ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА ВОКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Воспитание музыкально-эстетической культуры: понятие и сущность 6
1.2. Музыкально-эстетическое воспитание школьников и внеурочная деятельность 14
1.3. Организация вокальных занятий со школьниками 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА ВОКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы 32
2.2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 36
2.3. Контрольный этап этап опытно-экспериментальной работы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
В современном обществе воспитание подрастающего поколения является одним из главных приоритетов в образовательной деятельности. Музыка является одним из основных предметов в сфере эстетического воспитания, к которой относятся как традиционные уроки музыки в основной учебной программе, так и внеурочные занятия в школьных музыкальных кружках. На музыкальных занятиях школьники приобретают вокальные исполнительские навыки, развивают свой музыкальный слух и музыкальную память; усваивают знания из области музыкального искусства; происходит обогащение эмоционального развития, развивается музыкальный вкус.
Указанные компоненты музыкально-эстетической культуры направлены на становление гармоничного развития ребенка. Такая цель может быть реализована путем работы над вокальными навыками школьников, над эффективным развитием их общих музыкальных способностей. Поэтому одной из задач общеобразовательной школы является направленность на совершенствование музыкальной культуры учеников. В настоящее время можно наблюдать создание педагогических программ и методик, базирующихся на инновационных технологиях и методах работы. Совершенствование процесса обучения представляется одной из центральных проблем педагогики. Особенно востребованы изменения в этом направлении в связи с социальными, культурными и психологическими изменениями в обществе.
Актуальность настоящей работы связана с тем, что воспитание музыкально-эстетической культуры школьников обычно представляется в довольно узком ракурсе, не занимая значительного места в системе образования. В прошлом, учителя и исследователи видели основную цель урока музыки в формировании музыкальной культуры ученика как части общей духовной культуры. Они стремились создать образовательную среду, где музыка была не просто предметом изучения, а частью целостной эстетической культуры. Однако сегодня обучение музыке в школе часто сводится к заучиванию знаний и навыков, необходимых для развития музыкальной грамотности, или к использованию мультимедийных средств и развлекательных элементов для привлечения внимания детей.
Поэтому отсутствие активной практики исполнения музыкальных произведений как способа погружения в мир искусства приводит к утрате важного аспекта художественного восприятия. Отсутствие «живого» исполнения со стороны педагога или учеников снижает качество музыкального образования. Между тем, вокальное исполнение произведений школьниками может быть реализовано в рамках внеурочной деятельности, что позволит восполнить пробел, имеющийся в образовательной практике. Обращение к вопросу воспитания музыкально-эстетической культуры школьников на вокальных занятиях во внеурочной деятельности является актуальным, так как такой ракурс обучения обладает большим потенциалом.
Объект исследования: процесс воспитания музыкально-эстетической культуры школьников.
Предмет исследования: вокальные занятия во внеурочной
деятельности школьников как средство воспитания музыкально-эстетической культуры.
Цель работы - выявление оптимальных условий организации музыкального образования, содействующих повышению эффективности эстетического воспитания школьников....
Музыкально-эстетическая культура выражается в способности человека адекватно реагировать на различные проявления музыкального искусства, которые отражают окружающую действительность. Воспитание музыкально-эстетической культуры у школьников направлено на формирование представлений о прекрасном, красивом, духовном и нравственном. Благодаря развитию этой культуры подрастающее поколение научается эмоционально воспринимать мир вокруг себя, выбирая то, что соответствует нравственным ценностям. Это способствует формированию поведения, социальных потребностей и углубляет качество духовной жизни школьников.
Средствами вокального искусства можно эффективно воспитывать у школьников музыкально-эстетическую культуры. Однако при обучении в общеобразовательной школе уроков музыки оказывается недостаточно, поэтому представляется целесообразным организация внеурочных занятий для работы с вокальным ансамблем.
На занятиях вокальным ансамблем у школьников необходимо формировать четыре основных певческих навыка: певческое дыхание; звуковедение на legato и non legato; артикуляцию и дикцию; эмоциональную выразительность. В рамках внеурочной деятельности наиболее удобным является разучивание песен в разных жанрах - это детские пения, современные эстрадные, советские массовые песни, которые позволяют легко воздействовать на воспитание школьников. Песни, затрагивающие темы доброты, взаимопонимания, семейных ценностей и патриотизма, играют важную роль в формировании музыкально-эстетической культуры у детей. Через музыку и песни можно воспитывать у школьников понимание и принятие эстетических и нравственных ценностей. Этот метод обучения помогает детям легко усваивать важные жизненные принципы, делает их более восприимчивыми к красоте и духовным ценностям.
Нами была проведена практическая работа по формированию музыкально-эстетической культуры у школьников при занятиях пением в рамках внеурочной деятельности. Для участия в практической работе были отобраны 14 школьников. Констатирующая диагностика проводилась по трем критериям («Эмоциональный компонент», «Логический компонент», «Ассоциативный компонент»), она показала преимущество низкого уровня сформированности музыкально-эстетической культуры у большинства обучающихся, а высокий уровень сформированности не был отмечен ни у одного школьника.
Был организован вокальный ансамбль, с которым проводились внеурочные занятия два раза в неделю. На занятиях велась работа над развитием вокальных навыков и эмоциональной отзывчивости в процессе пения, которая включала подготовительные упражнения и работу над художественным материалом. В работе описаны дыхательные упражнения (опора дыхания, укрепление диафрагмы и др.), речевые, дикционные упражнения, связанные с правильным произношением гласных и согласных звуков, формированием определенного тембра голоса, упражнения для голосового аппарата, призванные расширить диапазон, проработать интонацию, развить звуковедение на legato, выровнять регистровые переходы, проработать формирование различных тембровых характеристик голоса, отражающих содержание произведения....
1. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2119 «Музыка и пение». - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
2. Батищев Г. С. Творчество и новое педагогическое мышление: от диалектики между субъективности к проекту «Система обновления воспитательных процессов» / Творчество и педагогика. Материалы Всесоюз. конф. Т.1. -М.,1988. - С.47-52.
3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во института професс. образования МО России, 1995. - 336 с.
4. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2006. - 352 с.
5. Венгрус Л. А. Пение и музыкальный всеобуч (Практика) - СПб.: Музыка, 2008. - 302 с.
6. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.
7. Видгоф В. М. Целостность эстетического сознания: деятельностный подход (опыт филос. анализа). Томск: Изд-во ТГУ, 1992. - 153 с.
8. Водяницкая Н. В. Учебно-образовательная модель развития тембро-пространственных представлений в курсе «Слушание музыки» // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика. - Саратовская Гос. Консерватория: 2017. - С. 150-154.
9. Волобуев В. А., ПолитковскаяК. В. Культурологические представления об эстрадно-джазовой музыке // Вестник МГУКИ. - 2017. - № 6 (80). - С. 114-120.
10. Выготский. Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 348 с.
11. Гильманов С. А. Ориентация музыкального воспитания и обучения в общем образовании на музыкальное поведение // Музыкальное искусство и образование. - 2017. - №3. - С. 52-63.
12. Глинка М. И. Записки / М. И. Глинка ; под ред. А. Н. Римского- Корсакова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 271 с.
13. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
14. Горюнова JI. B. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. - 1988. - №2. - С. 18-23.
15. Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект / Г.Я. Гревцева, Н.В. Ипполитова // Вестник ЧГПУ. - 2015. - №6. - С. 122-127....(68)