Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Художественная литература как средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Работа №161215

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Характеристика эмпатии в психолого-педагогических исследованиях и особенности ее развития у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности художественной литературы как средства развития детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы 17
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1. Диагностика уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста 26
2.2. Содержание работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы 48
2.3. Анализ полученных результатов и оценка эффективности использования художественной литературы как средства развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73

Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Е.О. Смирнова отмечает, что практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, совместных действий, взаимопомощи [35]. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому. Вместе с тем методы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему.
Эмпатии, как возможности человека понимать эмоциональное состояние другого, способности к сопереживанию и сочувствию, в настоящее время уделяется большое внимание, судя по количеству публикаций на эту тему. Психологи говорят о важности эмпатии в науке и практике (З. Фрейд [46], К. Роджерс [33], Ф.Е. Василюк [7], Ю.Б. Гиппенрейтер [13], И.М. Юсупов [50]). Эмпатия считается профессионально важным качеством у педагогов (С.Д. Смирнов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Реан) [1, 50, 51]. Эмпатия необходима любому человеку для построения эффективной коммуникации с другими людьми в процессе общения. В научной литературе появился даже специальный термин «эмоциональный интеллект», определению и развитию которого посвящено немало работ (Д. Гоулман, Л. Сенн, Т. Бредберри и др.) [15].
В современной жизни развитие эмпатии является одним из важнейших компонентов социализации и нравственного воспитания детей. Именно в дошкольном детстве закладываются основы эмпатии, неразрывно связанной с эмоционально-нравственной культурой личности.
Поэтому очень важным, на сегодняшний день, является определение эффективных условий развития сочувствия, отзывчивости, гуманности и их проявления в повседневной жизнедеятельности детей, начиная с дошкольного возраста. Тем более что А.В. Запорожец и другие психологи считают дошкольный возраст наиболее благоприятным для развития эмпатии [20, 21, 49].
Одним из эффективных средств развития эмпатии является художественная литература. Эмоционально-нравственное развитие ребёнка через художественную литературу предполагает особую работу детей и взрослых. Художественная литература является богатейшим источником, аккумулятором и побудителем высоких, специфических человеческих чувств (эстетических, нравственных, интеллектуальных).
Все вышесказанное делает тему нашего исследования актуальной.
Объект исследования - эмпатия детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - динамика уровня эмпатии у детей старшего дошкольного возраста под воздействием художественной литературы.
Цель - повышение уровня эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с помощью произведений художественной литературы.
Задачи исследования:
1) составить обзор психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) выделить особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста;
3) просмотреть художественную литературу и оценить возможности ее использования в качестве средства развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста;
4) подобрать методики и выполнить исходную диагностику уровня эмпатии у детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать и провести серию занятий по повышению уровня эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с помощью произведений художественной литературы;
6) выполнить итоговую диагностику уровня эмпатии у детей старшего дошкольного возраста и проследить динамику полученных результатов...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наша работа была направлена на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста при помощи художественной литературы. Нами был сделан обзор психолого-педагогической литературы, в котором было отражено состояние изученности проблемы, показаны особенности развития эмпатии в детском возрасте и возможности художественной литературы как средства ее развития у старших дошкольников.
На основе выводов, сделанных в теоретической части исследования, мы составили план работы, которая была проведена на базе МБДОУ д/с №57 г. Пензы «Матрешка» в старшей группе.
Нами было проведено диагностическое обследование, в ходе которого был выявлен исходный уровень развития эмпатии и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста. На основании полученных результатов мы составили список произведений детской художественной литературы, содержание которых послужило основой для разработки специальных заданий по эмоциональному развитию старших дошкольников. Задания были скомпонованы в занятия и проведены с детьми экспериментальной группы. После проведения комплекса занятий была проведена итоговая диагностика, которая показала положительную динамику в развитии эмпатии старших дошкольников.
Наибольшая динамика была выявлена в отношении когнитивного и аффективного компонентов эмпатии (понимании эмоций других людей и выражении сочувствия и сопереживания по отношению к ним). Наименьшая динамика выявлена в отношении поведенческого компонента эмпатии (готовности прийти на помощь другому человеку).
Исходя из анализа полученных результатов, мы пришли к выводу, что выдвинутая нами гипотеза о том, что регулярное чтение и обсуждение специально подобранных произведений художественной литературы будет способствовать повышению уровня эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.
Работу по обсуждению с детьми художественных произведений мы дополняли разыгрыванием этюдов по выражению эмоций и играми- драматизациями по содержанию прочитанных произведений. В итоге несколько занятий, объединенных общей целью, превращались в мини-спектакль, в котором большинство детей группы принимали деятельное участие.
Предложенные нами и апробированные занятия могут быть полезны воспитателям детских садов, если они поставят своей целью работу с эмоциями и чувствами детей.
Отдельно хотелось бы сказать о диагностике, которой посвящено много внимания в нашем исследовании. Диагностические методики мы брали авторские, но стимульный материал подбирали самостоятельно. Более того, нами были составлены карты наблюдений за детьми, с помощью которых нам удалось показать несовпадение между идеальными (на словах) решениями детей и их реальными действиями.
Небольшая положительная динамика в развитии эмпатии может быть оценена как тенденция. Полученные результаты ставят ряд вопросов. Какие дети наиболее эмпатичные? Что отличает их от сверстников? Насколько устойчивы проявления эмпатии? Зависят ли они от настроения детей? Эти и другие вопросы задают перспективу дальнейшему исследованию эмпатии у детей.
Эмоциональное развитие детей, как любое другое психологическое развитие, нуждается в педагогическом руководстве. Мудрое педагогическое руководство будет способствовать лучшему осознанию своих эмоций и чувств и их пониманию у других людей. Все это необходимо для гармоничной личной и социальной жизни человека.


1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 384 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПБ.: Питер, 2009. - 400 с.
3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей. // Вопросы психологии. - 1975. - №1. - С. 42.
4. Боришевский М.И. Саморегуляция поведения школьников. // Советская педагогика. 1991. - №3. - С. 63-67.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональное формирование личности в детстве. Норма и отклонение. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
6. Вариативная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик». / Под ред. Г.Г. Кравцова. - М.: Левъ, 2015. - 217 с.
7. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 240 с.
8. Вотинова О.М. Формирование эмоционально-нравственного опыта у детей дошкольного возраста. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004. - 35 с.
9. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. - М.: Издательство Юрайт, 2024. - 281 с.
10. Гаврилова Т.П. Сопереживание и сочувствие. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2. - С. 26-35.
11. Гайворонская Т.А. Развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности: автореф. канд. дис. - СПб., 2009. - 27 с.
12. Гайворонская Т.А.Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности: методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 144 с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. и др. Феномен конгруэнтной эмпатии. // Вопросы психологии. - 2013. - №4. - С. 61-68.
14. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т. 2: пер. с франц. - М.: Мир, 1992. - 376 с.
15. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. - 544 с...(51)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ