Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования аутентичных видеоматериалов в процессе обучения английскому языку учащихся средней школы 7
1.1 Понятие «аутентичные видеоматериалы» 7
1.2 Классификация видеоматериалов 11
1.3 Преимущества использования аутентичных видеоматериалов на
среднем этапе обучения 15
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Практическое применение аутентичных видеоматериалов в процессе обучения английскому языку учащихся средней школы 24
2.1 Этапы работы с аутентичными видеоматериалами и их
задачи 24
2.2 Примеры видеоматериалов для использования в средней
школе 32
2.3 Организация уроков английского языка с применением аутентичных
видеоматериалов 34
Выводы по второй главе 38
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Знание английского языка - важнейший навык в быстроразвивающемся мире. По мере совершенствования технологий меняется и наш подход к изучению иностранного языка. Считается, что одним из самых популярных способов изучения английского языка на данный момент является просмотр различных видеоматериалов: мультфильмов, сериалов, фильмов и роликов на YouTube и т.д.
YouTube, например, является не только развлекательной платформой, но и образовательной. Самый известный видеохостинг в мире предоставляет обучающемуся возможность погрузиться в англоязычную среду, не покидая пределов собственной комнаты, что может стать отличной мотивацией как на начальном этапе, так и в дальнейшем [24, с.70].
Использование аутентичных видеоматериалов в процессе обучения развивает один из важнейших навыков - навык восприятия иноязычной речи на слух. Обучающиеся, просматривая видео с носителями языка, также могут тренировать и улучшать произношение, расширять лексический запас, изучать тонкости грамматики. Данный метод обучения способствует развитию у учащихся навыков аудирования и устной речи, которые имеют решающее значение в общении. Просмотр мультфильмов, сериалов, фильмов и роликов на YouTube может помочь обучающимся усвоить, с какой интонацией стоит разговаривать, где необходимо делать логические паузы и ставить ударения, а также какой темп речи предпочтителен в той или иной ситуации языкового общения. Ежедневная практика - верный шаг на пути к достижению хороших результатов уже через несколько месяцев.
Представленный выше список достоинств изучения английского языка с помощью разнообразных видеоматериалов не является исчерпывающим.
Кроме того, видеоматериалы предлагают широкий спектр тем, которые отвечают запросам обучающихся. Например, ученики, интересующиеся процессом приготовления еды, могут смотреть кулинарные каналы, которые ведут носители английского языка. Это дает им возможность выучить конкретную лексику, связанную с темой. Аналогичным образом учащиеся, желающие связать свою жизнь с медициной, могут смотреть фильмы и сериалы и изучать медицинские термины с их помощью [35, с.13].
Безусловно, видеоматериалы необходимо использовать в качестве дополнения к традиционному обучению в классе. Учителя могут рекомендовать определённые каналы или, к примеру, фрагменты фильмов, сериалов, чтобы обучающиеся смотрели их дома, повторяя материал, пройденный на уроке. Это способствует не только прочному закреплению знаний, но и дает шанс обучаться в своем собственном темпе.
Крайне важно отметить, что далеко не все видео подходят для использования в процессе обучения английскому в школе. Некоторые из них могут содержать ненормативную лексику, другие могут не удовлетворять потребностям изучающих иностранный язык [32, с.99]. Поэтому учителя должны тщательно выбирать и оценивать каналы, которые они рекомендуют своим ученикам [37].
На данный момент многие школы России уже оснащены техническими средствами обучения, что даёт возможность включать различные аутентичные видеоматериалы в процесс обучения английскому языку, однако они зачастую по тем или иным причинам не входят в используемые учебно-методические комплекты, что обуславливает актуальность настоящего исследования.
Объект исследования - обучение школьников английскому языку.
Предметом исследования является использование аутентичных видеоматериалов в процессе обучения английскому языку учащихся среднего звена.
Цель работы - рассмотрение методики использования аутентичных видеоматериалов при обучении английскому языку учащихся средней школы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
• изучить понятие аутентичные видеоматериалы;
• предоставить классификацию видеоматериалов;
• рассмотреть преимущества использования аутентичных видеоматериалов в процессе обучения английскому языку учащихся средней школы и их влияние на развитие языковых умений;
• изучить этапы работы с видеоматериалами и их задачи;
• описать наиболее подходящие видеоматериалы для использования на уроках на среднем этапе обучения;
• предоставить фрагменты уроков с использованием аутентичных видеоматериалов;
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, а также обобщение данных, представленных в методической, лингвистической и психолого-педагогической литературе по исследуемой проблеме; сравнение зарубежных и отечественных исследований вопроса использования аутентичных материалов в процессе обучения английскому языку; классификация критериев отбора и этапов работы с различными видеоматериалами.
Теоретической основой исследования послужили работы таких отечественных ученых как Н.В. Барышников, М.В. Носкова, Н.Ю. Воложанина, С.В. Масалова и др., а также зарубежных авторов: Рон Оливер, Дженис Херрингтон, Дэвид Нанен и др. Труды этих ученых позволили изучить тонкости использования аутентичных видеоматериалов в процессе обучения английскому языку в школе.
Практическая значимость исследования: в данной работе
представлены фрагменты уроков, описан процесс применения видеоматериалов на уроках в средней школе. Представленные материалы, а также рекомендации по их использованию могут быть полезны учителям английского языка.
Апробация исследования. Материалы и промежуточные результаты работы были представлены на VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Языковые и культурные реалии современного мира» (2023 год). Содержание проведённого исследования изложено в 1 публикации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава посвящена теоретическим основам использования аутентичных видеоматериалов в процессе обучения английскому языку в средней школе. В данной главе раскрывается понятие аутентичных видеоматериалов, представляется их классификация, а также описываются преимущества использования видео при обучении английскому языку.
Во второй главе описывается практическое применение использования аутентичных видеоматериалов в процессе обучения английскому языку в средней школе. В данной главе представляются примеры видео, которые могут быть использованы на уроках, а также фрагменты уроков с использованием видеоматериалов.
Не секрет, что учителя стремятся получить максимум от каждого проведённого занятия. Для этого необходимо прибегать к использованию разнообразных методов обучения. Использование аутентичных видеоматериалов - один из самых распространённых.
Опираясь на поставленные цели и задачи, были определены основные понятия, на базе которых было построено дальнейшее исследование, в ходе которого было выявлено, что:
1. Аутентичные видеоматериалы - это видео, взятые из оригинальных источников, характеризующиеся естественностью лексического наполнения.
2. Основные этапы работы с аутентичными видеоматериалами: предпросмотровый, просмотровый и постпросмотровый.
3. Единой классификации аутентичных видеоматериалов нет. Из
существующих на данный момент наиболее точной является классификация, которая подразумевает разделение на видеоматериалы, непосредственно обучающие языку и на
видеоматериалы, выступающие в качестве дополнительного
источника для обучения языку.
4. Методические указания по работе с аутентичными видеоматериалами и их критерии отбора коррелируются с целью, временем и темой предполагаемого занятия.
Большое количество подходящих видеоматериалов есть на YouTube. Можно использовать отрывки из документальных фильмов BBC, объясняющие принципы функционирования живых организмов на Земле, рассказывающие о народах, населяющих планету; фрагменты из широко известных сериалов, которые наполнены современной лексикой, отличными шутками, а также захватывающими сюжетными поворотами, например, “Stranger Things”. Помимо видео с YouTube можно включать в учебный процесс новостные программы британских или американских телеканалов, отрывки из вечерних шоу со знаменитостями.
Нами были рассмотрены сценарий и фрагмент урока с использованием аутентичных видеоматериалов по темам “Food” и “Family”. Данные материалы разработаны на основе мультфильма, а также видео с YouTube. Также к каждому видео мы разработали упражнения.
Результат нашей работы - методические разработки с использованием аутентичных видеофрагментов, способствующие развитию языковых умений учащихся, расширение их кругозора, а также увеличению объёма межкультурных знаний и умений.
Представленные в данной работе методические разработки могут использоваться учителями английского языка на уроках в средней школе.
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теорияи практика обучения языкам): учебное пособие. - Москва: Икар, 2015. - 448 с.
2. Ариас А.М. Художественный фильм как средство формирования лингвосоциокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку в вузе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8. - С. 7-13.
3. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учеб. пособие. - Минск: Тетра Системс, 2015. - 288 с.
4. Баранова М.В. Совершенствование грамматической стороны диалогической речи учеников старших классов и студентов в процессе работы над видеофильмом (Немецкий язык как вторая специальность): дис. ... канд. пед. наук. - СПб, 2016. - 506 с.
5. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 3. - С. 13-19.
6. Богданова О.В. Использование аутентичных видеоматериалов для формирования коммуникативной и социокультурной компетенции на уроках английского языка // Молодой ученый. - 2015. - № 2. - С. 46-49.
7. Бондарева А.В. Использование видеоматериалов на уроках английского языка с целью активизации грамматических навыков // Молодой ученый. - 2016. - № 14. - С. 521-524.
8. Воровщиков С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать,
исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные
консультантом по управлению и директором школы: учебное пособие. - М.: Изд-во «5 за знания», 2017. - 352 с.
9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: учебное пособие. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
10. Даминова С.О. Психолого-дидактические основы
аудиовизуального восприятия информации на иностранном (английском) языке // Известия высших учебных заведений. Сер.: Гуманитарные науки. - 2015. - № 1. - С. 78-83.
11. Дворжец О.С. Интенсификация процесса обучения на основе использования аутентичных видеоматериалов // Вестник Омского университета. - 2004. - № 2. - С. 136-139.
12. Дворжец О.С. Медиаобразование: факторы успешной интеграции видеозаписей в учебный процесс по иностранному языку: учебное пособие // Омский научный вестник. - 2006. - № 5. - С. 230-233.
13. Дудина Н.В. Использование аутентичных рекламных видеоматериалов при обучении студентов неязыковых вузов профессиональной коммуникации // Вестник ИрГТУ. - 2015. - № 7. - С. 206-210.
14. Иванова Т.В. Теория и методика обучения иностранному языку. Базовый курс лекций: учебное пособие. - Уфа: БГПУ, 2008. - 95 с.
15. Ильченко Е.В. Использование видеозаписи на уроках английского языка // Первое сентября, Английский язык. - 2003. - № 9. - С. 710....40