Связь показателей мотивационно-ценностной сферы студентов с их профессиональной идентичностью
|
Введение 3
Глава 1. Профессиональная идентичность как психологический феномен
1.1. Понятие и проблема профессиональной идентичности 6
1.2. Особенности развития личности в юношеском возрасте 25
1.3. Формирование профессиональной идентичности в юношеском
возрасте 40
Глава 2. Исследование связи мотивационно-ценностной сферы студентов с их профессиональной идентичностью
2.1. Процедура и методы исследования 51
2.2. Анализ результатов исследования 54
Выводы 77
Заключение 81
Список используемых источников 83
Приложения
Глава 1. Профессиональная идентичность как психологический феномен
1.1. Понятие и проблема профессиональной идентичности 6
1.2. Особенности развития личности в юношеском возрасте 25
1.3. Формирование профессиональной идентичности в юношеском
возрасте 40
Глава 2. Исследование связи мотивационно-ценностной сферы студентов с их профессиональной идентичностью
2.1. Процедура и методы исследования 51
2.2. Анализ результатов исследования 54
Выводы 77
Заключение 81
Список используемых источников 83
Приложения
В области психологии профессиональной деятельности все чаще возникает вопрос изучения проблемы идентичности. Профессиональная идентичность представляет собой характеристику, присущую профессионалу в какой-либо области профессиональной деятельности. При изучении феномена профессиональной идентичности, уделяют внимание ее структуре, процессу становления, обращают внимание на факторы, влияющие на ее формирование.
Профессиональная идентичность помогает индивиду осознать себя профессионалом, развивать и совершенствовать профессиональные умения и навыки, служит источником развития.
Изучением проблемы профессиональной идентичности, самоопределения и профессионального роста занимались такие ученые, как Л.Б.Шнейдер, Т.С.Березина, Ю.П.Поваренков, Е.П.Ермолаева, Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, А.А. Реан, Д.И. Завалишина, Д.В. Ронзин, В.И. Павленко, В.М. Проселова и др.
Многие исследователи подчеркивают, что профессиональная идентичность - продукт длительного личностного и профессионального развития, который появляется на достаточно высоких уровнях овладения профессией.
Формирование профессиональной идентичности невозможно без профессионального обучения. Образовательное пространство вуза закладывает предпосылки становления профессиональной идентификации студента. Исходя из этого, следует уделить особое внимание юношеству, поскольку именно студенты формируют будущую профессиональную среду. Изучение возрастных особенностей, характерных для человека в период юности, процесс становления личности, поможет грамотно организовать учебно-профессиональную деятельность студентов и создать предпосылки для становления профессиональной идентичности.
Необходимо выделить те факторы и характеристики личности, которые оказывают влияние на профессиональную идентификацию студентов.
Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования заключается выявление связи профессиональной идентичности студентов с их некоторыми личностными характеристиками для использования полученных диагностических данных при работе со студентами.
Объект исследования: профессиональная идентичность, мотивационно-ценностная сфера.
Предмет исследования: связь показателей мотивационно-ценностной сферы студентов с их профессиональной идентичностью.
Гипотеза исследования: существует связь профессиональной идентичности студентов с показателями мотивационно-ценностной сферы: мотивацией профессиональной деятельности, самооценкой, ценностнными ориентациями, уверенностью в себе.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические данные по проблеме выявления связи профессиональной идентичности с мотивационно-ценностной сферой.
2. Провести диагностическое исследование по выявлению связи профессиональной идентичности студентов с показателями мотивационно-ценностной сферы.
3. Проанализировать полученные в ходе диагностики результаты и интерпретировать выявленные связи.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер.
2. Методика диагностики мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).
3. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева).
4. Методика изучение ценностных ориентаций (МИЦО) М. Рокича.
5. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Профессиональная идентичность помогает индивиду осознать себя профессионалом, развивать и совершенствовать профессиональные умения и навыки, служит источником развития.
Изучением проблемы профессиональной идентичности, самоопределения и профессионального роста занимались такие ученые, как Л.Б.Шнейдер, Т.С.Березина, Ю.П.Поваренков, Е.П.Ермолаева, Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, А.А. Реан, Д.И. Завалишина, Д.В. Ронзин, В.И. Павленко, В.М. Проселова и др.
Многие исследователи подчеркивают, что профессиональная идентичность - продукт длительного личностного и профессионального развития, который появляется на достаточно высоких уровнях овладения профессией.
Формирование профессиональной идентичности невозможно без профессионального обучения. Образовательное пространство вуза закладывает предпосылки становления профессиональной идентификации студента. Исходя из этого, следует уделить особое внимание юношеству, поскольку именно студенты формируют будущую профессиональную среду. Изучение возрастных особенностей, характерных для человека в период юности, процесс становления личности, поможет грамотно организовать учебно-профессиональную деятельность студентов и создать предпосылки для становления профессиональной идентичности.
Необходимо выделить те факторы и характеристики личности, которые оказывают влияние на профессиональную идентификацию студентов.
Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования заключается выявление связи профессиональной идентичности студентов с их некоторыми личностными характеристиками для использования полученных диагностических данных при работе со студентами.
Объект исследования: профессиональная идентичность, мотивационно-ценностная сфера.
Предмет исследования: связь показателей мотивационно-ценностной сферы студентов с их профессиональной идентичностью.
Гипотеза исследования: существует связь профессиональной идентичности студентов с показателями мотивационно-ценностной сферы: мотивацией профессиональной деятельности, самооценкой, ценностнными ориентациями, уверенностью в себе.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические данные по проблеме выявления связи профессиональной идентичности с мотивационно-ценностной сферой.
2. Провести диагностическое исследование по выявлению связи профессиональной идентичности студентов с показателями мотивационно-ценностной сферы.
3. Проанализировать полученные в ходе диагностики результаты и интерпретировать выявленные связи.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер.
2. Методика диагностики мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).
3. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева).
4. Методика изучение ценностных ориентаций (МИЦО) М. Рокича.
5. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Вопрос об идентичности не перестает быть актуальным в течении всей жизни человека. Идентичность представляет собой психический компонент самосознания, формирующийся и существующий в мире человека. Осознавая свою идентичность в мире людей, профессий, наций человек начинает ощущать себя целостной единицей общества. Через профессиональную деятельность происходить самовыражение личности, совершенствование личностных и профессиональных качеств, освоение необходимых умений и навыков, достижение определенных ступеней профессионального мастерства.
Изучение профессиональной идентичности, особенностей ее становления на разных возрастных этапах, помогает понять, на что следует обратить внимание для достижения профессионализма.
Предпосылки к формированию профессионализма следует закладывать еще во время обучения в вузе, когда определившиеся с профессиональной областью молодые люди начинают глубже погружаться в мир профессий и трудовую деятельность.
Юношеский возраст - наиболее подходящий возраст для закладывания необходимых основ для успешной профессиональной деятельности. В юношеском возрасте индивид приобретает такие качества как осознанность, самостоятельность, критичность. Именно в период юности для человека становится актуальным вопрос о дальнейшей личной, социальной и профессиональной жизни, остро встают вопросы о путях самоопределения и самоактуализации.
Нами было проведено исследование связи профессиональной идентичности студентов с мотивационно-потребностной сферой. Полученные в ходе исследования данные позволяют сказать о том, что на профессиональную идентичность влияют такие характеристики как активность, заинтересованность, положительная оценка себя, самоконтроль, уверенности в себе и своих силах, сформированные ценностные ориентации, ориентированные на продуктивную жизнь и развитие.
Изучение влияющих на профессиональную идентичность факторов, поможет не упустить важные моменты в процессе учебно-профессиональной деятельности молодежи. Выявление связи профессиональной идентичности с мотивами и ценностями, позволяет дать необходимые рекомендации студентам как будущим специалистам.
Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы при работе с учениками старших классов и студентами в течение всего обучения в вузе. Не стоит забывать, что профессиональная идентичность - составной элемент идентичности личности, поэтому индивиду, стремящемуся освоить необходимые профессиональные компетенции, необходимо уделять внимание не только развитию профессиональных навыков, но и развитию личностных сторон.
Изучение профессиональной идентичности, особенностей ее становления на разных возрастных этапах, помогает понять, на что следует обратить внимание для достижения профессионализма.
Предпосылки к формированию профессионализма следует закладывать еще во время обучения в вузе, когда определившиеся с профессиональной областью молодые люди начинают глубже погружаться в мир профессий и трудовую деятельность.
Юношеский возраст - наиболее подходящий возраст для закладывания необходимых основ для успешной профессиональной деятельности. В юношеском возрасте индивид приобретает такие качества как осознанность, самостоятельность, критичность. Именно в период юности для человека становится актуальным вопрос о дальнейшей личной, социальной и профессиональной жизни, остро встают вопросы о путях самоопределения и самоактуализации.
Нами было проведено исследование связи профессиональной идентичности студентов с мотивационно-потребностной сферой. Полученные в ходе исследования данные позволяют сказать о том, что на профессиональную идентичность влияют такие характеристики как активность, заинтересованность, положительная оценка себя, самоконтроль, уверенности в себе и своих силах, сформированные ценностные ориентации, ориентированные на продуктивную жизнь и развитие.
Изучение влияющих на профессиональную идентичность факторов, поможет не упустить важные моменты в процессе учебно-профессиональной деятельности молодежи. Выявление связи профессиональной идентичности с мотивами и ценностями, позволяет дать необходимые рекомендации студентам как будущим специалистам.
Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы при работе с учениками старших классов и студентами в течение всего обучения в вузе. Не стоит забывать, что профессиональная идентичность - составной элемент идентичности личности, поэтому индивиду, стремящемуся освоить необходимые профессиональные компетенции, необходимо уделять внимание не только развитию профессиональных навыков, но и развитию личностных сторон.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ, ИЗБИРАЮЩИХ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Изучение показателей мотивационно-ценностной сферы студентов разных форм обучения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ПСИХОЛОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ - ЮРИСТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Изучение влияния конфликтности ценностной сферы личности на адаптационный потенциал
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ ТиПО
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - Изучить особенности профессионального самоопределения у студентов 4 курса обучающихся на педагогических специальностях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Связь показателей самооценки и самоконтроля с характеристиками коммуникативной сферы подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Сравнительная характеристика ценностей и мотивационных доминант студентов очной и заочной форм обучения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019



