ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ПО БИОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «РАСТЕНИЯ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ
КАРТ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ 6
1.1 Способы представления и переработки информации в процессе обучения
биологии 6
1.2 Возможности ментальных карт 19
1.3 Принципы построения ментальных карт 23
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ОПЫТНО -ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «РАСТЕНИЯ» 28
2.1 База исследования, методы 28
2.2 Констатирующий этап эксперимента 31
2.3 Формирующий и контрольный этапы эксперимента 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ
КАРТ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ 6
1.1 Способы представления и переработки информации в процессе обучения
биологии 6
1.2 Возможности ментальных карт 19
1.3 Принципы построения ментальных карт 23
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ОПЫТНО -ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «РАСТЕНИЯ» 28
2.1 База исследования, методы 28
2.2 Констатирующий этап эксперимента 31
2.3 Формирующий и контрольный этапы эксперимента 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Формирование творческой и активной личности учащегося - главная цель современного образования. Сегодня школьник должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их па практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача педагога - вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Новые, используемые в настоящее время или только зарождающиеся педагогические технологии, в рамках реализации проектно-ориентированного образования (решение реальных научно-исследовательских и проектных задач, анализ конкретных ситуаций, моделирование реальных процессов на базе информационных систем) немыслимы без активного применения нового педагогического инструментария.
Одним из удобных инструментов для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме являются ментальные карты. Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Применение ментальных карт очень разнообразно, например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения. Являясь интерактивным, данный метод помогает повысить эффективность учебного процесса, влияя на интенсификацию обучения и активизацию учебной деятельности за счет более высокой, чем при традиционных методах, степени визуализации представленного материала. Ментальные карты позволяют обучающимся легче воспринимать и запоминать информацию в сжатой форме большого количества. Это позволяет хорошо разобраться при изучении новой темы. Карты помогают и в самостоятельном обучении. Учащиеся могут ускорять процесс изучения нового материала, зафиксировать главные мысли, активизировать память восприятия и мышления.
Метальные карты могут использоваться для: конспектирования лекций и книг, обобщения и сгруктурирования разрозненной информации; подготовки материала но этой или иной теме; подготовки презентаций; решения творческих задач; планирования и разработки собственных проектов; составление списков дел и планов; самоанализа и самопознания.
Актуальность и недостаточная разработанность исследований данной проблемы определили выбор нашей темы исследования «Использование ментальных карт по биологии при изучении раздела «Растения»».
Цель исследования - изучить методику использования ментальных карт и оценить эффективность их применения в обучении биологии в 6 классе.
Объектом нашего исследования является процесс обучения биологии в средней школе.
Предмет нашего исследования - ментальные карты, используемые при изучении раздела «Растения» в школьном курсе биологии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную и методическую литературу но теме исследования: ознакомиться с понятием «ментальная карта», рассмотреть области применении метальных карт.
2. Выявить основные приемы работы с ментальными картами и их место в учебном процессе по биологии.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по освоению метода использования ментальных карт при изучении раздела «Растения» школьного курса биологии.
4. Осуществить сравнительный анализ результатов процесса обучения биологии в 6-х классах с использованием ментальных карт.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы: - теоретические методы: изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; разложение научной проблемы на части или элементы для детального изучения; систематизация и анализ полученных данных;
- эмпирические методы: опрос, наблюдение, проведение педагогического эксперимента, тестирование.
Теоретическую и методическую основу работы составили исследования Т.Быозен, Сазановой Л.А., Дроновой Е.Н., Романичевой Е.С., характеризующие метод использования ментельных карт [23,25,36].
Основные этапы нашего исследования:
• постановка цели и задач исследования;
• определение методологии и методики исследования;
• проведение исследования;
• описание результатов исследования, их объяснение и оценка.
Опытно-экспериментальная работа была осуществлена на базе МБОУ СОШ № 58 г. Пенза.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что материалы и выводы нашей работы будут полезны для разработки теоретических проблем методики обучения биологии, педагогики.
Теоретические положения и практические результаты могут быть использованы в педагогической деятельности при подготовке уроков по биологии при изучении раздела «Растения».
Одним из удобных инструментов для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме являются ментальные карты. Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Применение ментальных карт очень разнообразно, например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения. Являясь интерактивным, данный метод помогает повысить эффективность учебного процесса, влияя на интенсификацию обучения и активизацию учебной деятельности за счет более высокой, чем при традиционных методах, степени визуализации представленного материала. Ментальные карты позволяют обучающимся легче воспринимать и запоминать информацию в сжатой форме большого количества. Это позволяет хорошо разобраться при изучении новой темы. Карты помогают и в самостоятельном обучении. Учащиеся могут ускорять процесс изучения нового материала, зафиксировать главные мысли, активизировать память восприятия и мышления.
Метальные карты могут использоваться для: конспектирования лекций и книг, обобщения и сгруктурирования разрозненной информации; подготовки материала но этой или иной теме; подготовки презентаций; решения творческих задач; планирования и разработки собственных проектов; составление списков дел и планов; самоанализа и самопознания.
Актуальность и недостаточная разработанность исследований данной проблемы определили выбор нашей темы исследования «Использование ментальных карт по биологии при изучении раздела «Растения»».
Цель исследования - изучить методику использования ментальных карт и оценить эффективность их применения в обучении биологии в 6 классе.
Объектом нашего исследования является процесс обучения биологии в средней школе.
Предмет нашего исследования - ментальные карты, используемые при изучении раздела «Растения» в школьном курсе биологии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную и методическую литературу но теме исследования: ознакомиться с понятием «ментальная карта», рассмотреть области применении метальных карт.
2. Выявить основные приемы работы с ментальными картами и их место в учебном процессе по биологии.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по освоению метода использования ментальных карт при изучении раздела «Растения» школьного курса биологии.
4. Осуществить сравнительный анализ результатов процесса обучения биологии в 6-х классах с использованием ментальных карт.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы: - теоретические методы: изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; разложение научной проблемы на части или элементы для детального изучения; систематизация и анализ полученных данных;
- эмпирические методы: опрос, наблюдение, проведение педагогического эксперимента, тестирование.
Теоретическую и методическую основу работы составили исследования Т.Быозен, Сазановой Л.А., Дроновой Е.Н., Романичевой Е.С., характеризующие метод использования ментельных карт [23,25,36].
Основные этапы нашего исследования:
• постановка цели и задач исследования;
• определение методологии и методики исследования;
• проведение исследования;
• описание результатов исследования, их объяснение и оценка.
Опытно-экспериментальная работа была осуществлена на базе МБОУ СОШ № 58 г. Пенза.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что материалы и выводы нашей работы будут полезны для разработки теоретических проблем методики обучения биологии, педагогики.
Теоретические положения и практические результаты могут быть использованы в педагогической деятельности при подготовке уроков по биологии при изучении раздела «Растения».
Проблема использования ментальных карт при изучении биологии 6 класса является актуальной в методике обучения биологии.
В настоящее время не существует единой системы работы с дидактическим материалом. Использование ментальных карт способствует более полному раскрытию темы, развитию внутренней мотивации учащихся к учебной познавательной деятельности и концентрации их внимания на учебном материале и усвоении биологических понятий.
По итогам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
1) Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы показал, что для успешного обучения биологии используется большой арсенал средств визуализации информации, наиболее эффективным из которых является метол ментальных карт.
2) Ментальная карта — это средство визуального представления информации, отражающее системные связи между целым и его частями, с помощью которого можно структурировать любой материал.
3) Проанализировав отечественный опыт использования ментальных карг в образовательном процессе, можно отмстить его универсальность и возможность эффективного применения при изучении раздела «Растения» школьного курса биологии.
4) Дидактическими условиями реализации метода ментальных карт при изучении биологии являются: поэтапность внедрения в образовательный процесс использование ментальных карт; включенность учащихся в целенаправленную учебно-познавательную деятельность по биологии; систематичность использования ментальных карт на разных этапах урока;
5) В ходе опытно-экспериментальной работы доказана возможность использования метода ментальных карт при обучении биологии 6 классах. Проведен качественный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы. Использование ментальных карт на уроках биологии в экспериментальной группе значительно повысило уровень сформированное™ УУД.
Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам: - «принимай» - для начала внимательно изучите все достоинства ментальных карт, правила и инструкции по их созданию; - «применяй» - начните применять эту технологию, составьте как можно больше ментальных карт; - «приспосабливай» - пропустите эту технологию через себя, совершенствуйте свои навыки.
Итак, эксперимент показал, что при использовании ментальных карт в экспериментальной группе данный метод помог развить ключевые компетенции: формулировать цели и задачи, отбирать, структурировать, интерпретировать ключевую информацию в виде интеллект-карты, устанавливать причинно-следственные и логические связи, контролировать процесс реализации задач, формулировать ключевые понятия и выводы, классифицировать и сравнивать объекты и явления.
Ментальные карты обладают рядом преимуществ, таких как: экономия времени при чтении и составлении карты - конспекта; высокая концентрация внимания па существенных вопросах; ключевые слова более заметны и воспринимаются с большей легкостью; основные понятия сведены в единое поле зрения, способствуя высокой творческой отдаче и высокой степени усвоения материала; мозгу легче воспринимать и запечатлевать в памяти разноцветную многомерную интеллект-карту, нежели монотонный притупляющий внимание линейный конспект.
В процессе составления интеллект-карты постоянно пребывает на грани открытия чего-то нового. Это способствует непрерывному и потенциально бесконечному процессу мышления.
Согласно Закону «Об образовании» образовательная организация должна осуществлять свою деятельность для обеспечения реализации в полном объеме образовательных программ в соответствии с применяемыми 48
формами, средствами, методами обучения и воспитания, склонностями, способностями, интересами и потребностями учащихся. По нашему мнению, использование данной технологии соответствует требованиям закона «Об образовании».
Проведенное исследование может служить основой для дальнейшей разработки комплекта дидактических материалов по освоению метола ментальных карт в изучении ботаники школьного курса и других разделов школьного курса биологии.
В настоящее время не существует единой системы работы с дидактическим материалом. Использование ментальных карт способствует более полному раскрытию темы, развитию внутренней мотивации учащихся к учебной познавательной деятельности и концентрации их внимания на учебном материале и усвоении биологических понятий.
По итогам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
1) Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы показал, что для успешного обучения биологии используется большой арсенал средств визуализации информации, наиболее эффективным из которых является метол ментальных карт.
2) Ментальная карта — это средство визуального представления информации, отражающее системные связи между целым и его частями, с помощью которого можно структурировать любой материал.
3) Проанализировав отечественный опыт использования ментальных карг в образовательном процессе, можно отмстить его универсальность и возможность эффективного применения при изучении раздела «Растения» школьного курса биологии.
4) Дидактическими условиями реализации метода ментальных карт при изучении биологии являются: поэтапность внедрения в образовательный процесс использование ментальных карт; включенность учащихся в целенаправленную учебно-познавательную деятельность по биологии; систематичность использования ментальных карт на разных этапах урока;
5) В ходе опытно-экспериментальной работы доказана возможность использования метода ментальных карт при обучении биологии 6 классах. Проведен качественный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы. Использование ментальных карт на уроках биологии в экспериментальной группе значительно повысило уровень сформированное™ УУД.
Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам: - «принимай» - для начала внимательно изучите все достоинства ментальных карт, правила и инструкции по их созданию; - «применяй» - начните применять эту технологию, составьте как можно больше ментальных карт; - «приспосабливай» - пропустите эту технологию через себя, совершенствуйте свои навыки.
Итак, эксперимент показал, что при использовании ментальных карт в экспериментальной группе данный метод помог развить ключевые компетенции: формулировать цели и задачи, отбирать, структурировать, интерпретировать ключевую информацию в виде интеллект-карты, устанавливать причинно-следственные и логические связи, контролировать процесс реализации задач, формулировать ключевые понятия и выводы, классифицировать и сравнивать объекты и явления.
Ментальные карты обладают рядом преимуществ, таких как: экономия времени при чтении и составлении карты - конспекта; высокая концентрация внимания па существенных вопросах; ключевые слова более заметны и воспринимаются с большей легкостью; основные понятия сведены в единое поле зрения, способствуя высокой творческой отдаче и высокой степени усвоения материала; мозгу легче воспринимать и запечатлевать в памяти разноцветную многомерную интеллект-карту, нежели монотонный притупляющий внимание линейный конспект.
В процессе составления интеллект-карты постоянно пребывает на грани открытия чего-то нового. Это способствует непрерывному и потенциально бесконечному процессу мышления.
Согласно Закону «Об образовании» образовательная организация должна осуществлять свою деятельность для обеспечения реализации в полном объеме образовательных программ в соответствии с применяемыми 48
формами, средствами, методами обучения и воспитания, склонностями, способностями, интересами и потребностями учащихся. По нашему мнению, использование данной технологии соответствует требованиям закона «Об образовании».
Проведенное исследование может служить основой для дальнейшей разработки комплекта дидактических материалов по освоению метола ментальных карт в изучении ботаники школьного курса и других разделов школьного курса биологии.



