ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЯХ И В ТУРПОХОДАХ 6
1.1 Проблема изучения объектов природы на экологических экскурсиях и в турпоходах в истории методики естественнонаучных дисциплин 6
1.2 Основные аспекты организации изучения природного окружения на экологических экскурсиях по биологии и в туристических походах в средней школе 13
1.3 Методика изучения природных объектов на экологических экскурсиях по биологии и в туристических походах 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЯХ И В ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОХОДАХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ 46
2.1 Оценка отношения учителей биологии к проведению экскурсий и туристических походов в рамках школьного курса биологии 46
2.2 Анализ эффективности использования экологических экскурсий и туристических походов для изучения биологических объектов 50
ВЫВОДЫ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Современная система школьного биологического образования включает экологические знания, формирование которых осуществляется в процессе изучения отдельных дисциплин. Но, дифференцированное изучение природы не позволяет сформировать целостного представления о ней, о месте и роли человека в окружающем мире. Для понимания проблем, стоящих перед человечеством, а также путей их комплексного решения данный подход не может быть достаточным.
Процесс обучения можно совершенствовать посредством интеграции знаний, которая осуществляется через комплексный подход к изучению природных объектов. Вопросам интеграции содержания школьного образования уделяется значительное внимание [5].
Ряд ученых-методистов отмечали и отмечают (Герд А.Я, Полянский И.И., Половцов В.В., Райков Б.Е. и другие), что интеграция научных знаний о компонентах природы, обоснование взаимосвязи между природными объектами и деятельностью человека с наибольшей результативностью достигаются на экскурсиях.
Анализ педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме показал, что рассмотрению вопросов применения комплексного подхода уделялось достаточно внимания. Проблема организации и проведения комплексных экскурсий на уроке и во внеурочное время пока остается без должного внимания и остается неосвещенным вопрос об особенностях и специфичности комплексных биоэкологических экскурсий, определенных школьной программой.
В связи с тем, что отсутствуют научно-обоснованные исследования по организации и проведению комплексных экологических экскурсий в природу при изучении биологии, у учителей возникают определенные затруднения, что не позволяет реализовать современные требования к организации учебно-воспитательного процесса.
При комплексном подходе к изучению объектов природы повышается качества знаний и обоснование роли экскурсии как ведущей формы обучения. Но, вместе с тем наблюдается недостаточная разработанность данной проблемы, о чем свидетельствуют относительно низкий уровень знаний учащихся [21].
Исходя из вышесказанного, вытекает противоречие между необходимостью комплексного изучения природных объектов и явлений с целью формирования у учащихся целостного представления о природе и недостаточной разработанностью методического аспекта данной проблемы....
1. Анализ практического опыта общеобразовательных школ Колышлейского района Пензенской области, выявленные недостатки и трудности в организации и проведении экскурсий показали необходимость разработки методики изучения природных объектов на биоэкологических экскурсиях и в туристических походах.
2. В результате исследования были определены наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются учителя биологии при организации экологических экскурсий и туристических походов.
3. Экспериментальное обучение показало, что применение экологических экскурсий и туристических походов для изучения природных объектов способствует успешному формированию умений проведения наблюдений, опытов и исследований, а также анализу результатов и приобретению навыков научного исследования.
4. Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики изучения природы показала, что разработанная система экскурсий и методика их проведения способствуют качественному повышению обучения биологии, успешному формированию у учащихся знаний, умений и навыков изучения природы, взаимосвязей и взаимозависим остей ее компонентов, связи обучения с практикой экологического воспитания школьников.
1. Азерская А.Б., Голоско Л.М., Самойленко А.А., Кочубей И.В. Использование педагогического опыта по экологическому воспитанию школьников средствами природопознавательной экскурсии // Курорты. Сервис. Туризм. 2017. № 1. С. 126-134.
2. Асташина Д.А., Винокурова Н.Ф. Экологические экскурсии как способ формирования экологической культуры школьников // Орфаиовские чтения - 2017. Сборник статей по материалам Всероссийской научно- практической конференции, посвященной 80-летию высшего географического образования в Нижегородской области и 70-летию Нижегородского отделения Всероссийской общественной организации Русское географическое общество. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 136-138.
3. Асташина Д.А., Фадеева Е.А. Экологические экскурсии как способ формирования экологической культуры младших школьников // Перспективы развития науки в современном мире. Сборник статей по материалам VII международной научно-практической конференции. 2018. С. 275-279.
4. Богдановский А. А., Нестерова Ю.В. Формирование у школьников экологических знаний об окружающей среде на примере экскурсии в выборгский комплексный заказник // Наука и современность. 2016. №45. С. 20-23.
5. Бологов И.О. Биологическая экскурсия как форма экологического образования и воспитания учащихся // XIV Зыряновские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 220-223.
6. Борякова Е.Е., Потапенко Н.Х. Проведение экскурсий в городских биоценозах и формирование экологической компетентности учащихся И Актуальные вопросы теории и практики биологического образования. Материалы XI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции посвященной году экологии в России. 2017. С. 114-119.
7. Брылева А.А. Школьные экскурсии по экологическим тропам как важный компонент образовательного туризма // Эколого-географические проблемы регионов России. Материалы V всероссийской научно- практической конференции, посвященной 85-летию естественно-географического факультета ПГСГА. 2014. С. 215-218
8. Булдакова Н.Б., Коурова С.И. Зоологические экскурсии в природу как элемент экологического образования студентов педагогических вузов, обучающихся по профилю «Биология» // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 66. С. 20-23.
9. Власова А.Н. Краеведческая экскурсия как форма экологического воспитания и профессионального туристского образования // Международное сотрудничество в образовании в условиях глобализации. Материалы третьей международной научно-практической конференции. 2015. С. 55-63.
10. Галищева В. В. Экологические экскурсии как форма экологического воспитания // Экологическое образование и экологическая культура: современное состояние, проблемы и перспективы. Материалы Международной студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 49-52. И. Городничева В.В. Развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения биологии при использовании природного и сельскохозяйственного окружения //Пути и формы повышения самостоятельности учащихся сельских школ,- М., 1981- С 54 - 67.
12. Дьячкова Т.В. Воспитание экологической культуры через организацию экологических экскурсий, природоохранных мероприятий и акций // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Сборник статей тридцать девятой международной научно-практической конференции. Белгород, 2021. С. 93-96.
13. Еркина С.В., Ковбаса О.Ю., Казакова И.В. Экологические экскурсии как форма экологического образования дошкольника // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2017. № 1. С. 79-82.
14. Жуманиязов Р. Ознакомление с местной растительностью при изучении ботаники // Биология в школе - 1971 .-№ 2. - С. 25 - 29.
15. Карпова С.Д. Критерии формирования экологических знаний и умений учащихся 6 класса, путем ботанических экскурсий в курсе «Растения» // Высшая школа: научные исследования. Сборник научных статей по итогам работы Межвузовского научного конгресса. 2019. С. 86-89....(30)