ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СРЕДСТВА
РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1. Общие сведения об интеллект-картах
1.2 Виды интеллект-карт 12
1.3. Технология построения интеллект-карт
1.4. Свойства и отличия интеллектуальных карт от линейных форм
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА
РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ 20
2.1. Методика формирования и развития информационно-коммуни¬кативных умений обучающихся при изучении биологии в 6 классе 20
2.2. Анализ опыта применения интеллектуальных карт на уроках биологии . 24
2.3. Результаты педагогического эксперимента 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
Актуальность темы. Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс. Использование технологии интеллект-карт на каждом из этапов современного урока в полной мере отражает системно-деятельностный подход в обучении, способствует формированию универсальных учебных действий. Идея технологии - это формирование умения перерабатывать большой объем информации и изображать ее в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений. Данная технология представляет собой шаг вперед на пути от одномерного, линейного логического мышления (причина-следствие, да или нет) к многомерному, неограниченному, радиантному. Радиантное мышление - основной принцип функционирования человеческого мозга. Вся теория радиантного мышления - это практические рекомендации по адаптации этого принципа в качестве альтернативного способа изложения усвоенных материалов. Главной задачей современной школы является формирование всесторонне развитой личности, способной адаптироваться в социальной среде, легко приспосабливаться к новым условиям жизни [23].
Учителю каждый день приходится использовать на своих уроках различные способы и методы организации активной как познавательной, так и творческой деятельности обучающихся в условиях недостатка времени и высокой их загруженности. Хорошим помощником в решении этого вопроса являются интеллект - карты. Использование интеллект - карт способствует развитию творческого потенциала, который проявляется в научно¬исследовательской деятельности обучающихся, в участии во внеклассных мероприятиях и на уроках, творческий подход делает обучение более ярким и интересным [21]. Данная технология способствует формированию критического мышления и ИКТ - компетенции обучающихся, что проявляется в работе с различными источниками информации при создании собственной продукции (презентации с использованием интеллект - карт, интеллект- карты, выполненные при помощи электронного решения).
Цель: выявить эффективность развития информационно-коммуникативных умений обучающихся посредством использования интеллект- карт на уроках биологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в средней школе.
Предмет исследования: методика формирования и развития информационно-коммуникативных умений учащихся 6 классов при обучении биологии с применением интеллект-карт.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую и педагогическую литературу по данной теме.
2. Раскрыть сущность технологии интеллект- карт.
3. Обосновать критерии и показатели эффективности развития информационно -коммуникативных умений обучающихся в условиях применения технологии интеллект - карт.
3. Проверить эффективность педагогической модели развития информационно-коммуникативных умений обучающихся посредством использования технологии интеллект - карт.
4. Определить и практически реализовать педагогические условия развития информационно-коммуникативные умения обучающихся в процессе применения интеллект - карт.
Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, документальных материалов, учебно -методических и дидактических пособий, учебников в аспекте рассматриваемой проблемы;
эмпирические: изучение и обобщение опыта работы различных типов школ по исследуемой проблеме, наблюдение за учебно-образовательным процессом по биологии, а также за процессом повышения квалификации учителей биологии, моделирование процесса организации формирования ИКУ, проведение констатирующего и формирующего экспериментов, статистическая обработка и анализ результатов деятельности учителей и обучающихся.
Гипотеза: основная гипотеза - это формирование умения переработки большого объема информации и изображение ее в виде логического рисунка, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений позволит формировать информационно-коммуникативных умения обучающихся, интеллектуальный потенциал личности. Если создавать интеллект-карты по большим блокам, разделам, то данные темы будут освоены на повышенном уровне.
База исследований: МБОУ СОШ №66 имени Виктора Александровича Стукалова г.Пензы.
Практическая значимость исследования состоит в разработке интеллектуальных карт по формированию УУД у школьников, которые позволяют выявить характер знаний обучающегося - их полноту, структуру, системность. Также данное исследование состоит в том, чтобы теоретические результаты были доведены до уровня практического применения.
Новизна: заключается в разработке методических конспектов по формирования информационно-коммуникативных умений учащихся 6-ых классов при обучении биологии, особенностями которой являются организация применения интеллектуальных карт на различных этапах урока и отслеживание уровня ИКУ.
Магистерская диссертация написана на 62 листах, содержит 14 рисунков и список литературы на русском и английском языках из 37 источников.
Технология интеллект - карт это одна из эффективных форм, направленных на повышение познавательной деятельности, самостоятельности и самоорганизации учащихся [27].
Опыт работы показывает, что использование интеллект - карты в процессе обучения даёт возможность учителям обеспечивать:
Jразвитие предметной компетенции обучающихся, креативности мышления;
Jповышение мотивации, качества знаний, предметной и коммуникативной компетенций учащихся;
Jвыявление причины затруднений и их коррекции, заинтересованности в конечном результате.
Способствует у обучающихся:
Jформировать учебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией;
Jулучшать все виды памяти;
Jразвивать пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность;
Jмыслить естественно, творчески;
Jсамостоятельно выявлять слабые места в знании учебного предмета, проводить работу над ошибками [37].
При создании интеллектуальных карт можно вырабатывать собственный стиль. Тогда полученный продукт становится полезным инструментом на уроке, в котором зафиксированы все мысли на понятном учащимся языке, а использование разной цветовой гаммы способствует лучшему запоминанию. Данная технология помогает развитию универсальных логических действий, таких как сравнение, анализ, синтез классификация, обобщение, конкретизация. Развивать все перечисленные элементы можно используя как готовые интеллект - карты, так составленные самостоятельно.
Огромный плюс данной методики и в том, что при выполнении данной работы учащиеся используют свой интеллектуальный потенциал, так как в интернет - ресурсах они не могут найти примеры таких интеллект - карт, особенно это актуально при обучении с использованием дистанционных технологий.
Области применения интеллектуальной карты:
Jизучение нового материала;
Jмозговой штурм или дискуссия;
Jповторение;
Jобобщение и анализ материала;
Jконспектирование;
Jконтроль и коррекция усвоения материала;
Jрефлексия.
Для того чтобы карта отложилась в долговременной памяти, необходимо ее повторить несколько раз. По мнению Тони Бьюзена, после одного часа учебной работы оптимальными интервалами времени для повторения пройденного материала являются следующие:
J Спустя 10 минут - повторение в течение 10 минут
J Спустя 1 сутки - повторение в течение 2-4 минут
J Спустя 1 неделю - повторение в течение 2 минут
J Спустя 1 месяц - повторение в течение 2 минут
JСпустя 3 месяца - повторение в течение 2 минут
JСпустя 6 месяцев - повторение в течение 2 минут
JСпустя 1 год - повторение в течение 2 минут
Повторение подразумевает, что ученик пробует по памяти воссоздать, лишь потом сравнивает с оригиналом то, что вспомнил [34].
1. Аверин В. А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 64 с.
2. Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Учебное пособие, - 3е издание, исправленное и дополненное / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина - М.: Педагогическое общество России, 2001. 270 с.
3. Бершадский М.Е. Применение технологий «Consept Maps» и «Mind Maps» для повышения уровня информационной компетентности обучаемых // Педагогические технологии. 2009. №2. С. 20-53.
4. Бордовская Н. В. Современные образовательные технологии / Н. В. Бордовская,Л. А. Даринская, С. Н. Костромина. М.: Кнорус, 2011. 269 с.
5. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: учеб.пособ.для вузов / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1999. 207 с.
6. Галеева Н. Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии. М.: 5 Высш. шк., 2006. 112 с.
7. Горбунова А. И. Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика. 1999. №3. С. 27.
8. Зверева, Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие / Н.М. Зверева М.: Педагогическое общество России, 2001. 256 с.
9. Зверев И. Д. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова. М.: «Просвещение», 1990. 191 с.
10. Зимняя И. Я. Компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-2б.
11. Мухина И. Д. Различные приемы работы с учебником // Биология в школе. 2007. № 8. С. 27-31.
12. Новиков А. М. Методологические характеристики учебной деятельности // Народное образование. 2005. № 8. С. 93-100.
13. Пакулова В. М. Методика обучения биологии. М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2001. 128 с.
14. Пакулова В. М. Особенности современного урока по биологии // Биология в школе. 2005. № 8. С.22-26.
15. Поташник M. М. Требования к современному уроку: методическое пособие. М. : Центр педагогического образования, 2008. 272 с.
16. Сапожкова А. Ю. О видах чтения в преподавании биологии // Биология в школе. 2008. № 2. С. 33-35.
17. Скворцов П. М. Биологическое образование: современные проблемы // Биология в школе. 2002. № 1. С. 32.
18. Соловова, Е.Н. Методика обучения. Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. М.: «Просвещение», 2002. 239 с.
19. Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников // Школьные технологии. 2002. №5. С. 42-55.
20. Трайтак Д. И. Практическая направленность обучения ботанике: пособие для учителя. М. : Просвещение, 1999. 112 с.
21. Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М. : Педагогика, 1998. 176 с.
22. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М. : Знание, 1987. 96 с.
23. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1996. 160 с.
24. Главная. Образование среднее образование и школы интеллект-
карта: пример и применение [Офиц. сайт]. URL:
https://fb.ru/article/300167/intellekt-karta-primer-i-primenenie.html (Дата
обращения: 01.02.2020).
25. Интеллект-карта по биологии [Офиц. сайт]. URL:
http://lp.enutina.ru/biol-povtorenie.html (Дата обращения: 14.11.2019).
26. Интеллект карты- гениальный метод для запоминания информации [Офиц. сайт]. URL:https ://denbriz.ru/lichnoe-razvitie/mindmap.html(Дата обращения: 28.10.2019).
27. Интеллект карты - гениальный метод для запоминания информации [Офиц. сайт]. URL:https ://denbriz.ru/lichnoe-razvitie/mindmap.html(Дата обращения: 30.11.2019).
28. Интеллект-карты на уроках биологии [Офиц. сайт]. URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/01/13/intellekt-karty-na-urokakh-biologii.html (Дата обращения: 30.11.2019).
29. Интеллект-карты или Mind Maps. Зачем нужны и как составлять [Офиц. сайт]. URL:https://gladtolearn.ru/blog/intellekt-karty-ili-mind-maps-zachem-nuzhny-i-kak-sostavlyat.html (Дата обращения: 24.10.2019).
30. Как составить интеллект-карту. Что такое интеллект-карты [Офиц.
сайт]. URL: http://razvitie-intellecta.ru/intellekt-karty-chto-yeto-takoe-kak-
sost.html (Дата обращения: 30.10.2019).
31. Методы обучения биологии [Офиц. сайт]. URL: https://vikidalka.ru/3-96506.html(Дата обращения: 01.12.2019).
31. Опыт работы учителя биологии, технологии, приёмы и методы
обучения биологии[Офиц. сайт]. URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-
vladimirovna-perkovskaja/tehnologi-pri-my-i-metody-obuchenija-biologi.html(Дата обращения: 01.12.2019).
32. Особенности технологии интеллект-карт и ее применение в
учебном процессе (на примере учебной дисциплины биологии) [Офиц. сайт]. URL: https://multiurok.ru/files/osobiennosti-tiekhnologhii-intielliekt-kart-i-
ieie.html(Дата обращения: 24.12.2019).
33. Применение метода интеллект-карт в предметной области «Биология» [Офиц. сайт]. URL:https://sibac.info/conf/pedagog/ix/37399.html(Дата обращения: 24.11.2019).
34. Современный урок биологии с использованием технологий продуктивного чтения и интеллект-карт [Офиц. сайт]. URL: https://pedsovet.org/publikatsii/biologiya.html(Дата обращения: 24.11.2019).
35. Технология «Интеллект-карт» как способ развития предметной
компетенции [Офиц. сайт]. URL: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-
10057.html (Дата обращения: 26.10.2019).
36. Технология интеллект-карт как средство формирования УУД [Офиц. сайт]. URL:https://e-koncept.ru/2016/56252.html(Дата обращения: 24.10.2019).
37. Формирование УУД на уроках биологии [Офиц. сайт]. URL:
https ://infourok.ru/ formirovanie-uud-na-urokah-biologii-651472.html (Дата
обращения: 24.10.2019).