Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №234» г. Барнаул.
Выборка исследования: 10 детей старшего дошкольного возраста составили экспериментальную группу, 10 детей старшего дошкольного возраста составили контрольную группу. У всех детей по заключению логопеда – ОНР III уровня. 10 детей старшего дошкольного возраста и речевым развитием в норме составили сравнительную группу.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы формирования навыка составления рассказа у старших дошкольников при норме и нарушении развития речи 9
1.1 Онтогенетические аспекты формирования навыка составления рассказа 9
1.2 Специфика формирования навыка составления рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 16
1.3 Возможности использования мнемотехники в работе по формированию навыка составления рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 21
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию навыка составления рассказа у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники 30
2.1 Организация и методическое обеспечение исследования 30
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
2.3 Содержание формирующего эксперимента47
2.4 Анализ эффективности проведенной работы 54
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 68
Приложения 74
Актуальность исследования. Начиная с дошкольного возраста, дети активно интересуются языковой деятельностью, пробуя ее в различных вариациях, используя грамматическую и смысловую стороны. Однако в последнее время заметно увеличилось число детей имеющих недостаточность речевого развития, которое требует пристального внимания. На эту проблему обращают внимание в первую очередь логопеды и воспитатели детских образовательных учреждений, приоритетной задачей которых является развитие связной речи у детей. Главенствующей причиной бедности связной речи – ограничения свободного высказывания у детей: подмена живого человеческого общения компьютером, недостаток общения с родителями и игнорирование речевых трудностей детей – все это увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Большую сложность в употреблении связной речи испытывают дети с общим недоразвитием речи.
Способность составлять рассказы стимулирует развитие устной речи, что является основой для эффективной коммуникации. Это особенно важно для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), так как они часто испытывают трудности в общении. Составление рассказов помогает старшим дошкольникам с ОНР расширять словарный запас, улучшать грамматику и синтаксис, развивать связную речь. Эти навыки критически важны для подготовки к школьному обучению. Процесс создания рассказа требует от ребенка умения логически выстраивать события, устанавливать причинно-следственные связи, что способствует развитию мышления и памяти. Умение выражать свои мысли в форме связного рассказа помогает старшим дошкольникам с ОНР лучше взаимодействовать с окружающими, участвовать в коллективных играх и учебных процессах, что способствует успешной социальной адаптации. Создание рассказов позволяет детям делиться своими переживаниями, что способствует осознанию и регулированию собственных эмоций, что особенно важно для детей с ОНР. Одним из инструментов формирования навык составления рассказа у детей старшего дошкольного возраста является мнемотехника.
Изучение формирования навыка составления рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники остается актуальной по нескольким значимым причинам. Во-первых, дети с ОНР испытывают существенные трудности в понимании и выражении речи. Раннее выявление и коррекция этих проблем через структуры мнемотехники позволяет успешно заложить основы для будущего успешного обучения и социализации. Во-вторых, мнемотехника предлагает уникальные методики запоминания и структурирования информации, которые особенно полезны для детей с речевыми нарушениями. Применение таких методик может существенно облегчить процесс обучения, сделать его более эффективным и доступным. В-третьих, работа с мнемотехникой способствует не только улучшению речевых навыков, но и развитию внимания, памяти и мышления. Это комплексный подход, который одновременно охватывает несколько аспектов когнитивного и речевого развития. В-четвертых, умение составлять рассказы подразумевает наличие сложных речевых навыков, таких как планирование, последовательность, логика и креативность. Мнемотехника может помочь детям с ОНР в поэтапном освоении этих навыков. В-пятых, у детей с ОНР часто наблюдаются трудности с социализацией. Навыки составления рассказов способствуют лучшему самовыражению и общению с окружающими. Это в свою очередь помогает детям адаптироваться в обществе, установить контакт со сверстниками и взрослыми. И, наконец, эффективное владение речью и навыками составления рассказа является важным аспектом школьного обучения. Подготовка детей с ОНР к этим требованиям посредством мнемотехники может сгладить переход из дошкольного учреждения в школу, сделать его менее стрессовым и более успешным.
Проводимые исследования и практики (Е. А. Сень, Р. В. Федорова и др.) подтверждают, что мнемотехника может существенно помочь в коррекции и развитии речевых навыков у старших дошкольников с ОНР, в том числе и в формировании навыков составления рассказа, так как для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятиям. Использование приемов мнемотехники помогает решить эту проблему. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, педагоги учат детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Мнемотехника позволяет целенаправленно формировать связную речь, в том числе и способствует совершенствованию навыка составления рассказов. Это делает данную тему актуальной и значимой как для науки, так и для практики.
В настоящее время проблема изучения особенностей навыка составления рассказов дошкольников с ОНР рассматривается как в теоретическом, так и прикладном аспектах. А. Н. Гвоздев, Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева и др. рассматривают закономерности формирования речи при ОНР. В. К. Воробьева, Е. А. Изутова, Е. А. Климкина, К. И. Чуковский и др. описывают особенности словотворчества дошкольников с нарушенным и нормальным речевым развитием. М. В. Никитина, Н. В. Нищева, Т. Б. Полянская, Т. В. Туманова и др. рекомендуют методы формирования навыка составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Рекомендации по применению мнемотехники в формировании у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в составлении рассказов даны в работах И. С. Гавриловой, О. В. Ивановой и др.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса занятий, направленного на формирование навыка составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники.
Задачи исследования.
1. Раскрыть онтогенетические аспекты формирования навыка составления рассказа.
2. Охарактеризовать особенности формирования навыка составления рассказов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Описать возможности использования мнемотехники в работе по формированию навыка составления рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Установить в констатирующем эксперименте первоначальный уровень сформированности навыка составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста при нормальном речевом развитии и при общем недоразвитии речи.
5. Подобрать и реализовать комплекс занятий по формированию навыка составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники.
6. Провести сравнительный анализ особенностей формирования навыка составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста при нормальном речевом развитии и при общем недоразвитии речи в контрольном эксперименте.
Объектом исследования является навык составления рассказа детьми старшего дошкольного возраста при нормальном и нарушенном речевом развитии.
Предметом исследования является логопедическая работа по формированию навыка составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники.
Гипотеза: навык составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР можно улучшить, если:
- учитывать индивидуальные особенности старших дошкольников с ОНР, особенности их речевых нарушений;
- создавать специальные развивающие условия для формирования навыка составления рассказа (предметно-развивающая среда, комплексность, регулярность и т.д.);
- использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР методы мнемотехники, что позволит преодолеть нарушения в связной монологической речи лексического, синтаксического и грамматического характера. Это происходит за счет того, что мнемотехника предусматривает использование образных ассоциаций и визуальных элементов, которые облегчают запоминание и воспроизведение информации. Методы мнемотехники помогают детям с ОНР структурировать свои мысли и улучшить навыки связного изложения, так как данные приемы способствуют лучшему удержанию последовательности событий и логической связи между элементами высказывания.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к формированию речи у детей дошкольного возраста – Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, И. А. Зимняя и др.;
- подходы к проблеме нарушений связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР – Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Т. В. Туманова и др.;
- подходы к изучению особенностей формирования навыка составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники – И. С. Гаврилова, Е. А. Сень, Р. В. Федорова и др.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Практическая значимость исследования заключена в том, что результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, а также комплекс подобранных упражнений по формированию навыка составления рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники могут быть применены практикующими логопедами в практической деятельности.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №234» г. Барнаул. В МБДОУ «Детский сад №234» функционирует 4 группы компенсирующего вида с тяжелыми нарушениями речи (ОНР), 9 групп общеразвивающего вида.
Выборка исследования: 10 детей старшего дошкольного возраста составили экспериментальную группу, 10 детей старшего дошкольного возраста составили контрольную группу. У всех детей по заключению логопеда – ОНР III уровня. 10 детей старшего дошкольного возраста и речевым развитием в норме составили сравнительную группу.
Организация исследования соответствует следующим этапам:
1) Теоретико-аналитический этап: проведен анализ литературных источников по проблеме, а так же изучено современное состояние проблемы в практике специальной педагогике и психологии.
2) Экспериментальный этап: рассмотрена организация и методика проведения экспериментального исследования по изучению особенностей навыка составления творческого рассказа у старших дошкольников с ОНР и у старших дошкольников с речевым развитием в норме.
3) Описательно-итоговый этап: проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформулированы основные выводы, завершено литературное оформление работы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
Анализ научной и методической литературы выявил, что навык составления рассказов остаются недостаточно развитыми как у дошкольников с общим недоразвитием речи, так и у старших дошкольников с речевым развитием в норме. В первой главе проведено исследование литературных источников, что позволило сделать выводы о речевом развитии детей с ОНР III уровня и его влиянии на состояние связной речи. На теоретическом уровне подчеркивается важность изучения аспекта обучения составлению рассказов, а также необходимость поиска наиболее эффективных методов и приёмов коррекционной логопедической работы. Одним из средств формирования навыка составления рассказов у старших дошкольников с ОНР является мнемотехника.
С целью определения особенностей формирования навыка составления рассказа у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники была организована и проведена опытно-экспериментальная работа.
Результаты анализа констатирующего этапа продемонстрировали, что у старших дошкольников с ОНР из экспериментальной группы навыки составления рассказов в основном находятся на среднем уровне (50% – 5 детей) и на низком уровне (50% – 5 детей). У контрольной группы детей с ОНР – средний уровень (40% – 4 детей) и низкий уровень (60% – 6 детей). В то же время у детей с нормальным уровнем речевого развития выявлен высокий уровень (40% – 4 детей) и средний уровень (40% – 4 детей).
Во время формирующего этапа осуществлялась серия занятий, нацеленных на развитие умения у старших дошкольников с ОНР экспериментальной группы создавать рассказы с применением мнемотехники. Результаты эффективности этих занятий показали, что мнемотехника положительно влияет на развитие навыков составления рассказов у таких детей. Они стали увереннее выражать свои идеи, лучше структурировать и обогащать содержание своих рассказов, что способствует не только их речевому, но и когнитивному развитию в целом. Использование мнемотехники сделало процесс обучения более захватывающим и насыщенным.
Итоги контрольного этапа опытно-экспериментальной работы наглядно демонстрируют значительную разницу в уровне развития навыков рассказа у старших дошкольников с ОНР экспериментальной группы и старших дошкольников с ОНР контрольной группы (экспериментальная группа – 80% старших дошкольников со средним уровнем сформированности навыка составления рассказа, контрольная группа – 50% старших дошкольников со средним уровнем сформированности навыка составления рассказа). Экспериментальная группа продемонстрировала значительное улучшение, что подчеркивает важность целенаправленного и структурированного подхода к развитию речевых навыков у детей с особыми образовательными потребностями. Использование мнемотехники в развитии навыков составления рассказов показало свою эффективность, приводя к увеличению числа детей, достигших среднего уровня владения навыком. Это подтверждает потенциал данной методики как мощного инструмента для педагогов и специалистов, работающих с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии. Контрольная группа, не получившая такой целенаправленной поддержки, продемонстрировала значительно меньшие изменения (положительная динамика – переход с низкого уровня на средний – выявлена только у 1 ребенка). Это указывает на необходимость внедрения инновационных и проактивных методов в процесс обучения, чтобы обеспечить равный доступ к возможностям личностного и образовательного роста для каждого ребенка.
Обобщая полученные данные, можно заключить, что мнемотехника является эффективным средством в формировании навыков рассказывания у старших дошкольников с ОНР. Однако для этих детей необходимо разработать дополнительные поддерживающие методы и подходы для достижения более высокого уровня сформированности навыков рассказывания.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – 4-е изд., стереотип. – Москва : Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.
2. Антонов, М. И. Методики развития речи у детей с ОНР : современные подходы / М. И. Антонова // Психолого-педагогические исследования. – 2022. – № 4. – С. 223-232.
3. Бизикова, О. А. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста : учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / О. А. Бизикова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. – 235 с.
4. Белополова, Ю. С. Развитие монологической речи у детей с нарушениями речи : Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / Ю. С. Белополова. – Томск : Изд-во Томского. гос. ун-та, 2018. – 235 с.
5. Блинова, Е. П. Методика логопедической работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР / Е. П. Блинова // В сборнике : Актуальные научные исследования. сборник статей III Международной научно-практической конференции. В 2 частях. – Пенза, 2021. – С. 227-228.
6. Бухтаярова, Е. Ю. Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи умению составлять творческие рассказы / Е. Ю. Бухтаярова // В сборнике : Дошкольное образование в ракурсе современных методологических подходов и возрастных ценностей детей. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары, 2021. – С. 189-197.
7. Васильева, Л. А. Мнемотехника в логопедической работе с дошкольниками / Л. А. Васильева, О. В. Иванова. – Москва : Просвещение, 2020. – 138 с.
8. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. – 544 с.
9. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии : Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2011. – 165 с.
10. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие / В. К. Воробьева. – Москва : Астрель, 2015. – 158 с.
11. Ворошнина, Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы ДОУ 2-е изд. Практическое пособие для СПО / Л. В. Ворошина. – Москва : ЮРАЙТ, 2018. – 365 с.
12. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики / Собрание сочинений : В 6-ти т. Т.3. / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 2003. – 368 с.
13. Гаврилова, И. С. Использование мнемотаблиц в обучении детей с нарушениями речи / И. С. Гаврилова // Логопедия. – 2022. – №3. – С. 34-36.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Москва : Педагогика, 1991. – 67 с.
15. Глухов, В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития : Монография. – Изд. 2-е, исправ. и перераб / В. П. Глухов. ‒ Москва : В. Секачев, 2014. – 537 с.
16. Григорьева, Е. Ф. Специфика обучения творческому рассказыванию детей с ОНР / Е. Ф. Григорьева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 2. – С. 85-91.
17. Ефремова, Т. Н. Методы коррекции речевых нарушений у дошкольников / Т. Н. Ефремова. – Екатеринбург : У-Фактория, 2020. – 200 с.
18. Зимняя, И. А. Психолингвистика / И. А. Зимняя. – Москва : Инфра-М, 2015. – 487 с.
19. Иванова, Т. И. Практическое применение программ для развития творческого рассказа / Т. И. Иванова // Логопедия и дефектология. – 2022. – № 9. – С. 45-50.
20. Иванова, О. В. Мнемотехника как средство развития речи у детей с ОНР / О. В. Иванова // Современная логопедия. – 2021. – №1. – С. 22-25.
21. Изутова, Е. А. Своеобразие развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. А. Изутова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-4. – С. 117-119.
22. Климкина, Е. А. Особенности овладения связным высказыванием старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. А. Климкина // Культура. Наука. Интеграция. – 2018. – № 10. – С. 20-22.
23. Козлова, Л. С. Развитие креативных способностей у дошкольников с ОНР / Л. С. Козлова // Наука и образование сегодня. – 2021. – № 8. – С. 122-128.
24. Кудренко, Л. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС / Л. В. Кудренко // В сборнике : Психолого-педагогические аспекты реализации образовательных программ. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 37-38.
25. Кузнецова, Н. М. Технологии стимуляции речевой активности у детей с ОНР / Н. М. Кузнецова // Педагогическая практика. – 2023. – № 2. – С. 32-38.
26. Лазарева, Н. В. Практическое применение мнемотехники в логопедии / Н. В. Лазарева. – Казань: Фэн, 2022. – 140 с.
27. Лебедева, И. Н. Связная речь : речь в общении и речь в деятельности / И. Н. Лебедева // Концепт. – 2020. – № 4. – С. 138-166.
28. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – Москва : Альянс, 2017. – 368 с.
29. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2019. – 144 с.
30. Никитина, М. В. Творческие задания для детей с нарушением речи / Н. М. Никитина // Современные исследования в образовании. – 2021. – № 4. – С. 112-118.
31. Никулина, Е. К. Мнемотехника и её применение в дошкольной логопедии / Е. К. Никулина // Образование и наука. – 2021. – №4. – С. 50-53.
32. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 528 с.
33. Полякова, Н. В. Закономерности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте / Н. В. Полякова // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 45-4. – С. 59-61.
34. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / Т. Б. Полянская. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 64 с.
35. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. – Москва : Наука, 2004. – 317 с.
36. Романова, О. Л. Развитие речевых навыков у детей с ОНР / О. Л. Романова. – Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2022. – 132 с.
37. Сафонова, О. В. Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О. В. Сафонова // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. – № 2 (29). – С. 753-756.
38. Сень, Е. А. Изучение связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. А. Сень // В сборнике : Психолого-педагогические проблемы социализации личности в условиях нормативного и нарушенного развития. Сборник статей участников Международного конкурса студенческих научно-исследовательских работ по педагогике, психологии и дефектологии. – Киров, 2021. – С. 263-270.
39. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. – Москва : МОДЭК МПСИ, 2008 – 224 с.
40. Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т. А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990. – №10 – С. 16 – 21.
41. Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. В. Туманова. – Москва : Гном-Пресс, 2016. – 460 с.
42. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – Москва : Издательство Института психотерапии, 2001. – 256 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – Москва : Сфера, 2022. – 50 с.
44. Федоренко, Л. П. Закономерности развития речи – основа теории методики // Методика развития речи детей дошкольного возраста: Уч. пособие / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2004. – 274 с.
45. Федорова, Р. В. Методы и приемы развития речи у дошкольников с ОНР / Р. В. Федорова // Педагогика и психология. – 2020. – № 11. – С. 145-152.
46. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Г. А. Чиркина. – Москва : Просвешение, 2009. 223 с.
47. Черепанова, И. А. Когнитивные технологии в обучении речи дошкольников / И. А. Черепанова. – Ярославль : ЯрГУ, 2023. – 145 с.
48. Чуковский, К. И. От двух до пяти… / К. И. Чуковский. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 458 с.
49. Шахнарович, A. M. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи) / А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева. – Москва : Наука, 2000. – 168 с.
50. Якушева, В. В. Особенности связных речевых высказываний детей с общим недоразвитием речи / В. В. Якушева // В сборнике : Российская наука : тенденции и возможности. Сборник научных статей. Научный ред. Ж. В. Мироненкова. – Москва, 2021. – С. 37-39.
51. Biederman, J. Attention-Deficit Hyperactivity Disorder / J . Biederman // Lanset. – 2005. –Vol. 366. – № 9481. – P. 237-248.
52. Curatolo, P. The neurobiological basis of ADHD / Р. Curatolo // Ital. J. Pediatr. 2010. – Vol.36. – P. 79.
53. Klockars, M. The many faces of attention deficit/ hyperactivity disorder. – Helsinki: Acta Gyllenbergiana II / М. Klockars. – 2001. – P.V-VI.
54. Krain, A.L. Brain development and ADHD / А.L. Krain // Clin. Psychol.Rev. – 2006. – Vol.26. – №4. – P. 433-444.