Аудирование как часть социокультурной компетенции на среднем и старшем этапах обучения в средней общеобразовательной школе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования социокультурной компетенции у учащихся среднего и старшего этапов обучения и методики обучения аудированию 6
1.1. Понятие «социокультурная компетенция» 6
1.2. Структура социокультурной компетенции 9
1.3. Определение понятия «аудирование» 10
1.4. Классификация видов аудирования 11
1.5. Трудности при обучении аудированию и пути их преодоления 13
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Анализ способов обучения аудированию на среднем и старшем этапах в средней общеобразовательной школе 20
2.1 Психологические особенности учащихся средних и старших классов 20
2.2 Особенности обучения аудированию на среднем и старшем этапах 21
Выводы по главе 2 27
Глава 3. Анализ заданий по аудированию с позиции развития социокультурной компетенции в современных УМК для среднего и старшего этапов обучения 28
3.1 Сравнительных анализ современных УМК для средних и старших этапов обучения 28
3.2 Анализ учебника «Spotlight 5» с позиции развития социокультурной компетенции с помощью навыков аудирования 28
3.3 Анализ учебника Forward 11 с позиции развития социокультурной компетенции с помощью навыков аудирования 32
3.4 Методическая разработка урока, направленного на развитие социокультурной компетенции в рамках
совершенствования навыков аудирования для обучающихся пятого класса 36
3.5 Методическая разработка урока, направленного на развитие социокультурной компетенции в рамках совершенствования навыков аудирования для обучающихся одиннадцатого класса 47
Выводы по главе 3 57
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 1 64
Приложение 2 65
Приложение 3 66
Приложение 4 69
Приложение 5 70
Приложение 6 71
Приложение 7 74
Глава 1. Теоретические основы формирования социокультурной компетенции у учащихся среднего и старшего этапов обучения и методики обучения аудированию 6
1.1. Понятие «социокультурная компетенция» 6
1.2. Структура социокультурной компетенции 9
1.3. Определение понятия «аудирование» 10
1.4. Классификация видов аудирования 11
1.5. Трудности при обучении аудированию и пути их преодоления 13
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Анализ способов обучения аудированию на среднем и старшем этапах в средней общеобразовательной школе 20
2.1 Психологические особенности учащихся средних и старших классов 20
2.2 Особенности обучения аудированию на среднем и старшем этапах 21
Выводы по главе 2 27
Глава 3. Анализ заданий по аудированию с позиции развития социокультурной компетенции в современных УМК для среднего и старшего этапов обучения 28
3.1 Сравнительных анализ современных УМК для средних и старших этапов обучения 28
3.2 Анализ учебника «Spotlight 5» с позиции развития социокультурной компетенции с помощью навыков аудирования 28
3.3 Анализ учебника Forward 11 с позиции развития социокультурной компетенции с помощью навыков аудирования 32
3.4 Методическая разработка урока, направленного на развитие социокультурной компетенции в рамках
совершенствования навыков аудирования для обучающихся пятого класса 36
3.5 Методическая разработка урока, направленного на развитие социокультурной компетенции в рамках совершенствования навыков аудирования для обучающихся одиннадцатого класса 47
Выводы по главе 3 57
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 1 64
Приложение 2 65
Приложение 3 66
Приложение 4 69
Приложение 5 70
Приложение 6 71
Приложение 7 74
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, преподавание иностранного языка не может быть полноценным и всеобъемлющим без обращения к культуре страны изучаемого языка, т.к. стремление к пониманию неповторимых особенностей культуры и традиций другой страны обеспечивает успешное овладение дисциплиной и повышение учебной мотивации, расширяет кругозор учащихся, что в свою очередь приводит к толерантности и уважению другой культуры, готовности и открытости к ситуациям межкультурного общения. Коммуникация невозможна без развитых навыков и умений восприятия и понимания иноязычной речи на слух. Поэтому формирование навыков аудирования не только облегчает овладение иностранным языком, но также становится шагом к успешной межкультурной коммуникации. Этим объясняется актуальность проблемы особенностей формирования социокультурной компетенции, а также аудирования как компонента социокультурной компетенции у учащихся средней общеобразовательной школы.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку у обучающихся средних и старших классов.
Предметом исследования является особенности формирования навыков аудирования с целью развития социокультурной компетенции как неотъемлемой части обучения иностранному языку обучающихся средних и старших классов.
Цель исследования заключается в анализе и сравнении актуальных УМК для пятых и одиннадцатых классов на предмет развития социокультурной компетенции с помощью навыков аудирования. В соответствии с указанной целью в нашей работе решаются следующие задачи:
1. изучить теоретические основы формирования социокультурной компетенции у обучающихся средних и старших классов;
2. рассмотреть понятие «социокультурная компетенция» и его структуру;
3. рассмотреть понятие «аудирование», его классификацию, а также трудности, возникающие при обучении аудированию и способы их преодоления;
4. изучить и проанализировать возрастные особенности обучающихся средних и старших классов, а также особенности обучения аудированию на среднем и старшем этапах;
5. рассмотреть и проанализировать содержания УМК «Spotlight 5» и «Forward 11» с позиции развития социокультурной компетенции с помощью навыков аудирования, провести их сравнение;
6. разработать фрагменты урока для учащихся пятых и одиннадцатых классов, направленные на формирование социокультурных навыков в рамках совершенствования навыков аудирования с привлечением анализируемых УМК.
Теоретической основой исследования является документы ФГОС, работы отечественных и зарубежных педагогов, методистов и психологов в области изучения методики преподавания иностранных языков, осуществления диалога культур и реализации социокультурной компетенции.
Практическая значимость исследования заключается в использовании результатов исследования для разработки уроков по развитию социокультурных знаний и умений в ключе развития навыков аудирования при выборе УМК преподавателями и учащимися.
Апробация исследования. Материалы и промежуточные результаты работы были изложены в статье на тему «Обучение аудированию как компонент социокультурной компетенции» и представлены на Всероссийской научно-практической конференции «XII Авдеевские чтения» (2024 г.). Содержания проведенного исследования изложено в 1 публикации.
Структура работы включает введение, основную часть из трех глав, заключение, список литературы, приложения.
Во введении обосновывается выбор темы, раскрывается ее актуальность, объект и предмет исследования, ставятся цели и задачи.
В первой главе «Теоретические основы формирования социокультурной компетенции у учащихся среднего и старшего этапа обучения и методики обучения аудированию» рассматриваются общие понятия методики, структура социокультурной компетенции, понятие «аудирование», его классификация и трудности, возникающие при обучении аудированию.
Вторая глава «Анализ способов обучения аудированию на среднем и старшем этапах в средней общеобразовательной школе» посвящена особенностям возрастного развития учащихся средних и старших классов, а также особенностям обучения аудированию на данных этапах.
Третья глава «Анализ заданий по аудированию с позиции развития социокультурной компетенции в современных УМК для среднего и старшего этапов обучения» посвящена анализу содержания выбранных УМК и их сравнению. Также приводятся методические разработки для пятого и одиннадцатого классов, посвященные совершенствованию навыков социокультурной компетенции и аудирования.
В заключении суммируются результаты и выводы исследования.
Список литературы включает научную литературу, словари и источники.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку у обучающихся средних и старших классов.
Предметом исследования является особенности формирования навыков аудирования с целью развития социокультурной компетенции как неотъемлемой части обучения иностранному языку обучающихся средних и старших классов.
Цель исследования заключается в анализе и сравнении актуальных УМК для пятых и одиннадцатых классов на предмет развития социокультурной компетенции с помощью навыков аудирования. В соответствии с указанной целью в нашей работе решаются следующие задачи:
1. изучить теоретические основы формирования социокультурной компетенции у обучающихся средних и старших классов;
2. рассмотреть понятие «социокультурная компетенция» и его структуру;
3. рассмотреть понятие «аудирование», его классификацию, а также трудности, возникающие при обучении аудированию и способы их преодоления;
4. изучить и проанализировать возрастные особенности обучающихся средних и старших классов, а также особенности обучения аудированию на среднем и старшем этапах;
5. рассмотреть и проанализировать содержания УМК «Spotlight 5» и «Forward 11» с позиции развития социокультурной компетенции с помощью навыков аудирования, провести их сравнение;
6. разработать фрагменты урока для учащихся пятых и одиннадцатых классов, направленные на формирование социокультурных навыков в рамках совершенствования навыков аудирования с привлечением анализируемых УМК.
Теоретической основой исследования является документы ФГОС, работы отечественных и зарубежных педагогов, методистов и психологов в области изучения методики преподавания иностранных языков, осуществления диалога культур и реализации социокультурной компетенции.
Практическая значимость исследования заключается в использовании результатов исследования для разработки уроков по развитию социокультурных знаний и умений в ключе развития навыков аудирования при выборе УМК преподавателями и учащимися.
Апробация исследования. Материалы и промежуточные результаты работы были изложены в статье на тему «Обучение аудированию как компонент социокультурной компетенции» и представлены на Всероссийской научно-практической конференции «XII Авдеевские чтения» (2024 г.). Содержания проведенного исследования изложено в 1 публикации.
Структура работы включает введение, основную часть из трех глав, заключение, список литературы, приложения.
Во введении обосновывается выбор темы, раскрывается ее актуальность, объект и предмет исследования, ставятся цели и задачи.
В первой главе «Теоретические основы формирования социокультурной компетенции у учащихся среднего и старшего этапа обучения и методики обучения аудированию» рассматриваются общие понятия методики, структура социокультурной компетенции, понятие «аудирование», его классификация и трудности, возникающие при обучении аудированию.
Вторая глава «Анализ способов обучения аудированию на среднем и старшем этапах в средней общеобразовательной школе» посвящена особенностям возрастного развития учащихся средних и старших классов, а также особенностям обучения аудированию на данных этапах.
Третья глава «Анализ заданий по аудированию с позиции развития социокультурной компетенции в современных УМК для среднего и старшего этапов обучения» посвящена анализу содержания выбранных УМК и их сравнению. Также приводятся методические разработки для пятого и одиннадцатого классов, посвященные совершенствованию навыков социокультурной компетенции и аудирования.
В заключении суммируются результаты и выводы исследования.
Список литературы включает научную литературу, словари и источники.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, обучающиеся на уроках английского языка должны обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете и культурном наследии страны изучаемого языка, проявлять уважение к иной культуре, соблюдать нормы вежливости в межкультурном общении, а также уметь представить родную страну и ее культуру на иностранном языке.
Всем этим целям отвечает социокультурная компетенция в содержании обучения иностранному языку, которая играет существенную роль в развитии личности обучающегося. Внимание к иной культуре дает возможность как ознакомиться с социокультурным наследием страны изучаемого языка, так и сравнить его с культурными ценностями своей страны, что способствует формированию общей культуры учащегося.
Наше исследование показывает, что данная компетенция призвана расширить кругозор обучающихся, стимулировать их познавательную и интеллектуальную деятельность. Также одним из важных выводов является то, что социокультурная компетенция имеет огромный потенциал в плане включения учащихся в диалог культур, знакомства с достижением национальной культуры в развитии общечеловеческой культуры.
Успешному формированию социокультурной компетенции на среднем и старшем этапах обучения в средней общеобразовательной школе способствует развитие навыков аудирования, т.к. развитие перцептивных навыков, в том числе и навыков аудирования, гарантирует успешную межкультурную коммуникацию. Поэтому развитию навыков аудирования как средства развития социокультурных навыков и умений следует уделить особое внимание на уроках иностранного языка.
Проведенный нами анализ показал, что выбранные нами современные УМК, используемых на уроках иностранного языка, разработаны в соответствии с ФГОС и направлены на развитие всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции в ключе развития навыков аудирования. Однако в обоих УМК мы видим, что информация о родной стране и ее культуре представлена только в качестве дополнительного материала, а не в рамках основных модулей. Понимание и уважение к собственной культуре - это ключ к успешному представлению своей страны в ситуациях межкультурной коммуникации.
Разработанные нами фрагменты уроков для 5 и 11 классов на формирование социокультурных навыков и развитие навыков аудирования призваны показать, что изучение иностранного языка в рамках развития социокультурных навыков и навыков аудирования может и должно мотивировать интерес учащихся не только к стране изучаемого языка, но и к родной стране, ее культурным и научным достижениям.
Всем этим целям отвечает социокультурная компетенция в содержании обучения иностранному языку, которая играет существенную роль в развитии личности обучающегося. Внимание к иной культуре дает возможность как ознакомиться с социокультурным наследием страны изучаемого языка, так и сравнить его с культурными ценностями своей страны, что способствует формированию общей культуры учащегося.
Наше исследование показывает, что данная компетенция призвана расширить кругозор обучающихся, стимулировать их познавательную и интеллектуальную деятельность. Также одним из важных выводов является то, что социокультурная компетенция имеет огромный потенциал в плане включения учащихся в диалог культур, знакомства с достижением национальной культуры в развитии общечеловеческой культуры.
Успешному формированию социокультурной компетенции на среднем и старшем этапах обучения в средней общеобразовательной школе способствует развитие навыков аудирования, т.к. развитие перцептивных навыков, в том числе и навыков аудирования, гарантирует успешную межкультурную коммуникацию. Поэтому развитию навыков аудирования как средства развития социокультурных навыков и умений следует уделить особое внимание на уроках иностранного языка.
Проведенный нами анализ показал, что выбранные нами современные УМК, используемых на уроках иностранного языка, разработаны в соответствии с ФГОС и направлены на развитие всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции в ключе развития навыков аудирования. Однако в обоих УМК мы видим, что информация о родной стране и ее культуре представлена только в качестве дополнительного материала, а не в рамках основных модулей. Понимание и уважение к собственной культуре - это ключ к успешному представлению своей страны в ситуациях межкультурной коммуникации.
Разработанные нами фрагменты уроков для 5 и 11 классов на формирование социокультурных навыков и развитие навыков аудирования призваны показать, что изучение иностранного языка в рамках развития социокультурных навыков и навыков аудирования может и должно мотивировать интерес учащихся не только к стране изучаемого языка, но и к родной стране, ее культурным и научным достижениям.
Подобные работы
- ОБУЧЕНИЕ МОТИВИРОВАННОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА МАТЕРИАЛЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕССЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
НА МАТЕРИАЛЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕССЫ
Дипломные работы, ВКР, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА
СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У
ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ
АУТЕНТИЧНЫХ РЕКЛАМНЫХ РОЛИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ РЕКЛАМНЫХ РОЛИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017



