Формирование навыка составления рассказа старшими дошкольниками с ОНР посредством мнемотехники (Алтайский государственный педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №234» г. Барнаул.
Выборка исследования: 10 детей старшего дошкольного возраста составили экспериментальную группу, 10 детей старшего дошкольного возраста составили контрольную группу. У всех детей по заключению логопеда – ОНР III уровня. 10 детей старшего дошкольного возраста и речевым развитием в норме составили сравнительную группу.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы формирования навыка составления рассказа у старших дошкольников при норме и нарушении развития речи 9
1.1 Онтогенетические аспекты формирования навыка составления рассказа 9
1.2 Специфика формирования навыка составления рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 16
1.3 Возможности использования мнемотехники в работе по формированию навыка составления рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 21
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию навыка составления рассказа у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники 30
2.1 Организация и методическое обеспечение исследования 30
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
2.3 Содержание формирующего эксперимента47
2.4 Анализ эффективности проведенной работы 54
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 68
Приложения 74
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №234» г. Барнаул.
Выборка исследования: 10 детей старшего дошкольного возраста составили экспериментальную группу, 10 детей старшего дошкольного возраста составили контрольную группу. У всех детей по заключению логопеда – ОНР III уровня. 10 детей старшего дошкольного возраста и речевым развитием в норме составили сравнительную группу.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы формирования навыка составления рассказа у старших дошкольников при норме и нарушении развития речи 9
1.1 Онтогенетические аспекты формирования навыка составления рассказа 9
1.2 Специфика формирования навыка составления рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 16
1.3 Возможности использования мнемотехники в работе по формированию навыка составления рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 21
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию навыка составления рассказа у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники 30
2.1 Организация и методическое обеспечение исследования 30
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
2.3 Содержание формирующего эксперимента47
2.4 Анализ эффективности проведенной работы 54
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 68
Приложения 74
Актуальность исследования. Начиная с дошкольного возраста, дети активно интересуются языковой деятельностью, пробуя ее в различных вариациях, используя грамматическую и смысловую стороны. Однако в последнее время заметно увеличилось число детей имеющих недостаточность речевого развития, которое требует пристального внимания. На эту проблему обращают внимание в первую очередь логопеды и воспитатели детских образовательных учреждений, приоритетной задачей которых является развитие связной речи у детей. Главенствующей причиной бедности связной речи – ограничения свободного высказывания у детей: подмена живого человеческого общения компьютером, недостаток общения с родителями и игнорирование речевых трудностей детей – все это увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Большую сложность в употреблении связной речи испытывают дети с общим недоразвитием речи.
Способность составлять рассказы стимулирует развитие устной речи, что является основой для эффективной коммуникации. Это особенно важно для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), так как они часто испытывают трудности в общении. Составление рассказов помогает старшим дошкольникам с ОНР расширять словарный запас, улучшать грамматику и синтаксис, развивать связную речь. Эти навыки критически важны для подготовки к школьному обучению. Процесс создания рассказа требует от ребенка умения логически выстраивать события, устанавливать причинно-следственные связи, что способствует развитию мышления и памяти. Умение выражать свои мысли в форме связного рассказа помогает старшим дошкольникам с ОНР лучше взаимодействовать с окружающими, участвовать в коллективных играх и учебных процессах, что способствует успешной социальной адаптации. Создание рассказов позволяет детям делиться своими переживаниями, что способствует осознанию и регулированию собственных эмоций, что особенно важно для детей с ОНР. Одним из инструментов формирования навык составления рассказа у детей старшего дошкольного возраста является мнемотехника.
Изучение формирования навыка составления рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники остается актуальной по нескольким значимым причинам. Во-первых, дети с ОНР испытывают существенные трудности в понимании и выражении речи. Раннее выявление и коррекция этих проблем через структуры мнемотехники позволяет успешно заложить основы для будущего успешного обучения и социализации. Во-вторых, мнемотехника предлагает уникальные методики запоминания и структурирования информации, которые особенно полезны для детей с речевыми нарушениями. Применение таких методик может существенно облегчить процесс обучения, сделать его более эффективным и доступным. В-третьих, работа с мнемотехникой способствует не только улучшению речевых навыков, но и развитию внимания, памяти и мышления. Это комплексный подход, который одновременно охватывает несколько аспектов когнитивного и речевого развития. В-четвертых, умение составлять рассказы подразумевает наличие сложных речевых навыков, таких как планирование, последовательность, логика и креативность. Мнемотехника может помочь детям с ОНР в поэтапном освоении этих навыков. В-пятых, у детей с ОНР часто наблюдаются трудности с социализацией. Навыки составления рассказов способствуют лучшему самовыражению и общению с окружающими. Это в свою очередь помогает детям адаптироваться в обществе, установить контакт со сверстниками и взрослыми. И, наконец, эффективное владение речью и навыками составления рассказа является важным аспектом школьного обучения. Подготовка детей с ОНР к этим требованиям посредством мнемотехники может сгладить переход из дошкольного учреждения в школу, сделать его менее стрессовым и более успешным.
Проводимые исследования и практики (Е. А. Сень, Р. В. Федорова и др.) подтверждают, что мнемотехника может существенно помочь в коррекции и развитии речевых навыков у старших дошкольников с ОНР, в том числе и в формировании навыков составления рассказа, так как для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятиям. Использование приемов мнемотехники помогает решить эту проблему. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, педагоги учат детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Мнемотехника позволяет целенаправленно формировать связную речь, в том числе и способствует совершенствованию навыка составления рассказов. Это делает данную тему актуальной и значимой как для науки, так и для практики.
В настоящее время проблема изучения особенностей навыка составления рассказов дошкольников с ОНР рассматривается как в теоретическом, так и прикладном аспектах. А. Н. Гвоздев, Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева и др. рассматривают закономерности формирования речи при ОНР. В. К. Воробьева, Е. А. Изутова, Е. А. Климкина, К. И. Чуковский и др. описывают особенности словотворчества дошкольников с нарушенным и нормальным речевым развитием. М. В. Никитина, Н. В. Нищева, Т. Б. Полянская, Т. В. Туманова и др. рекомендуют методы формирования навыка составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Рекомендации по применению мнемотехники в формировании у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в составлении рассказов даны в работах И. С. Гавриловой, О. В. Ивановой и др.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса занятий, направленного на формирование навыка составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники.
Задачи исследования.
1. Раскрыть онтогенетические аспекты формирования навыка составления рассказа.
2. Охарактеризовать особенности формирования навыка составления рассказов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Описать возможности использования мнемотехники в работе по формированию навыка составления рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Установить в констатирующем эксперименте первоначальный уровень сформированности навыка составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста при нормальном речевом развитии и при общем недоразвитии речи.
5. Подобрать и реализовать комплекс занятий по формированию навыка составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники.
6. Провести сравнительный анализ особенностей формирования навыка составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста при нормальном речевом развитии и при общем недоразвитии речи в контрольном эксперименте.
Объектом исследования является навык составления рассказа детьми старшего дошкольного возраста при нормальном и нарушенном речевом развитии.
Предметом исследования является логопедическая работа по формированию навыка составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники.
Гипотеза: навык составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР можно улучшить, если:
- учитывать индивидуальные особенности старших дошкольников с ОНР, особенности их речевых нарушений;
- создавать специальные развивающие условия для формирования навыка составления рассказа (предметно-развивающая среда, комплексность, регулярность и т.д.);
- использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР методы мнемотехники, что позволит преодолеть нарушения в связной монологической речи лексического, синтаксического и грамматического характера. Это происходит за счет того, что мнемотехника предусматривает использование образных ассоциаций и визуальных элементов, которые облегчают запоминание и воспроизведение информации. Методы мнемотехники помогают детям с ОНР структурировать свои мысли и улучшить навыки связного изложения, так как данные приемы способствуют лучшему удержанию последовательности событий и логической связи между элементами высказывания.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к формированию речи у детей дошкольного возраста – Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, И. А. Зимняя и др.;
- подходы к проблеме нарушений связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР – Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Т. В. Туманова и др.;
- подходы к изучению особенностей формирования навыка составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники – И. С. Гаврилова, Е. А. Сень, Р. В. Федорова и др.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Практическая значимость исследования заключена в том, что результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, а также комплекс подобранных упражнений по формированию навыка составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники могут быть применены практикующими логопедами в практической деятельности.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №234» г. Барнаул. В МБДОУ «Детский сад №234» функционирует 4 группы компенсирующего вида с тяжелыми нарушениями речи (ОНР), 9 групп общеразвивающего вида.
Выборка исследования: 10 детей старшего дошкольного возраста составили экспериментальную группу, 10 детей старшего дошкольного возраста составили контрольную группу. У всех детей по заключению логопеда – ОНР III уровня. 10 детей старшего дошкольного возраста и речевым развитием в норме составили сравнительную группу.
Организация исследования соответствует следующим этапам:
1) Теоретико-аналитический этап: проведен анализ литературных источников по проблеме, а так же изучено современное состояние проблемы в практике специальной педагогике и психологии.
2) Экспериментальный этап: рассмотрена организация и методика проведения экспериментального исследования по изучению особенностей навыка составления творческого рассказа у старших дошкольников с ОНР и у старших дошкольников с речевым развитием в норме.
3) Описательно-итоговый этап: проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформулированы основные выводы, завершено литературное оформление работы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
Способность составлять рассказы стимулирует развитие устной речи, что является основой для эффективной коммуникации. Это особенно важно для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), так как они часто испытывают трудности в общении. Составление рассказов помогает старшим дошкольникам с ОНР расширять словарный запас, улучшать грамматику и синтаксис, развивать связную речь. Эти навыки критически важны для подготовки к школьному обучению. Процесс создания рассказа требует от ребенка умения логически выстраивать события, устанавливать причинно-следственные связи, что способствует развитию мышления и памяти. Умение выражать свои мысли в форме связного рассказа помогает старшим дошкольникам с ОНР лучше взаимодействовать с окружающими, участвовать в коллективных играх и учебных процессах, что способствует успешной социальной адаптации. Создание рассказов позволяет детям делиться своими переживаниями, что способствует осознанию и регулированию собственных эмоций, что особенно важно для детей с ОНР. Одним из инструментов формирования навык составления рассказа у детей старшего дошкольного возраста является мнемотехника.
Изучение формирования навыка составления рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники остается актуальной по нескольким значимым причинам. Во-первых, дети с ОНР испытывают существенные трудности в понимании и выражении речи. Раннее выявление и коррекция этих проблем через структуры мнемотехники позволяет успешно заложить основы для будущего успешного обучения и социализации. Во-вторых, мнемотехника предлагает уникальные методики запоминания и структурирования информации, которые особенно полезны для детей с речевыми нарушениями. Применение таких методик может существенно облегчить процесс обучения, сделать его более эффективным и доступным. В-третьих, работа с мнемотехникой способствует не только улучшению речевых навыков, но и развитию внимания, памяти и мышления. Это комплексный подход, который одновременно охватывает несколько аспектов когнитивного и речевого развития. В-четвертых, умение составлять рассказы подразумевает наличие сложных речевых навыков, таких как планирование, последовательность, логика и креативность. Мнемотехника может помочь детям с ОНР в поэтапном освоении этих навыков. В-пятых, у детей с ОНР часто наблюдаются трудности с социализацией. Навыки составления рассказов способствуют лучшему самовыражению и общению с окружающими. Это в свою очередь помогает детям адаптироваться в обществе, установить контакт со сверстниками и взрослыми. И, наконец, эффективное владение речью и навыками составления рассказа является важным аспектом школьного обучения. Подготовка детей с ОНР к этим требованиям посредством мнемотехники может сгладить переход из дошкольного учреждения в школу, сделать его менее стрессовым и более успешным.
Проводимые исследования и практики (Е. А. Сень, Р. В. Федорова и др.) подтверждают, что мнемотехника может существенно помочь в коррекции и развитии речевых навыков у старших дошкольников с ОНР, в том числе и в формировании навыков составления рассказа, так как для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятиям. Использование приемов мнемотехники помогает решить эту проблему. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, педагоги учат детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Мнемотехника позволяет целенаправленно формировать связную речь, в том числе и способствует совершенствованию навыка составления рассказов. Это делает данную тему актуальной и значимой как для науки, так и для практики.
В настоящее время проблема изучения особенностей навыка составления рассказов дошкольников с ОНР рассматривается как в теоретическом, так и прикладном аспектах. А. Н. Гвоздев, Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева и др. рассматривают закономерности формирования речи при ОНР. В. К. Воробьева, Е. А. Изутова, Е. А. Климкина, К. И. Чуковский и др. описывают особенности словотворчества дошкольников с нарушенным и нормальным речевым развитием. М. В. Никитина, Н. В. Нищева, Т. Б. Полянская, Т. В. Туманова и др. рекомендуют методы формирования навыка составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Рекомендации по применению мнемотехники в формировании у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в составлении рассказов даны в работах И. С. Гавриловой, О. В. Ивановой и др.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса занятий, направленного на формирование навыка составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники.
Задачи исследования.
1. Раскрыть онтогенетические аспекты формирования навыка составления рассказа.
2. Охарактеризовать особенности формирования навыка составления рассказов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Описать возможности использования мнемотехники в работе по формированию навыка составления рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Установить в констатирующем эксперименте первоначальный уровень сформированности навыка составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста при нормальном речевом развитии и при общем недоразвитии речи.
5. Подобрать и реализовать комплекс занятий по формированию навыка составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники.
6. Провести сравнительный анализ особенностей формирования навыка составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста при нормальном речевом развитии и при общем недоразвитии речи в контрольном эксперименте.
Объектом исследования является навык составления рассказа детьми старшего дошкольного возраста при нормальном и нарушенном речевом развитии.
Предметом исследования является логопедическая работа по формированию навыка составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники.
Гипотеза: навык составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР можно улучшить, если:
- учитывать индивидуальные особенности старших дошкольников с ОНР, особенности их речевых нарушений;
- создавать специальные развивающие условия для формирования навыка составления рассказа (предметно-развивающая среда, комплексность, регулярность и т.д.);
- использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР методы мнемотехники, что позволит преодолеть нарушения в связной монологической речи лексического, синтаксического и грамматического характера. Это происходит за счет того, что мнемотехника предусматривает использование образных ассоциаций и визуальных элементов, которые облегчают запоминание и воспроизведение информации. Методы мнемотехники помогают детям с ОНР структурировать свои мысли и улучшить навыки связного изложения, так как данные приемы способствуют лучшему удержанию последовательности событий и логической связи между элементами высказывания.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к формированию речи у детей дошкольного возраста – Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, И. А. Зимняя и др.;
- подходы к проблеме нарушений связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР – Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Т. В. Туманова и др.;
- подходы к изучению особенностей формирования навыка составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники – И. С. Гаврилова, Е. А. Сень, Р. В. Федорова и др.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Практическая значимость исследования заключена в том, что результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, а также комплекс подобранных упражнений по формированию навыка составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники могут быть применены практикующими логопедами в практической деятельности.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №234» г. Барнаул. В МБДОУ «Детский сад №234» функционирует 4 группы компенсирующего вида с тяжелыми нарушениями речи (ОНР), 9 групп общеразвивающего вида.
Выборка исследования: 10 детей старшего дошкольного возраста составили экспериментальную группу, 10 детей старшего дошкольного возраста составили контрольную группу. У всех детей по заключению логопеда – ОНР III уровня. 10 детей старшего дошкольного возраста и речевым развитием в норме составили сравнительную группу.
Организация исследования соответствует следующим этапам:
1) Теоретико-аналитический этап: проведен анализ литературных источников по проблеме, а так же изучено современное состояние проблемы в практике специальной педагогике и психологии.
2) Экспериментальный этап: рассмотрена организация и методика проведения экспериментального исследования по изучению особенностей навыка составления творческого рассказа у старших дошкольников с ОНР и у старших дошкольников с речевым развитием в норме.
3) Описательно-итоговый этап: проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформулированы основные выводы, завершено литературное оформление работы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
Анализ научной и методической литературы выявил, что навык составления рассказов остаются недостаточно развитыми как у дошкольников с общим недоразвитием речи, так и у старших дошкольников с речевым развитием в норме. В первой главе проведено исследование литературных источников, что позволило сделать выводы о речевом развитии детей с ОНР III уровня и его влиянии на состояние связной речи. На теоретическом уровне подчеркивается важность изучения аспекта обучения составлению рассказов, а также необходимость поиска наиболее эффективных методов и приёмов коррекционной логопедической работы. Одним из средств формирования навыка составления рассказов у старших дошкольников с ОНР является мнемотехника.
С целью определения особенностей формирования навыка составления рассказа у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники была организована и проведена опытно-экспериментальная работа.
Результаты анализа констатирующего этапа продемонстрировали, что у старших дошкольников с ОНР из экспериментальной группы навыки составления рассказов в основном находятся на среднем уровне (50% – 5 детей) и на низком уровне (50% – 5 детей). У контрольной группы детей с ОНР – средний уровень (40% – 4 детей) и низкий уровень (60% – 6 детей). В то же время у детей с нормальным уровнем речевого развития выявлен высокий уровень (40% – 4 детей) и средний уровень (40% – 4 детей).
Во время формирующего этапа осуществлялась серия занятий, нацеленных на развитие умения у старших дошкольников с ОНР экспериментальной группы создавать рассказы с применением мнемотехники. Результаты эффективности этих занятий показали, что мнемотехника положительно влияет на развитие навыков составления рассказов у таких детей. Они стали увереннее выражать свои идеи, лучше структурировать и обогащать содержание своих рассказов, что способствует не только их речевому, но и когнитивному развитию в целом. Использование мнемотехники сделало процесс обучения более захватывающим и насыщенным.
Итоги контрольного этапа опытно-экспериментальной работы наглядно демонстрируют значительную разницу в уровне развития навыков рассказа у старших дошкольников с ОНР экспериментальной группы и старших дошкольников с ОНР контрольной группы (экспериментальная группа – 80% старших дошкольников со средним уровнем сформированности навыка составления рассказа, контрольная группа – 50% старших дошкольников со средним уровнем сформированности навыка составления рассказа). Экспериментальная группа продемонстрировала значительное улучшение, что подчеркивает важность целенаправленного и структурированного подхода к развитию речевых навыков у детей с особыми образовательными потребностями. Использование мнемотехники в развитии навыков составления рассказов показало свою эффективность, приводя к увеличению числа детей, достигших среднего уровня владения навыком. Это подтверждает потенциал данной методики как мощного инструмента для педагогов и специалистов, работающих с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии. Контрольная группа, не получившая такой целенаправленной поддержки, продемонстрировала значительно меньшие изменения (положительная динамика – переход с низкого уровня на средний – выявлена только у 1 ребенка). Это указывает на необходимость внедрения инновационных и проактивных методов в процесс обучения, чтобы обеспечить равный доступ к возможностям личностного и образовательного роста для каждого ребенка.
Обобщая полученные данные, можно заключить, что мнемотехника является эффективным средством в формировании навыков рассказывания у старших дошкольников с ОНР. Однако для этих детей необходимо разработать дополнительные поддерживающие методы и подходы для достижения более высокого уровня сформированности навыков рассказывания.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
С целью определения особенностей формирования навыка составления рассказа у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники была организована и проведена опытно-экспериментальная работа.
Результаты анализа констатирующего этапа продемонстрировали, что у старших дошкольников с ОНР из экспериментальной группы навыки составления рассказов в основном находятся на среднем уровне (50% – 5 детей) и на низком уровне (50% – 5 детей). У контрольной группы детей с ОНР – средний уровень (40% – 4 детей) и низкий уровень (60% – 6 детей). В то же время у детей с нормальным уровнем речевого развития выявлен высокий уровень (40% – 4 детей) и средний уровень (40% – 4 детей).
Во время формирующего этапа осуществлялась серия занятий, нацеленных на развитие умения у старших дошкольников с ОНР экспериментальной группы создавать рассказы с применением мнемотехники. Результаты эффективности этих занятий показали, что мнемотехника положительно влияет на развитие навыков составления рассказов у таких детей. Они стали увереннее выражать свои идеи, лучше структурировать и обогащать содержание своих рассказов, что способствует не только их речевому, но и когнитивному развитию в целом. Использование мнемотехники сделало процесс обучения более захватывающим и насыщенным.
Итоги контрольного этапа опытно-экспериментальной работы наглядно демонстрируют значительную разницу в уровне развития навыков рассказа у старших дошкольников с ОНР экспериментальной группы и старших дошкольников с ОНР контрольной группы (экспериментальная группа – 80% старших дошкольников со средним уровнем сформированности навыка составления рассказа, контрольная группа – 50% старших дошкольников со средним уровнем сформированности навыка составления рассказа). Экспериментальная группа продемонстрировала значительное улучшение, что подчеркивает важность целенаправленного и структурированного подхода к развитию речевых навыков у детей с особыми образовательными потребностями. Использование мнемотехники в развитии навыков составления рассказов показало свою эффективность, приводя к увеличению числа детей, достигших среднего уровня владения навыком. Это подтверждает потенциал данной методики как мощного инструмента для педагогов и специалистов, работающих с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии. Контрольная группа, не получившая такой целенаправленной поддержки, продемонстрировала значительно меньшие изменения (положительная динамика – переход с низкого уровня на средний – выявлена только у 1 ребенка). Это указывает на необходимость внедрения инновационных и проактивных методов в процесс обучения, чтобы обеспечить равный доступ к возможностям личностного и образовательного роста для каждого ребенка.
Обобщая полученные данные, можно заключить, что мнемотехника является эффективным средством в формировании навыков рассказывания у старших дошкольников с ОНР. Однако для этих детей необходимо разработать дополнительные поддерживающие методы и подходы для достижения более высокого уровня сформированности навыков рассказывания.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



