Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние этнического компонента на социально-экономическое развитие Пензенской губернии во второй половине XIX - начале XX вв

Работа №161283

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы106
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2-8
Глава I. Социально-экономическое развитие Пензенской губернии во второй половине XIX - начале XX вв 9-32
§ 1. Трансформация социально-экономической структуры в
сельскохозяйственной сфере 9
§ 2. Модернизация в сферах промышленности и торговли 20
Глава II. Этно-религиозный компонент модернизации общества 33-70
§ 1. Этническая картина Пензенской губернии 33
§ 2. Особенности развития капитализма в этнических и религиозных группах 46
Глава III. Практическое применение ВКР в среднем образовательном учреждении 71-88
§ 1. Тематическое планирование 71
§ 2. Технологическая карта внеурочного мероприятия 72
§ 3. Приложения 77
Заключение 89-97
Список использованных источников и литературы 98-1

Актуальность исследования определяется необходимостью осознать не только социально-экономические (первично в рамках формационного подхода), но и этно-религиозные причины и предпосылки возникновения капитализма. После распада советской экономической модели в 1991 г. и возрождения российского капитализма революционным путем, актуально восстановление целостности представления о единстве социокультурного опыта российской цивилизации, разделенного революционными катаклизмами. Современная критика формационного подхода приводит к усилению научного интереса к проблеме влияния на ход исторического процесса, прежде всего, социально-психологического (в рамках многофакторного подхода «интерментальные» факторы). Высокая доля антропоцентризма современной исторической науки, исследование обществ как субъектов культуры, изучение универсальных установок сознания и мотивации человеческой деятельности подталкивает нас к рассмотрению степени взаимовлияния этнических, религиозных установок личности и ее мотивации к определенного рода хозяйственной деятельности. Анализ развития капитализма под этим углом зрения особо актуален в современной Российской Федерации, которая осуществляет продолжение экономических и социальных реформ, так как разрешение противоречий, вызванных отсутствием модернизации, завершение процесса становления современной индустриализации и создание постмодернистского общества напрямую зависит от степени включения в данный прогрессивный процесс ментального потенциала всей нации в целом 1.
Объектом исследования является процесс социально-экономической модернизации многонационального общества Пензенской губернии второй половины XIX - начала XX вв.
Предметом исследования выступает аспект этно-религиозной идентичности и его влияние на особенности и темпы модернизации общества.
Хронологические рамки исследования охватывают период активного становления капиталистической экономической модели, начавшегося после отмены крепостного права, что было особенно актуально для Пензенской губернии как аграрного региона, в котором были особенно сильны феодальные пережитки и помещичье землевладение. Окончание этого периода приходится на 1917 г. - начало построения иной экономической модели.
Степень изученности проблемы. Степень научной разработанности данной темы довольно низкая. Объективно рассмотреть историографию возможно только в рамках отдельных составляющих темы исследования, таких как социально-экономическое развитие Пензенской губернии в вышеуказанный период и влияние этнического мировоззрения на отношение к частной собственности, труду, торговле, модернизации, причем важнее в данном случае проблема исторически сложившегося социально¬экономического положения народов нашей губернии. Поэтому упор, прежде всего, будет сделан на изучение данных исторических источников. А именно, необходимо сопоставить данные о социально-экономическом развитии общества Пензенской губернии, модернизации в сельском хозяйстве, промышленности и торговле в данный период с данными об этнической и конфессиональной принадлежности социальных элементов, участвующих в данном процессе. На основе полученных сведений необходимо провести анализ и сделать вывод о причинах полученной зависимости.
Обзорно данной проблемы касается О.А. Сухова в диссертации «Провинциальное предпринимательство: основные направления деятельности и культурная среда второй половины XIX - начала ХХ вв. (на материалах Среднего Поволжья)». По ее мнению, этническая принадлежность предпринимательства Среднего Поволжья отличалась единообразием. Основную массу торгово-промышленных слоев провинциального общества составляли представители русской национальности. Ссылаясь на данные переписи 1897 г., Ольга Александровна утверждает, что в Пензенской губернии из общего количества лиц, назвавших своим самостоятельным занятием какой-либо вид торговли на долю наибольших по численности после великорусской народности: татарского и мордовского населения приходилось всего лишь 2,8 и 0,8% соответственно 1.
Особое внимание в вышеуказанной работе уделяется роли татарской этнической группы в процессе развития частнохозяйственной инициативы средневолжского региона. Отмечается особое тяготение татар к различного рода торговым операциям, а также закрепление в провинциальном менталитете и народной традиции за татарским населением стереотипа толкового торговца. Однако, по мнению О.А. Суховой, промышленное предпринимательство в татарской среде не получило широкого распространения, лишь единичные примеры участия татар в фабрично¬заводском строительстве. Такой же немногочисленностью отличались и татарские крестьянские промышленные заведения.
Однако С.С. Михеев и Н.И. Таиров детально проработали в своих работах проблему татарского предпринимательства. Результаты их исследования представляются нам особо интересными. Михеев рассмотрел эволюцию татарского купечества и пришел к выводу, что именно ограниченность Отмены крепостного права заставила искать иные формы заработка, например, дальний отход. Причем, в отличие от русского и мордовского крестьянства, которое занимаясь отхожими промыслами, по сути, являлось протопролетариатом, развивая капитализм пополнением рынка рабочей силы. Для татарского же отходничества было характерно занятие торговлей. Также в татарской среде, больше чем в других, всегда была заметна тяга к промысловой деятельности и предприимчивость 1.
Детальное рассмотрение хозяйственной деятельности мордовского населения в работе В.И. Первушкина и В.Я. Прошкина «Мордва Пензенской области», наталкивает на вывод о сильной живучести традиционных форм хозяйствования. Мордва оставалась верной традиционным крестьянским промыслам, натуральному характеру производства (на продажу поступали лишь излишки), древним верованиям. Этот народ, поселившийся на данной территории первым из ныне проживающих, ментально вжился в природно-климатические условия края, стал частью этой земли, вследствие чего оставался верным древнейшим традициям и верованиям (наблюдаются сильная языческая традиция).
Однако, на виды хозяйственной деятельности мордовского населения, как указывает Владимир Иванович, повлияла и политика правительства, например, в связи с запрещением в 20-30-х гг. XVII столетия нерусскому населению заниматься кузнечным делом, этот промысел целиком перешел в руки русских крестьян.
Объективные причины социально-экономического неравноправия русского и мордовского населения раскрываются также в работе В.И. Первушкина «Смутное время как один из факторов изменения методов русской колонизации Пензенского края». Правительственная, помещичья и монастырская русская колонизация не всегда протекала мирным путем, и в экономическом смысле была болезненной для мордовского населения. Включение в орбиту феодальных отношений влекло за собой значительное увеличение налогооблажения. Также уже с XVII в. началось заметное урезание в правах местного населения, как несправедливое перераспределение земли в пользу русских помещиков, монастырей, крестьян, так и запреты на некоторые промыслы, на торговую деятельность.
Особый интерес представляет для нас эволюция старообрядческой экономической модели. Детально данная тема была проработана В.А. Плоткиным. Кроме непосредственно старообрядцев, он выделял и другие христианские секты того периода, причем идеология некоторых была схожа некоторыми аспектами с идеологией протестантизма, который был определяющим в развитии европейского капитализма, по мнению Вебера. Еще одну причину богатства старообрядцев Плоткин видел в противопоставлении, оппозиции старообрядчества государству, следовательно, для талантливых из этой среды людей была уже невозможна карьера военная, политическая, административная, религиозная, поэтому им приходилось самореализовываться в хозяйственной деятельности .
Источниковая база исследования. Для детального рассмотрения данной темы, которая находится на стыке социально-экономического и этно- конфессионального, нами были изучены как опубликованные источники, так и архивные. Однако первоначалом всей источниковой базы данного исследования можно считать такие массовые и всеохватывающие источники, как «Список населенных мест Российской империи. Вып. 30: Пензенская губерния: ... по сведениям 1864 года», «Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. 30. Пензенская губерния» и «Статистический ежегодник России 1915 год (Год двенадцатый)». Они предоставляют полную информацию для сравнения и анализа как социально-экономической ситуации, так и этнической. К тому же, есть возможность рассмотреть положение дел пензенского общества в процессе эволюционной трансформации, охватывая весь интересующий нас период.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование влияния этнического компонента на социально-экономическое развитие Пензенской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.
В соответствии с поставленной целью и, исходя из степени научной разработанности проблемы, в дипломном исследовании решаются следующие задачи:
- проанализировать трансформацию социально-экономической структуры в сельскохозяйственной сфере Пензенской губернии в пореформенные годы и в начале XX в.;
- выявить особенности модернизациии в сферах промышленности и торговли в исследуемый период;
- охарактеризовать этническую картину Пензенской губернии;
- сравнить и проанализировать социально-экономическое положение и особенности развития капитализма в различных этнических и религиозных группах;
- разработать внеклассное мероприятие как практическое применение данной работы в среднем образовательном учреждении.
Выбор методологии исследования продиктован современным состоянием социально-экономических и гуманитарных наук, отказавшихся от поиска универсального метода постижения мира и человека. Считаем наиболее приемлемым синтез всего опыта, накопленного в научной методологии.
В работе в качестве основополагающего инструмента познания используется сравнительно-исторический метод, предполагающий системный подход к изучению взаимосвязей исторических процессов.
Методологической основой исследования послужил целый комплекс научных принципов и методов, главными из которых стали историзм и объективность, которые основаны: на признании вариантности исторического процесса; приоритете фактов, документальных свидетельств; провозглашении отказа от конъюнктурной заданности; привлечении максимально широкого круга источников, отражающих различные точки зрения на данную проблему.
Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней на основе привлечения широкого круга источников и литературы представлена попытка комплексного изучения влияния этнического компонента на социально-экономические процессы модернизации, а также анализа причин исторически сложившегося социально-экономического положения этнических групп населения Пензенской губернии, их приоритетных видов хозяйствования. Это одна из пока немногих попытка практическим путем расширить представление об интерментальных факторах эволюционного развития капитализма, на примере нашего края.
Научно-практическая значимость исследования определяется возможностью использования ее результатов для дальнейшего изучения широкого спектра проблем российской истории рубежа XIX - ХХ столетий и создания обобщающих работ по экономической истории этнических групп данного периода.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебном процессе в средних образовательных учреждениях, при написании рефератов, курсовых работ, выполнения исследовательских проектов другого уровня, в целях патриотического воспитания учащихся.
Апробация выпускной квалификационной работы: отдельные аспекты работы были рассмотрены на университетских научных конференциях «Рождественские чтения», «XVIII Лебедевские чтения», сделан доклад на предзащите, выполнена курсовая работа, в научных сборниках опубликовано 2 статьи.
Структура выпускной квалификационной работы подчинена исследовательской логике и состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью выпускной квалификационной работы мы определили ранее исследование влияния этнического компонента на социально-экономическое развитие Пензенской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. И в соответствии с поставленными выше задачами пришли к следующим выводам.
Крестьянская реформа запустила процесс трансформации общества. Особенно это было актуально для представителей старого сословного деления: помещиков и крестьян. Крестьяне, получившие мелкие наделы, начали заниматься ремеслами и отхожими промыслами, пробуждая рыночные отношения. Деревня стала поставщиком рабочей силы для промышленности. Основное средство производства - земля - все чаще становилась предметом купли-продажи: пока разорялись крестьяне и помещики, активные и предприимчивые элементы повышали товарность своей продукции, концентрировали в своих руках средства производства и повышали эффективность труда. Так в деревне началось зарождение капитализма, чему и способствовала крестьянская реформа.
Рынок рабочей силы складывался под влиянием ряда противоречивых факторов. С одной стороны, интенсивное развитие капитализма в земледелии приводило к пролетаризации крестьянства, а с другой - местные сельское хозяйство и промышленность не могли поглотить излишки рабочих рук. Поэтому цена на этот товар была значительно ниже по сравнению с другими районами страны. Пензенская губерния была постоянным и наиболее значительным местом выхода рабочей силы, главным образом, в восточные и южные районы страны. Для местной промышленности, в том числе и для сезонных предприятий в губернии, не было проблемы рабочих рук. Резервная армия труда не иссякала.
Наиболее примечательным процессом в экономике губернии в пореформенные десятилетия и в начале ХХ в. было углубление общественного разделения труда. Оно проявилось в аграрной специализации губернии, от чего зависело развитие железнодорожной сети и промышленности. Сельское хозяйство привлекало и капиталы, и рабочие руки, но оно же стимулировало и появление предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья и обслуживанию земледелия. Наряду с удовлетворением местных потребностей фабричная промышленность губернии (предприятия металлообработки, суконные и табачные фабрики, стекольные заводы, мельницы и некоторые другие предприятия) работали на всероссийский рынок, имея, конечно, определенные территориальные сферы влияния. В связи с этим усилилась зависимость промышленности губернии от таких факторов, как работа транспорта, состояние главных отраслей промышленности, в том числе топливно-энергетических, сырьевых. Выйдя за пределы местного рынка, промышленность губернии попала в условия конкуренции за рынки сбыта, что усложнило ее развитие в начале ХХ в. Вместе с тем имели место затруднения с сырьем для обрабатывающей промышленности из-за нестабильности урожаев и низкой товарности сельского хозяйства .
В целом промышленное производство в пореформенные десятилетия переживало определенную перестройку и перезагрузку, в отдельных отраслях наблюдались спады производства, закрывались «старые» предприятия, основанные на подневольном труде и элементарной, устаревшей технике. В некоторых отраслях и на предприятиях происходили техническая реконструкция, смена собственников и другие перемены. Все это приводило к некоторому росту промышленного производства, который особенно проявился в 1890-е гг. В такой ситуации изменение менталитета предпринимательства происходило во многом не как непосредственный результат самореализации данной социальной группы, а, скорее, - путем заимствования «чужих», «внешних» образов поведения, и, следовательно, стереотипов мышления. Поэтому увеличение скорости процессов общественного развития, в конечном итоге, привело к своеобразному симбиозу социального опыта, противоречивому единству «старых» и «новых» ментальных характеристик, проявлявшихся в различных сферах жизнедеятельности (консерватизм в политике, в быту и - готовность к восприятию инновационных процессов на производстве, осознание престижности образования и т.д.)
К концу 1900 г. число крупных фабрик и заводов губернии, находившихся под надзором фабричной инспекции, возросло до 218, а количество фабрично-заводских рабочих превысило 16 тыс. 161 предприятие относилось к небольшим производствам - до 50 рабочих, на 37 трудилось от 50 до 100 рабочих, на 12 - от 101 до 500, на пяти предприятиях - от 501 до 1000 и на трех - свыше 1 тыс. человек .
Но зачастую оборудование на этих предприятиях было устаревшим. Поэтому экономический кризис начала ХХ в. не мог не отразиться на работе предприятий по обработке сельскохозяйственной продукции. В годы кризиса и депрессии в губернии происходили сокращение промышленного производства, приостановка его, а то и закрытие целого ряда предприятий.
В этнографической характеристике Пензенской губернии следует выделять иностранное и коренное население. Из наиболее значительных групп иностранного происхождения источники выделяют евреев, поляков, белорусов (их часто относят и к русским), цыган. Притом здесь имеется в виду население, проживающее в Пензенской губернии не первое поколение. Количественно преобладают среди коренного населения на 1897 г. - русские (82%). Следует за ними мордва (эрзя и мокша) - 12,8%, и татары-мишари - 4%. Также на 1864 г. зафиксирована такая коренная этническая группа, как мещера, но по поводу ее происхождения в историографии нет окончательного ответа.
Если обратиться к результатам переписи 1897 г., то можно увидеть следующий конфессиональный состав населения: основную часть занимают православные - 69,3 %, затем - магометане (мусульмане) - 11,1%, римо- католики - 9,1 % и иудеи - 4,2 %. Также не стоит забывать о проживании в нашей губернии сект разного толка, самыми многочисленными из которых являлись старообрядческие.
Частичная ассимиляция, совместная производственная деятельность, культурное и языковое взаимодействие этих народов, а также влияние других местных этнических групп сделали каждый народ Пензенской губернии, по сути, уникальным.
Этническая принадлежность же предпринимательства Пензенской губернии отличалась значительным единообразием. Основную массу торгово-промышленных слоев провинциального общества составляли представители русской национальности. Так, в Пензенской губернии по данным переписи 1897 г. из общего количества лиц, назвавших своим самостоятельным занятием какой-либо вид торговли на долю наибольших по численности после великорусской народности: татарского и мордовского населения приходилось всего лишь 2,8 и 0,8% соответственно.
Кустарные промыслы так же были более развиты среди русских крестьян. Так, по данным на 1888 год в Инсарском, Наровчатском и Саранском уездах Пензенской губернии на 10 тысяч человек русского населения приходилось 147 кустарей, а среди мордовского - только 67. Это, в какой-то степени, было связано с политикой правительства. Так, например, в связи с запрещением в 20 - 30-х годах XVII столетия нерусскому населению заниматься кузнечным делом, этот промысел целиком перешел в руки русских крестьян.
Среди татар Пензенской губернии был огромный процент отходников, вследствие малоземелья и невыгодности сельско-хозяйственных занятий. Не следует формировать утверждение, что высокий уровень отходничества среди татарского населения способствовал развитию капитализма только лишь по причине огромного количества дешевой рабочей силы для зарождающейся промышленности в регионе. Развитие отходничества привело к подвижности населения татарской деревни (что характерно и для русской и мордовской деревни), что сыграло значительную роль в формировании хозяйства и быта. Отходники привносили в свои деревни нововведения в сельское хозяйство, новые элементы в убранство жилья, в одежду и т. д.
К тому же, не все отходники из татарской среды являлись протопролетариатом. Большая часть из них занимались торговлей. Удельный вес татар в торговле был равен 21,5 %, русских - 12,1 %, мордвы - 2,9 %.
Именно из среды отходников формировалась прослойка татарского купечества, которое активно развивало своё дело, брало в аренду предприятия. Промышленное же предпринимательство в татарской среде не получило широкого распространения, однако и единичные примеры участия татар в фабрично-заводском строительстве весьма и весьма впечатляющие. В Пензенской губернии коммерческая инициатива татар развивалась в традиционных для данной народности отраслях промышленного производства - мыловарении. Как уже упоминалось выше, в 60-е - 80-е годы XIX в. братьям А.Х. и М.Х. Кулахметьевым принадлежали в г. Пензе два мыловаренных завода, две косметическо-химические лаборатории, а также уксусное, спичечное и костоотмельчительное производства, где использовался труд вольнонаемных рабочих, преимущественно «из татар».
Крестьянские же промышленные заведения в татарских селах отличались крайне незначительной численностью и масштабами производства. В частности, по статистическим данным Пензенской губернии в 1879 г. прослеживается деятельность лишь 8 кирпичных сараев в деревнях Кикино и Мочалейке Чембарского уезда с годовой суммой производства не превышающей в среднем 40 руб. на каждое предприятие.
Рассмотрение хозяйственной деятельности мордовского населения наталкивает нас на вывод о сильной живучести традиционных форм хозяйствования. Мордва оставалась верной традиционным крестьянским промыслам, натуральному характеру производства, древним верованиям. Этот народ, поселившийся на данной территории первым из ныне проживающих, ментально вжился в природно-климатические условия края, стал частью этой земли, вследствие чего оставался верным древнейшим традициям и верованиям (наблюдаются сильная языческая традиция).
Развитие уникальных мордовских промыслов также отличалось более натуральным характером, нежели товарным. На ярмарках продавались лишь излишки. Хотя общие процессы модернизации затронули и мордовскую деревню. В пореформенный период в мордовской среде все же начинают складываться капиталистические отношения, вопреки историческому развитию. Исчезли многие сдерживающие факторы. К тому же Мордовский край был составной частью системы всероссийского рынка. Богатые крестьяне, ремесленники, купцы и промышленники из мордвы обслуживали местные рынки г. Саранска, Инсара, Темникова, Краснослободска и в большом количестве поставляли продукцию в Москву, Пензу, Н. Новгород, Казань, Тамбов, Симбирск и др. города страны. Из среды мордвы выделялись состоятельные купцы и промышленники: Аржаевы, Казаевы, Киржемановы, Кичаевы, Сазонкины, Целины, Цетыркины и др. По статистике 1897 г., числилось 175 мордовских купцов и промышленников
Наиболее успешной в экономическом отношении в данный период была конфессиональная группа, преимущественно из русского населения - старообрядцы. Исследуемый период характеризуются принципиальными изменениями в формировании старообрядческой экономической модели. Прежде всего, заканчивается их правовая дискриминация. Старообрядчество из «де-факто» оппозиционного лагеря переходит в лагерь правительственный, обеспечив тем самым «лояльность себя к режиму и режима к себе». Уничтожение последних юридических ограничений, не могло не сказаться на динамике роста старообрядческой экономики. Старообрядческая экономическая модель отлично «вписалась» в систему Российского капиталистического общества. Общественные капиталы, вложенные в операции по купле - продаже в XVIII веке существенно увеличившись, были в средине XIX века перераспределены между маклерскими операциями и промышленным производством.
Оставаясь до самого конца XIX века религиозно замкнутыми, представители данных христианских конфессий активно экономически взаимодействовали друг с другом. Пенза, Саратов, Астрахань, Тамбов, Самара, Царицын были теми городами, где между старообрядцами и сектантами было тесное сотрудничество и взаимопомощь.
По отчету Совета Иннокентиевского Братства, в 1894 - 1895 гг. всех раскольников и сектантов в Пензенской епархии числилось 20054. Представители старообрядческих и старорусских сект не были однородны также по своему экономическому положению: если большая часть старообрядцев XIX - начала XX веков были достаточно зажиточны, то членами старорусских сект становились в основном представители бедноты.
Таким образом, различные этнические и конфессиональные группы имели неодинаковое социально-экономическое положение, сложившееся данным образом по разным причинам. Главенствующую роль в экономике губернии играло русское население, даже пропорционально численности населения разных этнических групп. Феодальные пережитки, противоречия, тормозящие капитализм, были свойственны для представителей всех религий и этнических групп, но у русского населения исторически на этой территории было больше экономических прав и возможностей, чем, например, у мордовского или татарского населения. В русской православной среде капиталистическое развитие в пореформенный период не натыкалось на дополнительные преграды, только общего экономического характера, свойственные для провинциального аграрного региона.
Богатство и экономическая мощь немногочисленного, преимущественно русского, старообрядческого населения на первый взгляд сбивает с толку. Данная религиозная группа долгое время была вне закона и преследовалась со стороны царского режима. Однако, именно такое положение вещей привело старообрядцев к экономическому процветанию. Самые талантливые из старообрядцев не могли самореализоваться в государственной службе, были вынуждены искать себе лучшее применение в хозяйственной деятельности. К тому же, в старообрядческих селениях были не настолько сильны феодальные пережитки, взаимопомощь и материальная поддержка друг друга позволяла более успешно встраиваться в капиталистические отношения.
Автономный, полузакрытый характер экономического развития был характерен также для татарского населения Пензенской губернии, вследствие конфессиональных отличий от остального населения. Несмотря на то, что к концу XIX в. татарские предпринимательские круги перестают быть семейно-клановыми организациями, а сближаются более на экономических основаниях, для партнерских отношений продолжают быть необходимыми этно-религиозная принадлежность. Как и у старообрядцев, это вело к экономической взаимопомощи узкой прослойки татарского предпринимательства, что в условиях рискованного провинциального капитализма было гарантией успеха. Но если для татарского населения характерен сильный уклон в торговое предпринимательство, то развитие крестьянских промыслов и промышленного строительства значительно отстает, причины чего кроются в экономических ограничениях законодательного характера XVII-XVIII вв., т.е. исторически данный народ не отличался большими накопленными столетиями средствами, поэтому мог реализоваться только в торговой сфере, где стартовый капитал не обязателен. Однако, данная тенденция характерна для всех народов Пензенской губернии.
Мордовское население, больше всех пострадавшее в социальном и экономическом смысле от русской колонизации Пензенских территорий, так и не успело к концу XIX в. восполнить свои потери. Утрата своей религии, земель, экономических свобод, некоторых ремесел, наиболее богатых и родовитых представителей мордовского народа дает о себе знать в конце XIX в. в практически отсутствующей прослойке дворянства, купечества и мещанства. Однако, в близком мордовскому менталитету занятии земледелием хорошо просматриваются прогрессивные черты. Широкий спектр кустарно-промысловой деятельности, продукция которой выходила на продажу, обладала уникальным набором этнических мордовских особенностей.



1. ГАПО. Электронная база данных по ревизским сказкам фонда Пензенской казенной палаты. «Ревизские сказки» // Официальный сайт Государственного архива Пензенской области [Электронный ресурс]. URL: http://arhiv-pnz.ru/nsa/thematic databases/census tales
2. ГАПО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 597
3. ГАПО Ф. 54. Оп. 1. Д. 162
4. ГАПО Ф. 54. Оп. 1. Д. 1185
5. ГАПО Ф. 54. Оп. 1. Д. 1267
6. ГАПО Ф. 54. Оп. 1. Д. 1781
7. ГАПО Ф. 54. Оп. 1. Д. 1820
8. ГАПО Ф. 158. Оп. 1. Д. 367
9. ГАПО Ф. 158. Оп. 3. Д. 2583
10. ГАПО Ф. 158. Оп. 3. Д. 2584
11. ГАПО Ф. 158. Оп. 3. Д. 3195
12. ГАПО Ф. 158. Оп. 3. Д. 5080
13. ГАПО Ф. 158. Оп. 3. Д. 5274
14. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Пензенская губерния. Ч.1. СПб.: Тип. Бургеля, 1867. 598 с.
15. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Пензенская губерния. Ч. 2. СПб.: Тип. Бургеля, 1867. 539 с.
16. Материалы для географии и статистики России. Пензенская губерния. Приложение ко 2-й ч. СПб.: Тип. Бургеля, 1867. 113 с.
17. Пензенская губерния. / Сост. Кузьмин И.Ф. Пенза: Типо-лит. В. Н. Умнова, 1895. 94, II с., 1 л. к.
18. Пензенский край. XVII в. - 1917 г. Документы и материалы. Саратов: Приволжское книж. изд-во (Пенз. отд.), 1980. 304 с.
19. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. 30. Пензенская губерния / Под ред. Тройницкого. СПб.: Центральный статистический комитет МВД. 1899-1904.
20. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Утверждено указом Александра II 1 января 1864 г. ПСЗ. Собр. 2. Т. XXXIX. № 40457. С. 1-14.
21. Поуездные итоги Всероссийской сельско-хозяйственной и поземельной переписи 1917 года по 57 губерниям и областям / Труды ЦСУ, T.V, Вып. 2. М.: Типогр. М.К.Х. Козицкий, 1923. 219 с.
22. Ратенек И.Н. О городской и земской оценках городских недвижимых имуществ г. Пензы. Электрон. репринт. издание. Пенза: Пензенская ОБДЮ, 2016. [Электронный ресурс]:
http://dl .liblermont.ru/DL/March%2016/Ocenki gbuk.pdf/download
23. Сборник исторических, географических и статистических материалов о Пензенской губернии. Приложение к Памятной книге Пензенской губернии на 1870 г.
24. Список населенных мест Российской империи. Вып. 30: Пензенская губерния: ... по сведениям 1864 года / обраб. А. Добровольским. СПб.: Центр. стат. ком. МВД, 1869.
25. Статистический ежегодник России 1915 год (Год двенадцатый) Петроград: Издание Центрального Статистического Комитета МВД, 1916.
26. Характеристика Пензенской губернии в сельскохозяйственном отношении. / [А. Бурлуцкий]. Пенза: Типо-литография В. Н. Умнова, 1898. 101 с.
II. Научная литература:
27. Айзятов Ф.А., Разживин В.Ф., Айзятов Р.Р. Мордовский край в середине XIX - первой четверти XX в.: динамика, плотность, структура
населения по полу // Studium. №4. 2009. [Электронный ресурс]:
https://elibrary.ru/download/elibrary 25339065 67053048.pdf
28. Антонинов А. Мордва. Краткий историко-этнографический очерк. // Пензенские епархиальные ведомости. 1894, №16, С.731-744.
29. Бородкин А.В. «Труд духовный» и «труд достойный». Эволюция старообрядческой экономической модели во второй половине XVII - начале XX вв. // Историко-экономические исследования. 2010. Т.11. №2. С. 5-15.
30. Васильев Т. Мордовия на новом этапе (Первый областной съезд советов Мордовии) / Т. Васильев // Советское государство и революция права. 1931. № 4. С. 140-144.
31. Власов В.А., Тишкина А.В. «Великий перелом» в пензенской деревне. Пенза: ПГУ; ГУМНИЦ, 2013. 148 с.
32. Востокова Н. П. Источники по истории крестьянской общины. Владенные записи - акты нового времени (60-80-е гг. XIX в.). Пенза, 1999. 38 с.
33. Востокова Н. П. Обзор источников по истории аграрных реформ в государственной деревне (60-80-е гг. XIX в.) // Взаимоотношения города и деревни в их историческом развитии / Отв. ред. А.П. Тельянов. Пенза, 1992. С. 48-57.
34. Востокова Н. П. Обзор источников по истории аграрной реформы 1866 г. в государственной деревне и приемы их разыскания // Исследования по источниковедению истории России дооктябрьского периода / Отв. ред. Р.К. Теплов. М., 1993. С. 145-172.
35. Востокова Н. П., Клюев А. А. Реформа 1861 года в пензенской государственной деревне // Вторая городская научная краеведческая конференция комсомольцев и молодежи города / Отв. ред. С. С. Кузин. Пенза, 1990. С. 25-27.
36. Гошуляк В.В. История Пензенского края. В пяти книгах. Кн. III. Пенза, 1998. 127 с.
31. Гошуляк В.В. Пензенское земство / В. В. Гошуляк. Пенза: Росс, академия соц. наук, 1995. 79 с.
38. Догаева В. П. Реализация судебной реформы 1864 г. в Пензенской губернии // Исторические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. Пенза, 2000. С. 265-272.
39. Догаева В. П. Крестьянская борьба в Пензенской губернии в пореформенный период 60-90-е годы // Исторические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. Пенза, 1998. С. 156-165.
40. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М.: Просвещение, 1968. 367 с.
41. Зайончковский П.А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 г. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1958. 467 с.
42. Зиновьев Я.А. Сословные и конфессиональные характеристики населения Поволжья второй половины 19 века // Научный альманах. №8(10). 2015. С. 1365-1371.
43. Кольчугина С.В. Наградная политика как канал социальной мобильности предпринимательства // Современные тенденции развития мировой социологии: материалы международной научно-практической конференции. №7. 2010. С. 66-69.
44. Любимов А.Е. Краткий исторический очерк мордовского народа // Мордовское население Пензенской губернии. Пенза, 1927.
45. Михеев С.С. Влияние либерально-буржуазных реформ1860-1870-х гг. на развитие общественно-политической деятельности пензенского купечества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №93. 2009. С. 87-90.
46. Михеев С.С. К вопросу о формировании татарского купечества // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. № 7. 2007. С. 122-124.
47. Мокшин Н.Ф. Дохристианские религиозные верования и обряды мордвы // Социально-политические науки. № 2. 2016. С. 11-13.
48. Мокшин Н.Ф., Петербургский И.М., Беляева Н.Ф.. Бытовая культура мордвы. Саранск: Мордовское книжное из-во, 1990. 144 с.
49. Никольский Н.В. Конспект по истории христианского просвещения чуваш. Казань: Центральная тип., 1909. 36 с.
50. Никольский Н.В. Краткий конспект по этнографии чувашей. Казань: Тип. Императорского университета, 1911. 116 с.
51. Очерки истории Пензенского края. С древнейших времен до конца XIX века. Пенза, 1973. 328 с.
52. Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. 526 с.
53. Первушкин В.И. Мокшанский политеизм в средние века // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. № 27. 2012. С. 891-894.
54. Первушкин В.И., Прошкин В.Я. Мордва Пензенской области. Пенза, 2010. 124 с.
55. Первушкин В.И. Смутное время как один из факторов изменения методов русской колонизации Пензенского края // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2010. № 4. С. 21-25.
56. Плоткин В.А. Особенности сектантства Пензенской губернии в первой четверти XIX - начале XX вв. // Вестник Волгоградского государственного университета. 2011. Серия 4. №2 (20). С. 19-29.
57. Ромашкин А.С. Промыслы Примокшанья на примере Краснослободского, Инсарского, Наровчатского и Мокшанского уездов Пензенской губернии во второй половине XIX - начале XX века // Социально-политические науки. №2. 2012. С. 28-31.
58. Саляев Е.И. Татары в истории Пензенского края // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. № 8. 2007. С. 122-127.
59. Сумерин П.Г. Промышленность Пензенской губернии в дореволюционный период (1861-1913 гг.) // Ученые записки ПГПИ. Пенза, 1958. Вып. V. С. 66-142.
60. Сухова О.А. Провинциальное предпринимательство: основные направления деятельности и культурная среда второй половины XIX - начала ХХ вв. (на материалах Среднего Поволжья). Дисс. к.и.н., Пенза, 1998.
61. Сухова О.А. Российская провинция и вызовы модернизации: проблемы методологии и историографии исследования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 1024-1029.
62. Таиров Н.И. Татарские предприниматели Поволжья и Приуралья во
2-й половине XIX - начале XX вв.: социокультурная характеристика // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. [Электронный ресурс]: https://m.cyberleninka.ru/article/n/tatarskie-
predprinimateli-povolzhya-i-priuralya-vo-2-pol-hlh-nach-hh-vv-sotsiokulturnaya-harakteristika.
63. Тараканова Н.Г. Этнический и конфессиональный факторы в деятельности пореформенных судебных учреждений на территории Среднего Поволжья. Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья // Исторический опыт этноконфессионального взаимодействия в Среднем Поволжье и Приуралье (XVI - начало XX вв.). Казань: Ихлас; Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2011. 360 с.
64. Тюстин А.В. Пензенское торгово-промышленное
предпринимательство в системе межрегиональных и внешнеэкономических отношений (вторая половина XVII - начало ХХ) // Земство. 1995. № 4. С. 50¬78.
65. Ульянов А.Е. Крупное частное землевладение в Пензенской губернии в последней трети Х1Х - начале ХХ вв. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. №27. 2012. С. 1061-1068.
66. Федосеев Р.В. Развитие арендных отношений в среде дворянского землевладения Пензенской губернии во второй половине Х1Х века. // Вестник Чувашского университета. №4. 2010. С. 109-112.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ