Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Кластерная политика в инновационном развитии на примере биомедицинского кластера Пензенской области

Работа №161359

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы государственного регулирования
инновационного развития биомедицинской промышленности 6
1.1 Кластерная политика в системе государственного регулирования
инновационных процессов в биомедицинской промышленности.... 6
1.2 Нормативно-правовые основы кластерной политики в
биомедицинской промышленности 12
1.3 Организационные основы регулирования инновационного
развития биомедицинской промышленности 18
2 Практика реализации кластерной политики в Российской
Федерации и перспективы её реализации в регионе 26
2.1 Опыт реализации кластерной политики в Российской Федерации и 26 за рубежом
2.2 Анализ развития Пензенского биомедицинского кластера 39
3 Предложения по развитию Пензенского инженерно- 53 производственного биомедицинского кластера
Заключение 63
Список использованных источников 67
Приложения 77

Увеличение продолжительности и качества жизни граждан России является приоритетной задачей государства, решение которой способствует росту экономики. В то время как ведущие страны добились существенных успехов в развитии фармацевтической и медицинской отраслей промышленности, позволившие им обеспечить широкий доступ своих граждан к инновационным лекарственным средствам, передовым медицинским технологиям и медицинским изделиям (МИ), в России эта проблема до сих пор не решена.
Решение данной проблемы потребует создания системы четкого взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования на базе эффективных инструментов инновационного развития, среди которых важнейшую роль должен играть кластерный подход.
В этой связи, рассмотрение кластерной политики в инновационном развитии на примере биомедицинского кластера Пензенской области является крайне актуальным.
Степень разработанности проблемы.
Теорию кластерного подхода, содержание кластерной политики и проблемы её реализации исследовалась такими авторами как Портер М., Гудкова А.А., Кольцов А.В, Фасхутдинов А.Р., Тюнин Д.К.
Существенный вклад в формирование и развитие теории и методологии управления инновационным развитием регионов внесли Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Оськина Н.А., Дежина И. Г., Какатунова Т.В.
Анализ зарубежного и российского опыта кластерной политики представлен в работах Смородинской Н., Катукова Д., Королев В.И., Топленинова Э.О., Кудзенко Е.В.
Цель исследования: рассмотрение кластерной политики в инновационном развитии на примере биомедицинского кластера Пензенской области
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
• раскрыть сущность кластерной политика в системе государственного регулирования инновационных процессов в биомедицинской промышленности;
• рассмотреть нормативно-правовое регулирование кластерной политики в биомедицинской промышленности;
• охарактеризовать организационные основы регулирования инновационного развития в биомедицинской промышленности;
• рассмотреть и сравнить опыт реализации кластерной политики в Российской Федерации и за рубежом;
• проанализировать состояние развития биомедицинского кластера Пензенской области;
• дать рекомендации и предложения по развитию кластера.
Объект исследования - инновационное развитие биомедицинской промышленности в Российской Федерации.
Предмет исследования - кластерная политика в инновационном развитии на примере биомедицинского кластера Пензенской области.
В настоящее время разработан значительный теоретический и методологический аппарат по проблеме кластерного развития. Исследованы процессы инновационной деятельности в кластерах, вопросы внутрикластерного взаимодействия, организации внутрикластерных проектов, стратегического развития кластеров, однако отдельные вопросы кластерного развития предприятий биомедицинской промышленности нуждаются в дальнейшей разработке, в частности, формирование моделей и механизмов создания кластеров биомедицинской промышленности, подходы к оценке эффективности их функционирования и развития.
Методологическая база исследования представлена системным и комплексным подходами к изучению проблемы формирования инновационных территориальных кластеров, развития предприятий биомедицинской промышленности, с использованием методов математического, структурного, технико-экономического, статистического, логического анализа в рамках системного подхода.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных специалистов по вопросам кластерного развития биомедицинской промышленности, представленные в экономической литературе и официальных источниках, методическая документация по вопросам формирования и развития инновационных территориальных кластеров.
Эмпирической базой послужили законодательные и нормативные акты федерального и регионального уровня, источники энциклопедического характера, периодическая литература по вопросам экономики, стратегии и программы развития пилотных инновационных территориальных кластеров России.
Новизна исследования заключается в разработке и обосновании научных подходов и положений, обеспечивающих эффективное функционирование и инновационное развитие предприятий биомедицинской промышленности на основе инновационного инженерно-производственного кластера Пензенской области.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и возможности широкого применения методических и практических рекомендаций по формированию инновационных территориальных кластеров в деятельности предприятий биомедицинской промышленности. Методические результаты исследований автора могут быть использованы в деятельности АО «Центр кластерного развития» Пензенской области, центрах кластерного развития биомедицинской промышленности Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Ярославля, Новосибирска.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания данной выпускной квалификационной работы, автор пришел к следующим выводам.
Для формирования экономики, основанной на инновациях, государству было необходимо выработать новый подход к организации и управлению инновационной деятельностью. Новым направлением в области
государственного регулирования инновационных процессов стал кластерный подход, который позволил решать задачи регионального и отраслевого развития, а также способствовал повышению эффективности взаимодействия государства, частного сектора, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе.
Так как увеличение продолжительности и качества жизни граждан России является приоритетной задачей государства, одним из важнейших перспективных направлений инновационного развития являются биомедицинские и фармацевтические кластеры.
К числу важнейших нормативно-правовых актов, регулирующих кластерную политику в биомедицинской промышленности, относятся:
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития 2020
• Стратегия инновационного развития России до 2020 года
• Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ
Федеральными органами власти, осуществляющими кластерную политику в биомедицинской промышленности являются Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство экономического развития РФ и Министерство здравоохранения РФ. Министерства разрабатывают проекты основополагающих документов, регулирующих деятельность кластеров, оказывают финансовую и инфраструктурную поддержку.
Тесно связанным с кластерами уровнем развития инструментов стимулирования в инновационной сфере являются технологические платформы. Наиболее «встроенной» в кластерное развитие техплатформой является «Медицина будущего», направленная на инновационное развитие здравоохранения, медицины и фармацевтики.
На уровне инфраструктурной поддержки биомедицинских и фармацевтических кластеров действуют технопарки, индустриальные парки, центры кластерного развития, «Российская кластерная обсерватория» (РКО).
За рубежом кластерный подход начал свое развитие раньше, чем в России, и активно применяется в развитии фармацевтики родственных отраслях. Существует ряд существенных различий зарубежного опыта реализации кластерной политики в целом и в биомедицинской промышленности в частности от такового в субъектах РФ. Различия касаются принципа формирования кластеров, специфики деятельности центров кластерного развития, особенностей государственной поддержки и финансирования проектов.
Инженерно-производственный кластер Пензенской области «Биомед» представляет собой сконцентрированную на территории Пензенского региона группу предприятий биомедицинского сектора производителей медицинских изделий и фармацевтической продукции, биологически активных добавок, специализированных производственных и сервисных услуг, предприятий оказывающих услуги в сфере здравоохранения и медицины, научно­исследовательских и образовательных организаций биомедицинской направленности, институтов развития.
Кластер использует стратегию связанной диверсификации в производстве продукции, развивая три направления: 1) клапаны; 2) сопутствующие изделия, в т.ч. средства доставки, шовный и перевязочный материал; 3) ортопедия и протезирование. Используется современная производственная инфраструктура (в т.ч. Технопарк высоких технологий «Рамеев»), современное высокотехнологичное производственное оборудование. Кластер имеет
устойчивые связи с известными научными центрами и потребителями продукции (федеральные кардиоцентры).
Управляющая компания кластера - АО ЦКР Пензенской области, организация, созданная для поддержки кластерных инициатив в регионе. АО ЦКР поддерживает предприятия кластера по направлениям: участие в выставочных мероприятиях; проведение повышения квалификации сотрудников предприятий-участников кластера; проведение маркетинговых исследований в интересах участников кластера, издание каталогов, продвижение сайта; разработка бизнес-планов совместных кластерных проектов. ЦКР представляет в кластере региональные органы государственной власти и, являясь коммерческой организацией, действует как управляющая компания.
Для организации эффективной деятельности Пензенского инженерно­производственного кластера «Биомед» необходимо разработать единую систему мероприятий по ключевым направлениям развития:
• масштабирование производства успешных видов продукции и освоение новых (производство биодеградируемых материалов, принтеров для лекарств, сетевые сервисы оптико-цифрового диагностического телемедицинского комплекса);
• продвижение продукции кластеров и брендинг (в том, числе на иностранные рынки). В связи с этим необходима помощь в организации деловых миссий, выставок за рубежом, иные способы установления связей с потенциальными зарубежными партнерами;
• повышения эффективности исследований и разработок, а также коммерциализации их результатов:
• организация центра доклинических исследований,
соответствующего требованиям стандартов GLP (надлежащая лабораторная практика).
• обеспечение кадрами и повышение квалификации персонала за счет разработки и внедрения гибких образовательных программ индивидуальных профилей подготовки для предприятий кластера «Биомед»;
• привлечение инвестиций по линии Министерства
Промышленности и торговли РФ.
Особенно актуальной становится финансовая поддержка со стороны государства в силу пожара на НПП «МедИнж». Якорное предприятие кластера понесло многомиллионные убытки, что, как следствие, пошатнуло состояние «Биомеда». Остается надеяться, что своевременное вливание необходимых средств сгладит ущерб, нанесенный кластеру


1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] Дата обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. [Электронный ресурс] Дата обновления: 05.04.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016
3. Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке,
производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии»: указ Президента РФ от 10 июля 2008 г. № 1052.
[Электронный ресурс] Дата обновления: 5.12.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016
4. О подготовке управленческих кадров для организаций народного
хозяйства Российской Федерации в 2007/08 - 2017/18 учебных годах:
Постановление Правительства Российской Федерации №177 от 24 марта 2007 г. [Электронный ресурс] Дата обновления: 11.11.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662. [Электронный ресурс] Дата обновления: 08.08.2009. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2016
6. Рекомендации по созданию технологических платформ: решение
Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. протокол № 4. [Электронный ресурс] Дата обновления: 3.08.2010. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016
7. О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»: постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. № 91. [Электронный ресурс] Дата обновления: 19.11.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016
8. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. [Электронный ресурс] Дата обновления: 08.12.2011. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016
9. Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров: постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. № 188. [Электронный ресурс] Дата обновления: 6.03.2013. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016
10. Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие здравоохранения»: постановление Правительства
Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 294. [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.04.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016
11. Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 102. [Электронный ресурс] Дата обновления: 02.06.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016
12. О промышленных кластерах и специализированных организациях
промышленных кластеров»: постановление Правительства Российской
Федерации от 31 июля 2015 г. № 779. [Электронный ресурс] Дата обновления: 31.07.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016
13. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета
субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения»: постановление
Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. № 41. [Электронный ресурс] Дата обновления: 28.01.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016
14. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в
субъектах Российской Федерации: письмо Министерства экономического развития РФ от 26 декабря 2008 г. № 20615-ак/д19. [Электронный ресурс] Дата обновления: 26.12.2008. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2016
15. Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года: приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 23 октября 2009 г. № 965. [Электронный ресурс] Дата обновления: 23.10.2009. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016
16. О порядке конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации: приказ Министерства экономического развития РФ от 29 апреля 2011 г. № 204 .
[Электронный ресурс] Дата обновления: 29.04.2011. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016..65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ