Введение 3
1 Пенсионное обеспечение в Российской Федерации 6
1.1 Пенсионная система в Российской Федерации и ее основные
характеристики 6
1.2 Развитие системы обязательного пенсионного страхования
современной России 15
1.3 Нормативно-правовые основы пенсионного обеспечения и
страхования в России 29
2 Государственная политика в области пенсионного обеспечения и
страхования в Российской Федерации 35
2.1 Основные направления деятельности Пенсионного фонда
Российской Федерации 35
2.2 Негосударственные пенсионные фонды Российской Федерации 46
3 Направления совершенствования пенсионной системы
Российской Федерации 52
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложения 67
Пенсионное обеспечение - одна из важнейших социально¬экономических задач деятельности государства. Его значимость в России обусловлена ответственностью за материальное состояние и обеспечение около сорока миллионов пенсионеров.
Переход экономики России 1990-х годов от плановой организации к рыночным отношениям потребовал разработать такие механизмы социальной защиты, которые были бы адекватны новому хозяйственному устройству.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении, экономический механизм страховой пенсионной системы, основанный на установленных выплатах, трансформируется в экономический механизм формирования пенсионных прав граждан на основе установленных страховых взносов.
Однако, как в прежней модели, так и в действующей, внедрение страховых принципов происходит неравномерно, и поэтому система пенсионного обеспечения и страхования не имеет законченного вида. В качестве главных причин этого положения можно назвать - незаконченность разработки теории социального страхования, а также отсутствие четких границ и принципов теории социального обеспечения в целом.
Низкая эффективность экономического механизма формирования и реализации пенсионных прав российских граждан проявляется в пониженном уровне пенсионного обеспечения, отрицательной тенденции его снижения относительно зарплаты, а также в проблемах долгосрочной финансовой сбалансированности современной страховой пенсионной системы. Проведенная в России в 2002 г. пенсионная реформа не достигла желаемых результатов. Возникла необходимость в ее корректировки, которая была проведена в 2010 - 2011 гг. В результате уровень пенсионного обеспечения стал выше, отчасти изменились организационные, экономические, нормативно-правовые отношения между субъектами пенсионной системы, но не был создан механизм самодостаточного развития пенсионной системы.
На сегодняшний день проблема пенсионного обеспечения населения в Российской Федерации, как и прежде, стоит достаточно остро, несмотря на все проведенные реформы. Бюджет Пенсионного фонда по-прежнему является дефицитным и финансируется средствами из госбюджета. В перспективе это, конечно, не может долго продолжаться. Итогом реформы пенсионной системы должны стать ее стабильность и устойчивость, увеличение размера пенсий.
Общемировые и российские демографические и макроэкономические тенденции влияют на изменение условий функционирования всего пенсионного механизма. Именно поэтому существует постоянная потребность в исследовании как теоретических, так и практических основ и особенностей социального обеспечения и страхования, изучении функций и принципов организации механизма формирования страховых средств и выплат.
Значимость и актуальность этой проблематики в современных российских социально-экономических условиях, необходимость разработки эффективных методов экономического регулирования пенсионной системы в РФ определили выбор темы бакалаврской работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, сложившиеся в сфере системы пенсионного обеспечения граждан.
Предмет исследования - современное состояние системы обязательного пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы - выработка направлений совершенствования существующей пенсионной системы в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
• проследить историю становления и развития пенсионного обеспечения и страхования;
• изучить основы функционирования пенсионной системы и провести анализ ее нормативно-правовой базы;
• проанализировать современное состояние пенсионной системы;
• сформулировать рекомендации по совершенствованию деятельности пенсионного обеспечения в России.
Методологию и методику исследования заявленной проблемы составили методы, которые традиционно используются в правоведении и теории социальной защиты: метод системного анализа, комплексный, историко-правовой, формально-логический, статистический, сравнительно-правовой.
Теоретической основой исследования явились труды таких российских учёных, исследующих проблемы по изучаемой теме, как С.В. Аксютина, Е.М. Астрахан, М.В. Башкин, И.В. Галимова, Г.П. Дегтярев, К.Ю. Дудко, О.В. Кузько, Е.С. Лавренова, Т.А. Маслова, Т.Д. Одинокова, Ю.В. Седова, А.К. Соловьев, К.А. Туманянц, Ю.Ю. Финогенова, Ю.В. Чеснокова, О.В. Шашкова, Ю.В. Хлистун, Е.И. Якушев, Т.П. Ярошенко и многих других.
Тема бакалаврской работы основывается на правительственных законодательных и нормативных актах, а также программах по реформированию российской пенсионной системы, которые предпринимает наше государство.
В качестве нормативно-правовых источников исследования использовались Конституция РФ, законодательные акты, Указы Президента. Также в бакалаврской работе применялись данные официального сайта Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поставленные цель и задачи определили структуру выпускной квалификационной работы, которая включает введение, три главы, заключение и список использованных источников информации.
Основанием реформирования пенсионной системы России, как и для всех развитых стран мирового сообщества, послужили демографические проблемы, которые увеличивают пенсионную нагрузку на работающее население и несут серьезную угрозу финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств.
Перед пенсионной системой России на современном этапе ее развития стоят четыре важнейшие задачи, которые необходимо решить:
1. Довести размеры всех видов пенсионного обеспечения до международно признанных стандартов.
2. Обеспечить минимальные уровни государственных пенсионных гарантий.
3. Обеспечить долгосрочную устойчивость всей пенсионной системы.
4. Повысить заинтересованность и личное участие застрахованных лиц в формировании пенсионных прав.
Пенсионная реформа, осуществляемая в России, ориентирована на страховые принципы, которые должны обеспечивать адаптацию пенсионной системы к рыночным условиям социально-экономического развития.
Проводить модернизацию на базе прежнего законодательства стало проблематично. Поэтому был принят пакет законов, устанавливающих новые нормы пенсионного права.
От распределительного принципа выплаты пенсий Россия переходит к распределительно-накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.
Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется , прежде всего, не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.
Пенсионное обеспечение населения в России в настоящее время характеризуется значительным числом проблем. Существующая пенсионная система имеет много недостатков: не адаптирована к финансовым кризисам; формируется по страховому принципу и ориентируется на низкооплачиваемых и средне оплачиваемых работников; при высоких тарифах страховых взносов размеры пенсий находятся на низком уровне; не стимулирует сокращение рабочих мест с вредными условиями производства и не создает условия для легализации заработных плат.
Одной из важнейших проблем является растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России. На пенсионную систему России негативно также влияют демографические факторы. В условиях уменьшения населения трудоспособного возраста, снижения рождаемости, увеличения инвалидности и негативной трансформации рынка труда пенсионное обеспечение не достаточно.
Решением проблемы низких пенсий многие эксперты считают повышение пенсионного возраста и соответственно увеличение объема пенсионных отчислений за счет более долгой трудовой активности. Для этого предлагается увеличение минимального страхового стажа и существенное повышение пенсий для граждан, добровольно откладывающих свой уход на пенсию. В 2015 году была введена альтернатива повышению пенсионного возраста - бонусы за каждый год откладывания выхода на пенсию. Однако этим предложением готовы воспользоваться всего 20 % пенсионеров.
Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования.
Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования. В целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению. Реформирование пенсионной системы предусматривает сохранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения.
Новая пенсионная система должна соответствовать следующим базовым принципам: добровольность, экономическая целесообразность, инвестиционная привлекательность, правовая и финансовая защищенность. Дальнейшее реформирование института пенсионного обеспечения, включая его страховую составляющую, должно осуществляться путем выработки государственной стратегии в данной сфере, сформированной с учетом демографических, экономических, социальных и других факторов.
Важной проблемой также является низкий уровень пенсионной грамотности населения. В условиях недостаточной информированности граждан не возможно повышение качества услуг, предоставляемых негосударственными пенсионными фондами.
Таким образом, две основные проблемы - дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка - не могут быть полностью урегулированы внутри пенсионной системы без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране. Поэтому государственное регулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом пенсионной системы на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей: федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 // ВСНД РФ и ВС РФ. - 1993. - №9. - Ст. 328.
3. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: федеральный закон Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №14. - Ст. 1401.
4. Об основах обязательного социального страхования»: федеральный закон Российской Федерации от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №29. - Ст. 3686.
5. О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации: федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2001 г. №155-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -
2001. - №49. - Ст. 4561.
6. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №51. - Ст. 4831.
7. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №51. - Ст. 4832.
8. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №52 (1 ч.). - Ст. 4920.
9. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2002 г. №111-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -
2002. - №30. - Ст. 3028.
10. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. №256- ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2007. - №1 (1 ч.). - Ст. 19.
11. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: федеральный закон Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. №56-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №18. - Ст. 1943.
12. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -
2009. - №30. - Ст. 3738.
13. О страховых пенсиях: федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №52 (часть I). - Ст. 6965; 2014. - №2 (часть II) (поправка).
14. О накопительной пенсии: федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №52 (часть I). - Ст. 6989.
15. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан: федеральный закон от 23.05.2016 N 143-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступаhttp://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 198199/(дата обращения: 28.04.2018)
16. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на
плановый период 2019 и 2020 годов: федеральный закон от 05.12.2017 N 363 - ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 284128/ (дата обращения
23.04.2018).
17. Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов: постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. №1097 (ред. от 07 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №1. - Ст. 107.
18. Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. №610 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №26. - Ст. 3528.
19. Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №53 (ч. 2). - Ст. 8029.
20. О создании Управлений ПФР в федеральных округах: постановление Правления ПФ РФ от 09 октября 2000 г. № 118 // Вестник Пенсионного фонда России. - 2001. - №1.
21. Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования: постановление Правления ПФ РФ от 30 января 2002 г. № 11п // Вестник ПФР. - 2002. - №2.
22. О применении Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»: Письмо ПФ РФ от 10 июля 2002 г. №КА-16-19/6161 // Вестник ПФР. - 2002. - №4.
23. Абылова А.М., Яруллин Р.Р. Пенсионный фонд России, современные проблемы его функционирования // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - №5. - С.13-14.
24. Аксютина С.В. Современные аспекты негосударственного пенсионного обеспечения // Проблемы развития территории. - 2013. - №2(64). - С.87-93.
25. Астрахан Е.М. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим: Исторический очерк (1917-1970). - М.: Юрид.лит., 1971. - 216 с.
26. Башкакова А. Между Россией и ОЭСР вклинилась пенсионная реформа // URL:http://www.ng.ru/economics/2013-06-21/4 reform.html(дата обращения: 17.04.2018)
27. Башкин М.В. Роль негосударственных пенсионных фондов в реализации задач пенсионного страхования в России // Science time. - 2015. - №6 (18). - С.64-69.
28. Воронин Ю. 2015 год: после пенсионных реформ // URL:
http://www.garant.ru/ia/opinipn/author/voronin/556856/ (дата обращения:
26.04.2018)
29. Галимова И.В. Пенсионное обеспечение населения России // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2017. - №5. - С.45-46.
30. Галимова И.В. Проблемы пенсионной реформы в России // Вестник Ленинградского гос.ун-та им. А.С. Пушкина. - 2015. - № 4. - С.69-74.
31. Гутников О.В. Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации // Адвокат. - 2017. - №11. - С. 17 - 28.
32. Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России. - М.: Academia, 2013. - 336 с.
33. Дудко К.Ю. Проблемные вопросы пенсионной реформы, проводимой в РФ на современном этапе // Известия Тульского гос. ун-та. Экономические и юридические науки. - 2015. - №4-1. - С.141-150.
34. Ерохина Т.В. Полномочия Пенсионного фонда России: правовой аспект // Социальное и пенсионное право. - 2016. - №4. - С. 15 - 20.
35. Капустина О.В. К вопросу об истории создания советской системы всеобщего государственного пенсионного обеспечения (вторая половина 1950-х - 1980-е гг.) // Социальное и пенсионное право. - 2013. - №1. - С. 47 - 51.
36. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный) / отв. ред. Ю.В. Воронин. - М.: Норма, Инфра-М, 2012. - 1088 с.
37. Кузько О.В. Основные направления развития деятельности негосударственных пенсионных фондов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. - № 11-2. - С.58-60.
38. Кульчитцкий А.В. История пенсионного обеспечения россиян: 1827 - 1917 гг. // Известия Росс.гос.пед.ун-та им. А.И. Герцена. - 2008. - №76-1. - С.199¬204.
39. Лавренова Е.С. Деятельность негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению в рамках российской пенсионной системы // Juvenis scientia. - 2016. - №1. - С.82-86.
40. Маслова Т.А. Ваша пенсия в Ваших руках: как ориентироваться в пенсионной системе, как позаботиться о собственной пенсии, рассчитать и увеличить ее. - М.: Библиотечка «Российской газеты», 2012. - Вып. 10. - 144 с.
41. Маслова Т.А. Пенсионная модернизация: новая формула расчета страховой пенсии и самостоятельная накопительная пенсия // Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии. - 2014. - №2. - С. 20 - 37; №3. - С. 3 - 16.
42. Матвеев Д.А. Проблемы Пенсионного фонда России // Молодой ученый. - 2017. - №17. - С. 299-301.
43. Новикова Н.А., Лежнева Н.С., Почежерцева З.А., Никифорова С.Т. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (постатейный). - М.: Норма - Инфра-М, 2015. - 480 с.
44. О Пенсионном фонде РФ. Режим доступа:http://www.pfrf.ru/about/(дата обращения: 03.05.2018)
45. Одинокова Т.Д. Актуальные проблемы реализации пенсионной реформы в России // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25, № 3. - С. 485-494.
46. Организационная структура Пенсионного фонда. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/ot kabbal/terr struct/4314.html(дата обращения: 08.05.2018)
47. Пенсионный Фонд Российской Федерации. Материалы официального сайта. Режим доступа:www.pfrf.ru(дата обращения: 13.05.2018).
48. Седова Ю.В. Пенсионная система Российской Федерации и роль накопительной пенсии // Экономические науки. - 2015. - №8 (129). - С.39-46.
49. Соколов Р.А. Место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти // Законодательство. - 2014. - №3. - С.39-45.
50. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: учебное пособие. - М.: Проспект, 2015. - 336 с.
51. Туманянц К.А. Генезис пенсионной системы в России // Вестник ВолГУ. Серия 3. - 2012. - Вып.11. - С.144-149.
52. Фатхудинов А.Р. Пенсионный фонд Российской Федерации, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан //Science Time.- 2015. - № 2 (14). - С.213-219.
53. Финогенова Ю.Ю., Козлов П.А. Изменения в российском пенсионном законодательстве: обзор и оценка // Известия УрГЭУ. - 2017. - №6. - С.47-55.
54. Чеснокова Ю.В. Становление пенсионного обеспечения в России в XVI - начале XX вв. // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. - С.173¬175.
55. Шевченко М.В. Реформирование пенсионной системы РФ //Science Time.
- 2015. - № 12 (24). - С.881-885.
56. Якушев Е.И. Пенсионные расчеты: моделируем будущее пенсионной системы России // Рынок ценных бумаг. - 2016. - №3. - С.14-16.
57. Ярошенко Т.П. Накопительная пенсия. Место и роль негосударственных пенсионных фондов в национальной пенсионной системе // Актуальные вопросы экономических наук. - 2017. - №44. - С.131-137.