Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование дидактических игр в работе над развитием внимания детей старшего дошкольного возраста

Работа №161129

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2021
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1. Внимание как высшая психическая функция 8
1.2. Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте 16
1.3. Дидактические игры как средство развития внимания детей
старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ НАД РАЗВИТИЕМ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика развития внимания у детей старшего дошкольного
возраста 28
2.2. Содержание работы над развитием внимания старших
дошкольников с использованием дидактических игр 39
2.3. Изучение эффективности использования дидактических игр в
работе над развитием внимания старших дошкольников 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Дошкольный возраст - это период когда создаются наиболее благоприятные условия для развития внимания, которое определяет развитие всех высших психических функций ребенка и необходимо для выполнения любой деятельности. В связи с быстрым развитием информационных технологий, изучение свойств внимания ребенка данного возраста становится все более актуальным.
Внимание - это одна из основных психических функций, на которой базируется обучение. Внимание отражает функциональное состояние человеческого мозга. Основными свойствами внимания являются объем, устойчивость, переключение, интенсивность, концентрация, распределение [3].
В детском возрасте внимание неустойчиво и непроизвольно. Во многом оно связано с интересами ребенка по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями.
Специалисты, работающие в дошкольных образовательных организациях, отмечают у современных дошкольников неустойчивость внимания, которая в дальнейшем может сказаться на успеваемости в школе. Жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляют 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Следовательно, внимание необходимо развивать, используя различные способы и приемы [1].
Большой вклад в разработку проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста внесли отечественные психологи Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.
В экспериментальных исследованиях внимания детей дошкольного возраста показано, что у них слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение. Вместе с тем, в возрасте от 5 до 8 лет происходит структурная перестройка функции внимания. Если вначале центральным свойством выступает объем внимания, то в дальнейшем эта роль переходит к устойчивости, распределению и переключению, а у детей 7 лет наблюдается возникновение единого структурного комплекса.
Поскольку игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, то целесообразно говорить о связи игры и внимания. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Специальными наблюдениями установлено, что если у детей старшего дошкольного возраста продолжительность деятельности при выполнении какого-либо задания взрослых в среднем не превышает 62,8 минуты, то в условиях дидактической игры она достигает 71,7 минуты [5].
В последнее время в педагогической науке появилось целое направление - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями, в работах которых подтверждается взаимосвязь обучения и игры, определяется структура игрового процесса, а также основные формы и методы руководства дидактическими играми.
О развивающем значении игры говорится в исследованиях Р.И. Жуковской, Н.Я. Михайленко, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др.
Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность» [35, с. 79].
Психолог А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила бы формированию его способностей» [15, с. 20].
Анализ доступной нам научной литературы показал, что в настоящее время имеется опыт разработки и применения дидактических игр для развития свойств внимания. Однако, имеющиеся рекомендации для педагогов и практических психологов относятся в основном к начальной школе и недостаточно раскрывают специфику использования дидактических игр при организации работы, направленной на развитие внимания с детьми старшего дошкольного возраста. Обнаруживается противоречие между необходимостью развития свойств внимания дошкольников посредством дидактических игр и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике дошкольного образования. Это и обусловило актуальность рассмотрения нами данного вопроса.
Объект исследования - развитие внимания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактическая игра как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - определение эффективности использования дидактических игр в работе над развитием внимания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2) охарактеризовать особенности внимания как психической функции, специфику его развития у старших дошкольников, а также роль дидактических игр в этом процессе;
3) подобрать методику и провести диагностику развития внимания у детей старшего дошкольного возраста;
4) определить содержание работы по развитию внимания старших дошкольников посредством дидактических игр;
5) изучить эффективность использования дидактических игр в работе над развитием внимания старших дошкольников.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-август 2020 года) посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2020 года) предполагал выявление уровней развития внимания у детей старшего дошкольного возраста;
III этап (сентябрь 2020 года - апрель 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на определение и апробацию содержания работы по развитию внимания старших дошкольников посредством дидактических игр;
IV этап (май 2021 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что дидактические игры являются эффективным средством развития внимания детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы:
1) анализ и изучение психолого-педагогической литературы;
2) изучение и обобщение педагогического опыта;
3) диагностические методы;
4) анализ продуктов деятельности детей;
5) педагогический эксперимент.
Теоретические основы исследования составили работы
В.Н. Аванесовой, Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Радиной, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой, Б.И. Хачапуридзе и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в образовательном процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад №2 с. Лопатино Пензенской области.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения и приложений.
Во введении дается обоснование выбора темы, выдвигается объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр» рассматривается внимание как высшая психическая функция, специфика его развития в старшем дошкольном возрасте, а также роль дидактических игр в этом процессе.
Во второй главе «Экспериментальное исследование специфики использования дидактических игр в работе над развитием внимания детей старшего дошкольного возраста» описываются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие внимания старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Проводится анализ результатов и делаются соответствующие выводы.
Заключение содержит выводы по проведенной работе.
В приложениях представлены наглядные материалы к диагностическим методикам, а также примеры использованных в ходе формирующего этапа эксперимента дидактических игр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В психологии на сегодняшний день сохраняется понятие внимания, как определенной стороны или характеристики всякой деятельности субъекта или, что является только другим выражением того же самого, отрицается внимание, как самостоятельная форма психической деятельности.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, концентрацией, устойчивостью, избирательностью, переключаемостью, распределением, произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. Плохо развитая переключаемость внимания - ребенку трудно переходить с выполнения одного вида деятельности на другой. Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Основное изменение внимания в старшем дошкольном возрасте состоит в том, что дети в возрасте 5-7 лет впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства, т. е. возникает так называемое произвольное внимание.
Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. В связи с этим перед воспитателями ставиться сложнейшая задача - продумать специальную работу по развитию внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.
Развитие внимания - важнейшая задача дошкольного образования, решение которой в дальнейшем обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.
Внимание развивается благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности. Как правило, для дошкольников - это игра. Наиболее подходящими для развития внимания являются дидактические игры, которые при помощи определенных средств направляют и организуют его. Вводя детей в этот вид деятельности, педагог организует их внимание при помощи словесных указаний, направляет на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.
Разработанная и апробированная нами в ходе формирующего эксперимента программа развития внимания детей старшего дошкольного возраста, основанная на использовании дидактических игр, способствовала улучшению таких его характеристик, как объем, концентрация, переключаемость, произвольность внимания; позволила повысить самостоятельность и активность детей, тем самым увеличив уровень развития целенаправленности деятельности дошкольников. Это говорит об эффективности проведенного нами исследования.
Наша гипотеза о том, что развитие внимания старших дошкольников будет происходить эффективным в том случае, если его формирование будет осуществляться в дидактических играх, подтвердилась. В ходе проведенного исследования мы доказали, что правильное использование дидактических игр может являться средством развития внимания детей старшего дошкольного возраста.



1. Аксенова Т.А. Развитие дошкольника в познавательско- исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. // Молодой ученый. - 2016. - №12.6. - С. 1-6.
2. Бармашова Е. Игровая мозаика: программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста. // Школьный психолог. - 2005. - №5. - С. 8-14.
3. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 64 с.
4. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. // Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Просвещение, 1991. - 268 с.
5. Бондаренко А.В. Дидактические игры в детском саду. - М.:
Просвещение, 1991. - 160 с.
6. Венгер Л.А. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. - 1994. - №12. - С. 24-30.
7. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. // Хрестоматия по вниманию. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М., 2000. - С. 184-219.
8. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - М.: МГУ, 2004. - 102 с.
9. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. - 1997. - №7. - С. 45-50.
10. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М.: Педагогика, 1992. - 158 с.
11. Джемс У. Психология. - Л.: Педагогика, 1991. - 368 с.
12. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания. // Хрестоматия по вниманию. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М., 1996. - С. 243-259.
13. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
14. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 2013. - 320 с.
15. Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2009. - 198 с.
16. Игра дошкольника. / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1999. - 286 с.
17. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
18. Ланге Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания. - Одесса, 1999. - С. 5-6.
19. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избр. психол. произв. В 2 т. Т. I. - М., 2001. - С. 303-323.
20. Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов. // Психологическая наука. Т.1. - М., 2009. - 340 с.
21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: «Академия», 2002. - 452 с.
22. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 683 с.
23. Петровский А.В. Общая психология: учеб. для студентов. - М., 2005. - 479 с.
24. Петухова Г.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста: автореф. канд. дисс. - М., 2001. - 32 с.
25. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 2008. - 249 с.
26. Рибо Т. Психология внимания. - СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1990. - 369 с.
'll.Рубин Э.Д. Хрестоматия по вниманию. - М., 2006. - С.144-145.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. II. - М.: Педагогика, 2009. - 357 с.
29. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. //Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - С. 70-73.
30. Смирнова Е.О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников. // Вопросы психологии. - 2013. - №2. - с. 15-24.
31. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.:
Просвещение, 1992. - 96 с.
32. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 544 с.
33. Титченер Э.Б. Внимание. // Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001. - С. 26-48.
34. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: «Академия», 1996. - 336 с.
35. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. // Дошкольное воспитание. - 1995. - №10. - С. 79-83.
36. Чернявская Е.Е. Дидактическая игра как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возрастов. // Вестник экспериментального образования. - 2015. - №3. - С. 36-42.
37. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. - 1996. - №5. - С. 41-46.
38. Якобсон С.Г. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников. // Вопросы психологии. - 1999. - №5. - С. 3-10.
39. Якобсон С.Г. Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников. // Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С.19-25.
40. Яновский М.И. Внимание как критерий оценки состояния сознания. // Вопросы психологии. - 2005. - №6. - С. 91-97.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ