Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №161309

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА
1.1. Понятие лексической стороны речи 5
1.2. Формирование лексического запаса в онтогенезе 10
1.3. Нарушения лексической стороны речи у дошкольников 14
1.4. Приёмы работы по формированию лексической стороны речи 18
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1. Цель, задачи и организация экспериментального изучения. 23
2.2. Методика экспериментального изучения лексического запаса
дошкольников с нарушениями речи 24
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения 29
ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА В РАЗВИТИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ (ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)
3.1. Цель, задачи и организация обучающего эксперимента 35
3.2. Содержание обучающего эксперимента 37
3.3. Контрольный эксперимент 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69

В ходе онтогенетического развития у детей постепенно происходит качественное совершенствование и накопление словарного запаса, овладение смысловым значением слова, формируется система форм словосочетаний и отдельных слова, повышается уровень обобщения усваиваемых слов. Всё это является одним из важных требований современной действительности - наличие у ребёнка грамотной речи и развитого словаря.
Вопросу развития лексической стороны речи посвящено большое количество исследований, объясняющих этот процесс с точки зрения психологического, психофизиологического, психолингвистического и лингвистического аспектов. Отечественные и зарубежные педагоги, логопеды, психологи, физиологи, лингвисты и нейропсихологи в своих работах рассматривали формирование речи, её своеобразие, особенности, нарушения, принимая во внимание различные позиции и принципы речевой деятельности. Л. С. Выготский [11], А. Н. Гвоздев [15], С. Н. Цейтлин [52] и Д. Б. Эльконин [54] описали онтогенез речевого развития в норме. Среди аномального речевого развития традиционные теоретические подходы были разработаны Е. Ф. Архиповой [5], Н. С. Жуковой [22], Р. И. Лалаевой [30], Е. М. Мастюковой [22]. Многие специалисты, такие как Т.Б. Филичева [49], Г. В.Чиркина [50], А. В. Ястребова [55] занимались разработкой методик обследования лексической стороны речи и её коррекции.
Бедность словарного запаса, ограниченность знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень познавательной деятельности, снижение потребности в речевом общении, несформированность интересов и слабость вербальной памяти являются основными причинами нарушений лексического запаса. Нарушаются многие речевые процессы и формирование большинства компонентов речевой функциональной системы. Выявляется ограниченность словарного запаса у дошкольников, расхождение объёма пассивного и активного словарей, вербальные парафазии, неточное употребление общеупотребительных слов. При этом большинство авторов утверждают, что вопросы диагностики, методики коррекционной работы, конкретно - вопросы активизации и обогащения словарного запаса разработаны недостаточно.
Вышеперечисленные положения подтверждают актуальность проблемы развития лексического запаса дошкольников с нарушениями речи.
Объект изучения: лексический запас дошкольников с нарушениями речи.
Предмет изучения: палочки Кюизенера как средство развития лексического запаса дошкольников.
Гипотеза: использование палочек Кюизенера в рамках коррекционно - логопедической работы способствует обогащению лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель работы: формирование лексического запаса дошкольников с нарушениями речи с помощью палочек Кюизенера.
Для достижения цели экспериментального изучения необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить литературу по проблеме развития лексического запаса;
2) Изучить состояние лексического запаса дошкольников с нарушениями речи.
3) Провести обучающий и контрольный эксперимент.
Методы, используемые в экспериментальном изучении:
• Анализ литературы по теме изучения;
• Констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент;
• Количественный и качественный анализ полученных результатов.
Экспериментальное изучение проводилось в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 123 г. Пензы "Семицветик".


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Накопление лексического запаса ребёнка происходит за счёт развития представления его окружающей действительности, активного общения со взрослыми и сверстниками, а также развития высших психических функций, таких как внимание, восприятие, память.
На первом этапе нашей работы мы, проанализировав теоретическую литературу по данной теме, зафиксировали, что у детей, имеющих нарушения речи, процесс развития словаря имеет особенности, которые непосредственно связаны с различными процессами словообразования, по мере развития которого словарь ребёнка должен довольно быстро обогащаться за счёт образования производных слов. Но чем больше выражены эти нарушения, тем сложнее происходит анализ, синтез, накопление и фиксация новых слов в речи. Так, дети с первым уровнем общего недоразвития речи используют значительно ограниченный и отстающий от возрастной нормы запас слов, чаще используя вербальные средства, а дети с третьим уровнем общего недоразвития речи обладают уже более развитым словарём, но всё ещё допускают ошибки в употреблении слов, путают из значения.
Во второй части нашей работы мы провели экспериментального изучение лексического запаса дошкольников, которых мы отобрали в экспериментальную группу, её составляли дети с ОНР, и дошкольников контрольной группы, не имеющих речевых нарушений. Мы подтвердили, что у детей с общим недоразвитием речи, по сравнению с нормально развивающимися детьми, уровень сформированности лексического запаса находится на довольно низком уровне и имеет определённые особенности. Дети практически не владеют словарями синонимов и антонимов, обобщающими понятиями, не знают или испытывают сложности в назывании слов, относящихся к определённым лексическим темам. В заданиях, направленных на определение общего, дети называли отдельные детали, части предмета. Низкие показатели отмечаются в развитии словаря прилагательных, выражающих эмоции. Также на втором этапе с детьми экспериментальной группы проводилось экспериментальное обучение, которое велось по нескольким направлениям: накопление словаря существительных по различным лексическим темам; уточнение и закрепление обобщающих понятий; накопление словаря прилагательных, обозначающих сравнительные характеристики объектов; обогащение словаря прилагательных по теме «Эмоции»; накопление и уточнение словаря антонимов и синонимов. В рамках коррекционно-логопедических занятий были использованы палочки Кюизенера.
Результаты контрольного эксперимента позволяют нам говорить о том, что дети экспериментальной группы, относительно результатов экспериментального изучения, после проведённого нами экспериментального обучения стали лучше оперировать обобщающими понятиями, их словарь обогатился антонимами, синонимами и словами, составляющими различные лексические темы, а значит, произошло количественное и качественное развитие их лексического запаса. Что подтверждает выдвинутую нами ранее гипотезу и доказывает эффективность использования палочек Кюизенера в коррекционно-логопедическом процессе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
Таким образом, данные, полученные в результате нашего исследования, говорят о необходимости проведения дополнительных коррекционных мероприятий, направленных на качественное и количественное обогащение лексического запаса дошкольников с нарушениями речи.



1. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000.
3. Алфёрова, О. А. Активизация лексического строя речи у детей: новые возможности / О. А. Алфёрова // Логопед. - 2012. - № 2. - С. 103-106.
4. Антипова, Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.03 / Антипова Жанна Владимировна. - Москва, 1998.
5. Архипова, Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка/ Е. Ф. Архипова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
6. Ахутина, Т. В. Речевой онтогенез с точки зрения нейропсихологии нормы // Онтогенез речевой деятельности. Норма и патология. Под ред. Л. И. Беляковой. - М.: Прометей, 2005. - С. 4-11.
7. Безрукова, O.A. Формирование системных лексических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: Научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МГПУ. Том I. - М., 2005. - С. 67-75.
8. Виноградов, В. В. Вопросы языкознания [Электронный ресурс] / URL:
http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=11399 (дата
обращения: 19.02.2020)
9. Воробьева, В. К. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью / В. К. Воробьева, Б. М. Гриншпун // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. - М.: Изд-во МГПУ, 1993. - С. 106-208.
10. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка
[Электронный ресурс] / Л. С. Выгодский // Психология развития ребёнка. - М.: Эксмо, 2004. URL:
й11р:/^1^^дра.с1?иу.ги/соигзез/топупзЬ/иос/Книги%20в%20формате%20(рб1?)/Выготский%20Л.С.%20Игра%20и%20её%20роль%20в%20психологическом%20развитии%20ребёнка.рб1‘(дата обращения: 26.01.2020)
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982.
12. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Электронный ресурс] /
Л. С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. URL:
http://pedlib.ru/Books/1/0453/1 0453-1.shtml (дата обращения: 28.01.2020)
13. Гак, В. Г. Семантическая структура слова как компонент семантической структуры высказывания / В. Г. Гак // Семантическая структура слова. Психологические исследования. / Под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Наука, 1971. - С.78-96.
14. Гаркуша, Ю. Ф. Исследование режимных моментов в коррекционно - воспитательной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. / Ю. Ф. Гаркуша // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи. - М.: Прометей, 1989. - С.39¬ 43.
15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М.: Знания, 1961.
16. Гербова, В. В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности / В. В. Гербова. - М.: МГЗПИ, 1970.
17. Горелов, И. Н. Интеллект и речь в онтогенезе / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов // Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / сост. К. Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2004. - С. 38-56.
18. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского
лексикона / О. Е. Громова. - М.: Сфера, 2005.
19. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего
и дошкольного возраста: научно-методическое пособие /
Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — СПб.: КАРО, 2013.
20. Еремина, В. Н. Развитие лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Электронный ресурс. : Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.03 / Вера Николаевна Еремина. - М.: РГБ, 2003.
21. Ефименкова, Л. H. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим
недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Л. H. Ефименкова. - М., 1981. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0383/1 0383-1.shtml (дата
обращения: 16.02.2020)
22. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Просвещение, 2010.
23. Исаева, Т. И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях / Т. И. Исаева // Школьный логопед, - 2006, -№ 4. - С.17-29.
24. Комарова, Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет / Л. Д. Комарова. - М.: Издательство ГНОМ, 2015.
25. Кондратенко, И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у
дошкольников с общим недоразвитием речи / И. Ю. Кондратенко. - СПб.: КАРО, 2006.
26. Коновалова, С. Н. К вопросу о методике формирования предикативной
лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи /
С. Н. Коновалова // Дефектология. - 2004. -№ 5. - С.50-55.
27. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно¬
методическое пособие / А. Н. Корнев. - СПб.: МиМ, 1997.
28. Лаврентьева, А. И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей / А. И. Лаврентьева. - СПб.: Сфера, 1995.
29. Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. - М.: Владос, 2004.
30. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников
(формирование лексики и грамматического строя) [Электронный
ресурс] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 1999. URL: http://pedlib.ru/Books/5/0231/5 0231-1.shtml (дата обращения: 15.02.2020)
31. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина // Специальная школа. - 1967. - №2.
32. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Электронный ресурс] / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. URL:http://pedlib.ru/Books/3/0307(дата обращения: 02.02.2020)
33. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. - М.: КомКнига, 2007.
34. Логинова, В. И. Развитие разговорной речи у детей дошкольного возраста / В. И. Логинова. - СПб.: Сфера, 1995.
35. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов [Электронный ресурс] / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: Владос, 1999. URL:http://pedlib.ru/Books/2/0049(дата обращения: 15.11.2019)
36. Лурия, А. Р. Речь и мышление / А. Р. Лурия - М., 2004.
37. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
38. Львов, М. Р. Методика работы над словарем / М. Р. Львов // Речь младших школьников и пути ее развития. - М.: Просвещение, 1975. - С.17-51.
39. Новикова, В. П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. - М.: «Мозаика-Синтез», 2013.
40.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общей редакцией д.п.н., профессора Г. В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2002.
41. Парамонова, Л. Г. Развитие словарного запаса у детей /
Л. Г. Парамонова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
42. Серебрякова, Н. В. Логопедическая работа по формированию лексики у
дошкольников со стертой формой дизартрии: Автореф. дис канд.
пед. наук: 13.00.03 / Наринэ Витальевна Серебрякова; Рос. гос. пед. ун¬т. - Санкт-Петербург, 1996.
43. Титова, К. И. К проблеме формирования словаря синонимов и антонимов у детей 5-6 лет с ОНР / К. И. Титова. - Брянск, 2017.
44. Традиционные и нетрадиционные формы обучения и воспитания:
учебное пособие/авт.-сост.: В. Г. Закирова, В. К. Власова,
Л. Р. Каюмова, Э. Г. Сабирова. - Казань: Казан. ун-т, 2018.
45. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. // Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995.
46. Ушакова, Т. Н. Принципы развития ранней детской речи / Т. Н. Ушакова // Дефектология. - 2004. - № 5. - С.4-16.
47. Федоренко, Л. П. Закономерности усвоения родной речи / Л. П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1984.
48. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. -2-е изд., стер. - Москва: Дрофа, 2010.
49. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. - М.: Эксмо, 2015.
50. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: [В 2 ч.] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - [2-е изд., испр.]. - М.: Альфа, 1993.
51. Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С. Н. Цейтлин.
- СПб.: Сфера, 1997.
52. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Уч. пособие для студ. выс. уч. зав. / С. Н. Цейтлин. - М.: ВЛАДОС, 2010.
53. Шаховская, С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи / С. Н. Шаховская // Психолингвистика и современная логопедия / С. Н. Шаховская, под ред. Л. Б. Халиловой. - М.: Экономика, 1997. - С. 41-47.
54.Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989.
55. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся
общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / А. В. Ястребова - М.: Просвещение, 1984. URL:http:ZZpedlib.ru/BooksZ2Z0143/2-0143-
l.shtml(дата обращения: 26.11.2019)
56. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Электронный
ресурс] / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. URL: https:ZZwww.academia-
moscow.ruZftp shareZ booksZfragmentsZfragment 22738.pdf (дата обращения: 14.12.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ