Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связь показателей мотивационно-ценностной сферы студентов с их профессиональной идентичностью

Работа №161161

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы137
Год сдачи2020
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Профессиональная идентичность как психологический феномен
1.1. Понятие и проблема профессиональной идентичности 6
1.2. Особенности развития личности в юношеском возрасте 25
1.3. Формирование профессиональной идентичности в юношеском
возрасте 40
Глава 2. Исследование связи мотивационно-ценностной сферы студентов с их профессиональной идентичностью
2.1. Процедура и методы исследования 51
2.2. Анализ результатов исследования 54
Выводы 77
Заключение 81
Список используемых источников 83
Приложения


В области психологии профессиональной деятельности все чаще возникает вопрос изучения проблемы идентичности. Профессиональная идентичность представляет собой характеристику, присущую профессионалу в какой-либо области профессиональной деятельности. При изучении феномена профессиональной идентичности, уделяют внимание ее структуре, процессу становления, обращают внимание на факторы, влияющие на ее формирование.
Профессиональная идентичность помогает индивиду осознать себя профессионалом, развивать и совершенствовать профессиональные умения и навыки, служит источником развития.
Изучением проблемы профессиональной идентичности, самоопределения и профессионального роста занимались такие ученые, как Л.Б.Шнейдер, Т.С.Березина, Ю.П.Поваренков, Е.П.Ермолаева, Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, А.А. Реан, Д.И. Завалишина, Д.В. Ронзин, В.И. Павленко, В.М. Проселова и др.
Многие исследователи подчеркивают, что профессиональная идентичность - продукт длительного личностного и профессионального развития, который появляется на достаточно высоких уровнях овладения профессией.
Формирование профессиональной идентичности невозможно без профессионального обучения. Образовательное пространство вуза закладывает предпосылки становления профессиональной идентификации студента. Исходя из этого, следует уделить особое внимание юношеству, поскольку именно студенты формируют будущую профессиональную среду. Изучение возрастных особенностей, характерных для человека в период юности, процесс становления личности, поможет грамотно организовать учебно-профессиональную деятельность студентов и создать предпосылки для становления профессиональной идентичности.
Необходимо выделить те факторы и характеристики личности, которые оказывают влияние на профессиональную идентификацию студентов.
Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования заключается выявление связи профессиональной идентичности студентов с их некоторыми личностными характеристиками для использования полученных диагностических данных при работе со студентами.
Объект исследования: профессиональная идентичность, мотивационно-ценностная сфера.
Предмет исследования: связь показателей мотивационно-ценностной сферы студентов с их профессиональной идентичностью.
Гипотеза исследования: существует связь профессиональной идентичности студентов с показателями мотивационно-ценностной сферы: мотивацией профессиональной деятельности, самооценкой, ценностнными ориентациями, уверенностью в себе.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические данные по проблеме выявления связи профессиональной идентичности с мотивационно-ценностной сферой.
2. Провести диагностическое исследование по выявлению связи профессиональной идентичности студентов с показателями мотивационно-ценностной сферы.
3. Проанализировать полученные в ходе диагностики результаты и интерпретировать выявленные связи.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер.
2. Методика диагностики мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).
3. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева).
4. Методика изучение ценностных ориентаций (МИЦО) М. Рокича.
5. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопрос об идентичности не перестает быть актуальным в течении всей жизни человека. Идентичность представляет собой психический компонент самосознания, формирующийся и существующий в мире человека. Осознавая свою идентичность в мире людей, профессий, наций человек начинает ощущать себя целостной единицей общества. Через профессиональную деятельность происходить самовыражение личности, совершенствование личностных и профессиональных качеств, освоение необходимых умений и навыков, достижение определенных ступеней профессионального мастерства.
Изучение профессиональной идентичности, особенностей ее становления на разных возрастных этапах, помогает понять, на что следует обратить внимание для достижения профессионализма.
Предпосылки к формированию профессионализма следует закладывать еще во время обучения в вузе, когда определившиеся с профессиональной областью молодые люди начинают глубже погружаться в мир профессий и трудовую деятельность.
Юношеский возраст - наиболее подходящий возраст для закладывания необходимых основ для успешной профессиональной деятельности. В юношеском возрасте индивид приобретает такие качества как осознанность, самостоятельность, критичность. Именно в период юности для человека становится актуальным вопрос о дальнейшей личной, социальной и профессиональной жизни, остро встают вопросы о путях самоопределения и самоактуализации.
Нами было проведено исследование связи профессиональной идентичности студентов с мотивационно-потребностной сферой. Полученные в ходе исследования данные позволяют сказать о том, что на профессиональную идентичность влияют такие характеристики как активность, заинтересованность, положительная оценка себя, самоконтроль, уверенности в себе и своих силах, сформированные ценностные ориентации, ориентированные на продуктивную жизнь и развитие.
Изучение влияющих на профессиональную идентичность факторов, поможет не упустить важные моменты в процессе учебно-профессиональной деятельности молодежи. Выявление связи профессиональной идентичности с мотивами и ценностями, позволяет дать необходимые рекомендации студентам как будущим специалистам.
Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы при работе с учениками старших классов и студентами в течение всего обучения в вузе. Не стоит забывать, что профессиональная идентичность - составной элемент идентичности личности, поэтому индивиду, стремящемуся освоить необходимые профессиональные компетенции, необходимо уделять внимание не только развитию профессиональных навыков, но и развитию личностных сторон.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов - 4-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.¬672 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни; под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1987. - 219 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.
4. Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: дисс. ... д.п.н. - М., 1998. - 448 с.
5. Аринушкина Н.С. Об определении и типах идентичности // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 48-53.
6. Березина Т.С. Становление профессиональной идентичности
педагога /
Т.С. Березина // Педагогическое образование и наука. - 2008. — № 7. - С. 24 - 27., с. 25.
7. Боровикова С.А. Профессиональное самоопределение // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб, 1991.
8. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. - 2002. - №2. - С. 28 - 39.
9. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Подред. В.А. Романенко, Н.П. Ничипоренко. - Калуга: КГПУ им.К.Э.Циолковского, 2006. - 200 с.: ил.
10. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. - М.: Академический Проект: Трикста, 2006. - 256 с. - («Gaudeamus»).
11. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, № 3, 1994.
12. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
13. Джеймс У. Психология / У. Джеймс. - М., 1991. - 368 с.
14. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 4. - С. 51-59.
15. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала /
Е.П. Ермолаева.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.-344 с.
16. Ермолаева М.В.Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. 2-е издание. Издательство: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК. - 2003. - 376 с.
17. Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией.// Психология субъекта профессиональной деятельности. - М.; Ярославль, 2001. - С. 104 - 128.
18. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов / Э. Ф. Зеер - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2003. - 336 с.
19. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н. Л. Иванова, Е. В. Конева // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 148-156.
20. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб.пос. для студ. вузов - 4-е изд., стер. - М., 2010.-304 с.
21. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.,Воронеж,1996. - 397 с.
22. Ксензова Т.Н. Формирование профессиональных представлений у студентов в образовательном пространстве вуза // Вестник МГОУ. Серия педагогика. 2009. № 2. С. 51-60.
23. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии, 1981, № 2.
24. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 298 с.
25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
26. Осьодло, В. И. Психология профессионального становления офицера: моногр. / В. И. Осьодло. - Киев: ЗолотыеВорота, 2012. - 463 с.
27. Павленко В.И. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 135 - 142.
28. Поваренков Ю.П. Психологическая
характеристика профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества / Сборник научных трудов. - Ярославль : ЯГПУ, 2003. - С. 154-163.
29. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. - М.:УРАО, 2002. - 160 с.
30. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии: Воронеж: МОДЭК, 1996.
31. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М., Воронеж, 1997. - 287 с.
32. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина, - 2000. С. 25¬29.
33. Психология развития: учебник для студентов высших психологических учеб. заведений / Т.Д. Марцииковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.
34. Реан А. А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 416 с: (Серия «Мастера психологии»).
35. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты М.: Бахрах-М, 2011.
36. Фетискин Н.П. и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп М.: ИИП, 2009.
37. Хамитова И.Ю. Развитие профессиональной идентичности консультанта [Электронный ресурс] / И.Ю. Хамитова // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2000. - № 1. - Режим доступа: psyjour-nal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2897.
38. Шадриков В.Д. Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. - М.: Изд-во «Университетская книга», 2010. - 320 с.
39. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
40. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : дис. д-ра психол. наук / Л. Б. Шнайдер. - М., 2001.- С. 39.
41. Шнейдер Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 128 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ