ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного
возраста 5
1.2 Изменения скоростно-силовых качеств у школьников в подростковом
возрасте 8
1.3 Методы развития скоростно-силовых качеств у школьников 12
1.4 Средства развития скоростно-силовых качеств у школьников 16
1.5 Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания 22
ГЛАВА. 2 ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Задачи исследования 28
2.2 Методы исследования 28
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНОСИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 12-13 ЛЕТ
НА ЗАНЯТИЯХ БАСКЕТБОЛОМ 30
3.1 Влияние занятий баскетболом на формирование и всестороннее
развитие организма школьников 30
3.2 Особенности построения уроков баскетбола в 5-6 классах 34
3.3 Методика воспитания скоростно-силовых способностей у школьников
12-13-летнего возраста на уроках баскетбола 37
ВЫВОДЫ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Актуальность. Физическая подготовка детей школьного возраста - главная гарантия их всестороннего гармонического физического развития и физического образования, что служит одной из решающих предпосылок успешной жизнедеятельности. Повышение уровня физической
подготовленности подрастающего поколения требует реализации в процессе физического воспитания школьников эффективных средств и методов.
В эпоху главенства гиподинамии использование занятий физическими упражнениями уже с детского возраста преимущественно должно быть направлено не на достижение высоких спортивных результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на растущий организм. Для решения такой глобальной проблемы, по мнению ряда авторов, одними из самых эффективных средств являются спортивные игры [27, 33]. А из
всегомногообразия спортивных игр широкое применение в различных звеньях физкультурного движения снискал баскетбол.
Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой действенное средство физического воспитания. Занятия баскетболом оказывают всестороннее комплексное воздействие на организм занимающихся, способствуют приобретению жизненно важных двигательных навыков и развитию значимых двигательных качеств. Не случайно он очень популярен в молодежном сообществе. В системе народного образования баскетбол включен в программы физического воспитания дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Экспериментально доказано, что систематические специально организованные занятия баскетболом дают значительный положительный оздоровительный, воспитательный и образовательный эффект. В связи с этим в комплексной программе физического воспитания школьников баскетболу отводится значимое место. Целенаправленное проведение уроков баскетбола предусмотрено, начиная со среднего школьного возраста.
Однако методика воспитания базовых двигательных способностей средствами баскетбола на уроках физической культуры в научно-методической литературе раскрыта недостаточно полно.
Существующее положение обусловило выбор объекта и предмета исследования, постановку цели бакалаврской работы.
Объект исследования - процесс развития базовых физических качеств у детей школьного возраста.
Предмет исследования - методика воспитания скоростно-силовых способностей на занятиях по баскетболу в школе.
Предмет исследования определил тему бакалаврской работы и постановку цели исследования - выявить теоретико-методическое особенности воспитания скоростно-силовых способностей у школьников среднего звена средствами баскетбола.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности использования представленных материалов и рекомендаций педагогами физической культуры для организации учебной и учебно-тренировочной работы в общеобразовательных учебных заведениях. Материалы исследования могут применяться в подготовке студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Физкультурное образование» для расширения знаний по теории и методике баскетбола и в процессе профессионально-ориентированной практики.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, трех глав с выводами и списка использованной научной литературы. Материал изложен на 54 страницах, включает таблицы, библиографический указатель содержит 40 источников.
1. Подростковый возраст характеризуется прогрессивными морфофункциональными изменениями, которые затрагивают практически все жизненно важные системы растущего организма. Бурное развитие двигательной функции, присущее среднему школьному возрасту, определяет приближение ее основных показателей к уровню взрослых людей.
Возраст 10-14 лет рассматривается, как наиболее продуктивный для воспитания двигательных способностей. Это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У школьников средних классов достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
2. Технология воспитания скоростно-силовых способностей у детей среднего школьного возраста должна базироваться на учете их возрастных и половых особенностей, а также механизмов взаимосвязи воспитания быстроты и силы, на фоне развития других физических качеств.
Скоростно-силовые упражнения, применяемые на уроках физической культуры в школе, наряду с бегом и другими двигательными действиями, в большинстве своем должны относиться к группе естественных локомоций, которые выполняют важное прикладное значение в повседневной жизни школьников.
Наибольший тренировочный эффект в процессе развития скоростносиловых качеств на уроках физической культуры дает комплексное применение методов: сопряженного воздействия и повторного или вариативного воздействия и повторного; для специальных упражнений используются в комплексе метод вариативного воздействия и повторный; для специальновспомогательных - метод кратковременных усилий и повторный.
В качестве основных средств развития скоростно-силовых качеств школьников среднего возраста применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений, при которых значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Наиболее популярными являются:
• различного рода прыжки (легкоатлетического характера, гимнастические и др.),
• метания, толкание, броски и быстрые поднимания спортивных снарядов,
• различные удары с утяжелителями, и др.,
• скоростные перемещения циклического характера (бег и плавание на короткие отрезки, спринтерские велосипедные гонки на треке и др.),
• специфические действия в различных играх и единоборствах, совершаемые в короткое время с высокой интенсивностью (выпрыгивания, отжимания, ускорения).
3. Целесообразность воспитания скоростно-силовых способностей школьников среднего возраста средствами баскетбола определяется особенностями влияния игры в баскетбол и отдельных его элементов на изменение этих способностей; спецификой взаимодействия детей в процессе игры и выполнения специальных упражнений; наличием большого разнообразия движений скоростно-силового характера с мячом и без мяча, применяемых в игровых условиях; а также широкой распространенностью этой игры, ее популярностью и положительным отношением детей к баскетболу, как виду физкультурно-спортивных занятий.
4. Методика воспитания скоростно-силовых способностей у детей 12-13 лет на занятиях баскетболом представляет собой систему тренировочных упражнений, игровых заданий, и специально организованной соревновательной деятельности, в которых основные группы мышц одновременно проявляют относительно большие силу и скорость сокращения. Средства для воспитания специальных скоростно-силовых способностей следует подбирать с учетом особенностей их взаимосвязи с формированием и совершенствованием основных игровых навыков. Элементы тренировочной программы должны выполняться в зонах максимальной и субмаксимальной мощности с предельной и около предельной скоростью с акцентом на точность и сохранение рациональной техники выполнения основных игровых приемов: передвижений, передач мяча, ведения и разновидностей бросков.
Количество повторений в сериях определяется моментом снижения результатов в подходе или игровой фазе воспроизведения приемов техники игры. Интервалы отдыха между сериями заданий скоростно-силовой направленности должны быть достаточными для полного восстановления: начиная следующую серию, занимающийся обязан показывать максимальный результат.
Особая роль отводится специальным упражнениям с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц. Это прыжки в глубину, запрыгивания на тумбу, выпрыгивания вверх мгновенным рывком с преодолением отягощения, они позволяют проявлять наибольшую «взрывную силу». На занятиях баскетболом данные упражнения должны выполняться в условиях воспроизведения освоенных игровых приемов (передач и бросков в прыжке).
1. Арестов Ю.М. Определение степени индивидуального полового развития подростков по вторичным половым признакам// Теория и практика физ. культуры. - 1970. - № I. - С. 35-37.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 85 с.
3. Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов [Текст] / В. З. Бабушкин. - Киев: 1985. - 43 с.
4. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры / Под. ред. Ю.М.Портнова. - М: Физкультура и спорт, 1998. - 86 с.
5. Берговина М. Л. Баскетбол: средства и методы обучения : учебное пособие /М.Л. Берговина; М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО "Сыктывк. гос. ун-т". - Сыктывкар : ИПО СыктГУ, 2011. - 111 с.;
6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.:
Физкультура и спорт, 1970. - 262 с.
7. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного
процесса. - М.: Физкультура и спорт, I985. - 176 с.
8. Вяземский М.Н. Специальная подготовка в баскетболе: Теория и практика
физической культуры. - 2001, № 8. - 44 с.
9. Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных
упражнений [Текст] / А. Я. Гомельский. - М.: 1997. - 145 с.
10. Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. - М.: Агентство «ФАИР», 2007. - 224 с.
11. Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболистов [Текст] / А. М. Грасис. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - 56 с.
12. Гончаров H.H. Динамика мышечных сокращений при предельных напряжениях и ее возрастные изменения: Автореф. Дис. .канд. мед.наук. — М., 1952. - 21 с.
13. Дворник Л. С. Физкультура и спорт [Текст]/ Л. С. Дворник., А.А. Хабаров., С. Ф. Евтушенко. / Использование отягощений на тренировках, 1999, № 3.
14. Донченко П.И. Баскетбол юным [Текст] / П. И. Донченко. - Ташкент: 1989. - 104 с.
15. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1967, - 184 с....40