Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования социокультурной компетенции у учащихся среднего и старшего этапов обучения и методики обучения аудированию 6
1.1. Понятие «социокультурная компетенция» 6
1.2. Структура социокультурной компетенции 9
1.3. Определение понятия «аудирование» 10
1.4. Классификация видов аудирования 11
1.5. Трудности при обучении аудированию и пути их преодоления 13
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Анализ способов обучения аудированию на среднем и старшем этапах в средней общеобразовательной школе 20
2.1 Психологические особенности учащихся средних и старших классов 20
2.2 Особенности обучения аудированию на среднем и старшем этапах 21
Выводы по главе 2 27
Глава 3. Анализ заданий по аудированию с позиции развития социокультурной компетенции в современных УМК для среднего и старшего этапов обучения 28
3.1 Сравнительных анализ современных УМК для средних и старших этапов обучения 28
3.2 Анализ учебника «Spotlight 5» с позиции развития социокультурной компетенции с помощью навыков аудирования 28
3.3 Анализ учебника Forward 11 с позиции развития социокультурной компетенции с помощью навыков аудирования 32
3.4 Методическая разработка урока, направленного на развитие социокультурной компетенции в рамках
совершенствования навыков аудирования для обучающихся пятого класса 36
3.5 Методическая разработка урока, направленного на развитие социокультурной компетенции в рамках совершенствования навыков аудирования для обучающихся одиннадцатого класса 47
Выводы по главе 3 57
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 1 64
Приложение 2 65
Приложение 3 66
Приложение 4 69
Приложение 5 70
Приложение 6 71
Приложение 7 74
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, преподавание иностранного языка не может быть полноценным и всеобъемлющим без обращения к культуре страны изучаемого языка, т.к. стремление к пониманию неповторимых особенностей культуры и традиций другой страны обеспечивает успешное овладение дисциплиной и повышение учебной мотивации, расширяет кругозор учащихся, что в свою очередь приводит к толерантности и уважению другой культуры, готовности и открытости к ситуациям межкультурного общения. Коммуникация невозможна без развитых навыков и умений восприятия и понимания иноязычной речи на слух. Поэтому формирование навыков аудирования не только облегчает овладение иностранным языком, но также становится шагом к успешной межкультурной коммуникации. Этим объясняется актуальность проблемы особенностей формирования социокультурной компетенции, а также аудирования как компонента социокультурной компетенции у учащихся средней общеобразовательной школы.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку у обучающихся средних и старших классов.
Предметом исследования является особенности формирования навыков аудирования с целью развития социокультурной компетенции как неотъемлемой части обучения иностранному языку обучающихся средних и старших классов.
Цель исследования заключается в анализе и сравнении актуальных УМК для пятых и одиннадцатых классов на предмет развития социокультурной компетенции с помощью навыков аудирования. В соответствии с указанной целью в нашей работе решаются следующие задачи:
1. изучить теоретические основы формирования социокультурной компетенции у обучающихся средних и старших классов;
2. рассмотреть понятие «социокультурная компетенция» и его структуру;
3. рассмотреть понятие «аудирование», его классификацию, а также трудности, возникающие при обучении аудированию и способы их преодоления;
4. изучить и проанализировать возрастные особенности обучающихся средних и старших классов, а также особенности обучения аудированию на среднем и старшем этапах;
5. рассмотреть и проанализировать содержания УМК «Spotlight 5» и «Forward 11» с позиции развития социокультурной компетенции с помощью навыков аудирования, провести их сравнение;
6. разработать фрагменты урока для учащихся пятых и одиннадцатых классов, направленные на формирование социокультурных навыков в рамках совершенствования навыков аудирования с привлечением анализируемых УМК.
Теоретической основой исследования является документы ФГОС, работы отечественных и зарубежных педагогов, методистов и психологов в области изучения методики преподавания иностранных языков, осуществления диалога культур и реализации социокультурной компетенции.
Практическая значимость исследования заключается в использовании результатов исследования для разработки уроков по развитию социокультурных знаний и умений в ключе развития навыков аудирования при выборе УМК преподавателями и учащимися.
Апробация исследования. Материалы и промежуточные результаты работы были изложены в статье на тему «Обучение аудированию как компонент социокультурной компетенции» и представлены на Всероссийской научно-практической конференции «XII Авдеевские чтения» (2024 г.). Содержания проведенного исследования изложено в 1 публикации.
Структура работы включает введение, основную часть из трех глав, заключение, список литературы, приложения.
Во введении обосновывается выбор темы, раскрывается ее актуальность, объект и предмет исследования, ставятся цели и задачи.
В первой главе «Теоретические основы формирования социокультурной компетенции у учащихся среднего и старшего этапа обучения и методики обучения аудированию» рассматриваются общие понятия методики, структура социокультурной компетенции, понятие «аудирование», его классификация и трудности, возникающие при обучении аудированию.
Вторая глава «Анализ способов обучения аудированию на среднем и старшем этапах в средней общеобразовательной школе» посвящена особенностям возрастного развития учащихся средних и старших классов, а также особенностям обучения аудированию на данных этапах.
Третья глава «Анализ заданий по аудированию с позиции развития социокультурной компетенции в современных УМК для среднего и старшего этапов обучения» посвящена анализу содержания выбранных УМК и их сравнению. Также приводятся методические разработки для пятого и одиннадцатого классов, посвященные совершенствованию навыков социокультурной компетенции и аудирования.
В заключении суммируются результаты и выводы исследования.
Список литературы включает научную литературу, словари и источники.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, обучающиеся на уроках английского языка должны обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете и культурном наследии страны изучаемого языка, проявлять уважение к иной культуре, соблюдать нормы вежливости в межкультурном общении, а также уметь представить родную страну и ее культуру на иностранном языке.
Всем этим целям отвечает социокультурная компетенция в содержании обучения иностранному языку, которая играет существенную роль в развитии личности обучающегося. Внимание к иной культуре дает возможность как ознакомиться с социокультурным наследием страны изучаемого языка, так и сравнить его с культурными ценностями своей страны, что способствует формированию общей культуры учащегося.
Наше исследование показывает, что данная компетенция призвана расширить кругозор обучающихся, стимулировать их познавательную и интеллектуальную деятельность. Также одним из важных выводов является то, что социокультурная компетенция имеет огромный потенциал в плане включения учащихся в диалог культур, знакомства с достижением национальной культуры в развитии общечеловеческой культуры.
Успешному формированию социокультурной компетенции на среднем и старшем этапах обучения в средней общеобразовательной школе способствует развитие навыков аудирования, т.к. развитие перцептивных навыков, в том числе и навыков аудирования, гарантирует успешную межкультурную коммуникацию. Поэтому развитию навыков аудирования как средства развития социокультурных навыков и умений следует уделить особое внимание на уроках иностранного языка.
Проведенный нами анализ показал, что выбранные нами современные УМК, используемых на уроках иностранного языка, разработаны в соответствии с ФГОС и направлены на развитие всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции в ключе развития навыков аудирования. Однако в обоих УМК мы видим, что информация о родной стране и ее культуре представлена только в качестве дополнительного материала, а не в рамках основных модулей. Понимание и уважение к собственной культуре - это ключ к успешному представлению своей страны в ситуациях межкультурной коммуникации.
Разработанные нами фрагменты уроков для 5 и 11 классов на формирование социокультурных навыков и развитие навыков аудирования призваны показать, что изучение иностранного языка в рамках развития социокультурных навыков и навыков аудирования может и должно мотивировать интерес учащихся не только к стране изучаемого языка, но и к родной стране, ее культурным и научным достижениям.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов: теория и практика преподавания языков. - СПб.: Златоуст, 1999. - 471 с.
2. Андреева И. А. Лингводидактический потенциал аутентичных
материалов при формировании межкультурной компетенции
старшеклассников // Преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, перспективы: Сборник статей IV
Международной научно-практ. конф. - Минск. - 2022. - С. 58-60.
3. Бим И. Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - С. 2¬6.
4. Бим И. Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе. - 1989. - №1. - С. 12-14.
5. Бим И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы. Проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 2002. - 168 с.
6. Вайсбурд М. Л., Колесникова Е. А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
7. Вайсбурд М. Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иноязычной речи на слух. - М.: Просвещение, 1965. - 79 с.
8. Ваулина Ю. Е., Дули Дж. и др. УМК «Spotlight-5», 15-е изд., перераб.
- М.: Просвещение, 2023. - 168 с.
9. Вербицкая М. В., Каминс Карр Дж. и др. УМК «Forward-11», 6-е изд.
- М.: Вентана-Граф, 2020. - 176 с.
10. Гальскова Н. Д., Василевич А. П., Коряковцева Н.Ф., Акимова Н. В. Основы методики обучения иностранным языкам. - М.: Кнорус, 2017. - 390 с.
11. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов лингв, ун-тов и
фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр
«Академия», 2004. - 336 с.
12. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учеб. пособие для пед. ин - тов по спец. «Иностр. яз.». - М.: Высш. школа, 1982. - 373 с.
13. Гиппенрейтер Ю. Б. Психология личности. - М.: АСТ, 2016. - 350 с.
14. Горбова Н. В. Формирование иноязычной социокультурной компетенции // Гуманитарные науки. - 2022. - № 2. - С. 48-54.
15. Елухина Н. В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления // Иностранные языки в школе. - 1987. - № 5. - С. 226-237.
16. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: НПО «МОДЭК», 2001. - 428 с.
17. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1986. - 384 с.
18. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2001. - 206 с.
19. Локаткова О. Н. Период старшего школьного возраста как этап планирования и подготовки к профессиональной деятельности // Молодой ученый. - 2013. - № 10 (57). - С. 481-484.
20. Маклаков А. Г. Особенности психического развития старших школьников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2014. - №4. - С. 33-44.
21. Мильруд Р. П. Методика обучения видам речевой деятельности на иностранном языке, 2-е изд. - М.: Юрайт, 2020. - 406 с.
22. Насырова А. Р. Формирование социокультурной компетенции с использованием средств наглядности // Символ науки. - 2021. - № 5. - С. 147-148.
23. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413: приказ М-ва просвещения Рос. Федерации от 12.08.2022 г. № 732
24. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению, 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
25. Приказ Министерства просвещения РФ Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ М-ва просвещения Рос. Федерации от 31.05.2021 г. № 287
26. Рогова Г. В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
27. Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж: Истоки, 1996. - 238 с.
28. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций, 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.
29. Сысоев П. В. Культурное самоопределение личности как часть поликультурного образования в России средствами иностранного языка и родного языков // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 1. - С. 42-47.
30. Сысоев П. В. Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средней и старшей ступенях общего среднего образования // Иностранные языки в школе. - 2007. - №4. - С. 9-19.
31. Томашук Н. В. Роль социокультурной компетенции в обучении иностранным языкам // Евразийский научный журнал. - 2019. - № 5. - С. 98¬100.
32. Фоменко Л. Н. Диалог языковых культур на уроках английского языка // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 5-1. - С. 227-230.
33. Фридман Л. М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 294 с.
34. Цурцилина Н. Н. Реализация социокультурной компетенции обучающихся в речи на родном и иностранном языке // Неофилология. - 2021. - № 25. - С. 121-126.
35. Harmer J. The Practice of English Language Teaching, 5-th edition. - London: Pearson Education Limited, 2015. - 459 p.
36. Common European Framework of Reference for Languages: Council of Europe [Электронный ресурс]. URL: www.coe.int
37. Kramsch C. Context and culture in language teaching. - Oxford: Oxford University Press, 1993. - 306 p.
38. McCarthy M. Language as Discourse: Perspectives for Language Teaching. -New York: Longman, 1994. - 252 p.
39. Moran P. R. Teaching culture: perspectives in practice Ontario. - Boston: Heinle&Heinle, 2001. - 200 p.
40. URL: https://eslholidaylessons.com
41. URL: https://listeninenglish.com