Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Олимпиадное движение как фактор формирования учебной мотивации обучающихся в старшей школе

Работа №161305

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2022
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Олимпиадное движение в современной образовательной системе Российского государства 3
1.1 Роль учебной мотивации в формировании научного
мировоззрения школьников 3
1.2 Олимпиадное движение как одно из направлений
развития образования в России и мире 17
1.3 Влияние вовлечённости в олимпиадное движение на
мотивацию учения у старшеклассников 28
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование влияния
участия старшеклассников в олимпиадном движении на формирование учебной мотивации 38
2.1 Методология и процедуры сбора эмпирических данных 38
2.2 Результаты экспериментального исследования 41
Заключение 79
Список использованных источников 81
Приложения 85

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Олимпиадное движение даёт возможность показать учащимся свои способности вне рамок школьных уроков, оно стало приобретать большую популярность. Интерес к образованию становится выше, когда обучающийся мыслит не шаблонно, а занимается поиском интересных, креативных, нестандартных и отличных от других способов решения поставленных задач. Тем самым, олимпиады служат образовательной и воспитательной функцией образования. Исходя из вышеперечисленного, видно, что проблема исследования является важной и актуальной на сегодняшний день.
Мы живём в быстроразвивающемся обществе, отсюда всё чаще возникают противоречия личной мотивации. Итоговое знание человека не всегда успевает соответствовать научно-техническому прогрессу. Таким образом, все более усложняются требования к обществу, с точки зрения его образования, умений и навыков.
Сложно в таких условиях формировать учебную мотивацию, учитывая новые социальные реалии общества. Такое понимание проблемы привело нас к формулировке теме исследования «Вовлечение учащихся в олимпиадные движение как фактор формирования учебной мотивации в старшей школе».
Целью исследования данной работы является рассмотрение особенностей повышения учебной мотивации, посредством включения учеников старших классов в олимпиадное движение.
Объектом исследования является учебная мотивации учащихся старшей школы.
Предметом исследования служит олимпиадное движения, как интеллектуальные соревнования, призванные выявить и развить способность к творческому обучению.
Гипотеза исследования заключается в том, что вовлечение учащихся в олимпиадное движение будет способствовать более высокому уровню учебной мотивации при соблюдении следующих условий:
- углублённая подготовка обучающихся к олимпиадам, при актуализированном интересе к какой-либо определённой предметной области;
- психологическая подготовка учащихся к ситуации проигрыша;
- чёткое представление о целях и результатах своей деятельности участниками олимпиады.
Задачи исследования:
1) изучение связи учебной мотивации и олимпиадного движения;
2) проведение опытно-экспериментального исследования;
3) предложение рекомендаций по повышению учебной мотивации учащихся старшей школы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания работы мы выяснили, что мотивация достижения многими авторами понимается как стремление к успеху, настойчивость в достижении поставленных целей, как склонность к постоянному самосовершенствованию и раскрытию своего потенциала.
В первой главе нашей работы приведен обзор зарубежной и отечественной научной литературы по проблеме учебной мотивации, определены основные понятия, используемые в работе, представлены различные модели формирования учебной мотивации, выявлены основные проблемы в изучении учебной мотивации.
Также мы выделили основные формы и методы привлечения учащихся к олимпиадному движению и показали его связь сформированием учебной мотивации ни примере учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Во второй главе нами были проанализированы и проинтерпретированы результаты корреляционного исследования взаимосвязи учебной мотивации с ценностными ориентациями, параметрами экзистенциальной исполненности, смысложизненными ориентациями и самоактуализацией. Мы проанализировали и проинтерпретировали результаты эксперимента, направленного на формирование учебной мотивации у старшеклассников.
Так, в ходе исследования было показано, что учебная мотивация положительно связана с такими ценностными ориентациями, как доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, достижения, власть, собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, духовное удовлетворение и сохранение собственной индивидуальности. Также нами были выявлены положительные связи между учебной мотивацией и параметрами экзистенциальной исполненности: само дистанцированием, само трансценденцией, свободой, персональностью, экзистенциальностью и общим уровнем экзистенциальной исполненности. Мы обнаружили взаимосвязь учебной мотивации с различными параметрами самоактуализации и сделали вывод о связи учебной мотивации с самоактуализацией в целом.
Тренинг, направленный на формирование учебной мотивации посредством работы с её ценностно-целевым блоком, будет способствовать повышению уровня учебной мотивации. Так, и в экспериментальной в группе в целом и в двух экспериментальных подгруппах наблюдается значимое повышение уровня учебной мотивации.
В дальнейшем мы планируем исследовать мотивацию достижения у представителей различных социальных групп, а не только у учащихся, а также изучать мотивацию достижения на поведенческом уровне (успеваемость, карьерный рост и пр.), эмоциональном (эмоциональный интеллект, тревожность и пр.), когнитивном (когнитивные стили и т.д.)



1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов. М.: МГППУ, 2004. 374 с.
2. Белинская Е.П. Социальная психология личности. М.: Академия, 2009. 304 с.
3. Бердникова Д.В., Виндекер О.С. Исследование взаимосвязи мотивации достижения с учебной мотивацией и другими личностными характеристиками // Психол. вестн. Урал.фед. ун-та. 2013. Вып. 10. С. 6-14.
4. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: МГППУ, 2014. 287с.
5. Васильева С.В. К проблеме ценностей в психологии // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2005». СПб.: Изд-во СПб университета, 2005. С. 9-11.
6. Волков И.П. Много ли в школе талантов? М.: Знание, 1989. 42 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2021. 311 с.
8. Гозман Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. М. : Рос.пед. агентство, 1995. 43 с.
9. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2006. 333 с.
10. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее.
Часть 1: Проблемы развития теории [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. № 4
(12).URL:http://www.psystudy.ru/index.php/num/2010n4-12/343-gordeeva12.html
11. Далгатов М.М. Мотивация деятельности достижения в теориях каузальной атрибуции // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2006. № 1. С. 71-81.
12. Елфимова Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ // Вопросы психологии, 1985. № 5. С. 162¬168.
13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003. 512с.
14. Кагосян А.С., Канюк П.А. Обучение как детерминанта развития основных психических и личностных новообразований // Гуманизация образования. 2015. № 5. С. 48-56.
15. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
16. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Чумакова М.А., Корнилов С.А., Новотоцкая- Власова Е.В. Модификация опросника имплицитных теорий К. Двек // Психологический журнал. 2008. №29 (3), C. 106-120.
17. Кривцова С.В., Лэнгле А., Орглер К. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер. // Экзистенциальный анализ, 2009. №1. С.141-170
18. Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха. СПб., 1997. 222 с.
19. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. С. 13-46.
20. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М.: Смысл, 2000. 18с.
21. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. М.: Генезис, 2003. 128 с.
22. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. 672с.
23. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: ВЛАДОС, 2011. 321 с.
24. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2009. 352с.
25. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 425 с.
26. Михайличенко В.Е. Психология развития личности. Хабаровск: НТУ «ХПИ», 2015. 388 с.
27. Национальной доктрине образования в Российской Федерации:
распоряжение Правительства РФ от 24 октября 2000г. № 751. - URL:
https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html(дата обращения: 7.10.2020).
28. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.
29. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992. 224 с.
30. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. Ярославль: ИПК, 1996. 240с.
31. Титов Б.А. Сенситивные периоды развития природных задатков детей, подростков и юношества // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 87-91.
32. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 2009. 368с.
33. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Теории личности и личностный рост. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. 608 с.
34. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с.
35. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 447 с.
36. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Смысл, 2003. 860 с.
37. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2010. 256 с.
38. Хлебодарова О.Б. Общая характеристика ценностей человека, их роль и место в структуре личности // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 357-361.
39. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. 384с.
40. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2006. 607 с.
41. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999. 288 с.
42. Шумский В.Б. Онтологическое и персоналистическое направления вэкзистенциальной психологии: сравнительный анализ // Экзистенциальный анализ. 2009. № 1. С. 181-191.
43. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1999. 144 с.
44. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ