ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ КОНДИТЕРСКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ 5
1.1 Историко-географический аспект развития кондитерской промышленности
РФ 5
1.2 Место кондитерской промышленности в экономике РФ 9
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНДИТЕРСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ 13
2.1 Особенности размещения кондитерской промышленности РФ 13
2.2 Классификации продукции кондитерской промышленности 15
2.3 Особенности размещения сырьевой базы кондитерской промышленности
РФ 18
2.3.1 Сахар 19
2.3.2 Какао 21
2.3.3 Мука 23
2.4 Особенности потребительского рынка кондитерской продукции РФ 26
3. ПРОБЛЕМЫ КОНДИТЕРСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ 31
3.1 Анализ современной кондитерской промышленности РФ 31
3.2 Проблемы и перспективы кондитерской промышленности РФ 37
4. ИЗУЧЕНИЕ КОНДИТЕРСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 42
4.1 Экскурсионная деятельность в курсе социально-экономической географии 42
4.2 Производственные экскурсии школьников 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Кондитерская промышленность относится к предприятиям пищевой индустрии - одной из крупнейших отраслей, значимых для российской экономики. По своим масштабам в структуре отрасли кондитерская промышленность занимает четвертое место после хлебопекарной, молочной и рыбной подотраслей [17].
Кондитерская промышленность относится к сфере агропромышленного комплекса РФ, которая обеспечивает заготовку, транспортировку, хранение и переработку производимого сельским хозяйством сырья. Как звено пищевой промышленности она относится к самому значимому её сектору - пищевкусовому.
История всегда ставила производство сладостей на видное место среди отраслей пищевой промышленности и АПК России в целом, так как россияне исторически - сладкоежки. После распада Советского Союза перед кондитерской промышленностью возник ряд новых проблем, препятствующих её развитию. Среди них высокая конкуренция импортных товаров, нарушение производственных связей между разными районами и т.д. Тем не менее, кондитерская промышленность постепенно и плавно входит в мировой рынок, причем этот процесс является не только закономерным, но и положительным явлением. В связи с этим актуальность темы данной работы заключается в том, что кондитерская промышленность занимает достаточно важное место в обеспечении продовольственной безопасности страны.
В качестве научной гипотезы данного исследования принято утверждение, что развитие и совершенствование территориальной структуры определит развитие кондитерской промышленности России в будущем.
Целью данного исследования является выявление и анализ особенностей современной территориальной структуры кондитерской промышленности РФ.
В процессе исследования поэтапно решались следующие задачи:
1. ознакомиться с историей становления кондитерской промышленности России и её ролью в хозяйстве страны и рационе питания населения,
2. рассмотреть специфику кондитерской промышленности страны,
3. проанализировать современное состояние отрасли в России,
4. выявить перспективы развития кондитерской промышленности РФ,
5. обозначить возможности изучения кондитерской промышленности в школьном курсе географии.
В соответствии с вышесказанным, объектом исследования становится кондитерская промышленность в составе перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, предметом исследования выступает территориальная структура кондитерской промышленности РФ.
Общетеоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы послужили научные труды ведущих экономгеографов в области географии промышленности - А.Т. Хрущева, В.П. Видяпина, В.Ю. Халатова, В.П. Желтикова, Т.Г. Морозовой, Н.Г. Кузнецова и др. Автором проанализирован обширный фактический материал многочисленных литературных источников и научных статей по сходной тематике. Источником статистического материала явились данные комплексных статистических сборников и ежегодников по РФ.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы автором использовались многие методы исследования, главными из которых были изучение и анализ литературных источников, историко-сравнительный, картографический, сравнительно-географический, статистический и др. Основные положения и выводы выпускной работы сделаны на основе метода системного анализа.
В ходе данного исследования, целью которого было изучение территориальной структуры кондитерской промышленности России в составе перерабатывающих отраслей АПК, были выполнены все поставленные задачи и рассмотрены следующие факты.
Первые сладости появились у русского народа в незапамятные времена, а уже в XVII веке на царском столе был представлен сахарный леденец, фрукты и ягоды в сахаре, ореховые массы и т.п. Кондитерская промышленность прошла долгий путь развития от собирательства мёда диких пчёл вручную до промышленного производства разнообразного спектра кондитерской продукции.
Кондитерская промышленность имеет весомую долю в составе отраслей пищевой промышленности и является индикатором благосостояния граждан государства. В рамках мировой торговли кондитерская промышленность России вышла на 4 место по объёмам производства кондитерских изделий, следуя за США, Германией и Великобританией.
Основными факторами развития кондитерской промышленности выступают потребительский, инвестиционный, сырьевой и другие.
Существует масса классификаций кондитерских изделий, наиболее распространено деление кондитерской продукции на мучную и сахаристую. К группе мучных изделий относятся вафли, печенье, пироги, торты, пряники и т.д., а к группе сахаристых - безе, варенье, желе, грильяж, конфеты, помадки, шоколад и т.д.
Ежегодно россияне потребляют около 500 тысяч тонн карамели, 770 тысяч тонн мучных кондитерских изделий и 325 тысяч тонн шоколада.
Основным сырьём для кондитерской промышленности выступают сахар, какао-бобы, мука. Часто также используются патока, орехи, фрукты, подварки. Другие составляющие используются только в определенных группах продуктов. Всего насчитывается более 200 видов сырья. Каждая отдельно взятая сырьевая база имеет свою специфику, в частности, ориентированное на импортное сырье производство какао-порошка, тяготеющее к потребителю производство сахара, крайне неравномерно распределенное и разобщенное с другими отраслями производство муки.
Анализируя территориальную структуру сырьевых баз кондитерской промышленности, можно выделить целый спектр проблем отдельных подотраслей и всей отрасли в целом. Эти проблемы существенно пополняют список недостатков кондитерской промышленности, изначально упиравшийся только в рассмотрение коммерческой стороны вопроса. Современная ситуация такова, что неправильное размещение или ориентирование отдельных звеньев производственного цикла в прошлом дало отрицательные последствия не сразу, а по мере прохождения страной разных исторических этапов.
Нами были обозначены проблемы не только экономико¬географического, но и экономического характера, так как комплексный подход к рассмотрению кондитерской промышленности является, по нашему мнению, единственно верным. Среди уязвимых мест отрасли оказались слабая конкурентоспособность продукции на мировом рынке, высокая степень зависимости от иностранных поставок сырья или капитала, государственная незащищенность отрасли, нерациональное размещение сырьевых баз, отрыв их от основного производства и др.
Решение такого спектра проблем требует не просто единовременного планирования изменений отдельных звеньев производства, но главное - восстановления системы неразрывных связей между разнообразными производствами. Эффективность принятых мер напрямую зависит от того, насколько глубоко будет изучена кондитерская промышленность России. Особенно коренным изменениям должна подвергнуться география отрасли, особенности которой с течением времени стали источником многих проблем, начиная с размещения сырьевых баз и заканчивая распределением готовой продукции согласно потребностям населения.
1. Анопченко Т.Ю., Новицкая А.И. Динамика и тенденции развития
пищевой промышленности в современных условиях России // Вопросы регулирования экономики. Ростов-на-Дону: изд. Гуманитарные перспективы. - 2015 - №1. - С. 20 - 27.
2. Анпилов С.М., Ашмарина С.И. Системные основы целеполагания, обеспечивающие устойчивое развитие предприятия // Вестник СамГУ. - 2011. - № 10 (91). - C. 32-36.
3. Анурин В., Муромкин И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. СПб.: изд. Питер. - 2004. - 272 с.
4. Васильева Н.А. Проблемы развития пищевой промышленности в
условиях глобальной конкуренци // Российское
предпринимательство. М.: изд. БИБЛИО-ГЛОБУС. - 2012. - № 7 (205). - С. 103 - 107.
5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М.: изд. Советский спорт. - 2007. - 216 с.
6. Желтиков В.П., Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г. Экономическая география. Ростов-на-Дону: изд. Феникс. - 2001. - 384 с.
7. Морозова Т.Г. Экономическая география России / под ред. Морозовой Т.Г. М.: изд. ЮНИТИ-ДАНА. - 2015. - 479 с.
8. Райков Б.Е. Методика и техника экскурсий. М.: изд. ГИЗ РСФСР МОСКВА-ЛЕНИНГРАД. - 1930. - 114 с.
9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / под ред. Сластенина В.А. М.: изд. Академия. - 2002. - 576 с.
10. Тарасенко Н.А., Баранова З.А. Маркетинговые исследования
потребительских мотиваций и предпочтений при выборе
кондитерских изделий // Фундаментальные исследования. М.: изд. Академия Естествознания. - 2015. - № 9 - 1. - С. 174 - 177.
11. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: изд. Акад. Пед. наук РСФСР. - 1945. - 776 с.
12. Халатов В.Ю. Экономическая и социальная география России. М.: изд. ИМПЭ им. А. С. Грибоедова. - 2008. - 101 с.
13. Хрущёв А.Т. Экономическая и социальная география России. М.: изд. Дрофа. - 2001. - 672 с.
14. Экономическая география России / под ред. Видяпина В.И., Степанова М.В. М.: изд. ИНФРА-М. - 2000. - 533 с.
15. Юданов А.Ю. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач. М.: изд. КНОРУС. - 2010. - 464 с.
16. Якунина Е.Н. и Гаянова В.М. Повышение эффективности развития пищевой промышленности в России с помощью инструментов стратегического управления // Российское предпринимательство. М.: изд. БИБЛИО-ГЛОБУС. - 2014. - № 17. - C. 120 - 133.
17. Беседин А.С. Кондитерская промышленность: перспективы
развития рынка (электронный ресурс). Режим доступа:http://er- cons.ru/
18. Идентификация кондитерских изделий (электронный ресурс). Режим доступа:https: //znaytovar.ru/
19. История развития кондитерского производства // Кондитерское и хлебопекарное производство. М. - 2017. - № 3 (электронный ресурс). Режим доступа:http: //www.breadbranch.com/
20. Новикова Е. Что нам надо? - Шоколада! // Российский
продовольственный рынок. СПб. - 2015. - № 6 (электронный
ресурс). Режим доступа:http: //www.foodmarket.spb .ru/
21. Официальный сайт ОАО «Красный октябрь» (электронный ресурс). Режим доступа:http: //konfetki .ru/
22. Производство кондитерских изделий в дореволюционной России //
Eda.News. - 2011 (электронный ресурс). Режим доступа: http://www.novostioede.ru/proizvodstvo konditerskih izdelij v dorevolucionnoj rossii/
23. Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 N 559-р, Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Консультант плюс (электронный ресурс). Режим доступа: http://www. consultant.ru/
24. Сахарная промышленность России // География. М. - 2005. - № 14 (электронный ресурс). Режим доступа:http://geo.1september.ru/
25. Современное развитие пищевой промышленности в России. Дистанционный консалтинг (электронный ресурс). Режим доступа: http://www.dist-cons.ru/
26. Центр исследований кондитерского рынка (электронный ресурс). http://cikr.ru/
27. Экономика России, цифры и факты. - 2015 (электронный ресурс). Режим доступа:https: //utmagazine.ru/
28. Экспертно-аналитический центр агробизнеса (электронный ресурс). Режим доступа:http: //ab-centre.ru/