Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы родовидовых отношений у школьников
1.1. Общая характеристика речевого развития младших школьников 5
1.2. Нарушения речи у детей школьного возраста 16
Глава II. Экспериментальная работа по обследованию родовидовых отношений школьников
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 25
2.2. Сравнительный анализ полученных результатов 28
Глава III. Система коррекционных упражнений по формированию родовидовых отношений в речи у младших школьников
3.1. Организация и условия проведения формирующего
эксперимента 32
3.2. Содержание обучающего эксперимента 34
3.3. Сравнительный анализ результатов проведенного исследования 45
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение 54
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов.
Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам.
Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.
Проблема формирования лексического строя речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Необходимость знания состояния активного словаря связана с двумя основными обстоятельствами. Во-первых, при ряде речевых нарушений возникает отставание в накоплении активного словаря по сравнению со сверстниками. Во-вторых, логопед в ходе коррекции любых нарушений речи, так или иначе обращается именно к активному словарю ребенка.
Элементы словарного состава языка, или лексики связаны многочисленными и разнообразными отношениями. Из многочисленных «измерений» лексической системы языка мы опишем родовидовые отношения между словами.
Поскольку часто в начальной школе обучаются дети, чей словарный состав в силу их общего психического состояния отличается от сверстников, данная проблема остается актуальной и требует путей решения.
Таким образом, цель данного исследования заключается в изучении родовидовых отношений в речи младших школьников и определении путей работы над данными процессами.
Объект исследования: родовидовые отношения в речи младших школьников.
Предмет исследования: система логопедической работы над родовидовыми отношениями в речи младших школьников.
Гипотеза: использование комплекса специальных упражнений способствует устранению недочетов в использовании родовидовых отношений младшими школьниками.
Задачи исследования:
1. Изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности использования родовидовых отношений в речи младшими школьниками.
3. Создать комплекс упражнений, направленных на коррекцию недочетов использования родовидовых отношений в речи младших школьников.
4. Экспериментально проверить эффективность данного комплекса упражнений.
Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и мыслительной деятельности у детей с ЗПР характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии мышления, но эти два процесса являются относительно автономными. Задержка психического развития отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка.
Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При ЗПР нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Страдают и формирование родовидовых отношений как проявление лексической стороны речи учащихся.
В экспериментальной части нашей работы была обследована сформированность родовидовых отношений в речи детей младшего школьного возраста с ЗПР. Изучив родовидовые отношения младших школьников с ЗПР можно сказать, что лучше всего у них сформированы род и виды, относящиеся к часто встречаемым темам: «Мебель», «Обувь», «Деревья», «Профессии», «Животные», «Растения». Это объясняется достаточной отработанностью данных тем и в дошкольных учреждениях, где подготавливались дети и на самих уроках в классах. Кроме того, учитель на своих уроках часто обращается к данным понятиям и следовательно они имеются в активном и пассивном словаре детей с ЗПР. Тем не менее требуется более глубокая проработка таких понятий как «Музыкальные инструменты», «Единицы измерения длины», «Спортивные игры», «Насекомые». В целом словарь ограничен бытовым уровнем.
Чтобы преодолеть и сгладить проявления нарушения словаря у детей с ЗПР, необходима целенаправленная коррекционная работа, проводящаяся как на уроках, на логопедических занятиях, так и в процессе воспитательных мероприятий и режимных моментов.
Нами была предложена такая система игр и упражнений, которая позволит расширить и обогатить пассивный и активный словарь и напрямую связанна с развитием таких мыслительных операций как обобщение и сравнение.
Проведение контрольного эксперимента подтвердило целесообразность использования вышеописанной системы упражнений в работе по развитию родовидовых отношений у детей с ЗПР. Соответственно, подтвердилась наша гипотеза о том, что использование комплекса специальных упражнений способствует устранению недочетов в использовании родовидовых отношений младших школьников.
1. Антонова, Г.П.. Учет индивидуальных особенностей мышления учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. - 1967. - № 2. - С. 4¬9.
2. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №1. - С. 25-30.
3. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский.
[Электронный ресурс]: - М., 1997. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01002923406
4. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. [Электронный
ресурс]: - М., 1988. - Режим доступа:
https://pedlib.rU/Books/5/0482/index.shtml
5. Возрастная и педагогическая психология. / Под редакцией Гамезо М.В., Матюхиной М.В., Михальчик Т.С. - М., 1984. - Режим доступа:
6. Вильшанская, А.Д. Организация и содержание специальной педагогической помощи младшим школьникам с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №1. - С. 41-46.
7. Вильшанская, А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР // Дефектология. - 2005. - №2. - С. 21-24.
8. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова,
М.С. Певзнер. [Электронный ресурс]: - М., 1973. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/6/0192/
9. Выготский, Л.С. Мышлени 1999 - Режим доступа:
https://pedlib.rU/Books/1/0162/index.shtml
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.
[Электронный ресурс]: - М., 1961. - Режим доступа: https://vk.com/wall204499715 55
11. Гошев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для высших педагогических заведений, 3-е изд / А.Д. Гошев. - М: Академия, 2004. - 271 с.
12. Демичева, В.В., Устименко И.А. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию // Начальная школа. - 1994. - №12. - С. 38-42.
13. Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. [Электронный ресурс]: - М., 1973. - Режим доступа:https://search.rsl.ru/ru/record/01007037835
14. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: книга для логопеда, - 2-е изд., перераб. - М: Просвещение, 1996. - 141 с.
15. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Киселенко, И.А. Могилева, И.Г. Соловьева, Т.В. Титкова. - Ростов-на-Дону, 2006. - 156 с.
16. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 334 с.
17. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург, 1998. - 254 с.
18. Зеньковский, Л. Психология детства / Л. Зеньковский.
[Электронный ресурс]: - М., 1996. - Режим доступа:
https: //search.rsl .ru/ru/record/01001719142
19. Карпова, С.Н. Психология речевого развития ребенка / С.Н. Карпова, Э.И. Труве. [Электронный ресурс]: - Изд-во Ростовского ун-та, 1987. - Режим доступа:https://search.rsl.ru/ru/record/01001353148
20. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для средних профессиональных образовательных учреждений / Под ред. Т.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2003. - 313 с.
21. Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления / В.В. Лайло. - М.: Айрис, 2001. - 124 с.
22. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда / Р.И. Лалаева. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 220 с.
23. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР / Р.И. Лалаева. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 273 с.
24. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студентов / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. - М: ВЛАДОС, 2003. - 304 с.
25. Лалаева, Р.И., Нарушение чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - Ростов-на-Дону, 2004. - 348 с.
26. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
27. Лопухина, И.С. Логопедия: упражнения для развития речи: Пос. для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. [Электронный ресурс]: - СПб., 1999 - Режим доступа:https://vk.com/wall-79645109 267
28. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская.
[Электронный ресурс]: - М., 1971. - Режим доступа:
https: //search.rsl .ru/ru/record/01007161777
29. Менчинская, Н.А. Проблема учения и умственного развития школьника / Н.А. Менчинская. [Электронный ресурс]: - М., 1989. - Режим доступа:https://search.rsl.ru/ru/record/01001468321
30. Немов, Р.С. Психология. Книга 2-3 / Р.С. Немов. [Электронный
ресурс]: - М., 1995. - Режим доступа:https://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-
mast/Doc/Книги%20в%20формате%20(pdf)/Психология%20Немов%20Р.С.%20Психология%20образования.РВР
31. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей / Н.В. Новоторцева. - М.: Педагогика, 1995. - 175 с.
32. Новиков, Л.А. Семантика русского языка / Л.А. Новиков.
[Электронный ресурс]: - М., 1982. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01001108746
33. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Под редакцией Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
34. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - [Электронный
ресурс]: СПб., 1997. - Режим доступа: https://baguzin.ru/wp/wp-
соп!еп1/ир1оаб5/2016/03/Жан-Пиаже1-Речь-н2мышленне-ребенка.рбГ
35. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. [Электронный ресурс]: - М., 1980. - Режим доступа:https://vk.com/wall-96666299 1174
36. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. [Электронный ресурс]: - М.: 2000. - Режим доступа:https://pedlib.ru/Books/2/0022/index.shtml
37. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи / Т.А. Фотекова. - М.: Детство-пресс, 2006. -96 с.
38. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. [Электронный ресурс]: - М., 1997. - Режим доступа:https://klex.ru/lgp
39. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи /
С.Н. Цейтлин. [Электронный ресурс]: - М., 2000 - Режим доступа:
https://vk.com/wall-174852324 5572
40. Щерба, Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике: в 3 т.
[Электронный ресурс]: - Л., 1958. - Режим доступа:
https: //search.rsl .ru/ru/record/01005610190