ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ
КАРТ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ 6
1.1 Способы представления и переработки информации в процессе обучения
биологии 6
1.2 Возможности ментальных карт 19
1.3 Принципы построения ментальных карт 23
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ОПЫТНО -ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «РАСТЕНИЯ» 28
2.1 База исследования, методы 28
2.2 Констатирующий этап эксперимента 31
2.3 Формирующий и контрольный этапы эксперимента 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Формирование творческой и активной личности учащегося - главная цель современного образования. Сегодня школьник должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их па практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача педагога - вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Новые, используемые в настоящее время или только зарождающиеся педагогические технологии, в рамках реализации проектно-ориентированного образования (решение реальных научно-исследовательских и проектных задач, анализ конкретных ситуаций, моделирование реальных процессов на базе информационных систем) немыслимы без активного применения нового педагогического инструментария.
Одним из удобных инструментов для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме являются ментальные карты. Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Применение ментальных карт очень разнообразно, например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения. Являясь интерактивным, данный метод помогает повысить эффективность учебного процесса, влияя на интенсификацию обучения и активизацию учебной деятельности за счет более высокой, чем при традиционных методах, степени визуализации представленного материала. Ментальные карты позволяют обучающимся легче воспринимать и запоминать информацию в сжатой форме большого количества. Это позволяет хорошо разобраться при изучении новой темы. Карты помогают и в самостоятельном обучении. Учащиеся могут ускорять процесс изучения нового материала, зафиксировать главные мысли, активизировать память восприятия и мышления.
Метальные карты могут использоваться для: конспектирования лекций и книг, обобщения и сгруктурирования разрозненной информации; подготовки материала но этой или иной теме; подготовки презентаций; решения творческих задач; планирования и разработки собственных проектов; составление списков дел и планов; самоанализа и самопознания.
Актуальность и недостаточная разработанность исследований данной проблемы определили выбор нашей темы исследования «Использование ментальных карт по биологии при изучении раздела «Растения»».
Цель исследования - изучить методику использования ментальных карт и оценить эффективность их применения в обучении биологии в 6 классе.
Объектом нашего исследования является процесс обучения биологии в средней школе.
Предмет нашего исследования - ментальные карты, используемые при изучении раздела «Растения» в школьном курсе биологии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную и методическую литературу но теме исследования: ознакомиться с понятием «ментальная карта», рассмотреть области применении метальных карт.
2. Выявить основные приемы работы с ментальными картами и их место в учебном процессе по биологии.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по освоению метода использования ментальных карт при изучении раздела «Растения» школьного курса биологии.
4. Осуществить сравнительный анализ результатов процесса обучения биологии в 6-х классах с использованием ментальных карт.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы: - теоретические методы: изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; разложение научной проблемы на части или элементы для детального изучения; систематизация и анализ полученных данных;
- эмпирические методы: опрос, наблюдение, проведение педагогического эксперимента, тестирование.
Теоретическую и методическую основу работы составили исследования Т.Быозен, Сазановой Л.А., Дроновой Е.Н., Романичевой Е.С., характеризующие метод использования ментельных карт [23,25,36].
Основные этапы нашего исследования:
• постановка цели и задач исследования;
• определение методологии и методики исследования;
• проведение исследования;
• описание результатов исследования, их объяснение и оценка.
Опытно-экспериментальная работа была осуществлена на базе МБОУ СОШ № 58 г. Пенза.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что материалы и выводы нашей работы будут полезны для разработки теоретических проблем методики обучения биологии, педагогики.
Теоретические положения и практические результаты могут быть использованы в педагогической деятельности при подготовке уроков по биологии при изучении раздела «Растения».
Проблема использования ментальных карт при изучении биологии 6 класса является актуальной в методике обучения биологии.
В настоящее время не существует единой системы работы с дидактическим материалом. Использование ментальных карт способствует более полному раскрытию темы, развитию внутренней мотивации учащихся к учебной познавательной деятельности и концентрации их внимания на учебном материале и усвоении биологических понятий.
По итогам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
1) Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы показал, что для успешного обучения биологии используется большой арсенал средств визуализации информации, наиболее эффективным из которых является метол ментальных карт.
2) Ментальная карта — это средство визуального представления информации, отражающее системные связи между целым и его частями, с помощью которого можно структурировать любой материал.
3) Проанализировав отечественный опыт использования ментальных карг в образовательном процессе, можно отмстить его универсальность и возможность эффективного применения при изучении раздела «Растения» школьного курса биологии.
4) Дидактическими условиями реализации метода ментальных карт при изучении биологии являются: поэтапность внедрения в образовательный процесс использование ментальных карт; включенность учащихся в целенаправленную учебно-познавательную деятельность по биологии; систематичность использования ментальных карт на разных этапах урока;
5) В ходе опытно-экспериментальной работы доказана возможность использования метода ментальных карт при обучении биологии 6 классах. Проведен качественный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы. Использование ментальных карт на уроках биологии в экспериментальной группе значительно повысило уровень сформированное™ УУД.
Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам: - «принимай» - для начала внимательно изучите все достоинства ментальных карт, правила и инструкции по их созданию; - «применяй» - начните применять эту технологию, составьте как можно больше ментальных карт; - «приспосабливай» - пропустите эту технологию через себя, совершенствуйте свои навыки.
Итак, эксперимент показал, что при использовании ментальных карт в экспериментальной группе данный метод помог развить ключевые компетенции: формулировать цели и задачи, отбирать, структурировать, интерпретировать ключевую информацию в виде интеллект-карты, устанавливать причинно-следственные и логические связи, контролировать процесс реализации задач, формулировать ключевые понятия и выводы, классифицировать и сравнивать объекты и явления.
Ментальные карты обладают рядом преимуществ, таких как: экономия времени при чтении и составлении карты - конспекта; высокая концентрация внимания па существенных вопросах; ключевые слова более заметны и воспринимаются с большей легкостью; основные понятия сведены в единое поле зрения, способствуя высокой творческой отдаче и высокой степени усвоения материала; мозгу легче воспринимать и запечатлевать в памяти разноцветную многомерную интеллект-карту, нежели монотонный притупляющий внимание линейный конспект.
В процессе составления интеллект-карты постоянно пребывает на грани открытия чего-то нового. Это способствует непрерывному и потенциально бесконечному процессу мышления.
Согласно Закону «Об образовании» образовательная организация должна осуществлять свою деятельность для обеспечения реализации в полном объеме образовательных программ в соответствии с применяемыми 48
формами, средствами, методами обучения и воспитания, склонностями, способностями, интересами и потребностями учащихся. По нашему мнению, использование данной технологии соответствует требованиям закона «Об образовании».
Проведенное исследование может служить основой для дальнейшей разработки комплекта дидактических материалов по освоению метола ментальных карт в изучении ботаники школьного курса и других разделов школьного курса биологии.
1. Бабич А.В. Эффективная обработка информации. Mindmapping для студентов и профессионалов. Москва: Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний, 2011. 224 с.
2. Быозен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100%. Москва:Росмэн-Пресс, 2007. 96 с.
3. Быозен, Т. Супермышление. Минск : ООО «Попурри», 2003. 304 с.
4. Верзилин Н.М. Основы методики преподавания ботаники. Москва: Педагогика. 1984.
5. Верзилин Н.М. Проблема методики преподавания биологии. Москва: Просвещение. 1983. 383 с.
6. Вопросы экологического образования и воспитания. Брянск: Брянский ГПИ. 1987. 15-25 с.
7. Галеева А.М., Курок М.Л. Методологические основы экологического образования и воспитания // Биология в школе. №2,1981.6-14 с.
8. Горчинский Г.Б. Методологические и общенаучные проблемы экологического образования и природоохранительного воспитания. Москва. 2004. 15 с.
9. Дронова Е. Н. Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки //Проблемы современного образования. №. 2. 2017. 118-124 с.
10. Дронова Е. И. Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки // Проблемы современного образования. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZrnentalnye-karty-v-uchebnom-protsesse- rol-i-osnovy-razrabotki(дата обращения: 19.02.2022).
Н.Захлебный А.Н. и др. Отношение школьников к природе. Москва: Педагогика. 1988. 127 с.
12.Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание как новая область педагогической теории и школьной практики // Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Таллинн. 1980. 6 с.
13. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. Москва: Просвещение. 1992. 70-74 с.
14. Куликова В. В. Ментальная карта как метод обучения //Карельский научный журнал. Т. 10. №. 1 (34). 2021.
15. Ментальные карты - подробная инструкция [Электронный ресурс] // Методики Дарова. Режим доступа: http://darov.net/azbuka- razvitiya/kreativnic-techniki/mentalnie-karti-podrobnaya-instruktsiya(дата обращения 11.04.2013)
16. Мюллер X. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей. Москва :Омсга-Л, 2007. 126 с.
17. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений. М.: ДРОФА, 2014. 208 с.
18. Пономарева И.Н., Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии. М.: Академия, 2012. 368 с.
19. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся. 5-9 классы. Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития. М.: Учитель, 2015. 80 с.
20. Рамазанова Е. Экологическое образование школьников. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 76 с.
21. Ремизова Н.П. Мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности. И Биология в школс.№5. 2001.28 с.
22. Розанова Т.А.. Валеологичсское воспитание школьников на уроках биологии и химии. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. 64 с.
23. Романичева Е. С. Ментальные карты, или интеллект-карты //Литература в школе.№. 8. 2015.40-41 с.
24. Романова Е. М„ Электронный курс «Информационные технологии». Ростов - на - Дону, Государственный колледж связи и информации, 2005 г., eromanova@rks:.ru.
25. Сазанова Л.А. Ментальные карты как средство обучения в вузе // Перспективы развития информационных тсхнологий.№28. 2016. URL: https://cybcrlcninka.ru/article/n/mcntalnyc-karty-kak-sredstvo- obucheniya-v-vuze(дата обращения: 20.02.2022).
26. Самофалова М.В., Суркова Н.В. Использование ментальных карг в
процессе обучения И Гуманитарные и социальные науки. №3. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/arlicle/nZispolzovanie-mentalnyh-kart-v-
protscssc-obuchcniya (дата обращения: 29.05.2022).
27. Семенова М.. Формирование коммуникативных учебных действий у младших школьников. М.:,2013. 84 с.
28. Симонова М. В. Использование ментальных карг в деле обеспечения качества знаний на разных этапах обучения // Научные исследования в образовании.№6. 2008. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-mentalnyh-kart-v-dele- obespecheniya-kachestva-znaniy-na-raznyh-etapah-obucheniya(дата обращения: 04.02.2022).
29. Современные педагогические технологии. Основная школа. М.: КАРО, 2015. 176 с.
30. Способ учебной работы - условие и продукт познавательной деятельности школьника. М.: Канон+РООИ "Реабилитация", Реабилитация, 2009. 400 с.
31 .Сухина В. Экологическое образование и воспитание. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 168 с.
32. Таможням Е.А., Смирнова М.С., Душина И.В. Методика обучения биологии. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2016. 322 с.
33. Теремов А.В. Знаково-символическая система в обучении биологии. Учебное пособие. М.: Прометей. 2013. 126 с.
34. Теремов А.В., Переловим Н.В., Петросова Р.А., Косорукова Л.А.. Теория и методика обучения биологии. Учебные и педагогические практики. М.: Московский педагогический государственный университет, 2012. 164 с.
35. Титов Е.В., Морозова Л.В. Методика применения информационных технологий в обучении биологии. М.: Академия, 2010. 176 с.
36. Тони Быозен, Барри Бьюзеп. Интеллект-карты. Практическое руководство. Москва: Попурри, 2010. 368 с.
37. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. М.:,2002. 304 с.
38. Учебник и практикум. Биология. М.: Юрайт, 2014. 454 с.
39. Формирование универсальных учебных действий. Биология. 5-9 классы. М.: Учитель, 2014. 236 с.
40. Хакимов Д. Р. Применение в учебном процессе ментальных карт //Образовательные ресурсы и технологии. №. 1 (13), 2016. 3-8 с.