ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Структура Единого государственного экзамена по биологии и ее
изменения 6
1.1.1 Общая структура Единого государственного экзамена
по биологии 6
1.1.2 Основные этапы формирования структуры ЕГЭ по биологии 9
1.2 Анализ трудностей заданий ЕГЭ по биологии 17
1.3 Система работы учителя по подготовке к Единому
государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО БИОЛОГИИ 39
2.1 Анализ результатов ЕГЭ по биологии обучающихся
за период 2019-2021 гг 39
2.2 Рекомендации по совершенствованию подготовки обучающихся
к сдаче Единого государственного экзамена по биологии 52
ВЫВОДЫ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
О разработке единых стандартов оценки школьных знаний преподаватели, ученые и методисты начали говорить еще в конце 80-х годов прошлого века. Уже тогда стал заметным «разрыв» между требованиями к знаниям выпускников, предъявляемыми школами и вузами.
В результате реформ конца 80-90-х годов российское образование перестало носить унифицированный характер и перешло к использованию вариативных программ, учебников и пособий, что, с одной стороны, увеличило возможности системы образования: реализация идей развивающего обучения, профессиональной ориентации, возможности индивидуального подхода, но, с другой стороны, усложнило контроль за качеством получаемого образования. В условиях резко возросшего разнообразия средств, методов и содержания обучения школьников со всей остротой встала задача обеспечения единого уровня и содержания базового ядра общего и среднего образования для всех выпускников школ [4].
Результаты школьных выпускных экзаменов во многом зависели от учителей. В то же время, фактические требования к знаниям поступающих в ВУЗ определялись вузами и далеко не всегда соответствовали уровню школьной программы. Возникла ситуация, когда для успешного поступления в некоторые вузы были совершенно необходимы дополнительные занятия на подготовительных курсах или в частном порядке с репетиторами. Многие выпускники школ, особенно проживающие вдали от больших городов и крупных научных центров, оказывались «отрезанными» от высшего образования.
Необходимо было разработать единый подход к оценке знаний на выпускных и вступительных экзаменах. Требовался инструмент для независимой (и от школ, и от вузов), государственной аттестации выпускников. Таким инструментом должен стать Единый государственный экзамен.
Введение ЕГЭ и его эволюция показывают, что ни Правительство России, ни Министерство образования и науки, ни ученое сообщество не считают такую форму оценки знаний совершенной. Каждый год ЕГЭ менялся, и будет меняться, пока не устроит всех участников образовательного процесса [18].
Биология у выпускников очень популярна: она замыкает тройку самых востребованных предметов по выбору после обществознания и физики. Но хотя обычно ее выбирают осознанно, результаты ЕГЭ остаются стабильно средними. Особенность биологии как экзамена заключается в том, что проверяется весь школьный курс, начиная с 6 класса, состоящий из нескольких разделов, материал которых не входит в программу следующих классов. Аттестационная работа по биологии требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, четко и ясно формулировать свои выводы и ответы [12].
Таким образом, для того чтобы успешно поступить в высшее учебное заведение необходимо как можно лучше сдать государственную итоговую аттестацию, а это невозможно без организации тщательной подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ. Поэтому важно выстроить четкую систему работы, направленную на получение и систематизацию знаний по биологии. В эту систему кроме школьных занятий, которые включают в себя уроки, дополнительные занятия по предмету, элективные курсы и различную внеурочную деятельность, должны быть добавлены такие способы получения информации, как доступные онлайн-курсы, вебинары, а также самостоятельная работа обучающихся с онлайн-тестами и пробными вариантами ЕГЭ и т.д.
Цель работы: провести анализ системы подготовки школьников к Единому государственному экзамену по биологии.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть структуру ЕГЭ по биологии, изучить ее основные изменения за 2019-2021 гг.;
2. Дать характеристику системы работы учителя по подготовке к ЕГЭ по биологии;
3. Оценить результаты ЕГЭ по биологии последних лет;
4. Охарактеризовать основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при написании Единого государственного экзамена по биологии;
5. Дать рекомендации по повышению эффективности подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по биологии.
Предметом нашего исследования стал Единый государственный экзамен по биологии.
Объект исследования - система подготовки школьников к итоговой государственной аттестации по биологии в форме ЕГЭ.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: анализ методической и учебной литературы по теме исследования, статистическая обработка результатов ЕГЭ по биологии за период 2019-2021 гг., подготовка рекомендаций по совершенствованию подготовки обучающихся к сдаче Единого государственного экзамена по биологии.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении информации о структуре ЕГЭ по биологии, основных трудностях, с которыми сталкиваются обучающиеся при написании экзамена, а также о системе работы учителя по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по биологии.
Практическая значимость работы заключается в учете учителями- биологами ошибок, которые были допущены обучающимися при написании экзамена в предыдущие года, а также возможности использования рекомендаций по совершенствованию подготовки обучающихся к ЕГЭ по биологии для более эффективной работы в данном направлении.
1. Результаты ЕГЭ показывают, что в целом его участники овладели содержанием биологического образования, отраженным в федеральном компоненте государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования 2004 г. (базовый и профильный уровни), а также набором основных предметных и метапредметных умений и видов деятельности.
2. Проведенный анализ результатов выполнения заданий с кратким ответом части 1 позволяет сделать вывод о том, что у обучающихся наибольшие трудности вызвали задания на установление соответствия и последовательности биологических объектов и процессов, а также на анализ таблицы и определение недостающей в ней информации. Это можно объяснить тем, что такие задания проверяют не только знание конкретных биологических фактов, но и общеучебные умения анализировать, сравнивать, сопоставлять биологические объекты, процессы и явления. Результаты выполнения заданий с множественным выбором выше, чем за задания на установление соответствия и последовательности, так как в них в большей степени присутствует элемент угадывания.
3. Сравнивая результаты по всем линиям части 2, нужно отметить, что знания об особенностях строения организмов разных царств, умения распознавать биологические объекты и описывать их, работать с текстом, находить ошибки и исправлять их, решать сложные задачи по цитологии и генетике сформированы хорошо у большинства участников. Участники экзамена продемонстрировали умения анализировать тексты, находить ошибочные суждения и исправлять их, определять по рисункам организмы разных царств, отдельные органы человека, объяснять их функции. В то же время знания эволюционных и экологических закономерностей, умения обосновывать методы биологических исследований, анализировать нестандартные ситуации, аргументировать ответ сформированы слабее.
4. Итоги ЕГЭ предыдущих лет позволяют высказать некоторые общие рекомендации, направленные на совершенствование процесса преподавания и подготовки обучающихся средней школы по биологии:
• необходимо совершенствовать методику формирования базовых умений, составляющих основу биологической подготовки выпускников средней школы, добиваться освоения обучающимися основного содержания курса биологии: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, понятий и фактов, необходимых для их конкретизации, разнообразных видов учебной деятельности, предусмотренных стандартом биологического образования,
• организовать повторение и обобщение наиболее значимого и сложного для школьников материала из основной и средней (полной) школы;
• при организации текущего и тематического контроля знаний учащихся использовать задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ.
5. Изменения, которые в последние годы коснулись не только системы образования, но и жизни в целом, дали новые возможности для подготовки к Единому государственному экзамену. Все эти изменения, доказав свою эффективность, оказались весьма удобными в плане подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ. Однако для повышения качества сдачи Единого государственного экзамена кроме подготовки по предмету, важно обеспечить правильную мотивацию обучающихся к участию в ЕГЭ. Каждый ученик должен четко понимать, что для него важно при сдаче экзамена. Именно от этого будет зависеть стратегия сдачи данного вида Государственной итоговой аттестации.
1. Арзамасцева Л.Н. Опыт подготовки школьников к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии // Актуальные вопросы модернизации российского образования, материалы XXII международной научно-практической конференции. Центр научной мысли; научный редактор И. А. Рудакова. 2015. С. 102-106.
2. Аршукова С.А. Анализ контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии формата 2018 года // Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы.материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; ответственный редактор Т.В. Голикова. 2018. С. 10-13.
3. Балабина И.П., Овсянникова Е.Н. Об уровне подготовки учащихся школ курской области к ЕГЭ по биологии // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2008. № 4 (8). С. 46- 50.
4. Баринова Д.Е. Приемы и способы подготовки к ЕГЭ по биологии // Методика обучения дисциплинам естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы. материалы XX Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2021. С. 8- 10.
5. Баринова Д.Е. Проблемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по биологии И Инновации в естественнонаучном образовании.Материалы XII Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции. 2020. С. 11-14.
6. Борзова З.В., Пашаева М.Э. Можно ли подготовиться к ЕГЭ по биологии самостоятельно И Биология в школе. 2019. № 2. С. 19-23.
7. Габайдулина Л. Исследовательская деятельность и ИКТ- компетентность учащихся // Народное образование. 2007. №5. С. 12-18.
8. Генералов А.П. Использование информационных технологий в учебной и воспитательной работе со школьниками // Справочник заместителя директора школы. 2008. №12. С. 41-48.
9. Даудова Л.И. Типичные ошибки участников ЕГЭ по биологии (на основе сравнительного анализа результатов выполнения заданий ГИА-11 по биологии 2017-2018 г.г.) // Вестник Чеченского института повышения квалификации работников образования. 2018. № 1 (28). С. 19-26.
10. Деркачева Н.И. ЕГЭ 2007. Биология. Типовые тестовые задания. Москва: Издательство «Экзамен», 2007. 127 с.
И. Жукова В.В. Педагогические условия подготовки и проблемы ЕГЭ по биологии И Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Сборник статей по материалам LXXII студенческой международной научно-практической конференции. 2019. С. 106-110.
12. Зайцева Т.А., Кузина И.В. Особенности разработки материалов ЕГЭ по биологии // Итоги научно-исследовательской деятельности 2016: изобретения, методики, инновации, сборник материалов XVII международной научно-практической конференции. 2016. С. 465-468.
13. Замурий С.Ю. Система подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития, сборник статей Международной научно- практической конференции. 2019. С. 110-113.
14. Иванищев В.В. Методические аспекты решения задач нового типа ЕГЭ по биологии // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2021. № 1. С. 56-58.
15. Кабаян Н.В., Шимек В.В., Шимек В.В. Анализ заданий по экологии в содержании ЕГЭ по биологии И Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, с международным участием. Адыгейский государственный университет. 2017. С. 199-201.
16. Калинова Г.С. ЕГЭ по биологии: итоги, проблемы, перспективы // Биология в школе. 2012. №10. С. 21-28.
17. Калинова Г.С., Петросова Р.А. Совершенствование преподавания биологии в средней школе по результатам ЕГЭ 2015 года // Биология в школе. 2015. № 10. С. 17-34.
18. Кузнецова Н.М. Некоторые методические подходы подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии // Актуальные проблемы естественнонаучного и математического образования. материалы Всероссийского семинара- совещания. 2019. С. 104-108.
19. Ламехова Е.А. Об организации подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ по биологии // Актуальные проблемы и перспективы развития естественнонаучного образования. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 84-88.
20. Лебедев В.В. Структуризация информации как способ подготовки к итоговой аттестации И Биология в школе. 2014. №8. С. 23-30.
21. Либеров А.Ю. Опыт, педагогические находки, оценивание работ ЕГЭ по биологии: критерии и методика // Биология в школе. 2018. №8. С. 31- 38.
22. Марчук Е.Г. Эффективная подготовка школьников к ЕГЭ по биологии с помощью информационных технологий // Информационные технологии в образовании «ИТО-Саратов-2016». Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 245-247.
23. Мишакова В.Н. Использование современных технологий, форм и методов обучения в процессе подготовки старшеклассников к итоговой аттестации // Биология в школе. 2010. № 9. С. 36-41.
24. Мишакова В.Н. Организация работы региональной предметной комиссии ЕГЭ по биологии И Биология в школе. 2014. №6. С. 30-35.
25. Мишакова В.Н. Подготовка к ЕГЭ по биологии // Биология в школе. 2010. № 4. С. 52-58.
26. Найда Н.В. На что стоит обратить внимание: рекомендации эксперта по подготовке учащихся к ЕГЭ по биологии // Вопросы образования и науки в XXI веке, сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2013. С. 127-129.
27. Петросова Р.А. Результаты ЕГЭ по биологии и рекомендации по подготовке обучающихся к экзамену в 2020 году // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения, материалы V международной научно-практической конференции, посвящённой 80-летию со дня рождения профессора В.М. Астафьева. 2020. С. 36-47.
28. Рассказов В.А. Методы и приемы обучения, применяемые в ходе подготовки учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по биологии // Процветание науки. 2021. №2 (2). С. 73-81.
29. Рохлов В.С., Петросова Р.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по биологии И Педагогические измерения. 2020. № 3. С. 40-60.
30. Рохлов В.С., Петросова Р.А., Мазяркина Т.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по биологии // Педагогические измерения. 2021. №4. С. 70-97.
31. Рохлов В.С., Петросова Р.А., Мазяркина Т.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по биологии // Педагогические измерения. 2018. №4. С. 73-91.
32. Рохлов В.С., Петросова Р.А., Мазяркина Т.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по биологии // Педагогические измерения. 2019. №4. С. 67-85.
33. Семчук Н.М., Бримова А.К. Методика подготовки школьников к ЕГЭ по биологии // Альманах современной науки и образования. 2008. № 11. С. 108-110.
34. Смирнова Л.В., Чаплинская Т.В. Некоторые методические рекомендации по проведению курсов подготовки к ЕГЭ по биологии // Альманах современной науки и образования. 2014. № 3 (82). С. 162-164.
35. Тарычева Е С. Подготовка обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по биологии // Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы. Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2018. С. 180-182.
36. Теремов А.В. О мотивации учебной деятельности школьников по биологии // Биология в школе. 2014. №6. С. 11-18.
37. Томанова З.А. Анализ результатов ЕГЭ по биологии 2019 года в Ленинградской области // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2019. №3. С. 98-105.
38. Фунтова И.Г. Методика отработки у обучающихся 10-11 классов навыков решения и оформления заданий ЕГЭ по биологии // Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции . 2019. С. 64-66.
39. Хайбулина К.В. Подготовка обучающихся к выполнению заданий в форме ОГЭ и ЕГЭ по биологии // Биология в школе. 2021. №4. С. 32-38.
40. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С.45-49.