Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование методов арт-терапии в преодолении тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Работа №161272

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы45
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МКОУ г. Новосибирска «Специальная (коррекционная) начальная школа № 60 «Сибирский лучик».
Выборка: 20 детей 5-7 лет с ЗПР.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 6
1.1 Понятие, причины и виды задержки психического развития 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 10
1.3 Определение тревожности в общей психологии, детская тревожность 13
1.4 Особенности проявления тревожности у детей 5-7 лет с задержкой психического развития 17
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности использования методов арт-терапии в преодолении тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 22
2.1 Проведение оценки уровня тревожности у детей 5-7 лет с задержкой психического развития 22
2.2 Коррекционная работа, направленная на преодоление тревожности у детей 5-7 лет с задержкой психического развития 25
2.3 Количественный и качественный анализ влияния коррекционной работы с использованием методов арт-терапии на преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 30
Выводы по второй главе 34
Заключение 35
Библиографический список 36
Приложения 38


Актуальность исследования. За последнее десятилетие исследования в области психологии показывают увеличение количества детей с эмоциональной неустойчивостью и повышенным беспокойством [7, 13]. Изучение тревожности приобретает особое значение, особенно когда речь идет о детях с отклонениями в развитии, у которых социализация и так затруднена из-за специфики нарушений. Когда речь идет о детях с ЗПР, проблема тревожности и страхов усугубляется их физиологической и психологической незрелостью, а также наличием резидуально-органических нарушений мозговой деятельности и задержками в психическом развитии, как отмечают (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер и другие).
Актуальность обращения к заявленной теме обусловлена недостаточностью разработки проблемы психологического сопровождения развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР), в том числе и снижение тревожности) в теории и практике отечественной дошкольной психологии и педагогике, а так же большой социальной педагогической значимостью изучаемой проблемы.
Одним их эффективных видов психологической коррекции тревожности является арт-терапия. Этот метод помогает решить ряд проблем психологического плана, которые возникают у детей старшего дошкольного возраста: тревожность, страх, повышенное беспокойство и др. Арт-терапия помогает ребенку дать выход своим эмоциям, переживаниям, научиться решать различные конфликтные ситуации. Применение данного метода результативно и в работе с детьми с ограниченными возможностями развития, а именно с ЗПР. Поэтому необходимо совместно с коррекцией задержки психического развития, развивать эмоциональную сферу старших дошкольников с ЗПР, используя различные средства и методы. Основной акцент в работе дошкольниками следует уделять их тревожным состояниям, так как от уровня тревожности зависит эмоциональное благополучие детей и их дальнейшее развитие – Т.Н. Павлий [13], Т.А. Репина [17] и др.
Цель исследования – изучить особенности использования методов арт-терапии в преодолении тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в теоретическом и прикладном аспектах.
Задачи исследования:
1) Раскрыть теоретические основы проблемы тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2) Разработать и реализовать программу арт-терапии в преодолении тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3) Проверить эффективность использования методов арт-терапии в преодолении тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в эмпирическом исследовании.
Объект исследования – тревожности дошкольников 5-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования – особенности использования методов арт-терапии в преодолении тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, методы количественного и качественного анализа полученных результатов.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование в преодолении тревожности у дошкольников 5-7 ет с ЗПР методов арт-терапии будет успешным при соблюдении следующих условий:
- будут учтены степень дефекта у дошкольников;
- будут учтены индивидуальные и возрастные особенности детей данной категории;
- будет создана специальная предметно-развивающая среда с использованием элементов арт-терапии.
Научно-методологические основы исследования представлена трудами Г.М. Бреслава, Л.С. Выготского, К. Изарда, Ч. Спилбергера и др., рассматривавших проблемы как обще, так и детской тревожности. Задержка психического развития, ее виды и особенности проявления в дошкольном возрасте раскрыты Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, И.Ф. Марковской, М.С. Певзнер и др. Методы арт-терапии и возможности их использования в преодолении тревожности у детей дошкольного возраста с ЗПР описаны Н.В. Карпушкиной, Т.Н. Павлий и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии применительно к детям 5-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования, в том числе и разработанная программа, могут быть использованы в работе с детьми 5-7 лет с ЗПР по преодолению тревожности и тревожных состояний.
База исследования: МКОУ г. Новосибирска «Специальная (коррекционная) начальная школа № 60 «Сибирский лучик».
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время тревожность является одним из самых распространенных феноменов психического развития. В старшем дошкольном возрасте возникает школьная тревожность, что связано с возникновением ситуации постоянного оценивания, которое затрагивает не только оценивание умений и навыков, но и самого человека, как личности. От степени проявления тревожности зависит эффективность адаптации к новым условиям, успешность обучения, а также особенности взаимоотношений со сверстниками.
Эмоциональная сфера детей с задержкой психического развития имеет ряд характерных черт, что оказывает влияние на их повышенную тревожность: эмоциональные проявления нестабильны; ограниченность эмоционального реагирования, особенно в новых или стрессовых ситуациях, с реакциями, в основном сводящимися к агрессивному поведению, самообороне или попытке привлечь к себе внимание; восприятие эмоционального содержания предложенных сцен и объектов часто бывает неадекватным.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование. В ходе проведенного исследования был сформулирован вывод о том, что апробированная программа психологического сопровождения снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с ЗПР с использованием метода арт-терапии «Волшебный мир» эффективна. Высокий уровень положительного эмоционального фона занятий позволил тревожным детям экспериментальной группы ощутить чувство комфортности, защищенности. Дети научились: преодолевать барьеры в общении, распознавать эмоциональное состояние другого человека, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, освобождаться от стереотипов и шаблонов, снимать мышечное напряжение. Контрольная группа, где положительная динамика была зафиксирована всего у одного ребенка, требует особого рассмотрения.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: монография. – М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения // Психологические исследования. – 2018. – №2. – С. 63-69.
3. Власова Т.А., Певщнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – СПб.: Питер, 2014. – 478 с.
4. Выготский Л.С. Дети с ЗПР. – М.: Академия, 2014. – 874 с.
5. Долгова В.И. Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4. – С. 121–126.
6. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2016. – 521 с.
7. Карпушкина Н.В., Орлова Т.А. Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-4. – С. 424-428.
8. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Издат. центр «Академия», 2017. – 176 с.
9. Лебединская К.С. Задержка психического развития и ее причины // Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. – М., 1985. – С. 29-37
10. Лук А.Н. Эмоции и личность. – М.: АСТ, 2018. – 455 с.
11. Макшанцева Л.В. Тревожность у дошкольников с ЗПР. Изучение и профилактика // Прикладная психология. – 2017. – №4. – С. 78-85.
12. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М.: Компенс-центр, 2013. – 198 с.
13. Павлий Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 2021. – № 4. – С. 36-34.
14. Панфилова М.А. Тревожность и ее коррекция у детей // Школа здоровья. – 2016. – № 1. – С. 17–28.
15. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 304 с.
16. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 144 с.
17. Репина Т.А. Развитие чувств в дошкольном возрасте // Мир психологии. – 2020. – №4. – С. 41-46.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб.пособие. – СПб.: Питер, 2018. – 702 с.
19. Савина Е. Тревожные дети // Детский сад от А до Я. –2019. – № 4. – С. 11−14.
20. Сазонова В.В., Прокофьева А.С. Изобразительная деятельность в преодолении тревожности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 76-4. – С. 300-304.
21. Спилбергер Ч. Тревожность как свойство личности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 189 с.
22. Талалаева Е.В., Васина Ю.М. Профилактика тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития // Перспективы науки. – 2024. – № 2 (173). – С. 149-152.
23. Фадеева К.Е. Тревожные состояния дошкольников как объект работы дефектолога // Дефектология. – 2019. – №6. – С. 78-79.
24. Яковлева Н.Г. Коррекция страхов и тревожности дошкольников с отклонениями в развитии // Коррекционная педагогика. – 2020. – №1. – С. 11-12.
25. Янувич М.Д. Тревога и ее преодоление у дошкольников с задержкой психического развития // Альма-Матер. – 2020. – №2. – С. 48-51.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ