Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты инклюзивного образования в России 8
1.1. Понятие инклюзивного образования, его принципы и роль в
образовательной системе 8
1.2. Особенности познавательной деятельности школьников с ОВЗ и приемы
их обучения 17
Глава 2. Технологии виртуальной реальности в системе инклюзивного образования 24
2.1. Актуальные проблемы и перспективы внедрения виртуальной реальности
в систему образования 24
2.2. Эффективность включения в образовательную программу технологий
виртуальной реальности 33
2.3. Разработка программы урока, содержащего практическое применение
технологий виртуальной реальности в образовательном учреждении для детей с нарушением слуха 38
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 56
Приложение
Основной целью современного образования является организация и обеспечение его доступности, расширение вариативности и повышение качества образовательных услуг в целом. Современная школа работает в условиях перехода к новым образовательным стандартам, которые подразумевают трансформацию исключительно знаниевого подхода к обучению и воспитанию школьников в системно-деятельностный подход.
В настоящее время уделяется особое внимание технологиям воспитания и обучения, направленных на реализацию потребностей и возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечения им полноценного образования.
Актуальным стал вопрос современной системы образования, ее развития и совершенствования, в частности специального образования лиц с нарушением или частичным нарушением слухового аппарата. Это связано не только с требованиями образования, но и теми изменениями, которые происходят в обществе в настоящий момент времени. Образование нуждается в трансформировании, обновлении систем и традиционных технологий работы. Большое внимание уделяют коррекционной работе, педагогической практике, взаимодействию и обмене педагогического опыта в целом, а также разработке и апробации современных практических приемов для улучшения восприятия информации.
Современные технологии и готовность педагогов к их внедрению способствует интенсивному развитию качественных изменений в образовательную среду. Также образование терпит колоссальные изменения с развитием мультимедийных, коммуникационных и информационных технологий.
Актуальность и практический аспект проблемы связан с тем, что развитие интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения подвергается серьезным изменениям и реформированию. Поиск эффективных форм коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья способствует внедрению инклюзивного воспитания и обучения в систему образования.
Актуальность темы работы связана со значительным распространением исследуемого явления в настоящее время и заключается в необходимости разработки эффективных образовательных решений по совершенствованию подобной деятельности в рассматриваемой области.
Объект выпускной квалификационной работы - технологии виртуальной реальности в системе инклюзивного образования.
Предмет ВКР - реализация технологий виртуальной реальности в системе инклюзивного образования для детей с нарушением слуха.
Целью дипломной работы является совершенствование механизмов и технологий инклюзивного образования, обеспечивающих доступность качественного предоставления знаний детям с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• Изучить понятие инклюзивного образования, его принципы и виды;
• Проанализировать роль инклюзивного образования в образовательной системе;
• Рассмотреть особенности правового регулирования инклюзивного образования в России;
• Выявить особенности познавательной деятельности школьников с ОВЗ и приемы их обучения;
• Рассмотреть актуальные проблемы и перспективы внедрения виртуальной реальности в систему образования;
• Разработать программу урока, содержащего практическое применение технологий виртуальной реальности в образовательном учреждении для детей с нарушением слуха.
Предполагается, что апробация механизмов виртуальной реальности позволит проверить и определить наиболее эффективные решения для развития инклюзивного образования в России и сформировать требования к последующим разработкам в этой области.
Методы исследования: описательный, аналитический, метод критического анализа и теоретического исследования.
Литература, использованная при написании работы, имеет ряд особенностей. По причине недостаточной изученности темы, большинство источников предлагают исключительно теоретическое решение, не опираясь на практический опыт. Почти все источники предлагают один и тот же алгоритм работы с детьми с ограниченными возможностями, с тем отличием, что в одних он представлен более полно и подробно, а в других более поверхностно. Основными источниками при изучении теоретических основ стали следующие работы.
Интеграция ребенка с ограниченными возможностями была рассмотрена в работах: О.Л. Беляевой, Е.А. Ивановой, О.В. Защиринской, Э.И. Леонгард, С.А. Кузьминовой, О.Ю. Разумовой, Л.М. Шипицыной, Л.П. Уфимцевой, А.М. Сивинского и др.
Рассматривая особенности познавательной деятельности и способы обучения детей с нарушениями слуха, мы опирались на работы следующих авторов: Т.Г. Богдановой, В.Г. Гончаровой, Т.В. Розановой, Ж.И. Шиф, Л.П. Назаровой, Р.М. Боскис, Н.Н. Малофеева, В.Г. Подопригоры . Вопросы разработки методологии и методов обучения детей с нарушениями слуха рассматривались в трудах европейских и американских исследователей (частичная инклюзия, билингвальный подход и др.; М. Доэрти, Д.Л. Лакнер, Д. Урбач) .
Теоретическую основу данной работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в использовании и исследовании технологий виртуальной и смешанной реальности в образовательной среде, среди которых стоит выделить М. Корнева, М.П. Лапчик, Д.Д. Лещук, Т.В. Волкодав, О.П. Околелова, Г.Я. Меньшикова, А.М. Черноризова, А.Е. Войскунского, А.В. Фещенко .
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена задачами и поставленной целью. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении представлены актуальность, объект, предмет, цель и задачи данной выпускной квалификационной работы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты инклюзивного образования в России, его понятие, принципы, функции и роль в образовательной системе. Также были рассмотрены особенности правового регулирования инклюзивного образования в России. Отдельное внимание было уделено вопросу познавательной деятельности школьников с ОВЗ и приемам их обучения.
Во второй главе изучены особенности познавательной деятельности слабослышащих школьников и приемы их обучения средствами наглядности, рассмотрены актуальные проблемы и перспективы развития инклюзивного образования. Также разработана программа урока, содержащего практическое применение технологий виртуальной реальности в образовательном учреждении для детей с нарушением слуха.
В заключении представлены основные выводы по проделанной работе.
Список использованных источников содержит указания на различные издания, книги и пособия, которые представлены по теме выпускной квалификационной работы.
Технологии - это возможность сделать обучение одинаково сбалансированным в разных регионах, привить детям и подросткам интерес к учёбе и упростить для их понимания многие сложные предметы.
Виртуальная реальность взяла свое начало в области развлечений, но со временем она получила и практическое применение. И образование не оставалось в стороне. Главная цель виртуальной реальности в образовании - сделать процесс обучения увлекательным и более эффективным. VR- моделирование обеспечивает глубокое понимание материала учащимся с последующим его применением в реальной жизни.
Использование виртуальной реальности открывает новые горизонты в обучении и образовании, которые с одной стороны слишком сложны и требуют определенных вложений, а с другой делают обучение эффективным, интересным и технологичным.
В настоящее время уделяется особое внимание технологиям воспитания и обучения, направленных на реализацию потребностей и возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечения им полноценного образования.
В современном мире в работе с детьми с нарушениями слуха сейчас недостаточно использовать традиционные технологии в коррекционной работе. Для устранения недостатков речи и развития слухового восприятия все чаще возникает необходимость поиска новых подходов, приемов и технологий, способствующих росту мотивации у глухих школьников, обеспечивающих эффективность и качество коррекционной работы.
Благодаря использованию виртуальной реальности и VR-очков на уроке дети могут почувствовать себя непосредственными участниками события, углубиться в изучение материала. В ходе работы мы выяснили, что важно создать у детей установку на длительное хранение материала. Поскольку произвольное запоминание формируется у глухих и слабослышащих детей медленнее, необходимо использовать и непроизвольное запоминание - подачу материала в игровой форме, приемы, способствующие переработке и осмыслению материала. Очки виртуальной реальности решают данную проблему в полной мере.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, стоит отметить решение всех поставленных ранее задач:
• изучено понятие инклюзивного образования, его принципы и виды;
• проанализирована роль инклюзивного образования в образовательной системе;
• рассмотрены особенности правового регулирования инклюзивного образования в России;
• выявлены особенности познавательной деятельности школьников с ОВЗ и приемы их обучения;
• рассмотрены актуальные проблемы и перспективы внедрения виртуальной реальности в систему образования;
• разработана программа урока, содержащего практическое применение технологий виртуальной реальности в образовательном учреждении для детей с нарушением слуха.
Кроме того, была достигнута основная цель работы: совершенствование механизмов и технологий инклюзивного образования, обеспечивающих доступность качественного предоставления знаний детям с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, мы выяснили, что применение технологий виртуальной реальности в работе со слабослышащими школьниками могут повысить мотивацию обучения, создадут условия для оптимизации процесса обучения, способствуют активизации познавательной сферы обучающихся и позволят проводить уроки и занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне.
Сегодня интерес к технологиям со стороны государства и окологосударственных структур заметно растёт и это - хороший знак. Пока инструменты VR/AR довольно молодые и не способны заменить традиционное образование, но уже сегодня они могут качественно дополнить образование, сделать его более практико-ориентированным, интересным и доступным.
Для более массового внедрения VR/AR-решений в школы финансирования всё ещё недостаточно, как недостаточно и просветительской деятельности в регионах, оказания поддержки разработчикам новых технологий.
Однако уже в этом году необходимость внедрения новых технологий в отечественное школьное обучение подчеркнули в Министерстве просвещения, а также в рамках программ “Образование 2024” и проекта "Цифровая школа". Активно внедряет VR/AR-технологии Московский Центр качества образования, работают над этим и в Центре НТИ ДВФУ.
Процесс внедрения виртуальной реальности в образование уже запущен в России. Вполне вероятно, что в скором времени виртуальная реальность для российских школ станет таким же привычным инструментом, как например, для учебных заведений США или Китая. AR и VR позволяют развивать пространственное мышление, открывают новые возможности для дифференциации обучения, во много раз усиливают наглядность пособий и помогают познавать мир через личный опыт.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17 декабря 2010 г. [Электронный ресурс] - Москва, 2010. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938.
2. Образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена
указом Президента Российской Федерации Д.Медведева №271 от 4.02.2010 г. [Электронный ресурс] - Москва, 2010. - Режим доступа:
http: / минобрнауки.рф/документы/1450.
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Российская академия наук, Российская академия образования; под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова - 4-е изд., доработанное - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.В. Савинов - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
5. Закон «Об образовании в Российской Федерации», принят Государственной Думой 21.12.2012г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012г. [Электронный ресурс] - Москва, 2012. - Режим доступа: Ы4р://минобрнаукн.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-
ФЗ (ОЗ образовании в 1)ссийской Федерации.pdf.
6. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (с изменениями на 1 февраля 2012 года), утвержден приказом Минобрнауки №1312 от 9.03.2004г.
[Электронный ресурс] - Москва, 2012.
http://docs.cntd.ru/ document/901895864.
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №792-р от 15.05.2013г.
II. Монографии и статьи по теме исследования
8. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми, сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. Учебное пособие. - СПб.: "Детство-пресс", 2010. - 384 с.
9. Азевич, А. Полное погружение: [виртуальная реальность как средство обучения] / А. Азевич // Учительская газета. - 2019. - 6 августа. - С. 12-13.
10. Андреев, А.А. Применение сети Интернет в учебном процессе / А.А. Андреев // Информатика и образование. - 2005. -№ 9. - С. 2-7.
11. Анисимов, О.С. Виртуальные особенности игромоделирования / О.С. Анисимов // Труды Центра виртуалистики. - Вып. 20. - М., 2003. - 82 с.
12. Анисов, А.М. Типы существования / А.М. Анисов // Вопросы философии. - 2001. - № 7. - С. 100-112.
13. Бабенко, B.C. Таксономия систем виртуальной реальности / В.С. Бабенко // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. - М., 1998.
14. Баксанский, О.Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности / О.Е. Баксанский // Концепция виртуальных миров и научное познание. - СПб.: РХГИ, 2000. - С. 292-305.
15. Беспалько, В.П. Киберпедагогика - вызов XXI века, [наука применения компьютеров в обучении] / В.П. Беспалько // Нар.обр - 2016. - №7-8 - С. 109-118.
16. Бозиев, Р.С. Гаджеты в учебном процессе: за и против (по материалам опроса) / Р.С. Бозиев, Л.М. Перминова. // Педагогика. - 2018. - № 8. - С. 44-56.
17. Брыкин, Ю.В. Электронная образовательная среда: инклюзивный подход / Ю.В. Брыкин // Народное образование. - 2019. - №1. - С. 140-143.
18. Гостищева, К. Электронные образовательные ресурсы в контексте современных технологий обучения / К. Гостищева // Учитель. - 2018. - № 4. - С. 44-56.
19. Егоров, П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями / П.Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 3. - С. 35¬39.
20. Зубарева, Т.Г. От теории инклюзивного образования к практике (опыт Курского региона) / Т.Г.Зубарева и др. // Дефектология. - 2018. - № 6 - С. 3-16.
21. Карташова, Е. Должны ли дети обучаться вместе? О проблемах инклюзивного образования / Е. Карташова //Школьный психолог. - 2015. - № 3 (март). - С. 22-24.
22. Кириллова, И. Актуальные проблемы: [Внедрение инклюзии в школы]/ И. Кириллова // Здоровье детей. - 2015. - № 3. - С. 50-51.
23. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования (В.Г. Гончарова, В.Г. Подопригора и др.). - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. - 248 с.
24. Корнев, М. Виртуальное для реального: новые измерения / М. Корнев // Журналист. - 2017. - № 2. - С. 40-43.
25. Кузьминова, С.А. Психолингвистические основы обучения устной речи детей с нарушениями слуха / С.А. Кузьминова // Корекционная педагогика: Теория и практика. - 2013. - № 3 (49). - С. 46-48.
26. Лапчик, М.П. Тернистый путь электронных технологий в образовании / М.П. Лапчик // Информатика и образование. - 2014. - № 8. - С. 3-12.
27. Леонгард, Э.И., Самсонова, Е.Г., Иванова, Е.А. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушением слуха по методу Леонгард / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. - М.: Теревинф, 2009. - 157 с.
28. Лещук, Д.Д., Волкодав, Т.В. Применение визуальных средств в процессе компенсирующего обучения детей с нарушениями слуха / Д.Д. Лещук, Т.В. Волкодав // Профессионал года: 2017: Сб. статей VI Международного научно-педагогического конкурса / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза, 2017. - С. 58-61.
29. Лопатина, Н.В. Инклюзивное образование: прошлое, настоящее, будущее / Н.В. Лопатина //Alma mater. - 2014. - № 5. С. 99-103.
30. Назарова, Н.М. Инклюзивное обучение: историческая динамика и перспективы / Н.М. Назарова // Педагогика. - 2015. - № 9. - С. 55-63.
31. Олешкевич, В.И. Сопровождение и социализация школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения / В.И. Олешкевич // Дефектология. - 2012. - № 5. - С. 16-25.
32. Петухова, Л. Интеграция детей с ограниченными возможностями в среду здоровых школьников / Л. Петухова // Социальная педагогика. - 2008. - № 4. - С. 53-58.
33. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. пособие / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 350 с.
34. Разумова, О.Ю. Комплексный подход в процессе реализации инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха / О.Ю. Разумова // Территория детства ребенка с особыми образовательными потребностями. Материалы XXII Международной конференции "Ребенок в современном мире. Территория детства". - СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - С. 72-74.
35. Рева, А.В. Организация интегрированного обучения с использованием интернет-технологий / А.В. Рева, Н.И. Ходкова // Начальная школа. - 2014. - № 6. - С. 61-63.
36. Сивинский, А.М. Разработка эффективной модели обучения детей с нарушениями слуха в рамках современных подходов к образованию / А.М. Сивинский // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - № 2 (31). - С. 241-244.
37. Соловьева Т.А. Взаимоотношения школьников с нарушенным и сохраненным слухом в условиях совместного обучения / Т.А. Соловьева // Воспитание и общение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 2 - С. 10¬16.
38. Соловьева, Т.А. Обучение детей с нарушением слуха в массовой школе / Т.А. Соловьева // Дефектология. - 2005. - № 5. С. 44-48.
39. Соловьева, Т.А. Организация коррекционно-педагогической помощи ученику с нарушенным слухом, обучающегося в массовой школе/ Т.А. Соловьева // Дефектология. - 2011. - № 3. - С. 23-29.
40. Уфимцева, Л.П., Беляева, О.Л. Организационно-педагогические условия интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе / Л.П. Уфимцева, О.Л. Беляева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2010. - № 5 (41). С. 11-16.
41. Хеттиараччи, С. Влияние виртуального обучения на повышение качества обучения / С. Хеттиараччи, С. Викрамасинге // Качество образования. - 2016. - № 7-8. - С. 36-41.
42. Чистяков, Ф.Е. Виртуальная реальность в образовании: за и против / Ф.Е. Чистяков, С.В. Суматохин // Биология в школе. - 2019. - № 8. - С. 13-16.
43. Шапиро, Д.И. Человек и виртульный мир: когнитивные, креативные и прикладные проблемы / Д.И. Шапиро. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 224 с.
44. Шаповалов, Е.А. Философские проблемы виртуальной реальности / Е.А. Шаповалов // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Материалы первого Всероссийского симпозиума по философским проблемам виртуальной реальности. - СПб., 1996. - С. 6-12.
III. Электронные ресурсы
45. Васильева, Л. Я. Игровые технологии в учебном процессе. [Электронный ресурс]: Материалы научно-практической конференции. - Николаев, 1998. - Режим доступа: http://lib.chdu.edu.ua/pdf7zbirnuku/13/9.pdf.
46. Семенова, Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. - Электрон, текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2019. - 84 с. - 978-5-4487-0514-4.