составляет 3-4 объекта, поэтому ему тяжело концентрироваться и удерживать внимание на нескольких предметах одновременно. Устойчивость внимания в данном возрасте небольшая и чаще всего зависит от интереса к определенному предмету. Распределение внимания также небольшое, но ко второму классу дети уже умеют распределять внимание на 2 учебных объектах, что важно для младшего школьника. Ему будет легче следить за тем, что он пишет и какие ошибки допускает. Переключение внимания у младших школьников происходит не всегда легко и быстро, им тяжело переключится с тяжелой деятельности на легкую. Благодаря концентрации внимания младшие школьники лучше сосредотачиваются на учебной деятельности и усваивают новый материал. После изучения внимания у детей младшего школьного возраста, мы выявили фактор, влияющий на развитие данного процесса, и им является Интернет. Мы выяснили, что Интернет может влиять как положительно, так и отрицательно на младшего школьника. Рассматривая положительную сторону Интернета, стоит отметить, что у младших школьников развивается зрительная координация, быстрая реакция, моторика рук, логическое мышление, а также познавательные процессы. Но, рассматривая отрицательную сторону, мы видим, что младшие школьники забывают про активную деятельность, начинают испытывать стресс, нервное напряжение, становятся неуравновешенными, они начинают терять связь с реальностью.
Наше исследование проходило в три этапа. На первом этапе мы провели теоретический обзор исследований психологов, направленных на изучение особенностей свойств внимания младших школьников и факторов, оказывающих влияние на развитии познавательных процессов учащихся, включая такой фактор как Интернет. На основе теоретического анализа были подобраны следующие методики:
- Анкета на определение количества проведенного времени в Интернете младшими школьниками (составленная на основе модификации опросника О.Л. Кутуевой);
- Тест Г. Мюнстерберга;
- Тест Тулуза-Пьерона;
- Методика «Исправь ошибки»;
- Методика диагностики переключения и распределения внимания (видоизмененная методика Р.С. Немова);
- Методика «Запомни и расставь точки».
На втором этапе нашего исследования, были проведены психодиагностические процедуры по сбору, обработке и систематизации полученных результатов исследования.
На третьем этапе проводился анализ полученных результатов. Все сформулированные выводы исследования проверялись с помощью методов математической статистики.
Обобщив результаты нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
- в показателях избирательности внимания младших школьников, проводящих разное количество времени в Интернете, различий не выявлено;
- у младших школьников, которые проводят в Интернете 2 часа в день и меньше, уровень концентрации, устойчивости, объема, переключения и распределения внимания выше, чем у младших школьников, проводящих в Интернете более 4 часов в день;
- зафиксированы различия в уровне переключения и распределения внимания между группой детей, которые проводят в Интернете от 2 до 4 часов в день и группой, которые проводят больше 4 часов в день;
- на уровне тенденции выявлено, что скорость обработки информации выше в группах детей, которые проводят в Интернете больше 4 часов в день.
Таким образом, гипотеза о существовании различий в показателях свойств внимания младших школьников, проводящих разное количество времени в Интернете, была подтверждена.
По полученным результатам исследования можно составить следующие рекомендации для психологов, педагогов и родителей:
- психологам необходимо выявить истинные причины, из-за которых младший школьник проводит разное количество времени в Интернете. Определить на какое свойство внимания Интернет оказал большее воздействие. Затем, учесть личностные особенности младшего школьника и разработать программу для развития таких свойств внимания как, концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем. Через определенное количество времени провести повторное исследование;
- педагогам стоит обратить внимание, как младшие школьники ведут себя в процессе учебной деятельности. Часто ли они отвлекаются на посторонние раздражители. С каким интересом они слушают учителя. На основе наблюдений, учителю необходимо разработать план проведения занятий таким образом, чтобы они были увлекательны для младшего школьника, соответствовали его возможностям и не приводили к утомляемости.
- родителями необходимо обратить внимание на то, сколько времени их ребенок проводит в Интернете, и что его больше привлекает в нем. Обсудить с ребенком его увлеченность Интернетом. Установить четкие правила препровождения за компьютером или в Интернете. Обратить внимание на самочувствие младшего школьника, на его поведение, успеваемость в школе. Родители должны как можно больше уделять времени своему ребенку, организовывать различные совместные прогулки, заняться увлекательным хобби и многим другим.


1. Абкович А. Я. Некоторые подходы к психологическому изучению внимания в России и за рубежом // Педагогика и психология образования. - 2015. - С. 99-104.
2. Артюнина, Г. П., Левинская О. А. Влияние компьютера на здоровье школьника // Псковский регионологический журнал. - 2011. - №12. - С. 144-147.
3. Багдасарян А. А., Саргсян М. Э. Влияние компьютеров и интернета на младших школьников // Наука и образование сегодня. - 2019. - С. 78-80.
4. Бессчастная Е. И. Как я работаю над техникой чтения своих учеников // Начальная школа. - 2008. - № 9. - С. 76.
5. Богомазова Д.А. Внимание как составляющая учебной успешности младших школьников // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - 2018. - С. 1-5.
6. Борискова М.И., Максимова Н.Ю. К вопросу о развитии внимания детей младшего школьного возраста // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - №1. - С. 2.
7. Брушлинский А. В. И др. // Введение в психологию: Учебн. пособие для высш. пед. учебн. заведений / Под общ. ред. А. В. Петровского. - Издательский центр "Академия", 2009. - 157с.
8. Вторых О. А. Развитие произвольного внимания у младших школьников // Педагог. - 2017 - С. 1-18.
9. Выгонский С. И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. - М.: Феникс, 2010. - 320 с.
10. Выготский Л. С. Раннее детство // Собр. соч.: В 6 т. - М., 2009. - Т.4. - 10-15с.
11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учебное пособие / П.Я. Гальперин. - М.: КД «Университет», 2009. - 332 с.
12. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - Изд-во Московского университета. - 2011. - 101 с.
13. Детский медицинский центр Маркушка Как интернет влияет на психику ребенка // Маркушка. - 2017. - №3. - С. 1-3.
14. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Скирдова М. Н. Изучение влияния свойств внимания на успеваемость младших школьников // Научно - методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 106-110.
15. Дубровина И. В. И др. Особенности внимания младших школьников // Психология. - 2011. - №3. - С. 2.
16. Елкина А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 394-396.
17. Жовниренко Ф. В. Влияние социальных сетей на детей младшего школьного возраста // Мультиурок. - 2018. - №3. - С. 2-4.
18. Жукова М. В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - №11. - С. 120-127.
19. Захарова И. Н. Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость и переключаемость у младших школьников // Молодой ученый.
— 2018. — №49. — С. 272-275.
20. Иовенко Е. Ю. Внимание как психологический ресурс // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 409-412.
21. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. - М.: Педагогика, 2010. - 284 с.
22. Кирюшина Ю. В. Изучение влияния внимания младших школьников на их успеваимость // Альманах педагога. - 2017. - №11. - С. 1-6.
23. Кутебаева М.Т., Джунусова З.А. Влияние компьютера и интернета на школьников // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - №4 - С. 720.
24. Леонова С. Г. Развитие внимания детей младшего школьного возраста // 2015. - №11. - С. 5-8.
25. Лошкарева Н. А. Особенности развития внимания младшего школьника и его коррекция // КГБУЗ «Детская городская клиническая поликлиника №3» МЗ ХК. - 2009. - №5.- С. 1-4.
26. Макогон Е. В. Интернет-зависимость у младших школьников // Алые паруса. - 2015 - С. 5-9.
27. Михайлова Е. Р. Влияние СМИ на развитие и обучение учеников пятых классов средней школы // Старт в науке. - 2019. - №4. - С. 7.
28. Одеркова Д. В. Развитие внимания младших школьников // Социальная сеть работников образования. - 2017. - №10. - С. 8-12.
29. Петрова Е. И. Дети и компьютер // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2012. - №1. - С. 133-141.
30. Прихожан А.М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2010. - №1(9). - С. 20-22.
31. Скуратовская М. Л. Влияние телевидения и интернета на развитие детей и подростков // Научи хорошему. - 2015. - №8. - С. 8-10.
32. Смол Г., Варган 1Вгаш: Как пережить технологическое изменение мозга. - М., 2011г. - 65с.
33. Старых А. И. Психологические особенности внимания младших школьников // Вопросы науки и образования. - 2018. - С. 66-68.
34. Тупталова А. С. Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 610-612.
35. Флегентова Т. Н. Негативное влияние интернета на детей младшего школьного возраста // Инфоурок. - 2017. - №1. - С. 1-5.
36. Фомченко В. В. Развитие внимания младших школьников // Социальная сеть работников образования. - 2016. - №5. - С. 3.
37. Чернышева Н. С. Характер младшего школьника. Учеб. Пособие.: Флинта Науки. - 2010. - 306 с.
38. Шадрикова В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 2011. - 110 с.
39. Шовкопляс И. С. Компьютерная зависимость младших школьников // Инфоурок. - 2018. - №2. С. 5-12.
40. IMPSI Внимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теории // Общая психология. - 2018. - №2. - С. 18-23. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ