Психолого-педагогические условия развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основания изучения развития вербальной коммуникации у старших дошкольников с ОВЗ 9
1.1 Проблема развития вербальной коммуникации у детей
старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Особенности развития вербальной коммуникации у старших
дошкольников с ОВЗ 24
1.3 Модель развития вербальной коммуникации у старших
дошкольников с ОВЗ 42
Глава 2 Психолого-педагогическая деятельность по развитию вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 52
2.1 Предварительная диагностика сферы вербальной
коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 52
2.2 Рекомендации по развитию сферы вербальной коммуникации
у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 70
2.3 Результаты повторной диагностики сферы вербальной
коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 78
Заключение 91
Список использованных источников 95
Приложения
Глава 1 Теоретические основания изучения развития вербальной коммуникации у старших дошкольников с ОВЗ 9
1.1 Проблема развития вербальной коммуникации у детей
старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Особенности развития вербальной коммуникации у старших
дошкольников с ОВЗ 24
1.3 Модель развития вербальной коммуникации у старших
дошкольников с ОВЗ 42
Глава 2 Психолого-педагогическая деятельность по развитию вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 52
2.1 Предварительная диагностика сферы вербальной
коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 52
2.2 Рекомендации по развитию сферы вербальной коммуникации
у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 70
2.3 Результаты повторной диагностики сферы вербальной
коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 78
Заключение 91
Список использованных источников 95
Приложения
Актуальность исследования связана с тем, что владение речью является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Дети нередко терпят неудачи в учебе, общении и, в конечном итоге, в жизни вовсе не потому, что они глупы, а потому, что ни родители, ни педагоги не позаботились о должном развитии их речи. Грамотная связная речь позволяет ребенку быстрее социализироваться, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям социальной среды, многообразному социальному окружению, входить в контакт со сверстниками и с взрослыми. Помимо того, связная речь - это одно из необходимых условий успешной учебы.
Основное условие и движущая сила общего психического развития ребенка - его общение со взрослым. Именно через это общение ребенок усваивает основные навыки повседневной жизни, ценности и формы деятельности. В общении со взрослым происходит и актуализация важнейших, достижений ребенка в самых разных аспектах практики. Поэтому уровень развития общения ребенка с другими людьми можно рассматривать как важнейший показатель его общего психического развития.
Освоение языка ребёнком протекает спонтанно, естественно и без видимых усилий с его стороны. Эти особенности становления языка и речи у детей связывают с процессами физиологического созревания центральной нервной системы и с определённой её пластичностью в этот период. Нормальное формирование систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недостаточности такой стимуляции (например, из-за нарушений слуха) процессы освоения речи задерживаются. Речь - одно из главных и необходимых условий психического и личностного развития ребёнка, и полноценным средством общения она служит лишь тогда, когда сформированы все её структурные элементы. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования у детей компонентов речевой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического.
Противоречие между важностью беспрепятственной реализации коммуникативной функции общения в старшем дошкольном возрасте для развития вербальных навыков и социализации в целом, с одной стороны, и значительными затруднениями, которые испытывают старшие дошкольники в ОВЗ в сфере речевого общения, и обуславливают актуальность темы данного исследования.
Поэтому необходимы соответствующие психолого-педагогические условия развития вербальной коммуникации у детей с ОВЗ.
Степень разработанности темы исследования: Психологические основы формирования речи изучали Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин., А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Развитие речи у дошкольников с нарушениями здоровья рассматривается в трудах таких авторов, как О. В. Вольская, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичев, С.Ф. Иваненко, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др. Психологические особенности старшего дошкольного возраста проанализированы в трудах Слободчикова В.И. и Исаевой Е.И., Мухиной В. С., Т.Д. Марцинковской и др.
Несмотря на проработанность проблемы развития вербальной коммуникации у детей дошкольного возраста с ОВЗ практически не уделяется внимание выделению в особую группу старших дошкольников и особенностям решения данной проблемы у представителей этой группы детей с ОВЗ.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Объект исследования: вербальная коммуникация у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Гипотеза: развитие вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ будет эффективным, если:
- выявлены особенности развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ;
- разработана модель развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ;
- определены и реализованы психолого-педагогические условия успешного развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Задачи исследования:
^проанализировать проблему развития вербальной коммуникации и речи в дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе;
2) выявить особенности развития вербальной коммуникации у старших дошкольников с ОВЗ;
3) разработать модель развития вербальной коммуникации у старших дошкольников с ОВЗ;
4) разработать рекомендации по оптимизации психолого-педагогических условий развития вербальной коммуникации у старших дошкольников с ОВЗ.
Теоретико-методологические основы исследования:рекомендации и выводы психологической науки об учете возрастных особенностей развития дошкольников с ОВЗ (Е.В. Воеводина, Т.Н. Ермолина, О.М. Кузенкова, Е.Н. Малахова);психолого-педагогические исследования по выявлению особенностей развития вербальной коммуникации у детей дошкольного возраста (Т.В. Асеева, Л.С. Яговкина, И.В. Величко);гуманистическая концепция воспитания (В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский Ф.Е. Кульневич, Л.И. Новикова); личностно¬деятельностный подход (А.В Брушлинский, Л.П. Буева, М.С. Каган, И.П. Подласый, Д.И. Фельдштейн).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по
теме исследования, изучение опыта педагогической деятельности;
- эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение,
психологическое тестирование.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в его рамках рассмотрена проблема формирования речевой компетенции у старших дошкольников с ОВЗ и сформулированы рекомендации по их развитию.
Опытно-экспериментальная база исследования
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 122 г. Пензы «Малыш», филиал № 2 «Новые сады».
Основные положения исследования:
1. Особенностями развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ являются вызванные наличием коммуникативных барьеров такие проблемы, как позднее появление речи, ограниченный словарный запас, грубые нарушения грамматического строя, выраженные недостатки звукопроизношения.
2. Модель развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ основана на выделении следующих компонентов, на формирование которых необходимо обращать особое внимание: когнитивного (знания и представления), мотивационно-волевого (мотивы и потребности), эмоционально-ценностного (чувства, эмоции и ценностные ориентации) и деятельностного (поведение, общение с окружающими людьми).
3. Психолого-педагогическими условиями успешного развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ являются:
- учет возрастных особенностей детей и нарушений здоровья,
- создание благоприятной психологической атмосферы,
- использование игровых методик,
- привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу.
Апробация результатов диссертации:
Результаты исследования освещались в рамках следующих конференций:
1. VI Всероссийская (национальная) научная конференция, посвященная 81-й годовщине со дня образования Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета «Педагогический институт им. В.Г. Белинского: традиции и инновации» - Пенза, 2020.
2. XVII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы «Артемовские чтения»»- г. Пенза, 21 апреля 2021 г.
3. VII Всероссийская научно-практическая конференция Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность. - Пенза, 2021.
Публикации:
1. Черкасова, М. Е. Особенности вербальной коммуникации старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический институт им. В.Г. Белинского: традиции и инновации. Материалы VI Всероссийской (национальной) научной конференции, посвященной 81-й годовщине со дня образования Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета / Под общей редакцией О.П. Суриной. - Пенза, 2020. - 390 с. - с. 342-345.
2. Черкасова, М. Е. Досуговая деятельность в социальной адаптации старших дошкольников с ДЦП // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: материалы XVII Всерос. науч. - практ. конф. с междунар. участием «Артемовские чтения» (г. Пенза, 21 апреля 2021 г.) / под общ.ред. д-ра пед. наук, проф. М. А. Родионова. - Пенза:
Изд-во ПГУ, 2021. - 356 с. - С. 345-347.
3. Черкасова, М.Е., Богатикова О.Н. Ограниченные возможности здоровья как барьер в социализации старших дошкольников // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность. Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2021. - С. 245-249.
Основное условие и движущая сила общего психического развития ребенка - его общение со взрослым. Именно через это общение ребенок усваивает основные навыки повседневной жизни, ценности и формы деятельности. В общении со взрослым происходит и актуализация важнейших, достижений ребенка в самых разных аспектах практики. Поэтому уровень развития общения ребенка с другими людьми можно рассматривать как важнейший показатель его общего психического развития.
Освоение языка ребёнком протекает спонтанно, естественно и без видимых усилий с его стороны. Эти особенности становления языка и речи у детей связывают с процессами физиологического созревания центральной нервной системы и с определённой её пластичностью в этот период. Нормальное формирование систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недостаточности такой стимуляции (например, из-за нарушений слуха) процессы освоения речи задерживаются. Речь - одно из главных и необходимых условий психического и личностного развития ребёнка, и полноценным средством общения она служит лишь тогда, когда сформированы все её структурные элементы. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования у детей компонентов речевой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического.
Противоречие между важностью беспрепятственной реализации коммуникативной функции общения в старшем дошкольном возрасте для развития вербальных навыков и социализации в целом, с одной стороны, и значительными затруднениями, которые испытывают старшие дошкольники в ОВЗ в сфере речевого общения, и обуславливают актуальность темы данного исследования.
Поэтому необходимы соответствующие психолого-педагогические условия развития вербальной коммуникации у детей с ОВЗ.
Степень разработанности темы исследования: Психологические основы формирования речи изучали Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин., А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Развитие речи у дошкольников с нарушениями здоровья рассматривается в трудах таких авторов, как О. В. Вольская, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичев, С.Ф. Иваненко, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др. Психологические особенности старшего дошкольного возраста проанализированы в трудах Слободчикова В.И. и Исаевой Е.И., Мухиной В. С., Т.Д. Марцинковской и др.
Несмотря на проработанность проблемы развития вербальной коммуникации у детей дошкольного возраста с ОВЗ практически не уделяется внимание выделению в особую группу старших дошкольников и особенностям решения данной проблемы у представителей этой группы детей с ОВЗ.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Объект исследования: вербальная коммуникация у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Гипотеза: развитие вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ будет эффективным, если:
- выявлены особенности развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ;
- разработана модель развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ;
- определены и реализованы психолого-педагогические условия успешного развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Задачи исследования:
^проанализировать проблему развития вербальной коммуникации и речи в дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе;
2) выявить особенности развития вербальной коммуникации у старших дошкольников с ОВЗ;
3) разработать модель развития вербальной коммуникации у старших дошкольников с ОВЗ;
4) разработать рекомендации по оптимизации психолого-педагогических условий развития вербальной коммуникации у старших дошкольников с ОВЗ.
Теоретико-методологические основы исследования:рекомендации и выводы психологической науки об учете возрастных особенностей развития дошкольников с ОВЗ (Е.В. Воеводина, Т.Н. Ермолина, О.М. Кузенкова, Е.Н. Малахова);психолого-педагогические исследования по выявлению особенностей развития вербальной коммуникации у детей дошкольного возраста (Т.В. Асеева, Л.С. Яговкина, И.В. Величко);гуманистическая концепция воспитания (В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский Ф.Е. Кульневич, Л.И. Новикова); личностно¬деятельностный подход (А.В Брушлинский, Л.П. Буева, М.С. Каган, И.П. Подласый, Д.И. Фельдштейн).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по
теме исследования, изучение опыта педагогической деятельности;
- эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение,
психологическое тестирование.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в его рамках рассмотрена проблема формирования речевой компетенции у старших дошкольников с ОВЗ и сформулированы рекомендации по их развитию.
Опытно-экспериментальная база исследования
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 122 г. Пензы «Малыш», филиал № 2 «Новые сады».
Основные положения исследования:
1. Особенностями развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ являются вызванные наличием коммуникативных барьеров такие проблемы, как позднее появление речи, ограниченный словарный запас, грубые нарушения грамматического строя, выраженные недостатки звукопроизношения.
2. Модель развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ основана на выделении следующих компонентов, на формирование которых необходимо обращать особое внимание: когнитивного (знания и представления), мотивационно-волевого (мотивы и потребности), эмоционально-ценностного (чувства, эмоции и ценностные ориентации) и деятельностного (поведение, общение с окружающими людьми).
3. Психолого-педагогическими условиями успешного развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ являются:
- учет возрастных особенностей детей и нарушений здоровья,
- создание благоприятной психологической атмосферы,
- использование игровых методик,
- привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу.
Апробация результатов диссертации:
Результаты исследования освещались в рамках следующих конференций:
1. VI Всероссийская (национальная) научная конференция, посвященная 81-й годовщине со дня образования Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета «Педагогический институт им. В.Г. Белинского: традиции и инновации» - Пенза, 2020.
2. XVII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы «Артемовские чтения»»- г. Пенза, 21 апреля 2021 г.
3. VII Всероссийская научно-практическая конференция Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность. - Пенза, 2021.
Публикации:
1. Черкасова, М. Е. Особенности вербальной коммуникации старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический институт им. В.Г. Белинского: традиции и инновации. Материалы VI Всероссийской (национальной) научной конференции, посвященной 81-й годовщине со дня образования Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета / Под общей редакцией О.П. Суриной. - Пенза, 2020. - 390 с. - с. 342-345.
2. Черкасова, М. Е. Досуговая деятельность в социальной адаптации старших дошкольников с ДЦП // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: материалы XVII Всерос. науч. - практ. конф. с междунар. участием «Артемовские чтения» (г. Пенза, 21 апреля 2021 г.) / под общ.ред. д-ра пед. наук, проф. М. А. Родионова. - Пенза:
Изд-во ПГУ, 2021. - 356 с. - С. 345-347.
3. Черкасова, М.Е., Богатикова О.Н. Ограниченные возможности здоровья как барьер в социализации старших дошкольников // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность. Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2021. - С. 245-249.
В России на протяжении последних лет наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Этому способствует ухудшение экологической обстановки, ряд переменных социальных, экономических, медицинских, психолого-педагогических проблем. Инвалидность детей - значительное ограничение их жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
В данное время из всех детей, проживающих в России, примерно 4,5% составляют такую категорию, как лица с ограниченными возможностями здоровья, и нуждаются либо в коррекционном (специальном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям, либо в инклюзивном. К данной категории относятся: дети с нарушениями слуха (они подразделяются на глухих, слабослышащих, позднооглохших); с нарушенным зрением (слепые и слабовидящие); с тяжелыми речевыми нарушениями (логопедическими); с нарушениями интеллектуального развития (дети с умственной отсталостью, дети с задержкой в психическом развитии); дети с комплексным нарушением психического развития (к которым относят слепоглухонемых, слепых умственно отсталых детей и т.д.);с нарушениями в функционировании опорно-двигательного аппарата; дети с психопатическими формами поведения и другие.
Кроме этого, существует значительная группа детей, которые учатся в массовых общеобразовательных школах, посещают дошкольные образовательные учреждения, но под влиянием неблагоприятных социальных условий и, в первую очередь, межличностных отношений, испытывают чувство психологического дискомфорта, который в ходе взросления усиливается и становится травмирующим фактором. Такие дети нуждаются в специальной помощи для нормальной адаптации к среде сверстников. В эту категорию входят, прежде всего, дети с педагогической запущенностью. В данном случае задержка психического развития обусловлена не патологией в здоровье, а дефицитом внимания взрослых. Эти дети, также как и дети, имеющие задержки психического развития, вызванные нарушениями, попадают в группу учащихся с асоциальным поведением и неуспевающих.
Базисной предпосылкой и движущей силой, определяющей психическое развитие ребенка, являются детско-родительские отношение, общение, коммуникация (в первую очередь, вербальная, способность к которой формируется на определенном возрастном этапе). Именно поэтому, то насколько успешно развивается сфера вербальной коммуникации, во многом определяет общее психическое развитие старшего дошкольника.
Важное значение в развитии старшего дошкольника имеет речевая деятельность, поскольку она служит важнейшим средством взаимодействия ребенка с окружающим миром, в ходе которой он осуществляет коммуникацию, реализует потребность в общении, пополняет кругозор, а также лексический запас.
Старший дошкольный возраст является критически важным в освоении вербальных навыков, формирования речи. Если к 5-6 годам необходимые речевые элементы не сформированы, то наверстать упущенное в более поздние годы будет все сложнее и сложнее.
Нормальное развитие сферы вербальной коммуникации происходит за счет формирования, расширения и усложнения речевых навыков и включает три периода, последний из которых охватывает и старший дошкольный возраст. Именно тогда формируется внеситуативное абстрактно-понятийное мышление и внеситуативная речь, активно развивается грамматическая сторона речи, происходит усвоение основных грамматических форм. В данном процессе ключевую роль играет общение ребенка с окружающими, чтение ребенку детской литературы, соответствующие учебные занятия в 93
дошкольных образовательных учреждениях, а также средства массовой коммуникации. Связная монологическая речь важна для дальнейшего обучения в школе.
Старшие дошкольники с ограниченными возможностями здоровья имеют серьезные затруднения в развитии вербальной коммуникации и нуждаются в квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении и логопедической помощи. Поскольку старший дошкольный возраст относится к критическому периоду формирования речевых навыков, важно компенсировать имеющиеся вызванные хроническими заболеваниями или травмами затруднения вербальной коммуникации
В сфере вербальной коммуникации старшего дошкольника с ОВЗ выделяются такие элементы, как когнитивный (знания и представления), мотивационно-волевой (мотивы и потребности), эмоционально-ценностный (чувства, эмоции и оценки) и деятельностный (действия).
После проведенного эксперимента нами была подтверждена действенность разработанной модели и реализованной программы формирования вербальной коммуникации у старших дошкольников с ОВЗ.
Так, на контрольном этапе эксперимента при обследовании по методике «мышление и речь» большинство детей (68%) стали способны выполнить словесные поручения, изменять существительные по числам, понимают грамматические конструкции речи, могут правильно восстановить последовательность событий по картинкам и составить по ним рассказ, тогда на констатирующем этапе эта доля составляла всего 44%.
Что касается выявленного с помощью методики «незавершенные истории» отношения к сверстникам, то оно стало положительным у большей части старших дошкольников с ОВЗ, принявших участие в эксперименте. Равнодушное отношение проявилось лишь у 16% вместо 40% испытуемых на констатирующем этапе эксперимента. Таким образом, уровень взаимного принятия испытуемыми повысился. Это свидетельствует о повышении уровня развития коммуникативной сферы участников эксперимента, росту у них стремления к установлению и поддержанию доверительных отношений с окружающими. Такая динамика в развитии отношения участников группы к окружающим характеризуется как положительная.
Динамика уровня тревожности, выявленная в ходе эксперимента с помощью соответствующей тестовой методики, свидетельствует об улучшении психоэмоционального состояния испытуемых. Так, доля испытуемых с высоким уровнем тревожности сократилась с 24% до 8%, средним уровнем тревожности - выросла с 36% до 48%, а с низким уровнем тревожности - выросла с 40% до 44%.
Динамику развития коммуникативных умений участников эксперимента также можно охарактеризовать как положительную. По большинству коммуникативных умений снизилась доля испытуемых с низким уровнем развития (кроме характера общения со сверстниками и умения ясно выражать свои мысли). У старших дошкольников, участвующих в эксперименте, стало заметно улучшение развития сферы вербальной коммуникации.
В данное время из всех детей, проживающих в России, примерно 4,5% составляют такую категорию, как лица с ограниченными возможностями здоровья, и нуждаются либо в коррекционном (специальном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям, либо в инклюзивном. К данной категории относятся: дети с нарушениями слуха (они подразделяются на глухих, слабослышащих, позднооглохших); с нарушенным зрением (слепые и слабовидящие); с тяжелыми речевыми нарушениями (логопедическими); с нарушениями интеллектуального развития (дети с умственной отсталостью, дети с задержкой в психическом развитии); дети с комплексным нарушением психического развития (к которым относят слепоглухонемых, слепых умственно отсталых детей и т.д.);с нарушениями в функционировании опорно-двигательного аппарата; дети с психопатическими формами поведения и другие.
Кроме этого, существует значительная группа детей, которые учатся в массовых общеобразовательных школах, посещают дошкольные образовательные учреждения, но под влиянием неблагоприятных социальных условий и, в первую очередь, межличностных отношений, испытывают чувство психологического дискомфорта, который в ходе взросления усиливается и становится травмирующим фактором. Такие дети нуждаются в специальной помощи для нормальной адаптации к среде сверстников. В эту категорию входят, прежде всего, дети с педагогической запущенностью. В данном случае задержка психического развития обусловлена не патологией в здоровье, а дефицитом внимания взрослых. Эти дети, также как и дети, имеющие задержки психического развития, вызванные нарушениями, попадают в группу учащихся с асоциальным поведением и неуспевающих.
Базисной предпосылкой и движущей силой, определяющей психическое развитие ребенка, являются детско-родительские отношение, общение, коммуникация (в первую очередь, вербальная, способность к которой формируется на определенном возрастном этапе). Именно поэтому, то насколько успешно развивается сфера вербальной коммуникации, во многом определяет общее психическое развитие старшего дошкольника.
Важное значение в развитии старшего дошкольника имеет речевая деятельность, поскольку она служит важнейшим средством взаимодействия ребенка с окружающим миром, в ходе которой он осуществляет коммуникацию, реализует потребность в общении, пополняет кругозор, а также лексический запас.
Старший дошкольный возраст является критически важным в освоении вербальных навыков, формирования речи. Если к 5-6 годам необходимые речевые элементы не сформированы, то наверстать упущенное в более поздние годы будет все сложнее и сложнее.
Нормальное развитие сферы вербальной коммуникации происходит за счет формирования, расширения и усложнения речевых навыков и включает три периода, последний из которых охватывает и старший дошкольный возраст. Именно тогда формируется внеситуативное абстрактно-понятийное мышление и внеситуативная речь, активно развивается грамматическая сторона речи, происходит усвоение основных грамматических форм. В данном процессе ключевую роль играет общение ребенка с окружающими, чтение ребенку детской литературы, соответствующие учебные занятия в 93
дошкольных образовательных учреждениях, а также средства массовой коммуникации. Связная монологическая речь важна для дальнейшего обучения в школе.
Старшие дошкольники с ограниченными возможностями здоровья имеют серьезные затруднения в развитии вербальной коммуникации и нуждаются в квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении и логопедической помощи. Поскольку старший дошкольный возраст относится к критическому периоду формирования речевых навыков, важно компенсировать имеющиеся вызванные хроническими заболеваниями или травмами затруднения вербальной коммуникации
В сфере вербальной коммуникации старшего дошкольника с ОВЗ выделяются такие элементы, как когнитивный (знания и представления), мотивационно-волевой (мотивы и потребности), эмоционально-ценностный (чувства, эмоции и оценки) и деятельностный (действия).
После проведенного эксперимента нами была подтверждена действенность разработанной модели и реализованной программы формирования вербальной коммуникации у старших дошкольников с ОВЗ.
Так, на контрольном этапе эксперимента при обследовании по методике «мышление и речь» большинство детей (68%) стали способны выполнить словесные поручения, изменять существительные по числам, понимают грамматические конструкции речи, могут правильно восстановить последовательность событий по картинкам и составить по ним рассказ, тогда на констатирующем этапе эта доля составляла всего 44%.
Что касается выявленного с помощью методики «незавершенные истории» отношения к сверстникам, то оно стало положительным у большей части старших дошкольников с ОВЗ, принявших участие в эксперименте. Равнодушное отношение проявилось лишь у 16% вместо 40% испытуемых на констатирующем этапе эксперимента. Таким образом, уровень взаимного принятия испытуемыми повысился. Это свидетельствует о повышении уровня развития коммуникативной сферы участников эксперимента, росту у них стремления к установлению и поддержанию доверительных отношений с окружающими. Такая динамика в развитии отношения участников группы к окружающим характеризуется как положительная.
Динамика уровня тревожности, выявленная в ходе эксперимента с помощью соответствующей тестовой методики, свидетельствует об улучшении психоэмоционального состояния испытуемых. Так, доля испытуемых с высоким уровнем тревожности сократилась с 24% до 8%, средним уровнем тревожности - выросла с 36% до 48%, а с низким уровнем тревожности - выросла с 40% до 44%.
Динамику развития коммуникативных умений участников эксперимента также можно охарактеризовать как положительную. По большинству коммуникативных умений снизилась доля испытуемых с низким уровнем развития (кроме характера общения со сверстниками и умения ясно выражать свои мысли). У старших дошкольников, участвующих в эксперименте, стало заметно улучшение развития сферы вербальной коммуникации.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровых образовательных ситуаций (Нижнетагильский педагогический колледж №2)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПОСРЕДСТВОМ СЕНСОРНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 14700 р. Год сдачи: 2025



