ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЯХ И В ТУРПОХОДАХ 6
1.1 Проблема изучения объектов природы на экологических экскурсиях и в турпоходах в истории методики естественнонаучных дисциплин 6
1.2 Основные аспекты организации изучения природного окружения на экологических экскурсиях по биологии и в туристических походах в средней школе 13
1.3 Методика изучения природных объектов на экологических экскурсиях по биологии и в туристических походах 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЯХ И В ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОХОДАХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ 46
2.1 Оценка отношения учителей биологии к проведению экскурсий и туристических походов в рамках школьного курса биологии 46
2.2 Анализ эффективности использования экологических экскурсий и туристических походов для изучения биологических объектов 50
ВЫВОДЫ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Современная система школьного биологического образования включает экологические знания, формирование которых осуществляется в процессе изучения отдельных дисциплин. Но, дифференцированное изучение природы не позволяет сформировать целостного представления о ней, о месте и роли человека в окружающем мире. Для понимания проблем, стоящих перед человечеством, а также путей их комплексного решения данный подход не может быть достаточным.
Процесс обучения можно совершенствовать посредством интеграции знаний, которая осуществляется через комплексный подход к изучению природных объектов. Вопросам интеграции содержания школьного образования уделяется значительное внимание [5].
Ряд ученых-методистов отмечали и отмечают (Герд А.Я, Полянский И.И., Половцов В.В., Райков Б.Е. и другие), что интеграция научных знаний о компонентах природы, обоснование взаимосвязи между природными объектами и деятельностью человека с наибольшей результативностью достигаются на экскурсиях.
Анализ педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме показал, что рассмотрению вопросов применения комплексного подхода уделялось достаточно внимания. Проблема организации и проведения комплексных экскурсий на уроке и во внеурочное время пока остается без должного внимания и остается неосвещенным вопрос об особенностях и специфичности комплексных биоэкологических экскурсий, определенных школьной программой.
В связи с тем, что отсутствуют научно-обоснованные исследования по организации и проведению комплексных экологических экскурсий в природу при изучении биологии, у учителей возникают определенные затруднения, что не позволяет реализовать современные требования к организации учебно-воспитательного процесса.
При комплексном подходе к изучению объектов природы повышается качества знаний и обоснование роли экскурсии как ведущей формы обучения. Но, вместе с тем наблюдается недостаточная разработанность данной проблемы, о чем свидетельствуют относительно низкий уровень знаний учащихся [21].
Исходя из вышесказанного, вытекает противоречие между необходимостью комплексного изучения природных объектов и явлений с целью формирования у учащихся целостного представления о природе и недостаточной разработанностью методического аспекта данной проблемы....
1. Анализ практического опыта общеобразовательных школ Колышлейского района Пензенской области, выявленные недостатки и трудности в организации и проведении экскурсий показали необходимость разработки методики изучения природных объектов на биоэкологических экскурсиях и в туристических походах.
2. В результате исследования были определены наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются учителя биологии при организации экологических экскурсий и туристических походов.
3. Экспериментальное обучение показало, что применение экологических экскурсий и туристических походов для изучения природных объектов способствует успешному формированию умений проведения наблюдений, опытов и исследований, а также анализу результатов и приобретению навыков научного исследования.
4. Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики изучения природы показала, что разработанная система экскурсий и методика их проведения способствуют качественному повышению обучения биологии, успешному формированию у учащихся знаний, умений и навыков изучения природы, взаимосвязей и взаимозависим остей ее компонентов, связи обучения с практикой экологического воспитания школьников.