Введение 3
Глава 1. Организационно-правовые аспекты социальной работы с малоимущими гражданами 7
§ 1. Понятие и структура малоимущих слоев населения в РФ 7
§ 2. Субъект, объект и задачи социальной политики 12
§ 3. Нормативно-правовая база социальной работы с малоимущими
гражданами в Российской Федерации 20
§ 4. Организации и учреждения, осуществляющие социальную защиту малоимущих слоев населения на федеральном уровне 29
Глава 2. Формы и методы решения проблем малообеспеченности 34
§ 1. Технологические аспекты социальной работы с малоимущими
гражданами 34
§ 2. Работа негосударственных служб с малоимущими
гражданами 58
Глава 3. Методический и практический опыт преподавания обществознания на уроках в старших классах 71
§ 1. Основные тенденции преподавания семейного права в школе в
старших классах 71
§ 2 Технологическая карта внеурочного мероприятия 77
Заключение 96
Список использованных источников и литературы 100
Приложение
В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является совершенствование социальной сферы, которое в свою очередь ориентируется на повышение уровня и качества жизни населения, на его благосостояние. Огромную роль в этом играет государственное регулирование в области социальной защиты населения. Система социальной защиты имеет важное значение по вопросам поддержания среднего уровня жизни населения, уменьшения масштабов бедности, сужение разрывов в уровне жизни между различными категориями населения.
Актуальность темы исследования заключается в том, что существует достаточно много слабозащищенных категорий граждан, которым необходима социальная поддержка, особенно в условиях кризиса. На этом основании государству необходимо разрабатывать систему мер социальной защиты, совершенствовать организацию системы социальной защиты для предотвращения социальных рисков.
Увеличение уровня жизни населения является почти одной из самых главных целей любого государства, которое стремится к прогрессу, в том числе и нашего. Государство, которое заботится о своих гражданах, должно создавать как можно больше благоприятных условий для жизни людей, обеспечивая социальную стабильность в обществе и экономический рост.
В наши дни, отрицательное влияние на хорошую жизнь оказывают большой процент безработицы, неподъемные некоторым людям тарифы на жилищно-коммунальные услуги, низкий уровень оплаты труда. Малоимущие почти не имеют возможности оплачивать дорогостоящие услуги медицины и образования, а так же сферы досуга. В таких условиях для большинства людей становится нереальной качественная социализация детей, реализация их потенциальных возможностей, их развитие как духовное, так и потенциальное. Проблема бедности приобретает устойчивый характер.
Президент России Владимир Владимирович Путин подписал закон о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ).
За чертой прожиточного минимума в России живут (по данным Росстата, % к общей численности населения): дети в возрасте до 15 лет - 25,0%; молодежь от 16 до 30 лет - 20,5%; трудоспособные мужчины и женщины от 31 до 54-59 лет - 40,0%; лица пенсионного возраста свыше 55-60 лет - 14,5%.
В настоящее время в России бедность превратилась почти в массовое явление, почти треть нашего населения проживает за границей прожиточного минимума и примерно 2% наших граждан нашей страны живет в условиях прямого выживания. Но основным фактором для малоимущих слоев в России является то, что они имеют определенные, возможности поддержания своего потребления: подсобное хозяйство, торговля с рук, экономия на качестве питания, покупке промышленных товаров, затратах в области образования, культуры и т.п. Этим можно объяснить отсутствие массового голода.
Объектом исследования ВКР является система социальной защиты малоимущих слоев населения федерального и регионального уровня.
Предмет исследования - Формы и методы государственной защиты малоимущих слоев населения.
Цель исследования состоит в раскрытии состояния и механизма социальной защиты в современных условиях, процесса совершенствования в условиях экономической нестабильности.
Задачи исследования:
- охарактеризовать основные направления и инструменты государственной защиты малоимущих слоев населения;
- дать характеристику нормативно-правовой базы социальной работы с малоимущих гражданами в Российской Федерации;
- дать характеристику организациям и учреждениям, осуществляющим социальную защиту малоимущих слоев населения на федеральном уровне;
- выделить технологические аспекты социальной работы с малоимущих гражданами;
...
Социальное государство предполагает обеспечение своего населения материальными и духовными ценностями, которые будут удовлетворять их потребности. Для этого необходимо создавать условия для эффективного экономического развития общества.
В настоящее время, социальная защита населения является одним из приоритетных направлением социальной политики государства. Социальная защита представляет собой такую деятельность государственных и негосударственных структур, которая организует совокупность мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения социальных прав населения.
Система социальной защиты представляет собой достаточно сложную систему мер и механизмов поддержки населения. Основные направления социальной защиты заключаются в социальном страховании, социальном обслуживании и социальной помощи. Поддержка направлена на возмещение расходов граждан, на помощь до вести доходы людей до прожиточного минимума. Для увеличения доходной части населения используют способ индексации, а для возмещения расходов - компенсации.
Социальная защита осуществляется на всех уровнях власти, у каждого уровня свои предметы ведения. Томская область является достаточно развитым регионом, за счет областного бюджета, осуществляет поддержку гражданам, реализовывая социальные программы, оказывает различных видов социальную помощь этим самым, обеспечивая защитой почти каждого третьего жителя региона.
Поддержка направлена на широкий круг граждан. Социальная защита должна реализовывать свою деятельность с эффективным использованием экономических и финансовых возможностей страны, исполняя свои обязательства, гарантированные обществу. Россия обеспечивает предоставление минимальных государственных гарантий, но проблема в том, что эти гарантии действительно минимальные. Уровень в жизни в нашей стране низкий по сравнению с развитыми странами, размер прожиточного минимума один из самых низких, отсюда сумма помощи предоставляется в небольших размерах.
Для повышения благосостояния населения своей страны необходимо совершенствовать законодательство и социальные стандарты, при этом, не порождая иждивенчества. Существующие механизмы социальной защиты, которые производят должный эффект, необходимо сохранить и развивать в соответствии с новыми реалиями.
И, получилось так, что государство взяло на себя огромный груз обязательств в сфере социальной защиты населения, оказывая весомую финансовую нагрузку на бюджет.
Для преодоления данной проблемы нужно развивать экономику страны, применяя механизмы реализации социальной защиты в зарубежных странах. Можно взять во внимание путь социально - ориентированной рыночной экономики, предполагающую социальную справедливость, развитие человеческого потенциала, его благосостояния, такая модель экономики применяется в Германии. Интересная модель в Америке, предполагающая конкуренцию структур, оказывающие социальные услуги.
России необходимо проложить все усилия для социально - экономического развития страны, именно качество жизни определяет степень данного развития.
Социальная политика любого государства должна быть направлена на создание таких условий, которые призваны обеспечивать достойную жизни своему обществу, следовательно, установление минимального размера оплаты труда, оказание государственной социальной помощи в виде предоставления социальных пособий, пенсий, субсидий и т.д., поддержки малообеспеченным гражданам, инвалидам, матерям-одиночкам, а также предоставление государственных социальных гарантий - все это обязанность нашего государства. Социальная работа - это самостоятельный социальный институт. Специалисты по социальной работе оказывают помощь всем нуждающимся гражданам, независимо от их социального статуса и положения в обществе.
В современном мире, малообеспеченные граждане не являются приоритетными группами для оказания социальной помощи, так как причин малообеспеченности большое количество. Некоторые причины не зависят от человека, например, определенные жизненные обстоятельства или физиологические изменения организма, а также может быть и наоборот, тогда к причинам малообеспеченности можно отнести: лень или не желание работать, алкоголизм и т.д. Так вот, в связи с этим, к важнейшему направлению политики нашего государства, следует отнести создание адресной помощи для всех нуждающихся граждан.
...
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета от 5.04.1995.
2. Конвенция Международного труда № 102 от 28.06.1952 г. «О
минимальных нормах социального обеспечения // «Российская газета» от 01.08.2012 г.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят
резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года // Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973 г., № 4812-VIII.
4. Европейская социальная хартия от 03.05.1996 // «Российская газета» от 01.08.2014 г.
5. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // «Российская газета» от 25.12.1993 г.
6. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // «Российская газета» от 19.10.1997 г.
7. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // «Российская газета» от 29 октября 1997 г.
8. Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // «Российская газета» от 01.08.1999 г.
9. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной
социальной помощи в Российской Федерации» // «Российская газета» от 13.08.1999 г.
10. Федеральный закон от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // «Российская газета» от 10.05.2003 г.
11. Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326 «Об обязательном
медицинском страховании» // «Российская газета» от 25.12.2010 г.
12. Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // «Российская газета» от 01.08.2014 г.
13. Указ Президента от 16.05.1996 г. №724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // «Российская газета» от 20.06.1996 г.
14. Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 г. № 512 «О перечни видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» // «Российская газета» от 29 октября 2003 г.
15. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 «О
предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» // «Российская газета» от 10.05.2005 г.
... всего 80 источников