Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования связи личностной зрелости и профессионального самоопределения в юношеском возрасте 6
1.1. Проблема личностной зрелости в юношеском
возрасте 6
1.2. Самоопределение: понятие и виды. Профессиональное
самоопределение в юношеском возрасте 11
1.2.1. Самоопределение и его виды 11
1.2.2. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте... 14
1.3. Связь личностной зрелости и профессионального самоопределения
в юношеском возрасте 18
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Исследование связи личностной зрелости и профессионального самоопределения в юношеском возрасте 25
2.1. Описание процедуры и методов исследования 25
2.2. Анализ результатов диагностики личностной зрелости и
профессионального самоопределения 31
2.3. Изучение связи личностной зрелости и профессионального
самоопределения в юношеском возрасте 42
Выводы 49
Заключение 51
Список используемых источников 55
Приложение 58
Юношеский возраст - один из самых сложных, очень важных и наиболее ответственных возрастных периодов в жизни человека. В период юности проявляется проблема выбора жизненного и профессионального пути, проблема становления личности.
Вопросы, связанные с профессиональным самоопределением и личностной зрелостью, в настоящее время приобретают особую актуальность. Имея весьма обширную сферу исследований, которые касаются различных аспектов зрелости и самоопределения, в том числе и профессионального, можно судить о недостаточной разработанности данной тематики в научной психологии. В современном обществе существует потребность в её изучении, так как многие выпускники не идут работать по профессии после получения образования в вузах и колледжах, что непосредственно связано с вопросами профессионального самоопределения и личностной зрелостью молодежи. Правильный выбор профессиональной деятельности и профориентация, направленная на это, очень важны как с позиции определения жизненных планов человека, так и с точки зрения развития общества в целом.
Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно принятых и выбранных в данном обществе критериев профессионализма. Сущностью профессионального самоопределения является нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или выполняемой профессии. Профессиональное самоопределения является новообразование в психике юноши. Подростки, учась в старших классах, сами не знают, что им интересно и куда им идти. Возможно это проблема неосведомленности в существующих профессиях и их необходимости на рынке труда, а возможно это проблема личностной незрелости юношей. Под личностной зрелостью чаще всего понимают реализацию общей тенденции психического развития, как способность к постоянному саморазвитию и изменению при сохранении своей уникальности.
Изучением темы личностной зрелости занимались Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и другие, а изучением темы самоопределения и, в частности, профессионального самоопределения занимались такие ученые как Л.И. Божович, Е.М. Борисова, А.В. Маркова, С.Х. Рубинштейн, М.Р. Гинзбург и другие ученые.
Цель исследования - установление связи между личностной зрелостью и профессиональным самоопределением в юношеском возрасте для использования полученных результатов в воспитательной деятельности педагогов и родителей, а также в проведении профессиональной ориентации профконсультантами и школьными психологами по осмысленному выбору профессии.
Объект исследования - личностная зрелость и профессиональное самоопределение.
Предмет исследования - связь личностной зрелости и профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: существует связь личностной зрелости старшеклассников с их профессиональным самоопределением, а именно с мотивами выбора профессии, с профессиональной готовностью, а также существует связь личностной зрелости с показателями самоактуализации и самоотношения личности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования личностной зрелости и профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
2. Провести эмпирическое исследование связи личностной зрелости и профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
3. Провести диагностическое исследование связи личностной зрелости с показателями самоактуализации и самоотношения личности.
...
Юношеский возраст - один из самых сложных и наиболее важных и ответственных периодов в жизни человека. В юности встает проблема выбора профессионального и жизненного пути, проблема становления личности.
В психологии уделяется много внимания теме профессионального самоопределения. Многие авторы по-разному рассматриваются понятие самоопределения, остановимся на этом. Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. В изучение данной проблемы изучалась профессиональная готовность и мотивы выбора профессии.
Проблема личностной зрелости в отличие от профессионального самоопределения является менее изученной, под понятием личностная зрелость понимают совокупность характеристик, формируемых у человека в разные периоды его развития, позволяющая организовать его жизнь таким образом, чтобы он успешно смог проявить себя. В изучении данной темы изучалась не только уровень личностной зрелости, но и самоактуализация и самоотношение личности как одних из основных компонентов.
Работа по выявлению связи между личностной зрелостью и профессиональным самоопределением в юношеском возрасте для использования полученных результатов в воспитательной деятельности педагогов и родителей, а также в проведении профессиональной ориентации профконсультантами и школьными психологами по осмысленному выбору профессии проводилась в феврале 2017 года. В нем приняли участие 50 школьников (учащиеся 10 - 11 классов МБОУ СОШ № 19 г. Пензы). Оно проходило в 3 этапа: исследование личностной зрелости, исследование профессионального самоопределение и изучение связи между этими двумя показателями.
На основе данных полученных при диагностике индивидуальных показателей получены следующие показатели:
• наиболее предпочитаемой является ориентация на самопознание, которая проявляется в поиске смысла жизни, познании собственного Я, становлении идентичности, принятии уникальности собственного жизненного пути. Ориентация на самосохранение проявляется у чуть меньшой части выборки, и проявляется она в ориентации на удовлетворение своих потребностей, эгоистическое, потребительское отношение к людям и деление на хороших и плохих;
• преобладает высокое глобальное самоотношение, что проявляется в высоких показателях отдельных компонентов самоотношения (аутосимпатией, самоуважением и ожидаемым отношением от окружающих) и характеризуется внутренне недифференцированным чувством «за» и «против» самого себя;
• в данной выборке преобладают самоактуализированные личности, это проявляется в высоких основных компонентах самоактуализации (ориентация во времени, поддержка, ценностные ориентации и принятие себя). Все это приравнивается к личностно зрелым людям.
• больше половины испытуемых имеют высокий уровень профессиональной готовности, что проявляется и в высоких показателях готовности (автономностью, информированностью, принятием решения, планированием и эмоциональным отношением) и означает готовность в выборе профессии и самореализации в ней.
• наиболее предпочитаемым является творческий мотив, который выражается в стремлении быть оригинальным в работе, совершать научные открытия и получать возможности для творчества; и эстетический мотив, который проявляется в стремлении к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятии прекрасного и получения ощущения радости от деятельности.
Таким образом, в группу с высоким уровнем личностной зрелости вошли 29 старшеклассников (58%). А 21 человек (42%) составили группу с низким уровнем личностной зрелости.
...