Современные подходы к организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы 6
1.1 Сущность и виды самостоятельной работы обучающихся средней
общеобразовательной школы 6
1.2 Методические принципы организации самостоятельной работы
обучающихся на уроках английского языка 16
Выводы по I главе 24
Глава II. Способы организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы 25
2.1 Современные формы организации самостоятельной работы учащихся
старших классов на уроках английского языка 25
2.2 Конспект урока английского языка в 9 классе по УМК “Spotlight” с
элементами самостоятельной работы 30
Выводы по II главе 41
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение
Глава I. Теоретические основы организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы 6
1.1 Сущность и виды самостоятельной работы обучающихся средней
общеобразовательной школы 6
1.2 Методические принципы организации самостоятельной работы
обучающихся на уроках английского языка 16
Выводы по I главе 24
Глава II. Способы организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы 25
2.1 Современные формы организации самостоятельной работы учащихся
старших классов на уроках английского языка 25
2.2 Конспект урока английского языка в 9 классе по УМК “Spotlight” с
элементами самостоятельной работы 30
Выводы по II главе 41
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение
Актуальность нашего исследования обусловлена серьезными изменениями, происходящими в системе школьного образования на современном этапе. С введением ФГОС нового поколения акцент делается на воспитании школьника как субъекта образования. В процессе совершенствования школьного преподавания встает целый ряд важных проблем, связанных не только с разработкой новых подходов к содержанию предметной области «иностранный язык», но и, что особенно важно, с кардинальным изменением самого процесса обучения.
В современном образовательном пространстве остро стоит вопрос об оптимизации учебного процесса. XXI век зарекомендовал себя как время беспрецедентно быстрого обмена информацией. Объем знаний, необходимых для успешного взаимодействия и сосуществования, значительно превышает школьные возможности.
В этих условиях меняется роль школы в подготовке подростка к будущей профессиональной деятельности, а также к жизни в глобальном мире. Современный учитель ограничен количеством часов, при этом должен уделить время каждому ученику в классе. В этих условиях акцент в школьном образовании смещается с усвоения конкретных знаний на овладение образовательными стратегиями, в первую очередь, умением получать знания самостоятельно. Именно этот социальный запрос обусловливает актуальность нашего исследования.
Объект исследования - организация самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - современные подходы к организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы.
Цель исследования состоит в изучении современных подходов к организации самостоятельной работы учащихся и в разработке системы упражнений, способствующих развитию учебной автономии старших школьников на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность и виды самостоятельной работы обучающихся средней общеобразовательной школы.
2. Выявить методические принципы организации самостоятельной работы обучающихся на уроках английского языка.
3. Изучить современные формы организации самостоятельной работы.
4. Разработать систему упражнений, направленных на развитие учебной самостоятельности обучающихся старших классов на уроках английского языка.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: сравнение, обобщение, изучение передового педагогического опыта, анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, изучение практического опыта.
Теоретической основой исследования являются научные труды таких ученых, как И.А. Зимняя, Л.В. Жарова, Е.П. Черногрудова, Н.П. Щербакова, И.И. Донова и др.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что основные положения работы могут быть использованы при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Теория обучения иностранным языкам», а также при написании курсовых работ по этому предмету. Разработанный комплекс упражнений может быть использован в учебных учреждениях при планировании уроков с использованием технологий самостоятельной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении аргументируется выбор темы исследования, методы анализа, определяется объект, предмет, цель и конкретные задачи, обосновывается актуальность и практическая значимость исследования.
В I главе речь идет о самостоятельной работе обучающихся как объекте изучения. Производится анализ сущности и видов самостоятельной работы в современной методике преподавания иностранных языков. Кроме того, здесь охарактеризованы основные методические принципы организации самостоятельной работы на уроках английского языка.
Глава II является практической и посвящена рассмотрению конкретных подходов к организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы. На данном этапе представлен конспект урока английского языка в 9 классе средней общеобразовательной школы, направленный на формирование учебной самостоятельности старших школьников.
В Заключении содержатся выводы по проведенному исследованию, намечаются пути и перспективы дальнейшей работы.
В современном образовательном пространстве остро стоит вопрос об оптимизации учебного процесса. XXI век зарекомендовал себя как время беспрецедентно быстрого обмена информацией. Объем знаний, необходимых для успешного взаимодействия и сосуществования, значительно превышает школьные возможности.
В этих условиях меняется роль школы в подготовке подростка к будущей профессиональной деятельности, а также к жизни в глобальном мире. Современный учитель ограничен количеством часов, при этом должен уделить время каждому ученику в классе. В этих условиях акцент в школьном образовании смещается с усвоения конкретных знаний на овладение образовательными стратегиями, в первую очередь, умением получать знания самостоятельно. Именно этот социальный запрос обусловливает актуальность нашего исследования.
Объект исследования - организация самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - современные подходы к организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы.
Цель исследования состоит в изучении современных подходов к организации самостоятельной работы учащихся и в разработке системы упражнений, способствующих развитию учебной автономии старших школьников на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность и виды самостоятельной работы обучающихся средней общеобразовательной школы.
2. Выявить методические принципы организации самостоятельной работы обучающихся на уроках английского языка.
3. Изучить современные формы организации самостоятельной работы.
4. Разработать систему упражнений, направленных на развитие учебной самостоятельности обучающихся старших классов на уроках английского языка.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: сравнение, обобщение, изучение передового педагогического опыта, анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, изучение практического опыта.
Теоретической основой исследования являются научные труды таких ученых, как И.А. Зимняя, Л.В. Жарова, Е.П. Черногрудова, Н.П. Щербакова, И.И. Донова и др.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что основные положения работы могут быть использованы при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Теория обучения иностранным языкам», а также при написании курсовых работ по этому предмету. Разработанный комплекс упражнений может быть использован в учебных учреждениях при планировании уроков с использованием технологий самостоятельной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении аргументируется выбор темы исследования, методы анализа, определяется объект, предмет, цель и конкретные задачи, обосновывается актуальность и практическая значимость исследования.
В I главе речь идет о самостоятельной работе обучающихся как объекте изучения. Производится анализ сущности и видов самостоятельной работы в современной методике преподавания иностранных языков. Кроме того, здесь охарактеризованы основные методические принципы организации самостоятельной работы на уроках английского языка.
Глава II является практической и посвящена рассмотрению конкретных подходов к организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы. На данном этапе представлен конспект урока английского языка в 9 классе средней общеобразовательной школы, направленный на формирование учебной самостоятельности старших школьников.
В Заключении содержатся выводы по проведенному исследованию, намечаются пути и перспективы дальнейшей работы.
ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечение условий для развития личности учащихся. В современном мире, в век динамических изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, новые стандарты акцентируют внимание на личностно-ориентированном подходе в обучении. Отличительной чертой этого подхода является более высокий уровень восприятия и репродуцирования знаний, их систематизация, рождение новых идей, выход на исследование, поиск альтернативных решений проблем, собственное конструирование.
Успешное обучение школьным предметам, и иностранным языкам в особенности, невозможно без интенсивной самостоятельной работы учащихся. Развитие самостоятельной деятельности является одним из важнейших путей формирования целостной, гармонично развитой личности. Эти качества формируются только при условии систематического включения обучения в самостоятельную деятельность, которая в процессе выполнения приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Ввиду этого проблема поиска современных способов организации самостоятельной работы обучающихся старших классов на уроках английского языка до сих пор остается актуальной. Для изучения данной проблемы были сформулированы цель и ряд задач нашего исследования.
В соответствии с первой задачей были охарактеризованы сущность и виды самостоятельной работы обучающихся средней общеобразовательной школы. Рассмотренные определения позволили выделить следующие признаки самостоятельной работы обучающихся: умение планировать свою работу, выполнять задания без непосредственной помощи учителя, оценивать свои результаты работы, корректировать и совершенствовать способы её выполнения; также наличие познавательной или практической задачи, вопроса, проблемной ситуации, побуждающих к самостоятельной деятельности и требующих умственных, волевых и физических усилий, проявление творческой активности при решении поставленных задач.
Мы также пришли к важному выводу о том, что самостоятельная работа не только повышает активность обучаемых, но и носит индивидуальный характер. Источник информации, используемый каждым учеником, формируется на основе его собственных потребностей и возможностей. Благодаря этому свойству, самостоятельная работа принимает гибкий адаптивный характер.
Согласно второй задаче исследования, мы выявили методические принципы организации самостоятельной работы обучающихся на уроках английского языка. Умению действовать самостоятельно всегда предшествует этап, на котором у школьников формируются стратегии автономной учебной деятельности. Наиболее значимыми в процессе обучения иностранному языку являются принцип прочности усвоения, принцип доступности, принцип коммуникативности, принцип интенсивности, принцип нарастания самостоятельности, принцип комплексности и дифференцированности и принцип функциональности.
В соответствии с третьей задачей исследования мы изучили современные формы организации самостоятельной работы. Мы увидели, что на современном этапе развития науки и техники существует большое количество эффективных и интересных приемов организации самостоятельной работы обучающихся старших классов на уроках английского языка, некоторые из которых легли в методическую разработку урока, представленного в последнем параграфе.
Таким образом, цель и задачи исследования были достигнуты. В дальнейшем возможны исследования в области преемственности форм самостоятельной работы обучающихся на разных ступенях школьного обучения с целью лучшей подготовленности старшеклассников к автономной учебной деятельности.
Успешное обучение школьным предметам, и иностранным языкам в особенности, невозможно без интенсивной самостоятельной работы учащихся. Развитие самостоятельной деятельности является одним из важнейших путей формирования целостной, гармонично развитой личности. Эти качества формируются только при условии систематического включения обучения в самостоятельную деятельность, которая в процессе выполнения приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Ввиду этого проблема поиска современных способов организации самостоятельной работы обучающихся старших классов на уроках английского языка до сих пор остается актуальной. Для изучения данной проблемы были сформулированы цель и ряд задач нашего исследования.
В соответствии с первой задачей были охарактеризованы сущность и виды самостоятельной работы обучающихся средней общеобразовательной школы. Рассмотренные определения позволили выделить следующие признаки самостоятельной работы обучающихся: умение планировать свою работу, выполнять задания без непосредственной помощи учителя, оценивать свои результаты работы, корректировать и совершенствовать способы её выполнения; также наличие познавательной или практической задачи, вопроса, проблемной ситуации, побуждающих к самостоятельной деятельности и требующих умственных, волевых и физических усилий, проявление творческой активности при решении поставленных задач.
Мы также пришли к важному выводу о том, что самостоятельная работа не только повышает активность обучаемых, но и носит индивидуальный характер. Источник информации, используемый каждым учеником, формируется на основе его собственных потребностей и возможностей. Благодаря этому свойству, самостоятельная работа принимает гибкий адаптивный характер.
Согласно второй задаче исследования, мы выявили методические принципы организации самостоятельной работы обучающихся на уроках английского языка. Умению действовать самостоятельно всегда предшествует этап, на котором у школьников формируются стратегии автономной учебной деятельности. Наиболее значимыми в процессе обучения иностранному языку являются принцип прочности усвоения, принцип доступности, принцип коммуникативности, принцип интенсивности, принцип нарастания самостоятельности, принцип комплексности и дифференцированности и принцип функциональности.
В соответствии с третьей задачей исследования мы изучили современные формы организации самостоятельной работы. Мы увидели, что на современном этапе развития науки и техники существует большое количество эффективных и интересных приемов организации самостоятельной работы обучающихся старших классов на уроках английского языка, некоторые из которых легли в методическую разработку урока, представленного в последнем параграфе.
Таким образом, цель и задачи исследования были достигнуты. В дальнейшем возможны исследования в области преемственности форм самостоятельной работы обучающихся на разных ступенях школьного обучения с целью лучшей подготовленности старшеклассников к автономной учебной деятельности.
Подобные работы
- Исправление фонетических ошибок учителем на уроках английского языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Возможности проектной деятельности при обучении английскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2023 - Интерактивное взаимодействие в процессе обучения английскому языку в старших классах в средней общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2019 - Проектная деятельность как способ развития навыка монологической речи обучающихся на уроке английского языка в 10 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - Цифровые образовательные платформы как инструмент организации самостоятельной работы обучающихся на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе (английский язык)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИНТЕРНЕТ-СМИ МАНИПУЛЯТИВНОГО ХАРАКТЕРА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке английского языка в 5 классе как средство повышения мотивации обучающихся
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017



