ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКРАПБУКИНГА КАК СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность художественно-эстетического развития личности 8
1.2. Особенности художественно-эстетического развития детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Скрапбукинг как вид художественного творчества 22
1.4. Формы и средства скрапбукинга, способствующие художественно-
эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
СКАРАПБУКИНГА КАК СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение исходного уровня художественно-эстетического развития
детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Разработка содержания НОД по использованию скрапбукинга как
средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 47
2.3. Проверка эффективности разработанного содержания НОД по использованию скрапбукинга как средства художественно-эстетического
развития детей старшего дошкольного возраста 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования раскрывает художественно-эстетическое развитие личности как развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (рисование, лепка, аппликация).
Как превратить сложные и многогранные термины в практический результат? Великий педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что слова о прекрасном доходят до ребенка лишь тогда, когда он сердцем чувствует красоту. А именно, что первое окошко в мир красоты - это созерцание и слушание, переживание услышанного [36]. Тропинкой в мир прекрасного может стать и деятельность, которой посвящена наша работа.
Воспитание детей средствами различных видов искусства, развитие у них эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в художественной деятельности могут быть эффективными при условии, если будет обеспечено эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание, методы и формы, обеспечивающие ему активность в этих видах деятельности. Все это в полной мере поможет обеспечить кружковая деятельность в детском саду. Индивидуальный подход, разнообразие материалов и грамотный подбор методов и приемов работы в полной мере помогут раскрыть и развить творческий потенциал ребенка.
Вышесказанные положения подтверждаются в работах отечественных педагогов и психологов: Г.Г. Григорьевой, Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой и др. А важность формирования личности и художественно - эстетической культуры именно в дошкольном возрасте отмечали многие педагоги (В.А. Сухомлинский, Б.М. Неменский, К.Д. Ушинский), так как именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человека.
В ФГОС ДО говорится о том, что художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок для формирования ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру [38].
Отличительная особенность такого декоративно-прикладного искусства как скрапбукинг заключается в создании практичных и относительно долговечных изделий, например как фотоальбомы, книжные закладки, открытки, блокноты, альбомы для рисования и пр. Создание материального блага, которым можно поделиться со всей семьей, радует и повышает самооценку ребенка, помогает ему почувствовать себя взрослым - быть как мама или папа. А душа, вложенная в поделку, и индивидуальное творческое видение делает работу особенной, что способствует творческому самовыражению.
Помимо того, скрапбукинг - это творческая деятельность, в которой любой, даже на первый взгляд ненужный предмет, может стать полезным: обрезки журналов, чеки, порванные фотографии и многое другое - развивает способность видеть прекрасное в мелочах и решать задачи по компоновке креативным образом. Из простых бумажек и красивых элементов на странице альбома создаются композиции, которые помогут окунуться в прошлое. Так, например, созданный ребенком фотоальбом не становятся предметом искусства ради предмета, а принесенный домой объединяет членов семьи ради общей цели - дальнейшего его заполнения. Альбомы, созданные в кружке, в будущем эксплуатируются самим дошкольником.
Таким образом, актуальность работы определяется потребностью современного общества в воспитании творческой и всесторонне развитой личности, а так же нормативами ФГОС ДО, поскольку грамотное художественно-эстетическое развитие дошкольника во многом определяет его раскрытие себя и дальнейший внутренний рост.
В настоящее время в методическом арсенале дошкольных учреждений практически нет конкретных методических разработок и рекомендаций по использованию скрапбукинга в целях художественно-эстетического развития дошкольников. Имеющееся противоречие обусловило выбор нами темы настоящей работы: «Скрапбукинг как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования - художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - скрапбукинг как средство художественно-эстетического развития старших дошкольников.
Цель исследования - изучить проблему использования скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) изучить научную психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) изучить исходный уровень художественно-эстетического развития старших дошкольников;
3) разработать содержание НОД по использованию скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития старших дошкольников;
4) проверить эффективность разработанного содержания НОД, по использованию скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития старших дошкольников.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-сентябрь 2020 года) был посвящен сбору, изучению и анализу научной литературы по проблеме исследования;
II этап (сентябрь-октябрь 2020 года) предполагал выявление уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;
III этап (сентябрь 2020 года - март 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и реализацию НОД с применением техники скрапбукинг;
IV этап (март-май 2021 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - целенаправленная и систематическая работа по использованию скрапбукинга в педагогическом процессе ДОО будет способствовать художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Выбор методов исследования определяется характером решаемых задач:
1) теоретические: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала;
2) эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Теоретическими основами исследования являются труды: А.Г. Гогоберидзе, автора учебника «Дошкольная педагогика», Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова - программа «Росинка»; модуль программы «В мире прекрасного», Н.Н. Леонова - авторская образовательная программа художественно-эстетической направленности «Калейдоскоп фантазии», Н.А. Варкки, Р.Р. Калинина - программа творческо-эстетического развития дошкольников, А.Ж. Драная - авторская дополнительная образовательная программа художественной направленности «Веселая кисточка» для старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Практическая значимость: разработанная программа может быть использована в педагогическом процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с №31 «Волшебная страна» г. Пенза. В исследовании принимали участие воспитанники старшей группы в количестве 15 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении дается обоснование выбора темы, выдвигается гипотеза, объект, предмет, цель, задачи исследования.
В первой главе «Теоретические основы использования скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста» рассматривается сущность понятия художественно¬эстетического развития, особенности его протекания у детей старшего дошкольного возраста, а также рассматриваются возможности скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе «Практическая работа по использованию скарапбукинга как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста» описывается констатирующий эксперимент по изучению уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, а также организация и результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие творческих умений и навыков детей старшего дошкольного возраста посредством скрапбукинга.
Заключение содержит выводы по проведенной работе.
Проводя теоретический анализ, мы убедились, что художественно-эстетическое развитие - актуальная и интригующая проблема психолого-педагогической науки.
В первой главе нашей работы нами была рассмотрена специфика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Мы выяснили, что художественно-эстетическое развитие включает в себя два направления: первое художественное развитие, осуществляемое посредством искусства, разных его видов, и второе эстетическое развитие, которое осуществляется посредством знакомства детей с красотой в окружающей жизни. Что это родственные понятия, которые невозможно полностью отождествлять или полностью разделять. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что старший дошкольный возраст самое благоприятное время для художественно¬эстетического развития, поскольку он характеризуется развитием изобразительных способностей, воображения ребенка, его художественного мышления и т. д. Помимо этого мы рассмотрели скрапбукинг как рукодельную технику и пришли к выводу, что она посильна для освоения детьми.
Во второй главе описывается практическая работа по использованию скрапбукинга как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ д/с №31 «Волшебная страна» г. Пензы. Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление исходного уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста по методике Н.В. Шайдуровой.
На констатирующем этапе эксперимента было определено, что основная масса детей и группах имеют средний и низкий уровень художественно-эстетического развития. В группе только 3 ребенка показали высокий уровень художественно-эстетического развития.
На формирующем этапе эксперимента мы занимались разработкой планов-конспектов НОД с использованием скрапбукинга посредством программы дополнительного образования «Детский взгляд». В начале нашей работы нами был составлен календарно-тематический план проведения НОД с использованием техники скрапбукинга. НОД проводился 1 раз в месяц с сентября 2020 года по март 2021 года.
Завершающим этапом работы стал контрольный этап, целью которого является изучение эффективности использования скрапбукнга как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. В настоящий момент в группе преобладает высокий уровень художественно-эстетического развития детей - 73% детей (это 11 ч.), средний уровень имеют 27 % (это 4 ч.), который близок к верхней границе уровня. В результате проведенной работы мы пришли к выводу, что результаты детей в их творческой деятельности стали выше. В настоящий момент дошкольникам легче работается с элементами композиции в пространстве бумаги разного размера. Их замысел чаще стал совпадать с конечным результатом, а это свидетельствует о развитии воображения. Детям стало легче делиться своими чувствами и эмоциями, они стали увереннее в себе. Работы имели гармоничный и законченный вид. Дошкольники создавали изделия с большой охотой на занятиях и дома. В лучшую сторону произошли и изменения в мелкой моторике рука и речи.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи были решены, а цель достигнута.
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1985.
- 127 с.
2. Акулова О.В. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. - 2005 - №4. - 24 с.
3. Астахов А.П. Новейший психолого-педагогический словарь. Под.
ред. А.П. Астахов; сост. Е.С. Рапацевич. - М.: Современная школа,
2010. - 928 с.
4. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. Под ред. Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. - М.: Владос, 2005. - 52 с.
5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая сов. энцикл., 2002. - 528 с.
6. Бочкарева И.Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3). // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - 209 с. URL:https: //moluch.ru/conf/ped/archive/22/2221/
7. Бутенко Н.В. Теоретико-методологический регулятив художественно эстетического развития детей дошкольного возраста: моногр. - М.: Владос, 2012. - 386 с.
8. Варкки Н.А. Программа творческо-эстетического развития дошкольников. / Н.А. Варкки, Р.Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2002. - 168 с.
9. Вербенец А.М. Образовательная область «Художественное
творчество». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое
пособие. - СПб.: ООО Издательство Детство-Пресс, М.: Сфера, 2012. - 352 с.
10. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду.
- М.: Просвещение, 2001. - 72 с.
11. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 441 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М. : Эксмо, 2006. - 512 с.
13. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучении: учебник для бакалавров. / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
14. Гончарова О.В. Театральная палитра. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
15. Демченко Е.Н. Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности. // Комсомольск-на Амуре государ. педагогический ун-т. - Комсомольск-на Амуре, 2001. - 181 с.
16. Домашкина Е.А. Стили в Скрапбукинге. // Главный портал о Скрапбукинге, 2015. URL:http://scrapportal .ru/info/stili-v-skrapbukinge
17. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театральной деятельности. - М.: Росток, 2001. - 243 с.
18. Драная А.Ж. Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Веселая кисточка» для старшего дошкольного возраста (5-6 лет). // МАДОУ «Детский сад «Снегирек»». - Белоярский, 2020. - 24 с.
19. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья: методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей. / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 144 с.
20. Зимовцова А.Ю. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности
«Скрапбукинг». // МБУ ДО ДДТ Муниципального образования. - Успенское, 2019.- 21 с.
21. Каган М.С. Эстетика как философская наука: унив. курс лекций. - СПб.: ТК Петрополис, 1997. - 543 с.
22. Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1996. - 159 с.
23. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр
«Академия», 2001. - 176 с.
24. Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.
25. Куцакова Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 368 с.
26. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников. Парциальная программа. - СПб.: ООО Издательство Детство- пресс, 2014. - 208 с.
27. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 1998. - 607 с.
28. Львова Л.С. Федеральный закон «Об образовании» с комментариями специалистов: дошкольная образовательная организация в контексте развития системы образования. / Л.С. Львова, А.А. Маринюк. - М.: Иркти, 2014 - 112 с.
29. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: 2003. - 672 с.
30. Микляева Н.В. «Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания». - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
31. Парунина Л.В. Формирование художественного вкуса будущих учителей начальных классов средствами архитектуры: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08.- Сургут: Сургут. гос. пед. ун-т., 2009. - 195 с.
32. Печко Л.П. Основные характеристики эстетико-педагогической среды школы, урока, класса. // Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе). Выпуск 2. Межвузовский сборник научных трудов. Институт художественного образования Российской академии образования; Луганский гос. пед. ун-т им. Т. Шевченко. - М.: Луганск, 2000. - С. 45-58.
33. Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования: одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). // Реестр ПООП. URL: https: //fgo sreestr. ru/registry/primernaya-osnovnaya-
%20obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya/
34. Скрапбукинг [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. URL:https: //ru.wikipedia. org/wiki/Скрапбукинг
35. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия , 2002. - 576 с.
36. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: этика коммунистического воспитания. Педагогическое наследие. / Сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с.
37. Травкина О.В., Дмитренко М.П. Условия формирования эстетически развитой личности в дошкольном возрасте. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург. 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - C. 77-78.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Просвещение, 2015. - 34с.
39. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2010 - 112 с.
40. Этнокультурное и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста. / Н.В. Агафонов, Д.А. Хохряков, В.А. Миропольских, Л.Д. Степанова. - М.: Рим, 2003.-121с.
41. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика. / Под ред. В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1978. - 429 с.
42. Яфальян А.Ф. Эстетическое образование в период детства: традиции, новации, реальность. // Междунар. пед. чтения «Образование и детство - 21 век». / Под ред. А.Ф. Яфальян. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. , 2004. - 180 с.