Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения паронимов в начальных классах 5
1.1 Паронимы, их типы. Место паронимов в лексико-семантической системе
русского языка 5
1.2 Словари паронимов 15
1.3 Пути активизации познавательной деятельности младших
школьников при изучении лексики 17
Глава II. Работа над паронимией русского языка как средство совершенствования речевой культуры младших школьников 20
2.1 Методика лексической работы в начальной школе 20
2.2 Анализ учебников русского языка с точки зрения изучения в них
слов-паронимов 23
2.3 Экспериментальная работа 27
2.3.1 Констатирующий эксперимент 27
2.3.2 Обучающий (формирующий) эксперимент 28
2.3.3 Контрольный эксперимент 40
Заключение 45
Литература 47
Приложение. Словарик паронимов для начальных классов 50
Лексическая, или словарная работа на уроках русского языка в начальных классах включает в себя разнообразные направления практической деятельности над словом. Она может проводиться и как количественное обогащение словаря детей, и как работа над значениями слов, над оттенками значений, над активизацией словаря и т.д. Но, по результатам практических наблюдений, приемы работы над языковым материалом не ориентируют младших школьников на систематизацию лексических знаний. Рассматриваемые лексические понятия представляются им набором изолированных друг от друга фактов, разрозненных сведений. Вместе с тем большая часть лексической работы в начальной школе имеет прикладной характер, так как семантизация слов, знакомство с фактами многозначности, со словами сходного и противоположного значения организуются только в связи с изучением грамматики и обучением правописанию. Вследствие этого у младших школьников недостаточно формируются лексические учебно-языковые умения, являющиеся основой овладения лексическим богатством русского языка. Поэтому встает вопрос о совершенствовании приемов работы над словом на уроках. Одним из эффективных приемов лексико-семантической работы может быть анализ системных отношений слов.
Труды М. М. Покровского, Н.А. Уфимцевой, М. Р. Львова, Л.А. Введенской и др. положили начало проблематике лексических системных отношений в лингвистике и методике. Данная работа включает одно направление этого во-проса: изучение учащимися начальных классов лексических отношений, поскольку паронимы представляют собой одну из лексико-семантических групп слов, на примере которых раскрываются системные связи в лексике русского языка. Паронимы как слова близкозвучные в речи нередко смешиваются, что приводит к речевым ошибкам. Целенаправленная работа над часто встречающимися паронимами позволит избежать таких ошибок и повысит качество речи учащихся начальных классов.
Все это обусловило актуальность выбранной темы исследования.
Объект выпускной квалификационной работы - процесс изучения лексики в начальных классах.
Предмет - изучение паронимов на уроках русского языка в начальных классах.
Цель выпускной квалификационной работы- выявить особенности изучения паронимов в начальных классах как одного из средств совершенствования речевой культуры младших школьников; выработать методические рекомендации по работе с паронимами.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить литературу, раскрывающую суть понятия "паронимы" в лингвистике, рассмотреть типы паронимов и их роль в языке;
- рассмотреть психолого-педагогические основы изучения лексики в начальной школе;
- проанализировать школьные учебники в аспекте данной темы;
- предложить систему упражнений по работе с паронимами, экспериментально проверить эффективность такой работы.
Гипотеза: систематическая работа с паронимами способствует повышению речевой культуры младших школьников.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее материалы могут использоваться учителями начальных классов на уроках русского языка и чтения и студентами, пожелавшими углубить свои знания по данному вопросу.
Известно, что в лексической системе современного русского языка многие слова связаны между собой не только синонимическими, антонимическими отношениями, но и паронимическими. В этом случае слова объединяются друг с другом близкими по звучанию, но не совпадающие в значениях, для них характерны пары (подпись - роспись, одеть - надеть, главный - заглавный). Именно этим объясняется тот факт, что, кроме омонимов и синонимов, антонимов, в русском языке существуют и паронимы. Паронимами называются разные по значению слова, сходные по произношению, лексико-грамматической принадлежности и, как правило, родству корней: адресат - адресант, вдох - вздох, земельный - земляной и многие другие.
Появление паронимов относится к внутриязыковым процессам, что говорит о закономерности этого явления в постоянно развивающемся языке. Паронимы образуются при словообразовании, в частности: а) аффиксацией: к производящей основе прибавляются созвучные приставки; б) в результате перехода прилагательного в существительное при наличии в языке однокоренного существительного; в) при образовании производных от слов-омонимов.
Паронимы могут выполнять различные стилистические функции. Так, намеренное соединение подобозвучных слов является средством создания необычного образа с целью усиления его убедительности. Например, паронимы венец - венок в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта»: И прежний сняв венок, - они венец терновый, увитый лаврами, надели на него...
Именно вопросу о работе со словами, близкими по звучанию, но не совпадающими в значениях, посвящена данная выпускная квалификационная работа. В ней подробно рассмотрена теория вопроса, изложены психолого-педагогические основы изучения паронимов в начальной школе. В этом параграфе мы описали особенности мышления, восприятия, памяти младших школьников, процесс становления речи и установили, что основной задачей при обучении детей русскому языку является развитие речи ребенка.
В работе раскрываются особенности методики изучения паронимов в начальных классах. Разработана система упражнений для работы с паронимами, проведена апробация этих упражнений, дана сравнительная характеристика учебников, составлен словарик паронимов для начальной школы.
Суммируя все сказанное, еще раз подчеркнем, что в обучении младших школьников существенная роль принадлежит паронимам, заставляющих учащихся в пределах одного урока обращать внимание на разные по значению слова. В зависимости от учебной ситуации, уровня знаний и речевых навыков детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, работа по нахождению паронимов, определению их значения должна быть интересной, творческой, посильной. Ученики должны получать задания, для выполнения которых необходимо приложить некоторые умственные усилия, но которые они потенциально выполнят.
1. Акуленко В.В. Лексические средства выражения интенсивности качественного признака в современном русском языке. - Харьков: Харьк. ун-т, 1987.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченков П.Ф. Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990.
3. Беликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика. - М., 2001.
4. Белошапкова В.А. Современный русский язык. - М.: Азбуковник. 1999.
5. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. - М.; Рус.яз., 1994.
6. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. - М.: Сов. литература, 1968.
7. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка: Сборник. -М.: Просвещение, 1992.
8. Вишнякова О.В. Лексические паронимы и слова с общей понятийно-логической соотнесенностью // Русский язык в школе. - 1994. - №3.
9. Вишнякова О.В. Паронимы современного русского языка. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под. ред. Д. Э. Розенталя. - М.: Русский язык, 1987.
10. Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. - М.: Русский язык , 1984.
11. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
12. Голуб И. Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М. Международ. отношения, 1993.
13. Григорьев В. П., Кожевникова Н. А., Петрова З. Ю. Материалы к словарю паронимов русского языка. - М., 1992.
14. Дунаев А.И., Дымарский М.Я. Кожевников А. Ю. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / Под. ред. В.Д. Черняк.. - М.: Высшая школа; С-ПБ: Издательство РГПУ им. А.И. Герцина, 2002.
15. Ибрагимова А. Особенности паронимии // Фестиваль русского языка 2012. - Новокузнецк, 2012.
16. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. - 2-е издание. - М. Флинта, Наука, 1999.
17. Кашина Н.В. Изучаем паронимы в средней школе // Филологический класс. - 2011. - №26 [Электронный ресурс]:http://joumals.uspu.ru/Филологиче¬ский класс _2011_26_ст. 10 pdf.
18. Колесников Н. П. Словарь паронимов русского языка. - Тбилиси, 1971.
19. Красных В. В жизненный или житейский? // Русская речь. 2000, №1.
20. Кулебаба Е. П. Работа над однокоренными созвучными словами в 3 - 4 классах // Начальная школа. - 2001. - №4.
21. Львов М.Р. и др. методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987.
22. Материалы и рекомендации к работе над паронимами // Вопросы методики русского языка в школе: Сб. статей. - Рязань: Изд - во РИГУ, 1993.
23. Максимов М.Ю. Русский язык и культура речи; Учебное пособие. Под. ред. М.Ю. Максимова - М. 2001.
24. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, С. И. Львова, В.И. Капиное и др. - М., 1991.
25. Насонова О. Д. Совершенствование речевой культуры младших
школьников на уроках родного языка в процессе овладения лексическими нормами (на основе паронимов). [Электронный ресурс]:
http://festival.1september.ru/articles/560559/
26. Основы теории речевой деятельности. - М., 1994.
27. Панов М. В. Энциклопедический словарь юного лингвиста/ Сост. М.В. Панов. - М.: Флинта: Наука, 2006.
28. Перчик Л.С. Русский язык и культура речи. Чел. 2004.
29. Пешковский А. М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. - М.-Л., 1963.
30. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. - М., 2002.
31. Розенталь Д. Э, Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2003.
32. Ролевая игра как метод обучения паронимов // Актуальные формы и методы обучения в вузе: Тезисы докладов межвузовской конференции. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1994.
33. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В. Д. Черняк. - М., 2004.
34. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителя. - М., 1998.
35. Черняк В. Г. Русский язык и культура речи / М. 2003.
36. Чибухашвили В. А. Использование компьютерных дидактических средств в работе по предупреждению речевых ошибок при изучении морфемики в начальных классах // Русский язык. Актуальные проблемы лингвистики и дидактики. Елец, 2002. - С. 114-121.
37. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. - М., 1978.
38. Щерба Л. В. Языковые системы и речевая деятельность. - М., 1994.
39. Д.А. Маркова, О.В. Вишнякова Словарь паронимов русского языка в школе. - М., 2001.