Особенности организационной культуры в трудовых коллективах с гомогенным гендерным составом (на примере ДОО)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения организационной культуры в трудовых коллективах с гомогенным гендерным составом 7
1.1. Научные подходы к описанию феноменов «организационная
культура» и «гендер» 7
1.2. Психологические детерминанты формирования организационной
культуры в коллективах с гомогенным гендерным составом 22
Глава 2. Эмпирическое исследование характеристик организационной культуры в коллективах с гомогенным гендерным составом (на примере ДОО)
2.1. Описание процедуры эмпирического исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных 44
2.3. Рекомендации по развитию организационной культуры в женском
трудовом коллективе 58
Выводы 67
Заключение 69
Список использованных источников 71
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты изучения организационной культуры в трудовых коллективах с гомогенным гендерным составом 7
1.1. Научные подходы к описанию феноменов «организационная
культура» и «гендер» 7
1.2. Психологические детерминанты формирования организационной
культуры в коллективах с гомогенным гендерным составом 22
Глава 2. Эмпирическое исследование характеристик организационной культуры в коллективах с гомогенным гендерным составом (на примере ДОО)
2.1. Описание процедуры эмпирического исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных 44
2.3. Рекомендации по развитию организационной культуры в женском
трудовом коллективе 58
Выводы 67
Заключение 69
Список использованных источников 71
Приложения
В современных исследованиях утвердилось положение о феномене организационной культуры как стратегически значимом нематериальном ресурсе, важнейшем стратегическом инструменте управления организацией, повышающем ее конкурентоспособность. В организационной культуре имплицитно присутствует гендерный аспект, влияющий на осуществление мужчинами и женщинами своей индивидуальной и профессиональной субъектности. Несмотря на фиксируемые в разных исследованиях гендерные различия в построении карьеры (в том числе, все еще существующую гендерную асимметрию) гендерный аспект организационной культуры рассмотрен в отечественной психологии незначительно, при этом частично исследовались гендерные представления о власти и гендерные параметры лидерства. Вопрос влияния гомогенной гендерной субкультуры на специфику организационной культуры практически не рассматривался.
Между тем, глобальные трансформационные процессы обостряют, кроме прочего, проблему изменения гендерной культуры и гендерных стереотипов (достаточно упомянуть антисексистские и феминистские движения, активную интеграцию женской и мужской моделей поведения), что не может не сказываться на психологии конкретных людей, составляющих конкретную организацию. Особый интерес представляет ситуация гендерного дисбаланса, когда трудовой коллектив состоит только из мужчин или только из женщин, поскольку в научных источниках встречается мнение, что самыми эффективными являются коллективы с равной представленностью полов.
Проблемами организационной культуры занимались М.С. Ананьин, К.В. Беляева, В.Е. Лёвкин, Р.К. Несмеянова, Е.О. Ноздрина, А.А. Тагибова и др. Вопросами гендерных особенностей - Е.М. Гончарова, Е.А. Денисова, А.С. Дерябина, И.С. Клецина, В.А. Кочнев, А.А. Поздняков, И.В. Талина и др.
Попытки найти связь гендера с организационной культурой предпринимались А.С. Абрамян, Н.В. Болдыревой, С.А. Ильиных, Л.С. Махаковой, Л.А. Осьмук, А.В. Чернобровкиной и др. Особенности женского трудового коллектива изучались А.С. Корягиной, О.Б. Отвечалиной.
Анализ показал, что отдельно феномены «гендер» и «организационная культура представлены в исследованиях, однако такой аспект проблемы, как связь гендера с организационной культурой встречается в основном в работах экономистов (Абрамян А.С., Болдырева Н.В.), и социологов (Ильиных С.А., Осьмук Л.А.). Единственная диссертация по психологии Л.С. Махаковой (2007) - «Влияние гендерных стереотипов персонала по отношению к руководителю на принятие ценностей организационной культуры» - не в полной мере совпадает с замыслом нашего исследования.
Таким образом, интересующий нас предмет исследования в найденных публикациях в полной мере не отражен.
В целом, по результатам поиска научной литературы обнаружено сокращение количества публикаций (не только психологов) по гендерной проблематике по сравнению с первым десятилетием XXI века. На сайте фонда диссертаций РГБ нами найдено за последние три года 2 диссертации по психологии, в названии которых есть слово «гендер»; 1 психологическая и 3 социологических, посвященных корпоративной культуре.
Не найдено научных данных о специфике организационной культуры в трудовых коллективах, имеющих гомогенный гендерный состав. В ненаучном интернет-контенте можно найти информацию об «особенностях мужского и женского коллективов», но доказательность этой информации стремится к нулю. Единственная типология организационных культур по признаку специфики гендерных отношений (С. Медок и Д. Паркин), которая растиражирована в интернет-пространстве, скорее относится к разряду научно-популярных, а не строго научных.
Таким образом, актуальность проводимого исследования обусловлена важностью роли организационной культуры в развитии организации в целом и личностного потенциала каждого работника; малой изученностью влияния гендерного состава организации на организационную культуру в условиях изменения гендерных ролей; отсутствием новейших психологических исследований взаимосвязи гендера и организационной культуры.
Проблема данного исследования может быть сформулирована так: имеется ли специфика характеристик организационной культуры (тип, уровень, качество, сила и др.) в трудовых коллективах, имеющих гомогенный гендерный состав.
Цель исследования: изучение специфики организационной культуры в трудовых коллективах с гомогенным гендерным составом (на примере ДОО), для использования результатов в деятельности педагога-психолога и администрации ДОО.
Объект исследования - организационная культура.
Предмет исследования - особенности организационной культуры в трудовых коллективах с гомогенным гендерным составом (на примере ДОО).
Гипотеза: женскому трудовому коллективу ДОО свойственны характеристики «клановой» организационной культуры и, по сравнению с гендерно-гетерогенным коллективом, низкие показатели уровня и качества корпоративной культуры, особенно по параметрам «управление» и «коммуникации».
Задачи исследования:
1. Описать феномены «организационная культура» и «гендер» на основе междисциплинарного теоретического анализа.
2. Выявить психологические детерминанты формирования организационной культуры в коллективах с разным гендерным составом.
3. Провести эмпирическое исследование характеристик организационной культуры в коллективе с гомогенным гендерным составом и гетерогендерном коллективе.
4. Провести анализ результатов эмпирического исследования в сравниваемых выборках.
5. Составить, на основе эмпирических данных, рекомендации руководителю гомогенного в гендерном отношении трудового коллектива.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы.
2. Констатирующий эксперимент с использованием следующих методик:
• Опросник OCS (Organizational Culture Survey) (С. Гласер, С. Заманоу);
• «Диагностика организационной культуры (OCAI)» (К. Камерон, Д. Куинн);
• «Методика диагностики корпоративной культуры» (В.Н. Лёвкин).
Исследование проводилось на базе МБДОУ ДС № 57 г. Пензы и МБОУ ДО ДЮСШ № 2 г. Кузнецка, в нем приняли участие 48 человек (25 чел. - воспитатели ДОО (женский коллектив); 23 чел. - педагоги ДЮСШ (9 женщин, 14 мужчин).
Научная новизна исследования состоит в том, что: определены некоторые специфические характеристики организационной культуры в трудовых коллективах с гомогенным гендерным составом; выявлены гендерные особенности уровня и качества корпоративной культуры, которые необходимо учитывать педагогу-психологу и администрации ДОО.
Практическая значимость исследования заключается в получении диагностических данных о гендерных особенностях организационной культуры в трудовых коллективах детских дошкольных учреждений, что дает возможность педагогу-психологу ДОО, организационному психологу влиять на психологический климат в женском трудовом коллективе.
Между тем, глобальные трансформационные процессы обостряют, кроме прочего, проблему изменения гендерной культуры и гендерных стереотипов (достаточно упомянуть антисексистские и феминистские движения, активную интеграцию женской и мужской моделей поведения), что не может не сказываться на психологии конкретных людей, составляющих конкретную организацию. Особый интерес представляет ситуация гендерного дисбаланса, когда трудовой коллектив состоит только из мужчин или только из женщин, поскольку в научных источниках встречается мнение, что самыми эффективными являются коллективы с равной представленностью полов.
Проблемами организационной культуры занимались М.С. Ананьин, К.В. Беляева, В.Е. Лёвкин, Р.К. Несмеянова, Е.О. Ноздрина, А.А. Тагибова и др. Вопросами гендерных особенностей - Е.М. Гончарова, Е.А. Денисова, А.С. Дерябина, И.С. Клецина, В.А. Кочнев, А.А. Поздняков, И.В. Талина и др.
Попытки найти связь гендера с организационной культурой предпринимались А.С. Абрамян, Н.В. Болдыревой, С.А. Ильиных, Л.С. Махаковой, Л.А. Осьмук, А.В. Чернобровкиной и др. Особенности женского трудового коллектива изучались А.С. Корягиной, О.Б. Отвечалиной.
Анализ показал, что отдельно феномены «гендер» и «организационная культура представлены в исследованиях, однако такой аспект проблемы, как связь гендера с организационной культурой встречается в основном в работах экономистов (Абрамян А.С., Болдырева Н.В.), и социологов (Ильиных С.А., Осьмук Л.А.). Единственная диссертация по психологии Л.С. Махаковой (2007) - «Влияние гендерных стереотипов персонала по отношению к руководителю на принятие ценностей организационной культуры» - не в полной мере совпадает с замыслом нашего исследования.
Таким образом, интересующий нас предмет исследования в найденных публикациях в полной мере не отражен.
В целом, по результатам поиска научной литературы обнаружено сокращение количества публикаций (не только психологов) по гендерной проблематике по сравнению с первым десятилетием XXI века. На сайте фонда диссертаций РГБ нами найдено за последние три года 2 диссертации по психологии, в названии которых есть слово «гендер»; 1 психологическая и 3 социологических, посвященных корпоративной культуре.
Не найдено научных данных о специфике организационной культуры в трудовых коллективах, имеющих гомогенный гендерный состав. В ненаучном интернет-контенте можно найти информацию об «особенностях мужского и женского коллективов», но доказательность этой информации стремится к нулю. Единственная типология организационных культур по признаку специфики гендерных отношений (С. Медок и Д. Паркин), которая растиражирована в интернет-пространстве, скорее относится к разряду научно-популярных, а не строго научных.
Таким образом, актуальность проводимого исследования обусловлена важностью роли организационной культуры в развитии организации в целом и личностного потенциала каждого работника; малой изученностью влияния гендерного состава организации на организационную культуру в условиях изменения гендерных ролей; отсутствием новейших психологических исследований взаимосвязи гендера и организационной культуры.
Проблема данного исследования может быть сформулирована так: имеется ли специфика характеристик организационной культуры (тип, уровень, качество, сила и др.) в трудовых коллективах, имеющих гомогенный гендерный состав.
Цель исследования: изучение специфики организационной культуры в трудовых коллективах с гомогенным гендерным составом (на примере ДОО), для использования результатов в деятельности педагога-психолога и администрации ДОО.
Объект исследования - организационная культура.
Предмет исследования - особенности организационной культуры в трудовых коллективах с гомогенным гендерным составом (на примере ДОО).
Гипотеза: женскому трудовому коллективу ДОО свойственны характеристики «клановой» организационной культуры и, по сравнению с гендерно-гетерогенным коллективом, низкие показатели уровня и качества корпоративной культуры, особенно по параметрам «управление» и «коммуникации».
Задачи исследования:
1. Описать феномены «организационная культура» и «гендер» на основе междисциплинарного теоретического анализа.
2. Выявить психологические детерминанты формирования организационной культуры в коллективах с разным гендерным составом.
3. Провести эмпирическое исследование характеристик организационной культуры в коллективе с гомогенным гендерным составом и гетерогендерном коллективе.
4. Провести анализ результатов эмпирического исследования в сравниваемых выборках.
5. Составить, на основе эмпирических данных, рекомендации руководителю гомогенного в гендерном отношении трудового коллектива.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы.
2. Констатирующий эксперимент с использованием следующих методик:
• Опросник OCS (Organizational Culture Survey) (С. Гласер, С. Заманоу);
• «Диагностика организационной культуры (OCAI)» (К. Камерон, Д. Куинн);
• «Методика диагностики корпоративной культуры» (В.Н. Лёвкин).
Исследование проводилось на базе МБДОУ ДС № 57 г. Пензы и МБОУ ДО ДЮСШ № 2 г. Кузнецка, в нем приняли участие 48 человек (25 чел. - воспитатели ДОО (женский коллектив); 23 чел. - педагоги ДЮСШ (9 женщин, 14 мужчин).
Научная новизна исследования состоит в том, что: определены некоторые специфические характеристики организационной культуры в трудовых коллективах с гомогенным гендерным составом; выявлены гендерные особенности уровня и качества корпоративной культуры, которые необходимо учитывать педагогу-психологу и администрации ДОО.
Практическая значимость исследования заключается в получении диагностических данных о гендерных особенностях организационной культуры в трудовых коллективах детских дошкольных учреждений, что дает возможность педагогу-психологу ДОО, организационному психологу влиять на психологический климат в женском трудовом коллективе.
Организационная культура в последние десятилетия стала одной из необходимых составляющих, оказывающих существенное влияние на развитие современной организации. Являясь междисциплинарным понятием, организационная культура привлекает внимание ученых, представляющих различные науки: психологию, социологию, экономику и культурологию. Психологическая наука, с самого начала принявшая участие в формировании междисциплинарного пространства исследований организационной культуры как многообещающего направления исследований организационных изменений, вносит существенный вклад в изучение организационной культуры. В психологическом изучении феномена организационной культуры особый интерес представляют социально-психологические исследования.
Организационная культура - это набор символов, атрибутики, необходимых всему персоналу организации, чтобы иметь общие ценности, цели, взгляды. В основе организационной культуры лежат идеи, взгляды, ценности, которые разделяют все или большинство членов организации.
Целью данного исследования изучение специфики организационной культуры в трудовых коллективах с гомогенным гендерным составом (на примере ДОО).
В теоретической части были рассмотрены основные понятия организационно-культурной системы (структурные элементы, функции и типологии организационной культуры); вопросы гендерной стереотипизации в организационно-культурной сфере; психологические детерминанты формирования организационной культуры в коллективах с гомогенным гендерным составом; специфика женских трудовых коллективах. Освещение всех названных вопросов в конечном итоге позволяет прогнозировать поведение персонала в гендерно-гомогенных и гендерно-гетерогенных организациях с целью достижения ею наибольшей эффективности.
Эмпирическое исследование заключалось в получении и сравнительном анализе данных о состоянии оргкультуры в двух эмпирических выборках - женском трудовом коллективе ДОО и смешанном в гендерном отношении педагогическом коллективе ДЮСШ.
В ходе эмпирического исследования выявлены следующие основные факты: уровень организационной культуры по методике «Опросник OCS» в выборке воспитателей ДОО квалифицируется как «средний», в контрольной выборке - как «высокий», однако различия недостоверны; по методике «OCAI» наиболее выражена в обеих выборках «бюрократическая» корпоративная культура, в Г1 (воспитатели ДОО) этот тип ОК оказался явно доминирующим, но 1эмп. не подтвердил межгрупповых различий; достоверно 70
больший балл выявлен в Г2 по «рыночной» корпоративной культуре; полученный в Г1 профиль ОК позволяет говорить о ее силе и согласованности; по методике В.Н. Лёвкина, как уровень, так и качество организационной культуры в Г2 (смешанный коллектив) имеют достоверно более высокие показатели по сравнению с таковыми в Г1 (женский коллектив).
Таким образом, в процессе проведения диагностических акций и обработки эмпирических данных гипотеза исследования подтвердилась частично, а именно в тех положениях, что женскому трудовому коллективу свойственны, по сравнению с гендерно-гетерогенным коллективом, низкие показатели уровня и качества корпоративной культуры. Не подтверждены на уровне достоверности положения о сравнительно низких показателях по параметрам «управление» и «коммуникации» в женском коллективе, а также то, что в нем преобладает «клановая» организационная культура.
Интерпретация полученных результатов подробно изложена в п. 2.2. работы.
Цель исследования достигнута, все исследовательские задачи решены.
Организационная культура - это набор символов, атрибутики, необходимых всему персоналу организации, чтобы иметь общие ценности, цели, взгляды. В основе организационной культуры лежат идеи, взгляды, ценности, которые разделяют все или большинство членов организации.
Целью данного исследования изучение специфики организационной культуры в трудовых коллективах с гомогенным гендерным составом (на примере ДОО).
В теоретической части были рассмотрены основные понятия организационно-культурной системы (структурные элементы, функции и типологии организационной культуры); вопросы гендерной стереотипизации в организационно-культурной сфере; психологические детерминанты формирования организационной культуры в коллективах с гомогенным гендерным составом; специфика женских трудовых коллективах. Освещение всех названных вопросов в конечном итоге позволяет прогнозировать поведение персонала в гендерно-гомогенных и гендерно-гетерогенных организациях с целью достижения ею наибольшей эффективности.
Эмпирическое исследование заключалось в получении и сравнительном анализе данных о состоянии оргкультуры в двух эмпирических выборках - женском трудовом коллективе ДОО и смешанном в гендерном отношении педагогическом коллективе ДЮСШ.
В ходе эмпирического исследования выявлены следующие основные факты: уровень организационной культуры по методике «Опросник OCS» в выборке воспитателей ДОО квалифицируется как «средний», в контрольной выборке - как «высокий», однако различия недостоверны; по методике «OCAI» наиболее выражена в обеих выборках «бюрократическая» корпоративная культура, в Г1 (воспитатели ДОО) этот тип ОК оказался явно доминирующим, но 1эмп. не подтвердил межгрупповых различий; достоверно 70
больший балл выявлен в Г2 по «рыночной» корпоративной культуре; полученный в Г1 профиль ОК позволяет говорить о ее силе и согласованности; по методике В.Н. Лёвкина, как уровень, так и качество организационной культуры в Г2 (смешанный коллектив) имеют достоверно более высокие показатели по сравнению с таковыми в Г1 (женский коллектив).
Таким образом, в процессе проведения диагностических акций и обработки эмпирических данных гипотеза исследования подтвердилась частично, а именно в тех положениях, что женскому трудовому коллективу свойственны, по сравнению с гендерно-гетерогенным коллективом, низкие показатели уровня и качества корпоративной культуры. Не подтверждены на уровне достоверности положения о сравнительно низких показателях по параметрам «управление» и «коммуникации» в женском коллективе, а также то, что в нем преобладает «клановая» организационная культура.
Интерпретация полученных результатов подробно изложена в п. 2.2. работы.
Цель исследования достигнута, все исследовательские задачи решены.
Подобные работы
- ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ДИНАМИКА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О КОНФЛИКТАХ (19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Оценка и мотивация персонала банка (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах
Прочее, психология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2002



