Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Формы политического участия граждан (на примере Российской Федерации)»

Работа №161320

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

обществознание

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Сущность политического участия граждан 11
1.1. Понятие и функции политического участия 11
1.2. Субъекты политического участия 15
1.3. Факторы политического участия 19
Глава 2. Классификация форм политического участия граждан 23
2.1. Типологизация форм политического участия граждан в трудах
зарубежных авторов 23
2.2. Характеристика форм политического участия граждан в работах
отечественных авторов 27
Глава 3. Тенденции в реализации форм политического участия граждан в России 32
3.1. Новые формы политического участия как результат становления «современного общества» 32
3.2. Проблемы политического участия и абсентеизма в современной России 38 Глава 4. Применение результатов исследования в преподавании обществознания в средних общеобразовательных учреждениях на примере темы «Формы участия граждан в политической жизни страны» (9 класс) .... 43
4.1. Пояснительная записка 43
4.2. Технологическая карта урока 45
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 60


Актуальность работы. Проблема политического участия граждан и его воплощения в конкретных формах рассматривается как одна из важнейших характеристик современного общества. В основе этого положения лежит установка, согласно которой, без широкого участия граждан в принятии решений невозможно достижение общественного согласия и развитие демократического государства.
В статье 3 Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ) декларируется, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» 1. Российская Федерация, как демократическое государство, стремится предоставить своим гражданам возможность беспрепятственного участия в политической жизни, свободу волеизъявления. Это необходимо для продуктивного взаимодействия государства и граждан, совместного проведения эффективной политики.
Диалог между властными структурами, народом и его
представителями раскрывает смысл демократического и суверенного устройства государства, основанного на равенстве прав граждан и свободе выражения воли народа.
Механизм осуществления гражданами своих политических прав сложен и многообразен. На сегодняшний день наука знает множество форм участия граждан в политической жизни страны. К таким формам относятся не только всем известные выборы, референдум, участие в деятельности партий и профсоюзов, но и различные формы протестной деятельности, которая может носить как санкционированный, так и несанкционированный
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.html (дата обращения: 11.01.2019).
характер.
В изучении проблемы реализации политического участия граждан и состоит актуальность исследовательской работы. Народ, как единственный источник власти, может выражать свою гражданскую позицию как в традиционных и инновационных политических формах. Содержание этих форм зависит от множества факторов: степени социальной напряженности в стране, характера проводимой «сверху» политики, благосостояния населения, образованности и культурного развития граждан, их конфессиональной принадлежности и так далее. Анализ данных факторов в совокупности с динамикой общественных процессов позволит наиболее подробно изучить действующую систему представительства народных интересов и эффективность взаимодействия государства и граждан в России.
Объектом исследования выступают формы участия граждан Российской Федерации в политическом процессе.
Предметом явились особенности форм политического участия и тенденции их развития на современном этапе.
Степень изученности темы. История политической мысли, затрагивающей вопрос изучения такого феномена, как политическое участие граждан, уходит в глубокую древность. И хотя работы носили больше оценочный и философский характер, нельзя недооценивать их значимость для изучения политического процесса на современном этапе.
Существенный вклад в развитие политических учений внесли древнегреческие философы Платон (427-347 гг. до н.э.) - автор работ «Государство» и «Законы», а так же его ученик Аристотель (384-322 гг. до н.э.), создавший знаменитый трактат «Политика». Работы этих философов можно рассматривать как теоретические предшествования современной политической науки.
Интерес к гражданскому представительству не угас и в Новое время. Однако политическое участие рассматривали лишь как субсидиарное средство описания и создания идеальной политической стратегии для правителя (Н. Макиавелли), носителей суверенитета и различных образцов правления (Ж. Боден), форм и принципов правления (Ш. Монтескье), природы общественного договора и «народного суверенитета».
Только в XX веке политическое участие стало не просто индикатором развития демократических процессов, но еще и показателем развитости уровня политической сомоорганизации личности.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Политическая активность граждан - явление сложное и многогранное.
Обладая общими с иными видами социальной активности признаками, оно воплощается во множественные формы, имеет как активный, так и пассивный характер.
Раскрывая сущность понятия «политическое участие» и рассматривая круг его субъектов, мы смогли четко определить сферу и методы проявления гражданской позиции в российском обществе.
Участие людей в политике служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Под политическим участием понимается всякая деятельность, добровольно осуществляемая гражданами с целью оказать влияние на принятие решений на различных уровнях политической системы; участие в политике понимается, прежде всего, как осознанная целенаправленная деятельность.
До 1991 г. такое явление, как политическое участие граждан, рассматривалось поверхностно с позиции вовлечения трудящихся слоев общества в построение социалистического государства. Граждане представлялись не как вершители власти в стране, а как средство её осуществления.
В постсоветский период в условиях демократизации граждане получили массив узаконенных прав, позволяющих выражать свою волю и интересы, осуществлять власть в соответствии с политическим режимом, утвердившимся в стране.
Политическое участие - это влияние граждан на функционирование политической системы, на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Под политическим участием понимается участие граждан в формировании органов власти, в признании легитимности власти, в формировании проводимой правящей группой политики и в контроле за ее осуществлением. Основанием для подобного 55
понимания политического участия как наличие отношений власти и подчинения, так и тот факт, что посредством этого участия управляемые массы в рамках данных отношений могут заставить власти считаться со своими интересами.
Активность «рядового» гражданина как субъекта политики зависит от множества факторов. Однако можно выделить три необходимых условия для становления человека полноправным субъектом политики:
1) уровень развития политической культуры общества;
2) степень политической культуры личности;
3) включенность политической деятельности личности в политическую жизнь большой социальной группы.
Личность является исходным субъектом политики, однако она не способна придать политике, в масштабе государственной власти, устойчивые тенденции. Человек может реализовать свои политические потребности только, участвуя в политической жизни в составе большой социальной группы людей. Посредством включения в политическую жизнь большой социальной группы личность становится субъектом политики.
Субъект политики - это активный, целенаправленный участник политической жизни. Уровень политической активности человека зависит от его отношения к общественной системе ценностей, так как индивидуальная система ценностей в конечном счёте порождается общественной, но они отнюдь не всегда совпадают.
Это означает, что по отношению к общественной системе личность может занимать разные позиции, от чего зависит и форма её вовлеченности в политическую и социальную жизнь страны. Выделяют пять основных позиций индивида в системе общественных ценностей:
1. Активное;
2. Конформное - внешне приспособительское;
3. Индеферентно-безразличное;
4. Несогласие и критика;
5. Активное противодействие.
...


1. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (заключена 21.12.1965, с изм. от 15.01.1992) - [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс.
URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=15156#038923 21787649844.html (дата обращения: 25.03.2019).
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят
16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) - [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс. URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5531 .html (дата
обращения: 25.03.2019).
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) - [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс.
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.html (дата
обращения: 11.01.2019).
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.05.2019) - [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс.
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119.html (дата
обращения: 11.01.2019).
5. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19-ФЗ (в ред. от 11.12.2018) - [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс.
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445 .html (дата
обращения: 11.01.2019).
6. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 № 20-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) - [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс.
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159349 .html (дата
обращения: 11.01.2019).
7. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ (в ред. от 03.07.2018) - [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс.
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459.html (дата
обращения: 11.01.2019).
8. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (в ред. от 20.12.2017) - [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс.
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693 .html (дата
обращения: 13.01.2019).
9. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ (в ред. от 11.10.2018) - [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс.
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48103 .html (дата
обращения: 13.01.2019).
I. Монографии и статьи
10. Алескеров, Ф.Т., Выборы. Голосование. Партии / Ф.Т. Алескеров, П. Ортешук. - М.: Академия, 1995. - 208 с.
11. Антонов, Я.В. Международный опыт электронного голосования / Я.В. Антонов // Сборник конкурсных работ в области избирательного права и избирательного процесса, повышения правовой и политической культуры избирателей (участников референдума), организаторов выборов, участников избирательных кампаний, выполненных студентами и аспирантами высших учебных заведений (юридических вузов и факультетов, правовых кафедр) Российской Федерации в 2010/2011 учебном году. - М.: РЦОИТ, 2011. - С. 43 - 60.
12. Ануфриев, Е.А. Политическая социализация личности как проблема современной политологии / Е.А. Ануфриев // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 1997. - № 3. - С. 34 - 42.
13. Бодно, С. Сознание и типы политического поведения: граница рациональности человеческих действий / С. Бодно // Сравнительная политология. Сборник обзоров. - М., 1991. - 351 с.
14. Болховитина, Т.С. Дискурсивные аспекты классификации форм политического участия / Т.С. Болховитина // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - Тула, 2011. - № 7. - С. 55 - 59.
15. Гоббс, Т. Левиафан. - М.: Мысль, 2001. - 369 с.
... всего 60 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ