Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внутриклассная дифференциация как основа развивающего обучения математике в условиях сельской школы

Работа №161142

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2021
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ВНУТРИКЛАССНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ 5
1.1 Предпосылки организации развивающего изучения предметов на основе
внутриклассной дифференциации 5
1.2 Типология уроков совместного обучения 10
1.3. Методические возможности для развивающей математической подготовки в условиях рационального сочетания совмещенного и несовмещенного обучения 12
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ 20
2.1 Программа двухуровневого обучения математике учащихся сельских
школ 20
2.2 Моделирование учебного процесса при разноуровневом обучении 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список используемой литературы 52
Приложение 54

В условиях ускорения научно-технического и социального прогресса формирование творческой личности является одной из стратегических целей педагогической науки и практики. Создание условий для индивидуального пути развития каждого ребенка, широкого образовательного выбора и профессионального самоопределения школьников независимо от того, в какой школе (городской или сельской, специальной или общеобразовательной, большой или малочисленной) обучаются дети - сегодня важная социальная задача.
В частности, возникает необходимость в построении системы обучения, обеспечивающей развивающее изучение математических предметов школьниками, обладающими соответствующими учебными возможностями и желаниями, в тех случаях, когда нельзя создать специализированный класс или выделить группу детей для отдельного обучения по особой учебной программе. Это наиболее актуально для сельских школ, характерной чертой которых стала малая наполняемость классов. Однако, если в классе есть ученики, способные изучать предмет углубленно, то школа должна предоставить им такую возможность; никакие трудности не должны ущемлять права ученика получить требуемый ему объем и глубину учебного материала.
Поэтому в сложившихся условиях необходим новый подход к организации развивающего обучения предметам в сельской школе, который основан на использовании внутриклассной дифференциации.
Цель выпускной квалификационной работы работы состоит в рассмотрении теоретических основ организации развивающего обучения математике в классах малой наполняемости и создании соответствующих методических разработок для учителя.
Достижению этой цели будет способствовать решение следующих задач:
1. Изучить различные подходы к организации развивающего обучения математике в сельских школах;
2. Раскрыть возможность такой организации на основе идеи внутриклассной дифференциации;
3. Рассмотреть особенности организации развивающего обучения математики в условиях двухуровнего обучения в классах малой наполняемости;
4. Разработать соответствующее программное обеспечение для некоторых математических разделов курса математики и методические рекомендации по его реализации.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.
Частичная апробация предлагаемых методических подходов осуществлялась на базе средней школы села Нижняя Елюзань Городищенского района под руководством учителя математики высшей категории Р.Д. Гусевой.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи и получены следующие выводы:
Изучение различных подходов к организации развивающего обучения математике в сельской школе показало, что наиболее перспективным подходом является внутриклассная дифференциация. Суть предлагаемого способа заключается в следующем: в классе выделяется две учебные группы (базового и развивающего уровней); закладывается принцип, согласно которому большую часть учебного времени все учащиеся занимаются совместно, как единый учебный коллектив, а меньшую - раздельно недифференцированным или дополнительным заданиям.
Предложена типология уроков, позволяющих реализовать развивающее обучение математике на основе внутриклассной дифференциации. В соответствии с ней на одних уроках дополнительный учебный материал не будет рассматриваться вовсе: все учащиеся класса совместно, сообща будут изучать основной учебный материал по программе общеобразовательной школы; на других же уроках будет изучаться и основной, и дополнительный материал (учащимися группы развивающего обучения математике ); наконец, имеют место и такие уроки, на которых основной материал не присутствует вовсе, а будет изучаться лишь дополнительный учебный материал и не всеми учащимися класса, а лишь теми, кто избрал развивающее обучение ..
Любой урок предполагает определенную последовательность этапов, определяющих его структуру. При организации развивающего обучения на основе внутриклассной дифференциации учащиеся базовой и развивающей учебных групп могут продвигаться по этим этапам как равномерно, так и неравномерно.
При неравномерном прохождении этапов урока при несогласованном обучении возможно высвобождение некоторой части урока для изучения дополнительного учебного материала учениками учебной группы с углубленным изучением математики. Равномерное прохождение обеих групп по этапам урока может предполагать полностью одинаковое прохождение каждого этапа учебными группами, а может и допускать различия в прохождении группами некоторых этапов урока. Учитывая данное обстоятельство, в практике обучения могут использоваться:
- - Синхронизированное обучение математике, допускающее лишь одинаковое прохождение учебными группами всех этапов урока. Здесь дифференциация осуществляется на уровне индивидуального подхода к учащимся; здесь не предполагается раздельного обучения по группам.
- - Несинхронизированное согласованное обучение, предполагающее различные варианты прохождения учебными группами отдельных этапов урока. Такое построение учебного процесса позволяет осуществлять изучение небольших фрагментов дополнительного учебного материала внутри отдельных этапов урока без нарушения его структуры в целом.
В соответствии с высказанными соображениями, в тексте работы представлена единая (синтезированная) программа по курсам алгебры 8-9 классов, позволяющей обучать учащихся на различных уровнях. При этом учебный материал, дополняющий курс общеобразовательной школы до курса развивающего обучения , органично вплетается в содержание основного курса математике.
В условиях дифференцированного разноуровневого обучения, когда учитываются способности и склонности учащихся, принимается во внимание их работоспособность, темп продвижения в усвоении предметных знаний, возникает необходимость в особом конструировании учебных занятий. Здесь, в частности, следует отказаться от традиционной схемы, когда этап самостоятельной работы в одно и то же время начинается для всех учащихся, и предусмотреть возможность смещения по времени начала этого этапа для учащихся с различными учебными возможностями. Поскольку учащиеся с высокими учебными возможностями могут много и увлеченно выполнять предложенные им математические задания без непосредственного участия учителя, при построении учебного процесса в условиях развивающего обучения необходимо предусмотреть не только возможность смещения по времени начала самостоятельной работы, но и большую продолжительность этого этапа учебно-познавательной деятельности.



1. Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. органиазций. М. : Просвещение, 2014. 383 с.
2. Гольдман A.M., Звавич Л.И. Углубленное изучение математики в 8-9 классах. М.,1993. 180с.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 240 с.
4. Данюшенков B.C., Гилязова О.Г., Зайкин М.И. Технологические подходы к обучению учащихся в сельской школе. Киров, 2000. 140 с.
5. Зайкин М.И., Саранцев Г.И. Урок математики в малокомплектной школе. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1992. 128с.
6. Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе: учебное пособие. М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. С.116-124.
7. Савченко И. А. Технологии разноуровневой дифференциации как средство индивидуализации обучения школьников // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. №11. С. 357-361.
8. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов. М.: Просвещение, 2002. 223с.
9. Смирнов В. А. Геометрия. 7-9 классы. Геометрия. Базовый и углубленный уровни. 10-11 классы. Примерные рабочие программы. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 47 с.
10. Смирнов В. А. Геометрия. 9 класс : учебник. Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. 176 с.
11. Сорокина А.А. Технология внутриклассной дифференциации обучения математики // Концепт. 2013. №1. С. 292-295.
12. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990. 192 с.
13. Утеева Р.А. Дифференцированные формы учебной деятельности учащихся // Математика в школе. 1995. №5. С.32-33.
14. Фролов И.В. Профильное обучение в условиях сельской школы: состояние, про-блемы// Наука и школа. 2000. № 3. С.48-54.
15. Якиманская, И.С. Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы // Директор школы. 1995. №3. С.39-45.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ