Введение 3
Глава 1 Теоретические основания изучения развития вербальной коммуникации у старших дошкольников с ОВЗ 9
1.1 Проблема развития вербальной коммуникации у детей
старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Особенности развития вербальной коммуникации у старших
дошкольников с ОВЗ 24
1.3 Модель развития вербальной коммуникации у старших
дошкольников с ОВЗ 42
Глава 2 Психолого-педагогическая деятельность по развитию вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 52
2.1 Предварительная диагностика сферы вербальной
коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 52
2.2 Рекомендации по развитию сферы вербальной коммуникации
у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 70
2.3 Результаты повторной диагностики сферы вербальной
коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 78
Заключение 91
Список использованных источников 95
Приложения
Актуальность исследования связана с тем, что владение речью является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Дети нередко терпят неудачи в учебе, общении и, в конечном итоге, в жизни вовсе не потому, что они глупы, а потому, что ни родители, ни педагоги не позаботились о должном развитии их речи. Грамотная связная речь позволяет ребенку быстрее социализироваться, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям социальной среды, многообразному социальному окружению, входить в контакт со сверстниками и с взрослыми. Помимо того, связная речь - это одно из необходимых условий успешной учебы.
Основное условие и движущая сила общего психического развития ребенка - его общение со взрослым. Именно через это общение ребенок усваивает основные навыки повседневной жизни, ценности и формы деятельности. В общении со взрослым происходит и актуализация важнейших, достижений ребенка в самых разных аспектах практики. Поэтому уровень развития общения ребенка с другими людьми можно рассматривать как важнейший показатель его общего психического развития.
Освоение языка ребёнком протекает спонтанно, естественно и без видимых усилий с его стороны. Эти особенности становления языка и речи у детей связывают с процессами физиологического созревания центральной нервной системы и с определённой её пластичностью в этот период. Нормальное формирование систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недостаточности такой стимуляции (например, из-за нарушений слуха) процессы освоения речи задерживаются. Речь - одно из главных и необходимых условий психического и личностного развития ребёнка, и полноценным средством общения она служит лишь тогда, когда сформированы все её структурные элементы. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования у детей компонентов речевой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического.
Противоречие между важностью беспрепятственной реализации коммуникативной функции общения в старшем дошкольном возрасте для развития вербальных навыков и социализации в целом, с одной стороны, и значительными затруднениями, которые испытывают старшие дошкольники в ОВЗ в сфере речевого общения, и обуславливают актуальность темы данного исследования.
Поэтому необходимы соответствующие психолого-педагогические условия развития вербальной коммуникации у детей с ОВЗ.
Степень разработанности темы исследования: Психологические основы формирования речи изучали Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин., А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Развитие речи у дошкольников с нарушениями здоровья рассматривается в трудах таких авторов, как О. В. Вольская, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичев, С.Ф. Иваненко, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др. Психологические особенности старшего дошкольного возраста проанализированы в трудах Слободчикова В.И. и Исаевой Е.И., Мухиной В. С., Т.Д. Марцинковской и др.
Несмотря на проработанность проблемы развития вербальной коммуникации у детей дошкольного возраста с ОВЗ практически не уделяется внимание выделению в особую группу старших дошкольников и особенностям решения данной проблемы у представителей этой группы детей с ОВЗ.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Объект исследования: вербальная коммуникация у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Гипотеза: развитие вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ будет эффективным, если:
- выявлены особенности развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ;
- разработана модель развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ;
- определены и реализованы психолого-педагогические условия успешного развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Задачи исследования:
^проанализировать проблему развития вербальной коммуникации и речи в дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе;
2) выявить особенности развития вербальной коммуникации у старших дошкольников с ОВЗ;
3) разработать модель развития вербальной коммуникации у старших дошкольников с ОВЗ;
4) разработать рекомендации по оптимизации психолого-педагогических условий развития вербальной коммуникации у старших дошкольников с ОВЗ.
Теоретико-методологические основы исследования:рекомендации и выводы психологической науки об учете возрастных особенностей развития дошкольников с ОВЗ (Е.В. Воеводина, Т.Н. Ермолина, О.М. Кузенкова, Е.Н. Малахова);психолого-педагогические исследования по выявлению особенностей развития вербальной коммуникации у детей дошкольного возраста (Т.В. Асеева, Л.С. Яговкина, И.В. Величко);гуманистическая концепция воспитания (В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский Ф.Е. Кульневич, Л.И. Новикова); личностно¬деятельностный подход (А.В Брушлинский, Л.П. Буева, М.С. Каган, И.П. Подласый, Д.И. Фельдштейн).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по
теме исследования, изучение опыта педагогической деятельности;
- эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение,
психологическое тестирование.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в его рамках рассмотрена проблема формирования речевой компетенции у старших дошкольников с ОВЗ и сформулированы рекомендации по их развитию.
Опытно-экспериментальная база исследования
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 122 г. Пензы «Малыш», филиал № 2 «Новые сады».
Основные положения исследования:
1. Особенностями развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ являются вызванные наличием коммуникативных барьеров такие проблемы, как позднее появление речи, ограниченный словарный запас, грубые нарушения грамматического строя, выраженные недостатки звукопроизношения.
2. Модель развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ основана на выделении следующих компонентов, на формирование которых необходимо обращать особое внимание: когнитивного (знания и представления), мотивационно-волевого (мотивы и потребности), эмоционально-ценностного (чувства, эмоции и ценностные ориентации) и деятельностного (поведение, общение с окружающими людьми).
3. Психолого-педагогическими условиями успешного развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ являются:
- учет возрастных особенностей детей и нарушений здоровья,
- создание благоприятной психологической атмосферы,
- использование игровых методик,
- привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу.
Апробация результатов диссертации:
Результаты исследования освещались в рамках следующих конференций:
1. VI Всероссийская (национальная) научная конференция, посвященная 81-й годовщине со дня образования Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета «Педагогический институт им. В.Г. Белинского: традиции и инновации» - Пенза, 2020.
2. XVII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы «Артемовские чтения»»- г. Пенза, 21 апреля 2021 г.
3. VII Всероссийская научно-практическая конференция Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность. - Пенза, 2021.
Публикации:
1. Черкасова, М. Е. Особенности вербальной коммуникации старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический институт им. В.Г. Белинского: традиции и инновации. Материалы VI Всероссийской (национальной) научной конференции, посвященной 81-й годовщине со дня образования Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета / Под общей редакцией О.П. Суриной. - Пенза, 2020. - 390 с. - с. 342-345.
2. Черкасова, М. Е. Досуговая деятельность в социальной адаптации старших дошкольников с ДЦП // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: материалы XVII Всерос. науч. - практ. конф. с междунар. участием «Артемовские чтения» (г. Пенза, 21 апреля 2021 г.) / под общ.ред. д-ра пед. наук, проф. М. А. Родионова. - Пенза:
Изд-во ПГУ, 2021. - 356 с. - С. 345-347.
3. Черкасова, М.Е., Богатикова О.Н. Ограниченные возможности здоровья как барьер в социализации старших дошкольников // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность. Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2021. - С. 245-249.
В России на протяжении последних лет наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Этому способствует ухудшение экологической обстановки, ряд переменных социальных, экономических, медицинских, психолого-педагогических проблем. Инвалидность детей - значительное ограничение их жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
В данное время из всех детей, проживающих в России, примерно 4,5% составляют такую категорию, как лица с ограниченными возможностями здоровья, и нуждаются либо в коррекционном (специальном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям, либо в инклюзивном. К данной категории относятся: дети с нарушениями слуха (они подразделяются на глухих, слабослышащих, позднооглохших); с нарушенным зрением (слепые и слабовидящие); с тяжелыми речевыми нарушениями (логопедическими); с нарушениями интеллектуального развития (дети с умственной отсталостью, дети с задержкой в психическом развитии); дети с комплексным нарушением психического развития (к которым относят слепоглухонемых, слепых умственно отсталых детей и т.д.);с нарушениями в функционировании опорно-двигательного аппарата; дети с психопатическими формами поведения и другие.
Кроме этого, существует значительная группа детей, которые учатся в массовых общеобразовательных школах, посещают дошкольные образовательные учреждения, но под влиянием неблагоприятных социальных условий и, в первую очередь, межличностных отношений, испытывают чувство психологического дискомфорта, который в ходе взросления усиливается и становится травмирующим фактором. Такие дети нуждаются в специальной помощи для нормальной адаптации к среде сверстников. В эту категорию входят, прежде всего, дети с педагогической запущенностью. В данном случае задержка психического развития обусловлена не патологией в здоровье, а дефицитом внимания взрослых. Эти дети, также как и дети, имеющие задержки психического развития, вызванные нарушениями, попадают в группу учащихся с асоциальным поведением и неуспевающих.
Базисной предпосылкой и движущей силой, определяющей психическое развитие ребенка, являются детско-родительские отношение, общение, коммуникация (в первую очередь, вербальная, способность к которой формируется на определенном возрастном этапе). Именно поэтому, то насколько успешно развивается сфера вербальной коммуникации, во многом определяет общее психическое развитие старшего дошкольника.
Важное значение в развитии старшего дошкольника имеет речевая деятельность, поскольку она служит важнейшим средством взаимодействия ребенка с окружающим миром, в ходе которой он осуществляет коммуникацию, реализует потребность в общении, пополняет кругозор, а также лексический запас.
Старший дошкольный возраст является критически важным в освоении вербальных навыков, формирования речи. Если к 5-6 годам необходимые речевые элементы не сформированы, то наверстать упущенное в более поздние годы будет все сложнее и сложнее.
Нормальное развитие сферы вербальной коммуникации происходит за счет формирования, расширения и усложнения речевых навыков и включает три периода, последний из которых охватывает и старший дошкольный возраст. Именно тогда формируется внеситуативное абстрактно-понятийное мышление и внеситуативная речь, активно развивается грамматическая сторона речи, происходит усвоение основных грамматических форм. В данном процессе ключевую роль играет общение ребенка с окружающими, чтение ребенку детской литературы, соответствующие учебные занятия в 93
дошкольных образовательных учреждениях, а также средства массовой коммуникации. Связная монологическая речь важна для дальнейшего обучения в школе.
Старшие дошкольники с ограниченными возможностями здоровья имеют серьезные затруднения в развитии вербальной коммуникации и нуждаются в квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении и логопедической помощи. Поскольку старший дошкольный возраст относится к критическому периоду формирования речевых навыков, важно компенсировать имеющиеся вызванные хроническими заболеваниями или травмами затруднения вербальной коммуникации
В сфере вербальной коммуникации старшего дошкольника с ОВЗ выделяются такие элементы, как когнитивный (знания и представления), мотивационно-волевой (мотивы и потребности), эмоционально-ценностный (чувства, эмоции и оценки) и деятельностный (действия).
После проведенного эксперимента нами была подтверждена действенность разработанной модели и реализованной программы формирования вербальной коммуникации у старших дошкольников с ОВЗ.
Так, на контрольном этапе эксперимента при обследовании по методике «мышление и речь» большинство детей (68%) стали способны выполнить словесные поручения, изменять существительные по числам, понимают грамматические конструкции речи, могут правильно восстановить последовательность событий по картинкам и составить по ним рассказ, тогда на констатирующем этапе эта доля составляла всего 44%.
Что касается выявленного с помощью методики «незавершенные истории» отношения к сверстникам, то оно стало положительным у большей части старших дошкольников с ОВЗ, принявших участие в эксперименте. Равнодушное отношение проявилось лишь у 16% вместо 40% испытуемых на констатирующем этапе эксперимента. Таким образом, уровень взаимного принятия испытуемыми повысился. Это свидетельствует о повышении уровня развития коммуникативной сферы участников эксперимента, росту у них стремления к установлению и поддержанию доверительных отношений с окружающими. Такая динамика в развитии отношения участников группы к окружающим характеризуется как положительная.
Динамика уровня тревожности, выявленная в ходе эксперимента с помощью соответствующей тестовой методики, свидетельствует об улучшении психоэмоционального состояния испытуемых. Так, доля испытуемых с высоким уровнем тревожности сократилась с 24% до 8%, средним уровнем тревожности - выросла с 36% до 48%, а с низким уровнем тревожности - выросла с 40% до 44%.
Динамику развития коммуникативных умений участников эксперимента также можно охарактеризовать как положительную. По большинству коммуникативных умений снизилась доля испытуемых с низким уровнем развития (кроме характера общения со сверстниками и умения ясно выражать свои мысли). У старших дошкольников, участвующих в эксперименте, стало заметно улучшение развития сферы вербальной коммуникации.
1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М.: Академия, 2000. 246 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Сфера, 2000. 352 с.
3. Бешенков С.А. Моделирование и формализация: методическое пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. 336 с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Электрон.дан. URL: http://pedlib.rU/Books/5/0174(дата обращения: 16.09.2020 г.)
5. Волкова Л.С.,Шаховская С.Н. Логопедия. М: Академия, 2006. 292 с.
6. Вольская О. В. Формирование вербального общения дошкольников с задержкой психического развития в игровой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03: Коррекционная педагогика. СПб, 2006.26 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Наука, 1996. 302 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Электрон.дан. URL: https://vk.com/doc28777228_243923094?hash=60ce4771910cb3e321&dl=8 63b45f35de9d19c71(дата обращения: 16.09.2020 г.)
9. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Академия, 1996. 312 с.
10. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Наука, 1995. 276 с.
11. Жукова Н.С.,МастюковаЕ.М., ФиличеваТ.Б.Логопедия.
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург,
2000. 314 с.
12. Занятия по развитию речи в детском саду / под ред.О.С. Ушаковой. М.: Педагогика, 1993. 234 с.
13. Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями речи произношения. М.: Правда, 1984. 198 с.
14. Каше Г.А. Использование занятий по коррекции произношения в целях развития лексики и грамматического строя языка// Дефектология. 1982. №5. с. 71-80.
15. Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Ярославль, 2002.
152 с.
16. Коноваленко В.В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровня.1, 2, 3 период. М: Логос. 190 с.
17. Коррекция нарушений речи / под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. М.: Академия, 2008. 214 с.
18. Кушнер Ю.З. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения. М.; Минск: АПО, 2001. 51 с.
19. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития
речи у дошкольников. Электрон.дан.
иВЕ:ййр://реШ1Ь.ги/Воокз/5/0231/5_0231-1.зй1ш1(дата обращения: 16.09.2020 г.)
20. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. М.: Наука, 2003. 219 с.
21. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Наука, 1997. 306 с.
22. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону: Феникс,1998. 358 с.
23. Львов М.Р.,РамзаеваТ.Г., СветловскаяН.Н.Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Правда, 1987. 304 с.
24. Методы обследования речи детей (пособие по диагностике речевых нарушений)/ под ред. Г.В. Чиркиной. М.: Академия, 2005. 284 с.
25. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. М.: Знание, 1993. 189 с.
26. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2008. 352 с.
27. Общая психодиагностика:учебное пособие/под ред. А. А.Бодалева, В. В.Столина. СПб.: Речь, 2006. 274 с.
28. Нухова М.В. Семейные факторы становления самосознания ребенка // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го
Всероссийского съезда психологов: В 8 т. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. Т. 6. С. 125-129.
29. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1997. 369 с.
30. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М: МГУ, 2001. 235 с.
31. Психология развития / под ред Т.Д. Марцинковской. М.: Академия,
2001. 298 с.
32. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: «Мецниереба», 1999. 169 с.
33. Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). СПб.: Химиздат, 2001. 204 с.
34. Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. 369 с.
35. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. 374 с.
36. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2012. 256 с.
37. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических
представлений. М.: Академия, 2003. 238 с.
38. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества // Подготовка детей к школе. М.: Знание, 1997. 308 с.
39. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей
дошкольного возраста. Электрон.дан. URL:
http://www.twirpx.com/file/467120/(дата обращения: 16.09.2020 г.)
40. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Изучение детей с ОНР в специальном детском саду //Дефектология. 1985. №6. с. 103-112.
41. Филичева Т.Б.,Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. М.: Логос, 2003. 196 с.
42. Хрестоматия по логопедии в 2 т. / под ред.Л.С. Волковой и
B. И.Селивёрстова. М.: Наука, 1997. 358 с.
43. Черенкова О.А. Формирование коммуникативных умений детей 4-5 лет в игровой деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03: [утв. 11.02.10].Пенза, 2008. 156 с.
44. Черкасова М.Е. Особенности вербальной коммуникации старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья// Педагогический институт им. В.Г. Белинского: традиции и инновации:материалы VI Всероссийской (национальной) научной конференции, посвященной 81-й годовщине со дня образования Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета / под общ.ред.О.П. Суриной. Пенза, 2020. 390 с. с. 342-345.
45. Черкасова М.Е. Досуговая деятельность в социальной адаптации старших дошкольников с ДЦП // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: материалы XVII Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. «Артемовские чтения» (г. Пенза, 21 апреля 2021 г.) / под общ.ред. д-ра пед. наук, проф. М. А. Родионова. Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. 356 с. С. 345-347.
46. Черкасова М.Е., Богатикова О. Н. Ограниченные возможности здоровья как барьер в социализации старших дошкольников // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность. Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 245-249.
47. Чугаева И.Г. Развитие нравственной сферы личности дошкольника через активизацию процесса переживания в процессе художественной коммуникации // Обучение и воспитание: методики и практика. 2017. № 32. C. 138-142.
48. Шабалина Н.В. Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» в развитии навыков коммуникативного общения детей старших дошкольников // Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. / Ответственный редактор: Е.Л. Сорокина. 2017. С. 199-200.
49. Шанский, Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. Электрон.дан.иКЬ: ййр://’№№№.а11епд.ги/й/гиз1/гиз1302.й1ш(дата обращения: 16.09.2020 г.)
50. Шашкина Г.Р.,Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М: Наука, 2003. 348 с.
51. Шмидтгаль Г.В. Развитие речи детей дошкольного возраста как
психолого-педагогическая проблема. Электрон.дан.ПКЬ:
ййр://1езйуа1.1зер1ешЬег.ги/агйс1ез/568565/(дата обращения: 16.09.2020 г.)
52. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте Электрон.дан.
URL: ййр://рей11Ь.ги/Воокз/2/0032/2_0032-127.зй1ш1#Ьоок_раде_1ор(дата
обращения: 16.09.2020 г.)
53. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. М.: Логос, 2005. 188 с.