Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Особенности ценностно-мотивационной сферы подростков из неблагополучных семей»

Работа №161186

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава.1. Теоретическое исследование проблемы ценностно
мотивационной сферы подростков из неблагополучных семей
1.1. Проблема мотивации в психологии 6
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста 18
1.3. Неблагополучная семья в психолого-педагогической
литературе 25
1.4. Типичные ошибки в стиле семейного воспитания, характерные для
неблагополучных семей 29
Выводы к главе 1 35
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностно-мотивационной сферы подростков 36
2.1. Описание выборки и методик исследования 36
2.2. Анализ полученных данных 41
2.3. Рекомендации по организации работы с подростками из
неблагополучных семей 60
Выводы к главе 2 64
Заключение 66
Список используемых источников 68
Приложение 70


В настоящее время среди исследований наблюдается интерес к проблемам неблагополучных семей. В данный момент таких семей очень много. В неблагополучных семьях растут дети, которые по большому счёту становятся на неверный жизненный путь.
Проблема неблагополучных семей - это проблема общества в целом и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства. Пристальный интерес к семье вызван и рядом других обстоятельств: ухудшение демографической ситуации в стране, усложнении воспитательных задач и ростом числа детей с отклоняющимся поведением. Дети из неблагополучных семей очень рано становятся самостоятельными, а это ведёт к ранней наркомании, токсикомании, к ранним сексуальным связям. Понятно, что эти дети живут совсем другими потребностями, у них образуются свои ценности, совершенно не похожие на ценности и мотивы детей из обычных семей.
Проблема мотивов и ценностей всегда была актуальной, т.к. ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент сферы личности потому, что определяют ее поведение и отношение к окружающему миру. Ценности выступают как мотив деятельности и поведения, или ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей соотносятся с ценностями, вошедшими в личностную структуру. Поэтому ценности определяют цель деятельности и поведения человека. Они помогают найти в реальной жизни и привлекающие и отталкивающие стороны и строить свою целенаправленную деятельность с учетом познанного и ожидаемого. А в неблагополучных семьях дети предоставлены сами себе, родители не обращают внимание на деятельность и поведение своего ребенка. Таким образом, при изучении ценностно-мотивационной сферы таких подростков можно скорректировать и изменить их поведение, образ жизни.
Эта проблема глубоко изучена у подростков, менее же изученной является проблема мотивов и ценностей у подростков из неблагоприятных семей. Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии.
Проблемы ценностных ориентаций подростков были предметом исследования целого ряда ученых: К.А. Абульхановой - Славской, Л.И. Анцыферовой, И.В. Бестужева - Лады, М.И. Бобневой, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.Е. Семенова, Д.И. Фельдштейна, В.И. Чупрова, Е.В. Шороховой, В.Н. Ядова и других.
Цель: изучение ценностно-мотивационной сферы старших подростков из неблагополучных семей для разработки рекомендаций по организации воспитательной работы с ними.
Объект: ценностно-мотивационная сфера подростков.
Предмет: особенности ценностно-мотивационной сферы подростков из неблагополучных семей.
Гипотеза: у подростков из неблагополучных семей в отличие от подростков из благополучных семей будут преобладать ценности, связанные с материальным благополучием и социальным престижем.
Задачи:
1. Изучить психологическую литературу по проблемам воспитания и влияния неблагополучной семьи на развитие ребёнка.
2. Теоретически проанализировать проблему влияния стиля семейного воспитания на образование ценностей и мотивов подростков.
3. Уточнить понятие «неблагополучная семья», выделить ошибки в стиле воспитания, характерных для неблагополучных семей.
4. Изучить особенности ценностей и мотивов подростков из неблагополучных семей.
5. Разработать рекомендации по организации воспитательной работы.
Методы:
• теоретический анализ психологической литературы;
• наблюдение;
• тестирование;
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование посвящено изучению актуальности, сложной проблемы ценностно-мотивационной сферы подростков из неблагополучных семей. Теоретический анализ психологической литературы показал, что проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем в психологии.
Нами были рассмотрены и изучены особенности подросткового возраста, где можно выделить доминирующие мотивы и ценности. Также были рассмотрены типичные ошибки в стиле воспитания, которые искажают личность ребенка. Также нами были разработаны рекомендации по организации работы с подростками из неблагополучных семей, которые ориентированны на родителей или близких для ребенка людей.
В ходе данного исследования были изучены основные особенности ценностно-мотивационной сферы подростков из неблагополучных семей.
1. По методике М. Рокича получились следующие результаты, что для подростков из неблагополучных семей наиболее важными терминальными ценностями в отличие от подростков из благополучных семей являются материально обеспеченная жизнь и здоровье. Среди инструментальных ценностей для подростков из неблагополучных семей наиболее важной ценностью в отличие от подростков из благополучных семей является непримиримость по отношению к себе и к другим. Таким образом, при сравнительном анализе терминальных и инструментальных ценностей были выявлены различия в ценностно-мотивационной сфере подростков из неблагополучных семей и благополучных семей.
2. По методике мотивации человека к социальному престижу, к достижению цели, к соперничеству М.Кубышкиной видно, мотив стремления к достижению цели является наиболее значимым для подростков из неблагополучных семей. Для подростков из благополучных семей мотив стремления к достижению цели является тоже важным, хотя по результатам видно, что для детей из неблагополучных семей этот мотив важнее. На второй план уходят мотивы стремления к социальному престижу к соперничеству. Мотив «Стремление к соперничеству» для подростков из благополучных семей этот мотив будет более важным, чем для подростков из неблагополучных семей. Таким образом, при сравнительном анализе ценностно-мотивационной сферы подростков из неблагополучных семей и благополучных семей были выявлены различия в ценностях и мотивах.
3. По опроснику терминальных ценностей И.Г. Сенина в результате нашего исследования получены следующие результаты для подростков из неблагополучных семей наиболее значимыми в профессиональной жизни, в обучении и образовании, в общественной жизни и сфере увлечения являются мотивы собственного престижа и высокое материальное положение. В то время как для подростков из благополучных семей наиболее значимыми являются мотивы развитие себя, креативность, духовное удовлетворение и сохранение собственной индивидуальности, активные социальные контакты. Эта методика также подтвердила наши доводы о том, что существуют различия в ценностях и мотивах подростков из неблагополучных семей и благополучных семей.
Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что подростки из неблагополучных семей в отличие от подростков из благополучных семей имеют следующие особенности ценностно-мотивационной сферы: стремление к достижению цели, стремление к материальной обеспеченности, стремление собственного и социального престижа, здоровье, непримиримость по отношению к себе и другим.



1. Алексеева М.И. Мотивация изучения студентов и удовлетворенность выбором вузов. Сб.: Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. - Москва, Одесса, 2006.
2. Бетинский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В., Глушко В.А. Наркомания у подростков. Киев: Здоровье, 2009.
3. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М., 1978
4. Бжалова И.Г. Установка и поведение. - М., 2009.
5. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. - М., 1984. - стр. 144.
6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1976 - 356 с.
7. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988 - 207 с.
8. Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации. Вестник МГУ. Психология, сер. 14. - 1998.
9. Волков К.Н. Психология о педагогических проблемах. - М., 2001.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н /Дону, 1998
11. Ильин И.А. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.
12. И. Кон. Психология ранней юности. - М., 1989.
13. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М., 2003
14. Личко А.Е. Психопатии и акцентуализация характера у подростков. II издание. - Медицина, 2005.
15. Маркова А.К., Орлов А.Б. Л.М. Фридман. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 1989.
... всего 29 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ