Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА 15
1.1 Социальная адаптация студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» как психолого-педагогическая проблема. 15
1.2 Образовательная среда вуза как фактор социальной адаптации
студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» 24
1.3 Модель организации социальной адаптации студентов-первокурсников
профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза 40
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ «ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА 51
2.1 Организация и результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы 51
2.2 Содержание и реализация формирующего этапа опытно-экспериментальной работы 65
2.3 Анализ результатов реализации модели организации социальной
адаптации студентов первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 99
Подготовка квалифицированных кадров в области технических направлений подготовки является одним из приоритетных направлений внутренней политики Российской Федерации. Поэтому, актуальной задачей высших учебных заведений, осуществляющих подготовку молодых специалистов для промышленных предприятий различных форм собственности, является задача повышения конкурентоспособности будущих выпускников таким образом, чтобы она отвечала возрастающим требованиям рынка труда к качеству трудовых ресурсов.
И в этом случае, адаптация студентов технических направлений подготовки заслуживает особого внимания и является актуальной задачей для российской системы образования. Именно от того, как подготовлен будущий инженер-технолог или конструктор, зависит уровень его профессиональной деятельности, а, следовательно, и успешность развития промышленной отрасли РФ в целом и эффективность работы машиностроительного производства в частности.
В свою очередь, само стремление к овладению профессией является одним из побуждающих факторов поступления выпускников школ в высшие учебные заведения. При этом поступление в вуз сопровождается переходом в новую систему образования, новую социальную среду, что является делом сложным и подчас болезненным, вызывающим необходимость адаптации первокурсников к учебному процессу. Новая обстановка, новый режим, иные учебные нагрузки и требования, новые отношения, новая социальная роль, новый уровень отношений с родителями, иное отношение к себе - это далеко не полный перечень изменений, обретающих особую остроту в первый год обучения. У первокурсников происходит смена привычного образа жизни, что автоматически включает многогранный адаптационный процесс в общем, и социальную адаптацию в частности.
И в настоящее время развитие современного общества среди других проблем обострило проблемы социализации молодежи, вызвало необходимость искать оптимальные пути социальной адаптации студенчества. Разрешение данной проблемы, как часть социальных преобразований, будет успешным, если человек не будет рассматриваться в отрыве от социальной среды. Социальный организм, частью которого является молодой человек, непрестанно развивается, что-то отмирает, что-то возникает заново, и только человек из своего понимания, из своего сознания и чувства может шаг за шагом направлять его развитие к идеалу - если, конечно, этот идеал у человека есть и достаточно отчетливо им осознается, если человек хочет этот идеал воплощать в жизнь.
Происходящие в обществе негативные изменения особенно болезненны для молодежи вследствие неустоявшегося мировоззрения, динамично изменяющегося ее социального положения, возрастной восприимчивости окружающего мира, неустойчивости картины нравственно-эстетических ценностей. Многочисленные примеры, факты из окружающей нас действительности свидетельствуют часто о растерянности молодых людей, об отказе от поиска смысла жизни, идеала, пессимистическом восприятии окружающей среды. Это приводит к скептическому пониманию гражданского долга, социальной активности, ответственности и др.
Другими словами, социальная адаптация становится важнейшим механизмом, специфической формой социализации человека, и представляет собой процесс освоения личностью относительно стабильных, уже сложившихся условий социума, решения повторяющихся, типичных проблем путем овладения принятыми способами социального поведения. Поэтому можно сказать, что исследуемый процесс включает в себя единство многих составляющих. При этом, стремление к эффективному развитию механизмов социальной адаптации базируется на взаимодействии вышеуказанных составляющих. К последним относятся:
- объективные социальные условия (социальное происхождение, образовательный уровень и др.);
- непосредственная среда обитания человека (семья, трудовой, учебный коллективы, неформальное общение и т.д.);
- личность человека, которая формируется в зависимости от природных задатков, способностей, творческой деятельности, активной или пассивной позиции и т.д.
В настоящее время немало уделяется внимания развитию механизмов социальной адаптации, ее сущности, в основе которой находятся активная деятельность человека. Ключевым моментом последней является потребность в преобразовании существующей действительности. Поэтому сам процесс формирования механизмов социальной адаптации неминуемо интегрируется во все виды преобразований человека и реализуется в трех основных фазах: деятельности, общении, самопознании. Именно в таком сочетании, единстве происходит не только изменение внешней действительности, но, что не менее важно, преобразование внутреннего мира человеке реализация его скрытых возможностей, помогающих оптимальному включению в процессы социальной адаптации как активной личности.
То есть одной из основных целей организации воспитательной работы и развития социально-психологических отделов в вузе является психолого-педагогическое сопровождение личности обучаемого в процессе получения им образования, а также формирование у студента психологических навыков к жизненному самоопределению и профессиональному развитию. То есть подготовка не только грамотного специалиста, но и личность, которая будет стремиться к проявлению активной жизненной позиции, самостоятельности, формирования навыков здорового образа жизни и саморазвитию в целом.
При этом, существенный вклад в решение этой задачи могут внести кураторы. Потому что именно кураторская деятельность наиболее полно сочетает в себе особенности как обучения, так и воспитания. И в настоящее время, когда студенты-первокурсники сталкиваются с воздействием большого количества социально-экономических, технологических и информационных изменений в обществе, значение кураторской работы существенно возрастает.
Анализ психолого-педагогической и социальной литературы, посвященную вопросам содействия студентам-первокурсникам в социальной адаптации отметим, что что различные аспекты проблемы организации воспитательной и социально-педагогической работы, а также вопросы взаимодействия кураторов со студентами нашли свое отражение в работах Р.А. Аболенцева, О.А. Авдеюк, П.Р. Асророва, И.А. Батанина, Н.Н. Лазарева, З.П. Барабанова, П.М. Рузиева,, Ю.К. Бабанский, В.В. Краевского, Т.О. Паршина, A.B. Петровского, Е.В. Пименова, В.М. Петровичева, Пак Л.Г и других [24, 36, 37, 39, 40, 41].
Сам процесс социальной адаптации личности человека, как правило, рассматривается в ходе изучения профессионально-педагогической деятельности учителей К.Д. Ушинским, Н.К. Крупской, П.П. Блонским, A.C. Макаренко, С.Т. Шацким, В.А. Сухомлинским. Профессионально-педагогической адаптации молодых учителей посвящены работы С.Г. Вершловского, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Г.М. Федосимова, Т.М. Чурековой и др. Социально-психологический аспект адаптации учащихся исследуется в работах A.A. Гордона, О.И. Зотовой, И.К. Кряжевой и др. Изуче¬нию вопросов профессионального самоопределения личности, готовности к трудовой деятельности, профессиональному становлению посвящены работы С.Э. Артемова, С.Д. Артемова, Г.Т. Бажутиной, М.П. Будякиной, Н.П. Лукашевич, B.C. Немченко, А.Т. Ростунова, H.A. Савотиной, В.Д. Симоненко и др. Обосновывают необходимость целенаправленного педагогического управления процессом адаптации, предлагают пути и средства повышения ее эффективности И.И. Ляхов, Ф.С. Махов, Д.Д. Наурузбаев. [30,46]
В настоящее время учеными исследуется сущность социально-адаптационного процесса, обосновывается статус категории "социальная адаптация", изучаются механизмы: В.Г. Бочарова, Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, М.П Гурьянова, В.И. Загвязинский, Г.В. Залевский , Н.М. Иовчук, В.Т. Лисов-ский, Н.С. Морова, Л.Е. Никитина, Г.Н. Филонов и др. [10,48]
Проведенный анализ априорной информации послужил основанием считать, что в науке наработан достаточный материал, составляющий теоретико-методологическую базу для проведения исследования, то есть существуют предпосылки для дальнейшего изучения вопросов, связанных с повышением эффективности процесса социальной адаптации первокурсников в новой для них образовательной среде обучения и разработки соответствующей модели, способной повысить эффективность процесса их обучения.
Также, несмотря на разностороннее рассмотрение проблемы, связанной с организацией воспитательной работы для студентов вузов, остается много нерешенных вопросов, касающихся социально-педагогической адаптации студентов первокурсников и роли куратора в этом процессе. Отдельно стоит отметить практически полное отсутствие исследований, связанных именно с техническими направлениями подготовки обучения студентов, имеющих свою специфику.
Таким образом, вместе с тем, высоко оценивая указанные исследования, следует отметить, что проблема адаптации студентов высшей школы технических направлений подготовки в педагогической науке недостаточно разработана, хотя процесс адаптации первокурсников является процессом активного включения в новую образовательную среду, в результате которого решаются задачи формирования интереса у студентов к обучению, развитие способностей личности к самоорганизации своей деятельности.
Следовательно, объективные предпосылки исследования опираются на следующие противоречия между:
- изучением индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия и эффективной социальной адаптацией студентов- первокурсников, а также недостаточной разработанностью в педагогической науке вопроса о реализации личностного подхода в процессе адаптации;
- признанием ценности целостного развития личности в системе высшего профессионального образования и недостаточной разработанностью педагогических основ, обеспечивающих создание педагогических условий для успешной социальной адаптации студентов-первокурсников высшей школы;
потребностью организации воспитательной работы со студентами- первокурсниками и недостаточной вовлеченностью кураторов в этот процесс, особенно применительно к студентам технических направлений подготовки.
Таким образом, изучение литературы, характеризующей состояние разработанности данной проблемы, показало, что в настоящее время существуют определенные пробелы в организации воспитательной работы в вузах, а одной из наименее изученных является проблема разработки и внедрения модели организации социальной адаптации студентов- первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза.
Это обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Социальная адаптация студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза»
Объект исследования: образовательная среда вуза.
Предмет исследования: организация социальной адаптации студентов - первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза.
Цель: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель организации социальной адаптации студентов- первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что социальная адаптация студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза будет эффективной, если:
- выявлены и охарактеризованы психолого-педагогические и социально-педагогические особенности социальной адаптации студентов- первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза;
- образовательная среда вуза рассматривается как фактор организации социальной адаптации студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения»;
- теоретически обоснована, разработана и апробирована модель организации социальной адаптации студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза;
- выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, определяющие эффективность реализации модели организации социальной адаптации студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза.
Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:
1) охарактеризовать психолого-педагогические и социально-педагогические особенности социальной адаптации студентов- первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза;
2) определить и теоретически обосновать возможности образовательной среды вуза как фактора социальной адаптации студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения»;
3) разработать и экспериментально проверить модель организации социальной адаптации студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза;
4) выявить, охарактеризовать и экспериментально проверить педагогические условия, определяющие эффективность модели организации социальной адаптации студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
основные положения системного подхода (К. А. Абульханова-Славская, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, М. С. Каган, Э. Г. Юдин и др.); личностно-деятельностного подхода (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.); методологические и теоретические основы профессиональной ориентации (А.П. Вояковский, П.П. Захаров, А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко, С.Т. Щацкий); личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, В.И.Данильчук, Е.А.Крюкова, В.В.Сериков, И.С.Якиманская), управления социальными и образовательными процессами (Л.К.Аверченко, Г.Н.Андреева, В.В.Арнаутов, М.Вудкокк, Ю.Д.Красовский, Н.В.Клюева, М.М. Поташник, Г.Н.Свистун); аксиологического подхода к решению проблемы конструирования педагогического процесса (М.С.Каган, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев), сущности, структуры, уровнях, этапах профессиональной адаптации (О.А.Абдулина, А.Н.Бритхвин, С.Г. Вершловский, М.Д.Дугинец, Н.В.Кузьмина, И.А.Милославова, М.И.Падаяс, М.И.Скубий, В.А.Сластенин) [28, 17, 33, 48, 9, 5, 28, 43, 3, 22, 32].
Достижение поставленных цели и задач, проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись с помощью комплекса методов:
Методы теоретического исследования: анализ, синтез, обобщение филocoфcкoй, педaгoгичеcкoй и пcихoлoгичеcкoй литеpaтуpы по проблеме исследования, моделирование.
Методы эмпирического познания педагогических явлений: педагогический эксперимент, анализ ОПОП, рабочих программ;
еcтеcтвеннoгo экcпеpиментa, в paмкaх которого иcпoльзoвaлиcь cтaндapтизиpoвaннoе наблюдение, беседа, опрос, тестирование.
Математические методы: методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный и качественный анализ.
Экспериментальная база исследования: факультет промышленных технологий, электроэнергетики и транспорта Пензенского государственного университета, учебные группы и кураторы кафедры «Технологии и оборудование машиностроения».
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2019 по 2021 гг. и включало три этапа.
На первом этапе (2019 - 2022 гг.) поисково-констатирующий - этап теоретического осмысления проблемы, на котором происходило изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, осуществлялось определение объекта, предмета, цели и задач исследования, формулирование рабочей гипотезы; разрабатывалась программа исследования, определялись методы и методики исследования.
Проводилась подготовка к констатирующему этапу: были определены направления исследований, осмысление теopетикo-метoдoлoгичеcких основ взаимосвязи социально-педагогической адаптации студентов первокурсников с работой кураторов в вузе.
На втором - реализующем - этапе (2020- 2021 гг.) разрабатывались педагогические условия успешной адаптации студентов-первокурсников, проводился констатирующий этап эксперимента с первокурсниками 2020 года поступления в вуз на профиль подготовки «Технология машиностроения», разрабатывалась и апробировалась модель организации социальной адаптации студентов-первокурсников указанного профиля. Осуществлялась реализация модели и выявлялись педагогические условия, определяющие эффективность социальной адаптации первокурсников на основе обучения кураторов технического направления подготовки. Первичной проверке и уточнению была подвергнута рабочая гипотеза, выявлены условия, позволяющие обеспечить успешность и эффективность социальной адаптации первокурсников. Внесены изменения в содержание деятельности куратора по обеспечению социальной адаптации обучающихся.
Спроектированная модель адаптации универсальна, и может быть применена не только для технических направлений подготовки. Представленная технология работы куратора по содействию адаптации студентам-первокурсникам может стать основой и для организации профессионально-направленной адаптации личности на послевузовском этапе становления личности выпускника.
На третьем этапе (2021 - 2022 гг.) - контрольно-обобщающим - завершалось проведение формирующего эксперимента; проводилось обобщение и анализ результатов исследования; были сформулированы основные выводы исследовательской работы и осуществлялось текстовое оформление материалов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:
- в определении особенностей социальной адаптации студентов- первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза;
- в разработке модели организации социальной адаптации
студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза;
- в выявлении педагогических условий, определяющих эффективность модели организации социальной адаптации студентов- первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде.
Практическая значимость исследования заключается:
- в разработке методических рекомендаций по обеспечению социальной адаптации студентов первого курса технических направлений подготовки в образовательной среде вуза.;
- в реализации модели организации социальной адаптации студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза;
- в определении критериев, показателей и уровней успешной социальной адаптации студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры «Психология и педагогика» Пензенского государственного университета (2020 г.) и выступлении на IV Всероссийской научно-практической
конференции «Воспитание в современных условиях: региональный аспект».
Всего в исследовании на различных этапах работы принимало участие более 50 студентов первого курса и 2 куратора академических групп.
Положения, выносимые на защиту:
1. Образовательная среда вуза (социальное и пространственное окружение, системно-организованная совокупность информационных и образовательных ресурсов, технологии обучения, условия для развития навыков социализации на факультете) является одним из основных факторов социально-педагогической адаптации студентов-первокурсников, помогающим процессу внутренних и внешних изменений личности студента.
2. Модель организации социальной адаптации студентов-первокурсников рассматривается как специальная форма организации образовательного процесса на первом курсе, в результате которой студентам технических направлений подготовки оказывается педагогическая помощь со стороны кураторов, направленная на повышении эффективности процесса их обучения и как следствие повышение успеваемости в группе.
3. Технология деятельности куратора по содействию адаптации студентов-первокурсников и повышению эффективности качества их учебы предполагает погружение студентов в адаптационную среду, реализуемую кураторами кафедры и содействующую формированию потребностей и мотивов к самостоятельной познавательной деятельности, носит черты игры, состязательности, эмоционального воздействия, создает условия для активной коммуникации, выстраивания доверительных отношений в группе и сотрудничества.
4. Проектирование и реализация модели социальной адаптации, основанной на интенсивном взаимодействии куратора с учебной группой первокурсников, способствует следующим достижениям каждого студента:
- в ценностно-мотивационной сфере - формированию интереса к обучению, становлению у большей части первокурсников устойчивой мотивации к учебной деятельности, возможности влиять на профессиональное самосознание через рефлексивные умения;
- в познавательной сфере личности - адаптации студентов к формам организации учебного процесса в вузе, совершенствованию приемов самостоятельной работы, в перспективе, при эффективной организации обучения, - самостоятельной познавательной деятельности;
- в социально-психологической сфере - совершенствованию коммуникативных умений, установлению гибких межличностных отношений, овладению умениями работать в группе.
Структура работы соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Данное исследование посвящено проблеме социальной адаптации студентов-первокурсников технических направлений подготовки в образовательной среде вуза.
Актуальность изучения этой проблемы обусловлена профессионального особенностями современных социально-экономических условий, в которых остро встает вопрос о социальной адаптации студентов технических направлений подготовки и подготовки квалифицированных кадров для промышленности Российской Федерации.
В проведенном нами исследовании был проведен теоретический анализ понятия социальной адаптации и сопутствующих факторов, проанализированы подходы к проблеме социальной адаптации студентов- первокурсников на основании априорной информации в различных литературных источниках. В теоретическом разделе работы подробно рассмотрены механизмы социальной адаптации, определены ее особенности, проведен анализ сущности этого процесса и выявлены необходимые педагогические условия для организации социальной адаптации в условиях образовательной среды вуза. На основании чего разработана модель организации социальной адаптации студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза.
Предложенная модель организации социальной адаптации студентов- первокурсников состоит из следующих блоков: целевого (цели, задачи), содержательного (методические рекомендации по обеспечению социальной адаптации студентов первого курса технических направлений подготовки в образовательной среде вуза с планом посещения промышленных предприятий г. Пензы), операционно-деятельностного (методы и формы организации социальной адаптации), оценочно-результативного (критерии и показатели успешной социальной адаптации студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза).
Затем проведены экспериментальные исследования по разработанной модели. В ходе формирующего эксперимента были выявлены педагогические условия, необходимые для организации социальной адаптации студентов- первокурсников. К ним относятся:
1) Реализация ресурсов образовательной среды вуза для социальной адаптации первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения»: в учебном процессе, при организации быта и досуга, в общественно значимой деятельности и научно-техническом творчестве, в создании комфортного социально-психологического климата.
2) Системный характер реализации комплекса учебных и воспитательных мероприятий со студентами-первокурсниками профиля подготовки «Технология машиностроения», направленных на их социальную адаптацию. В это условие входит:
- организация практико-ориентированной учебно-познавательной деятельности, включающей экскурсии на предприятия с целью актуализации представлений студентов-первокурсников о производстве и практическом применении полученных знаний при теоретическом изучении технических дисциплин;
- оказание помощи первокурсникам в развитии навыков самостоятельной работы вне вуза и подготовки к новым методам работы в образовательном процессе вуза (усвоение и совершенствование приемов конспектирования, работы со справочной технической литературой, умение распределять баланс сил на протяжении дня);
3) Организация учебно-методической подготовки кураторов академических студенческих групп по проблемам социальной адаптации первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения», определяющей координацию и успешность взаимодействия куратора со студентами.
Таким образом, мы считаем подтвержденной гипотезу исследования. Организация социальной адаптации студентов-первокурсников технических направлений подготовки в образовательной среде вуза будет эффективной, когда:
- выявляются психолого-педагогические и социально¬
педагогические особенности социальной адаптации студентов- первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза;
- образовательная среда вуза рассматривается как фактор организации социальной адаптации студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения»;
- используется модель организации социальной адаптации
студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза;
- учитываются педагогические условия, определяющие эффективность реализации модели организации социальной адаптации студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза.
Тем не менее, выполненное исследование не претендует на полное решение проблемы и открывает возможности дальнейшей её разработки и изучения. Перспективным направлением дальнейшей научно¬исследовательской работы может стать прикладной аспект, а именно, комплексное внедрение полученных результатов в другие высшие учебные образовательные организации с техническим профилем подготовки.
1. Авдеюк, О. А. Адаптация первокурсников к обучению в вузе и роль довузовской формы образования в этом процессе / О. А. Авдеюк, Е. Н. Асеева, Е. С. Павлова // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 4. - С. 145.
2. Акимова, А. Р. Особенности уверенности и общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / А. Р. Акимова. -М., 2010. - 193 с.
3. Андреева, Г. М. Современная зарубежная социальная психология. Тексты: Отдельное издание. / Г. М. Андреева. - М. : МГУ, 1984. - 256 с.
4. Андреева, Г. Н. Социальная психология : учеб. / Г. М. Андреева. - М. : Аспект - Пресс, 2008. - 363 с.
5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.
6. Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С.92-100
7. Безюлёва, Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов / Г. В. Безюлёва: монография - М.:НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт,
2008. - 320 с.
8. Беляев, Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных образовательных учреждениях : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. Ю. Беляев. - М., 2000. - 157 с.
9. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к
образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков/ТПедагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
10. Бочарова, О. Е. Маркетинговые исследования в процессе продвижения вуза на рынке образовательных услуг / О. Е. Бочарова. - Тула : Изд-во ТулГУ, 2012.-158 с.
11. Гингель, Е. А. Педагогическое сопровождение адаптации студентов к культурно-образовательной среде вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. А. Гингель. - Омск, 2011. - 214 с.
12. Голубева, Н. М. Адаптация студентов вуза к профессиональной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. М. Голубева. - Нижний Новгород, 2004.-210 с.
13. Гурова, И. Г. Разработка программы педагогического сопровождения адаптации учащейся молодежи в образовательной среде государственного университета / И.Г. Гурова // Школа - ВУЗ : достижения и проблемы фундаментального образования : сборник статей Всерос. науч.- практ. конф. с международным участием (г. Екатеринбург, 4-5 декабря 2012 г.) - Екатеринбург : УрФУ, 2012. - Часть 2. - С.143-148.
14. Жданко, Т. А. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособной личности студента : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т. А. Жданко. - Иркутск, 2012. -210 с.
15. Жиркова, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса как условие социально-психологической адаптации студентов / А. В. Жиркова // Наука и образование. - 2008. - № 2. - С. 10-13.
16. Зайцева, Н. К. Особенности социально-педагогической адаптации студентов в условиях учебно-научно-педагогического комплекса / Н. К. Зайцева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -
17. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности - новая парадигма
результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. - Режим доступа: http
://www.eidos.ru/j ournal/2006/0505.htm.
18. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.
19. Исаев, И. Ф. Деятельность куратора студенческой группы: личностно - ориентированный подход / И. Ф. Исаев, Е. И. Ерошенкова // Высшее образование в России. - 2009. - № 6. - С. 149-152.
20. Каирова, Л. А. Об организации адаптации первокурсников на факультете начальных классов АлтГПА / Л. А. Каирова, Л. Н. Зинченко // Педагогический университетский вестник Алтая. - 2009. - № 2. - Режим доступа:
21. Кашпирева, Т. Б. Система кураторства как средство обеспечения социально-культурной адаптации иностранных студентов / Т. Б. Кашпирева // Проблемы и перспективы развития образования : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). - Пермь : Меркурий, 2011. - Т. И. - С. 87 -89.
22. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - М. : Академия, 2010. - 304с. - (Высшее профессиональное образование).
23. Котькова, Г. Е. Теория и технология педагогического сопровождения личностного развития школьника в социокультурном пространстве села : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Г. Е. Котькова. - Тула, 2011. - 429 с.
24. Краевский, В. В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) / В. В. Краевский // Вопросы философии. - М.: Наука, 2009. - № 3. _ с. 77-82
25. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб. : Питер, 2005. - 940 с.
26. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. № 5. - С. 3-1.
27. Леонтьев, А. Н. Становление психологии деятельности / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2003. - 680 с.
28. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. вузов по спец. «Психология» / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева,
Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. - 511 с.
29. Лисуренко, Л. А. Проблемы социально-психологической адаптации студентов вуза / Л. А. Лисуренко // Инновации в образовании. -
2009. - № 11. - С. 76-81.
30. Макаренко, А. С. Педагогика индивидуального действия / А. С. Макаренко // Макаренко, А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. / А. С. Макаренко. - М.: Педагогика. - 1984. - Т. 4. - С. 165.
31. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев. - М. : Гарда-рики, 2005.-269 с.
32. Милославова, И. А. Роль социальной адаптации / И. А. Милославова. - Л., 2011.-С. 132.
33. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик ; под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
34. Налчаджян, А. А. Социально - психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджан. - Ереван : Изд-во АН Арм. ССР, 1988.-263 с.
35. Павлов, С. Е. Адаптация / С. Е. Павлов. - М.: Паруса, 2000. - 282 с.
36. Пак, JI. Г. Основные направления социализации студенческой молодежи в системе образования / JI. Г. Пак // Социально-гуманитарные знания. -2009. -№6.-С. 209-218.
37. Паршина, Т. О. Структурная модель социально - психологической адаптации личности / Т. О. Паршина // Социологические исследования. - 2008. - № 8. -С. 100-106.
38. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 544 с.
39. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М. : ИНФА-М, 1998. - 528 с.
40. Пименова, Е. В. Проблема подготовки кураторов к содействию психологической адаптации первокурсников к условиям вуза / Е. В. Пименова,
И. С. Семина // Мир образования - образование в мире. - 2010. - № 2. - С. 136139.
41. Преподаватель высшей школы как профессия / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В. М. Петровичева. - Тула : Изд-во ТулГУ, 2010. - 308с.
42. Роджерс, К. Методика диагностики социально - психологической адаптации / Д. Даймонд // Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - С. 193-197.
43. Рубиншейн, С. Л.. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб : Издательство «Питер», 2000. - 720 с.
44. Савельева, Н. Н. Проектирование системы адаптации
первокурсников к обучению в вузе [Электронный ресурс] / Н. Н. Савельева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007. - № 37. - С.328-333 - Режим доступа : http: // cyberleninka.m/article/n/proektirovanie-sistemy-adaptatsii-
pervokursnikov-k-obucheniyu-v-vuze. - (дата обращения: 20.04.2013)
45. Синюк, А. И. Управление социально-профессиональной адаптацией молодых рабочих на промышленном предприятии в условиях общественных преобразований : опыт программно-целевого подхода / А. И. Синюк//Проблема человека в свете современных социально-философских наук : сб. науч. тр. преподавателей и аспирантов кафедры философии и социологии ЕГПУ. -Елабуга: Изд-во Елаб. гос. пед. ун-та, 2006. - Вып. 3. - С. 68-73.
46. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1981 - Т. 1 - 560 с.
47. Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г. И. Царегородцева. -М.: Наука, 1975.-280 с.
48. Фрадкин, Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого / Ф. А. Фрадкин, Г. А. Малинин. -М: Прометей, 1993. - 176 с.
49. Шевчук, Е. П. Педагогическая поддержка формирования ценностных ориентаций старшеклассников на этапе профессионального самоопределения средствами предметов гуманитарного цикла : дис. канд. пед. наук : 13.00.01/Е. П. Шевчук. -М., 2010. -214 с.
50. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. Т. 2 (М¬П) / под ред. С. Я. Батышева. - М.: АПО, 1999. - 440 с.
51. http://wvvw.um-altai.ru/info/journal/vestmk/251O-sbornik- materialov-nauchno-metodicheskoj.html.