Скрапбукинг как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКРАПБУКИНГА КАК СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность художественно-эстетического развития личности 8
1.2. Особенности художественно-эстетического развития детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Скрапбукинг как вид художественного творчества 22
1.4. Формы и средства скрапбукинга, способствующие художественно-
эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
СКАРАПБУКИНГА КАК СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение исходного уровня художественно-эстетического развития
детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Разработка содержания НОД по использованию скрапбукинга как
средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 47
2.3. Проверка эффективности разработанного содержания НОД по использованию скрапбукинга как средства художественно-эстетического
развития детей старшего дошкольного возраста 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКРАПБУКИНГА КАК СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность художественно-эстетического развития личности 8
1.2. Особенности художественно-эстетического развития детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Скрапбукинг как вид художественного творчества 22
1.4. Формы и средства скрапбукинга, способствующие художественно-
эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
СКАРАПБУКИНГА КАК СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение исходного уровня художественно-эстетического развития
детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Разработка содержания НОД по использованию скрапбукинга как
средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 47
2.3. Проверка эффективности разработанного содержания НОД по использованию скрапбукинга как средства художественно-эстетического
развития детей старшего дошкольного возраста 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования раскрывает художественно-эстетическое развитие личности как развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (рисование, лепка, аппликация).
Как превратить сложные и многогранные термины в практический результат? Великий педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что слова о прекрасном доходят до ребенка лишь тогда, когда он сердцем чувствует красоту. А именно, что первое окошко в мир красоты - это созерцание и слушание, переживание услышанного [36]. Тропинкой в мир прекрасного может стать и деятельность, которой посвящена наша работа.
Воспитание детей средствами различных видов искусства, развитие у них эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в художественной деятельности могут быть эффективными при условии, если будет обеспечено эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание, методы и формы, обеспечивающие ему активность в этих видах деятельности. Все это в полной мере поможет обеспечить кружковая деятельность в детском саду. Индивидуальный подход, разнообразие материалов и грамотный подбор методов и приемов работы в полной мере помогут раскрыть и развить творческий потенциал ребенка.
Вышесказанные положения подтверждаются в работах отечественных педагогов и психологов: Г.Г. Григорьевой, Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой и др. А важность формирования личности и художественно - эстетической культуры именно в дошкольном возрасте отмечали многие педагоги (В.А. Сухомлинский, Б.М. Неменский, К.Д. Ушинский), так как именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человека.
В ФГОС ДО говорится о том, что художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок для формирования ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру [38].
Отличительная особенность такого декоративно-прикладного искусства как скрапбукинг заключается в создании практичных и относительно долговечных изделий, например как фотоальбомы, книжные закладки, открытки, блокноты, альбомы для рисования и пр. Создание материального блага, которым можно поделиться со всей семьей, радует и повышает самооценку ребенка, помогает ему почувствовать себя взрослым - быть как мама или папа. А душа, вложенная в поделку, и индивидуальное творческое видение делает работу особенной, что способствует творческому самовыражению.
Помимо того, скрапбукинг - это творческая деятельность, в которой любой, даже на первый взгляд ненужный предмет, может стать полезным: обрезки журналов, чеки, порванные фотографии и многое другое - развивает способность видеть прекрасное в мелочах и решать задачи по компоновке креативным образом. Из простых бумажек и красивых элементов на странице альбома создаются композиции, которые помогут окунуться в прошлое. Так, например, созданный ребенком фотоальбом не становятся предметом искусства ради предмета, а принесенный домой объединяет членов семьи ради общей цели - дальнейшего его заполнения. Альбомы, созданные в кружке, в будущем эксплуатируются самим дошкольником.
Таким образом, актуальность работы определяется потребностью современного общества в воспитании творческой и всесторонне развитой личности, а так же нормативами ФГОС ДО, поскольку грамотное художественно-эстетическое развитие дошкольника во многом определяет его раскрытие себя и дальнейший внутренний рост.
В настоящее время в методическом арсенале дошкольных учреждений практически нет конкретных методических разработок и рекомендаций по использованию скрапбукинга в целях художественно-эстетического развития дошкольников. Имеющееся противоречие обусловило выбор нами темы настоящей работы: «Скрапбукинг как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования - художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - скрапбукинг как средство художественно-эстетического развития старших дошкольников.
Цель исследования - изучить проблему использования скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) изучить научную психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) изучить исходный уровень художественно-эстетического развития старших дошкольников;
3) разработать содержание НОД по использованию скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития старших дошкольников;
4) проверить эффективность разработанного содержания НОД, по использованию скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития старших дошкольников.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-сентябрь 2020 года) был посвящен сбору, изучению и анализу научной литературы по проблеме исследования;
II этап (сентябрь-октябрь 2020 года) предполагал выявление уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;
III этап (сентябрь 2020 года - март 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и реализацию НОД с применением техники скрапбукинг;
IV этап (март-май 2021 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - целенаправленная и систематическая работа по использованию скрапбукинга в педагогическом процессе ДОО будет способствовать художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Выбор методов исследования определяется характером решаемых задач:
1) теоретические: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала;
2) эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Теоретическими основами исследования являются труды: А.Г. Гогоберидзе, автора учебника «Дошкольная педагогика», Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова - программа «Росинка»; модуль программы «В мире прекрасного», Н.Н. Леонова - авторская образовательная программа художественно-эстетической направленности «Калейдоскоп фантазии», Н.А. Варкки, Р.Р. Калинина - программа творческо-эстетического развития дошкольников, А.Ж. Драная - авторская дополнительная образовательная программа художественной направленности «Веселая кисточка» для старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Практическая значимость: разработанная программа может быть использована в педагогическом процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с №31 «Волшебная страна» г. Пенза. В исследовании принимали участие воспитанники старшей группы в количестве 15 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении дается обоснование выбора темы, выдвигается гипотеза, объект, предмет, цель, задачи исследования.
В первой главе «Теоретические основы использования скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста» рассматривается сущность понятия художественно¬эстетического развития, особенности его протекания у детей старшего дошкольного возраста, а также рассматриваются возможности скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе «Практическая работа по использованию скарапбукинга как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста» описывается констатирующий эксперимент по изучению уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, а также организация и результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие творческих умений и навыков детей старшего дошкольного возраста посредством скрапбукинга.
Заключение содержит выводы по проведенной работе.
Как превратить сложные и многогранные термины в практический результат? Великий педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что слова о прекрасном доходят до ребенка лишь тогда, когда он сердцем чувствует красоту. А именно, что первое окошко в мир красоты - это созерцание и слушание, переживание услышанного [36]. Тропинкой в мир прекрасного может стать и деятельность, которой посвящена наша работа.
Воспитание детей средствами различных видов искусства, развитие у них эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в художественной деятельности могут быть эффективными при условии, если будет обеспечено эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание, методы и формы, обеспечивающие ему активность в этих видах деятельности. Все это в полной мере поможет обеспечить кружковая деятельность в детском саду. Индивидуальный подход, разнообразие материалов и грамотный подбор методов и приемов работы в полной мере помогут раскрыть и развить творческий потенциал ребенка.
Вышесказанные положения подтверждаются в работах отечественных педагогов и психологов: Г.Г. Григорьевой, Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой и др. А важность формирования личности и художественно - эстетической культуры именно в дошкольном возрасте отмечали многие педагоги (В.А. Сухомлинский, Б.М. Неменский, К.Д. Ушинский), так как именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человека.
В ФГОС ДО говорится о том, что художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок для формирования ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру [38].
Отличительная особенность такого декоративно-прикладного искусства как скрапбукинг заключается в создании практичных и относительно долговечных изделий, например как фотоальбомы, книжные закладки, открытки, блокноты, альбомы для рисования и пр. Создание материального блага, которым можно поделиться со всей семьей, радует и повышает самооценку ребенка, помогает ему почувствовать себя взрослым - быть как мама или папа. А душа, вложенная в поделку, и индивидуальное творческое видение делает работу особенной, что способствует творческому самовыражению.
Помимо того, скрапбукинг - это творческая деятельность, в которой любой, даже на первый взгляд ненужный предмет, может стать полезным: обрезки журналов, чеки, порванные фотографии и многое другое - развивает способность видеть прекрасное в мелочах и решать задачи по компоновке креативным образом. Из простых бумажек и красивых элементов на странице альбома создаются композиции, которые помогут окунуться в прошлое. Так, например, созданный ребенком фотоальбом не становятся предметом искусства ради предмета, а принесенный домой объединяет членов семьи ради общей цели - дальнейшего его заполнения. Альбомы, созданные в кружке, в будущем эксплуатируются самим дошкольником.
Таким образом, актуальность работы определяется потребностью современного общества в воспитании творческой и всесторонне развитой личности, а так же нормативами ФГОС ДО, поскольку грамотное художественно-эстетическое развитие дошкольника во многом определяет его раскрытие себя и дальнейший внутренний рост.
В настоящее время в методическом арсенале дошкольных учреждений практически нет конкретных методических разработок и рекомендаций по использованию скрапбукинга в целях художественно-эстетического развития дошкольников. Имеющееся противоречие обусловило выбор нами темы настоящей работы: «Скрапбукинг как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования - художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - скрапбукинг как средство художественно-эстетического развития старших дошкольников.
Цель исследования - изучить проблему использования скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) изучить научную психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) изучить исходный уровень художественно-эстетического развития старших дошкольников;
3) разработать содержание НОД по использованию скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития старших дошкольников;
4) проверить эффективность разработанного содержания НОД, по использованию скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития старших дошкольников.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-сентябрь 2020 года) был посвящен сбору, изучению и анализу научной литературы по проблеме исследования;
II этап (сентябрь-октябрь 2020 года) предполагал выявление уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;
III этап (сентябрь 2020 года - март 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и реализацию НОД с применением техники скрапбукинг;
IV этап (март-май 2021 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - целенаправленная и систематическая работа по использованию скрапбукинга в педагогическом процессе ДОО будет способствовать художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Выбор методов исследования определяется характером решаемых задач:
1) теоретические: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала;
2) эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Теоретическими основами исследования являются труды: А.Г. Гогоберидзе, автора учебника «Дошкольная педагогика», Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова - программа «Росинка»; модуль программы «В мире прекрасного», Н.Н. Леонова - авторская образовательная программа художественно-эстетической направленности «Калейдоскоп фантазии», Н.А. Варкки, Р.Р. Калинина - программа творческо-эстетического развития дошкольников, А.Ж. Драная - авторская дополнительная образовательная программа художественной направленности «Веселая кисточка» для старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Практическая значимость: разработанная программа может быть использована в педагогическом процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с №31 «Волшебная страна» г. Пенза. В исследовании принимали участие воспитанники старшей группы в количестве 15 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении дается обоснование выбора темы, выдвигается гипотеза, объект, предмет, цель, задачи исследования.
В первой главе «Теоретические основы использования скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста» рассматривается сущность понятия художественно¬эстетического развития, особенности его протекания у детей старшего дошкольного возраста, а также рассматриваются возможности скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе «Практическая работа по использованию скарапбукинга как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста» описывается констатирующий эксперимент по изучению уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, а также организация и результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие творческих умений и навыков детей старшего дошкольного возраста посредством скрапбукинга.
Заключение содержит выводы по проведенной работе.
Проводя теоретический анализ, мы убедились, что художественно-эстетическое развитие - актуальная и интригующая проблема психолого-педагогической науки.
В первой главе нашей работы нами была рассмотрена специфика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Мы выяснили, что художественно-эстетическое развитие включает в себя два направления: первое художественное развитие, осуществляемое посредством искусства, разных его видов, и второе эстетическое развитие, которое осуществляется посредством знакомства детей с красотой в окружающей жизни. Что это родственные понятия, которые невозможно полностью отождествлять или полностью разделять. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что старший дошкольный возраст самое благоприятное время для художественно¬эстетического развития, поскольку он характеризуется развитием изобразительных способностей, воображения ребенка, его художественного мышления и т. д. Помимо этого мы рассмотрели скрапбукинг как рукодельную технику и пришли к выводу, что она посильна для освоения детьми.
Во второй главе описывается практическая работа по использованию скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ д/с №31 «Волшебная страна» г. Пензы. Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление исходного уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста по методике Н.В. Шайдуровой.
На констатирующем этапе эксперимента было определено, что основная масса детей и группах имеют средний и низкий уровень художественно-эстетического развития. В группе только 3 ребенка показали высокий уровень художественно-эстетического развития.
На формирующем этапе эксперимента мы занимались разработкой планов-конспектов НОД с использованием скрапбукинга посредством программы дополнительного образования «Детский взгляд». В начале нашей работы нами был составлен календарно-тематический план проведения НОД с использованием техники скрапбукинга. НОД проводился 1 раз в месяц с сентября 2020 года по март 2021 года.
Завершающим этапом работы стал контрольный этап, целью которого является изучение эффективности использования скрапбукнга как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. В настоящий момент в группе преобладает высокий уровень художественно-эстетического развития детей - 73% детей (это 11 ч.), средний уровень имеют 27 % (это 4 ч.), который близок к верхней границе уровня. В результате проведенной работы мы пришли к выводу, что результаты детей в их творческой деятельности стали выше. В настоящий момент дошкольникам легче работается с элементами композиции в пространстве бумаги разного размера. Их замысел чаще стал совпадать с конечным результатом, а это свидетельствует о развитии воображения. Детям стало легче делиться своими чувствами и эмоциями, они стали увереннее в себе. Работы имели гармоничный и законченный вид. Дошкольники создавали изделия с большой охотой на занятиях и дома. В лучшую сторону произошли и изменения в мелкой моторике рука и речи.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи были решены, а цель достигнута.
В первой главе нашей работы нами была рассмотрена специфика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Мы выяснили, что художественно-эстетическое развитие включает в себя два направления: первое художественное развитие, осуществляемое посредством искусства, разных его видов, и второе эстетическое развитие, которое осуществляется посредством знакомства детей с красотой в окружающей жизни. Что это родственные понятия, которые невозможно полностью отождествлять или полностью разделять. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что старший дошкольный возраст самое благоприятное время для художественно¬эстетического развития, поскольку он характеризуется развитием изобразительных способностей, воображения ребенка, его художественного мышления и т. д. Помимо этого мы рассмотрели скрапбукинг как рукодельную технику и пришли к выводу, что она посильна для освоения детьми.
Во второй главе описывается практическая работа по использованию скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ д/с №31 «Волшебная страна» г. Пензы. Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление исходного уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста по методике Н.В. Шайдуровой.
На констатирующем этапе эксперимента было определено, что основная масса детей и группах имеют средний и низкий уровень художественно-эстетического развития. В группе только 3 ребенка показали высокий уровень художественно-эстетического развития.
На формирующем этапе эксперимента мы занимались разработкой планов-конспектов НОД с использованием скрапбукинга посредством программы дополнительного образования «Детский взгляд». В начале нашей работы нами был составлен календарно-тематический план проведения НОД с использованием техники скрапбукинга. НОД проводился 1 раз в месяц с сентября 2020 года по март 2021 года.
Завершающим этапом работы стал контрольный этап, целью которого является изучение эффективности использования скрапбукнга как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. В настоящий момент в группе преобладает высокий уровень художественно-эстетического развития детей - 73% детей (это 11 ч.), средний уровень имеют 27 % (это 4 ч.), который близок к верхней границе уровня. В результате проведенной работы мы пришли к выводу, что результаты детей в их творческой деятельности стали выше. В настоящий момент дошкольникам легче работается с элементами композиции в пространстве бумаги разного размера. Их замысел чаще стал совпадать с конечным результатом, а это свидетельствует о развитии воображения. Детям стало легче делиться своими чувствами и эмоциями, они стали увереннее в себе. Работы имели гармоничный и законченный вид. Дошкольники создавали изделия с большой охотой на занятиях и дома. В лучшую сторону произошли и изменения в мелкой моторике рука и речи.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи были решены, а цель достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДИЗАЙНЕРСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКРАПБУКИНГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СКРАПБУКИНГА
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017



