Психолого-педагогическое сопровождение формирования самооценки у детей с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательном учреждении
|
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и/или инвалидностью
1.1 Общая характеристика детей с ОВЗ и/или инвалидностью в
общеобразовательном учреждении 11
1.2 Организация психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательном учреждении
1.3 Самооценка и условия ее формирования в младшем школьном
возрасте 24
Глава II Исследование особенностей формирования самооценки у детей
с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательном учреждении 36
2.1 Процедура и методы исследования особенностей
формирования самооценки у детей с ОВЗ и инвалидностью 36
2.2 Анализ и интерпретация результатов эксперимента 44
2.3 Организация психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов в общеобразовательном учреждении 69
Заключение 78
Список использованных источников 82
Приложения 88
Глава I. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и/или инвалидностью
1.1 Общая характеристика детей с ОВЗ и/или инвалидностью в
общеобразовательном учреждении 11
1.2 Организация психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательном учреждении
1.3 Самооценка и условия ее формирования в младшем школьном
возрасте 24
Глава II Исследование особенностей формирования самооценки у детей
с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательном учреждении 36
2.1 Процедура и методы исследования особенностей
формирования самооценки у детей с ОВЗ и инвалидностью 36
2.2 Анализ и интерпретация результатов эксперимента 44
2.3 Организация психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов в общеобразовательном учреждении 69
Заключение 78
Список использованных источников 82
Приложения 88
Актуальность исследования. Изменения в системе образования на передний план выдвигают требования к содержанию образования, результатам и условиям освоения обучающимися содержания образовательных программ. В связи с этим сегодня увеличиваются требования и к субъектам педагогической деятельности, системе взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания и развития ребенка. Поскольку самооценка основана на анализе нравственных сторон своих собственных поступков, этических качеств, взглядов, мотивов, убеждений, жизненных целей и возможностей их достижения и выступает одним из выражений нравственного самосознания и совести человека, то способность к адекватной самооценке необходимо специально формировать у взрослеющего человека.
В рамках самооценки человек рассуждает о моральном значении своей деятельности не только от своего имени, а в большей степени, с позиции группы, к которой он себя относит. Благодаря способности к адекватной самооценке младшие школьники обретают возможность самостоятельно управлять своими действиями и даже воспитывать в себе определенные качества, проявлять эмоционально-ценностное отношение к своей личности, выраженное в самооценке, оценке своего места среди окружающих [23].
Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ОВЗ. Для таких детей самооценка определяет успешность их социальной интеграции, поэтому изучение особенностей ее формирования и коррекции имеет особое значение. В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов у учащихся с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих его людей. Согласно исследованиям ученых, формирование самооценки учащихся с ОВЗ сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью.
Неадекватная самооценка характерна для многих детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Сам возрастной период накладывает своеобразный отпечаток, так как в этом возрасте начинается процесс обучения, оказывающий влияние на эмоциональный фон ребенка. Также большую психологическую травму учащийся может получить и в результате нахождения определенного количества времени в обычной школе. Несоответствие требований таких школ и возможностей учащего с ОВЗ может усугубить и так неустойчивую психику ребенка, вызвать неуверенность в себе, что непременно скажется на самооценке.
Степень научной разработанности проблемы. Довольно большое количество зарубежных, российских учёных занимались изучением проблемы формирования самооценки младшим школьником. Детям, а особенно детям с ОВЗ, дать правильную оценку своим поступкам и личным качествам сложно. Среди зарубежных авторов можно отметить R. F. Baumeister, N. Branden, J. D. Campbell, S. Coopers-М ith, J. Crocker, N. Emler, K. J. Gergen, A. G. Greenwald, S. Harter, S. Jones и др. Среди отечественных - И. И. Чеснокову, Л. И. Божович и ее школу, А. В. Захарову, Л. В. Бороздину и ее учеников, В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, И. С. Кона и др.
Л. С. Выготский активно занимался изучением самооценки детей с отклонениями психического развития, полагая, что практически все дети с отклонениями имеют высокую самооценку.
В исследовании введено ограничение. Нами будут рассматриваться две категории детей с ограниченными возможностями здоровья, которые представлены обучающимися МБОУ СОШ № 12 им. В.В.Тарасова, а именно: это дети с задержкой психического развития, вторая категория - слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся .
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации инклюзивной образовательной среды и недостаточностью методической обеспеченности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в плане создания условий для формирования адекватной самооценки.
Обозначенное противоречие определяет проблему исследования - спроектировать условия для осуществления психолого-педагогического сопровождения в целях формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью в образовательной организации инклюзивной образовательной среды.
Цель - выявление специфики формирования самооценки у детей с ОВЗ и /или инвалидностью, построение режима психолого -педагогического сопровождения формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ.
Объектом изучения нашей работы является психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательном учреждении в условиях инклюзивной образовательной среды .
Предмет изучения - особенности организации сопровождения, позволяющие формировать адекватную самооценку у детей с ОВЗ и /или инвалидностью в начальной школе.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что самооценка младших школьников с ОВЗ и/или инвалидностью отличается тенденцией к занижению, а потому в условиях инклюзивной образовательной среды эффективной оказывается программа специальных занятий по формированию адекватной самооценки в режиме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательной организации.
Задачами исследования являются:
1) проанализировать теоретический материал, касающийся вопросов развития детей с ОВЗ;
2) изучить предлагаемые в психолого-педагогической литературе варианты организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью;
3) изучить и проанализировать материал, касающийся способов формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ, учащихся в начальной школе;
4) разработать диагностическую процедуру, позволяющую оценить уровень самооценки младших школьников в контрольной и экспериментальной группе. Выявить особенности формирования самооценки у детей с ОВЗ;
5) разработать направление психолого-педагогического
сопровождения, в рамках которого созданы условия для формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ и /или инвалидностью.
Методологической основой исследования являются положения о связи психического и соматического, взаимовлиянии болезни и психики, выдвинутые в отечественной психологии (Ананьев В.А., Исаев Д.Н., Лурия P.A., Николаева В.В., Тхостов А.Ш.); представления о закономерностях психического развития при нормальном и нарушенном развитии (Выготский JI.C., Зейгарник Б.В., Лебединский В.В, Лубовский В.И., Эльконин Д.Б. и др.); положения о роли субъективной активности ребёнка как фактора психического развития и саморазвития (Ульенкова У.В.).
Теоретическая основа исследования. При разработке теоретических основ исследования мы опирались на труды ведущих специалистов в области специальной психологии: Белопольской Н.Л., Богдановой Т.Г., Дмитриевой Е.Е., Кузнецовой Л.В., Лубовского В.И., Левченко И.Ю., Мамайчук И.И., Никольской О. С., Петровой В.Г., Ульенковой У.В., Усановой О.Н.
Самооценка, являясь звеном «Я-концепции», входит в структуру личности в качестве оценочного компонента. Самооценка представляет собой сложное психологическое образование и не может быть изолирована от всех других проявлений психической жизни человека. Вопросами формирования адекватной самооценки младших школьников занимались В.А. Горбачёва, Н.С. Яковченко, Т.Д. Жулыбина, А.В. Карпов и др.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования используются методы:
- теоретические, заключающиеся в проведении анализа полученных данных, сборе и переработке психологической и психолого-педагогической литературы по вопросам формирования самооценки младшего школьника и организации психолого-педагогического сопровождения школьников с проблемами в развитии;
- эмпирические, которые предполагают использование эмпирических методик, а именно:
- методика изучения самооценки личностных качеств Т. Дембо-С. Рубинштейна,
- тест «Оцени себя»,
- методика «Лесенка» В. Г. Щур.
3. Метод математической обработки данных - критерий Пирсона (хи- квадрат).
Совокупность и сочетание данных методов адекватны цели и задачам, объекту и предмету исследования данной работы.
Исследование проводилось в 3 этапа.
1. Констатирующий этап. Стартовая диагностика испытуемых - младших школьников контрольной и экспериментальной групп по методике изучения самооценки личностных качеств Т. Дембо-С. Рубинштейна, тесту «Оцени себя», методике «Лесенка» В. Г. Щур. Сопоставительный анализ и интерпретация полученных результатов с использованием метода математической статистики - критерия Пирсона для выявления особенностей самооценки у детей с ОВЗ и /или инвалидностью, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях инклюзивной образовательной среды.
2. Формирующий этап. Разработка дополнений в систему организации психолого-педагогического сопровождения, действующей в МБОУ СОШ № 12 имени В.В.Тарасова, учитывающих специфику формирования самооценки у детей с ОВЗ и /или инвалидностью в варианте программы занятий по формированию самооценки для детей с ОВЗ. Реализация программы сопровождения с экспериментальной группой.
3. Постдиагностический этап. Заключительная диагностика по выбранным методикам после проведенной программы занятий с детьми экспериментальной группы и последующее сравнение результатов диагностики «до и после» с целью формулирования выводов об эффективности оказанного сопровождения в формировании самооценки.
Эмпирическая база исследования. Эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ № 12 имени В. В. Тарасова г. Пензы, в котором приняли участие обучающиеся начальной школы общим количеством 54 человека. 27 из них составили экспериментальную группу - дети с ОВЗ - 13, с инвалидностью - 10, с ОВЗ и инвалидностью - 4 человека. Нормотипически развивающиеся дети, обучающиеся в тех же классах, сгруппированы в контрольную группу выборки.
Достоверность результатов обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, адекватностью используемых методов цели и задачам, логикой исследования.
Научная новизна исследования заключается в:
- постановке проблемы формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательном учреждении;
- увеличении спектра имеющихся знаний об особенностях психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательном учреждении в условиях инклюзивной образовательной среды;
- расширении спектра имеющихся знаний о специфике формирования самооценки у обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью в младшем школьном возрасте.
Теоретическая значимость исследования:
- результаты исследования позволяют расширить представления о специфике формирования самооценки у учащихся начальной школы с ОВЗ и/или инвалидностью;
Практическая значимость исследования данной работы заключается в полученных в ходе нашего исследования результатов, которые могут быть использованы психологами в практике психологического консультирования детей с ОВЗ и/или инвалидов и их родителей, нейротипичных учеников, педагогов с целью создания благоприятной для обучения обстановки в классе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. У учащихся с ОВЗ присутствует тенденция к необоснованному занижению самооценки.
2. В притязаниях на построение образа-Я, которым можно гордиться, особенностью младших школьников с ОВЗ и/или инвалидностью является склонность к занижению в притязаниях по критериям характер, внешность и уверенность в себе.
3. Программа занятий, направленная на создание условий формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью, является эффективной для формирования адекватной и высокой самооценки по критериям характер, авторитет среди сверстников и внешность.
4. Эффективность реализованной программы по формированию адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью подтверждена сдвигом в сторону адекватности в оценке уровня самооценки школьников.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования были представлены в выступлении на IV Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание в современных условиях: региональный аспект», состоявшейся 29 октября 2021 г. в ФГБОУ ВО ПГУ при кафедре «Педагогика и психология».
Материалы исследования опубликованы:
1. Пуршева, А.Э. Становление самооценки детей с ограниченными возможностями здоровья посредством формирования толерантности окружающих / А.Э. Пуршева // Воспитание в современных условиях: региональный аспект : сб. ст. по материалам IV Всерос. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 29 октября 2021 г.) / под ред. М. А. Лыгиной, О. А. Логиновой, П.А. Гагаева. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. - С. 152-158.
2. Пуршева, А.Э. Становление самооценки у детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении / А.Э. Пуршева, М. Е. Питанова // Педагогическое образование и наука (МАНПО). - 2022. - № 3. - С. 149-152. (перечень ВАК)
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, содержит 1 приложение. Основной объём работы составляет 87 страниц.
В рамках самооценки человек рассуждает о моральном значении своей деятельности не только от своего имени, а в большей степени, с позиции группы, к которой он себя относит. Благодаря способности к адекватной самооценке младшие школьники обретают возможность самостоятельно управлять своими действиями и даже воспитывать в себе определенные качества, проявлять эмоционально-ценностное отношение к своей личности, выраженное в самооценке, оценке своего места среди окружающих [23].
Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ОВЗ. Для таких детей самооценка определяет успешность их социальной интеграции, поэтому изучение особенностей ее формирования и коррекции имеет особое значение. В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов у учащихся с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих его людей. Согласно исследованиям ученых, формирование самооценки учащихся с ОВЗ сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью.
Неадекватная самооценка характерна для многих детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Сам возрастной период накладывает своеобразный отпечаток, так как в этом возрасте начинается процесс обучения, оказывающий влияние на эмоциональный фон ребенка. Также большую психологическую травму учащийся может получить и в результате нахождения определенного количества времени в обычной школе. Несоответствие требований таких школ и возможностей учащего с ОВЗ может усугубить и так неустойчивую психику ребенка, вызвать неуверенность в себе, что непременно скажется на самооценке.
Степень научной разработанности проблемы. Довольно большое количество зарубежных, российских учёных занимались изучением проблемы формирования самооценки младшим школьником. Детям, а особенно детям с ОВЗ, дать правильную оценку своим поступкам и личным качествам сложно. Среди зарубежных авторов можно отметить R. F. Baumeister, N. Branden, J. D. Campbell, S. Coopers-М ith, J. Crocker, N. Emler, K. J. Gergen, A. G. Greenwald, S. Harter, S. Jones и др. Среди отечественных - И. И. Чеснокову, Л. И. Божович и ее школу, А. В. Захарову, Л. В. Бороздину и ее учеников, В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, И. С. Кона и др.
Л. С. Выготский активно занимался изучением самооценки детей с отклонениями психического развития, полагая, что практически все дети с отклонениями имеют высокую самооценку.
В исследовании введено ограничение. Нами будут рассматриваться две категории детей с ограниченными возможностями здоровья, которые представлены обучающимися МБОУ СОШ № 12 им. В.В.Тарасова, а именно: это дети с задержкой психического развития, вторая категория - слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся .
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации инклюзивной образовательной среды и недостаточностью методической обеспеченности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в плане создания условий для формирования адекватной самооценки.
Обозначенное противоречие определяет проблему исследования - спроектировать условия для осуществления психолого-педагогического сопровождения в целях формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью в образовательной организации инклюзивной образовательной среды.
Цель - выявление специфики формирования самооценки у детей с ОВЗ и /или инвалидностью, построение режима психолого -педагогического сопровождения формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ.
Объектом изучения нашей работы является психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательном учреждении в условиях инклюзивной образовательной среды .
Предмет изучения - особенности организации сопровождения, позволяющие формировать адекватную самооценку у детей с ОВЗ и /или инвалидностью в начальной школе.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что самооценка младших школьников с ОВЗ и/или инвалидностью отличается тенденцией к занижению, а потому в условиях инклюзивной образовательной среды эффективной оказывается программа специальных занятий по формированию адекватной самооценки в режиме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательной организации.
Задачами исследования являются:
1) проанализировать теоретический материал, касающийся вопросов развития детей с ОВЗ;
2) изучить предлагаемые в психолого-педагогической литературе варианты организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью;
3) изучить и проанализировать материал, касающийся способов формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ, учащихся в начальной школе;
4) разработать диагностическую процедуру, позволяющую оценить уровень самооценки младших школьников в контрольной и экспериментальной группе. Выявить особенности формирования самооценки у детей с ОВЗ;
5) разработать направление психолого-педагогического
сопровождения, в рамках которого созданы условия для формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ и /или инвалидностью.
Методологической основой исследования являются положения о связи психического и соматического, взаимовлиянии болезни и психики, выдвинутые в отечественной психологии (Ананьев В.А., Исаев Д.Н., Лурия P.A., Николаева В.В., Тхостов А.Ш.); представления о закономерностях психического развития при нормальном и нарушенном развитии (Выготский JI.C., Зейгарник Б.В., Лебединский В.В, Лубовский В.И., Эльконин Д.Б. и др.); положения о роли субъективной активности ребёнка как фактора психического развития и саморазвития (Ульенкова У.В.).
Теоретическая основа исследования. При разработке теоретических основ исследования мы опирались на труды ведущих специалистов в области специальной психологии: Белопольской Н.Л., Богдановой Т.Г., Дмитриевой Е.Е., Кузнецовой Л.В., Лубовского В.И., Левченко И.Ю., Мамайчук И.И., Никольской О. С., Петровой В.Г., Ульенковой У.В., Усановой О.Н.
Самооценка, являясь звеном «Я-концепции», входит в структуру личности в качестве оценочного компонента. Самооценка представляет собой сложное психологическое образование и не может быть изолирована от всех других проявлений психической жизни человека. Вопросами формирования адекватной самооценки младших школьников занимались В.А. Горбачёва, Н.С. Яковченко, Т.Д. Жулыбина, А.В. Карпов и др.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования используются методы:
- теоретические, заключающиеся в проведении анализа полученных данных, сборе и переработке психологической и психолого-педагогической литературы по вопросам формирования самооценки младшего школьника и организации психолого-педагогического сопровождения школьников с проблемами в развитии;
- эмпирические, которые предполагают использование эмпирических методик, а именно:
- методика изучения самооценки личностных качеств Т. Дембо-С. Рубинштейна,
- тест «Оцени себя»,
- методика «Лесенка» В. Г. Щур.
3. Метод математической обработки данных - критерий Пирсона (хи- квадрат).
Совокупность и сочетание данных методов адекватны цели и задачам, объекту и предмету исследования данной работы.
Исследование проводилось в 3 этапа.
1. Констатирующий этап. Стартовая диагностика испытуемых - младших школьников контрольной и экспериментальной групп по методике изучения самооценки личностных качеств Т. Дембо-С. Рубинштейна, тесту «Оцени себя», методике «Лесенка» В. Г. Щур. Сопоставительный анализ и интерпретация полученных результатов с использованием метода математической статистики - критерия Пирсона для выявления особенностей самооценки у детей с ОВЗ и /или инвалидностью, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях инклюзивной образовательной среды.
2. Формирующий этап. Разработка дополнений в систему организации психолого-педагогического сопровождения, действующей в МБОУ СОШ № 12 имени В.В.Тарасова, учитывающих специфику формирования самооценки у детей с ОВЗ и /или инвалидностью в варианте программы занятий по формированию самооценки для детей с ОВЗ. Реализация программы сопровождения с экспериментальной группой.
3. Постдиагностический этап. Заключительная диагностика по выбранным методикам после проведенной программы занятий с детьми экспериментальной группы и последующее сравнение результатов диагностики «до и после» с целью формулирования выводов об эффективности оказанного сопровождения в формировании самооценки.
Эмпирическая база исследования. Эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ № 12 имени В. В. Тарасова г. Пензы, в котором приняли участие обучающиеся начальной школы общим количеством 54 человека. 27 из них составили экспериментальную группу - дети с ОВЗ - 13, с инвалидностью - 10, с ОВЗ и инвалидностью - 4 человека. Нормотипически развивающиеся дети, обучающиеся в тех же классах, сгруппированы в контрольную группу выборки.
Достоверность результатов обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, адекватностью используемых методов цели и задачам, логикой исследования.
Научная новизна исследования заключается в:
- постановке проблемы формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательном учреждении;
- увеличении спектра имеющихся знаний об особенностях психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательном учреждении в условиях инклюзивной образовательной среды;
- расширении спектра имеющихся знаний о специфике формирования самооценки у обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью в младшем школьном возрасте.
Теоретическая значимость исследования:
- результаты исследования позволяют расширить представления о специфике формирования самооценки у учащихся начальной школы с ОВЗ и/или инвалидностью;
Практическая значимость исследования данной работы заключается в полученных в ходе нашего исследования результатов, которые могут быть использованы психологами в практике психологического консультирования детей с ОВЗ и/или инвалидов и их родителей, нейротипичных учеников, педагогов с целью создания благоприятной для обучения обстановки в классе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. У учащихся с ОВЗ присутствует тенденция к необоснованному занижению самооценки.
2. В притязаниях на построение образа-Я, которым можно гордиться, особенностью младших школьников с ОВЗ и/или инвалидностью является склонность к занижению в притязаниях по критериям характер, внешность и уверенность в себе.
3. Программа занятий, направленная на создание условий формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью, является эффективной для формирования адекватной и высокой самооценки по критериям характер, авторитет среди сверстников и внешность.
4. Эффективность реализованной программы по формированию адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью подтверждена сдвигом в сторону адекватности в оценке уровня самооценки школьников.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования были представлены в выступлении на IV Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание в современных условиях: региональный аспект», состоявшейся 29 октября 2021 г. в ФГБОУ ВО ПГУ при кафедре «Педагогика и психология».
Материалы исследования опубликованы:
1. Пуршева, А.Э. Становление самооценки детей с ограниченными возможностями здоровья посредством формирования толерантности окружающих / А.Э. Пуршева // Воспитание в современных условиях: региональный аспект : сб. ст. по материалам IV Всерос. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 29 октября 2021 г.) / под ред. М. А. Лыгиной, О. А. Логиновой, П.А. Гагаева. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. - С. 152-158.
2. Пуршева, А.Э. Становление самооценки у детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении / А.Э. Пуршева, М. Е. Питанова // Педагогическое образование и наука (МАНПО). - 2022. - № 3. - С. 149-152. (перечень ВАК)
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, содержит 1 приложение. Основной объём работы составляет 87 страниц.
Актуальность проблемы, связанной с организацией психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью в условиях общеобразовательной организации, обусловила выбор темы диссертации «Психолого-педагогическое сопровождение формирования самооценки у детей с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательном учреждении» и ее цель: выявление специфики формирования самооценки у детей с ОВЗ и /или инвалидностью, построение режима психолого -педагогического сопровождения формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ.
В 1 главе «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и/или инвалидностью» рассматривается общая характеристика детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательном учреждении, особенности их познавательного и личностного развития.
В описании организация психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательном учреждении особое внимание обращено на проблемы детей с ОВЗ в образовательном процессе, а именно: заниженная самооценка, негативное самоотношение, сложности в построении детско -родительских отношений, сложности социальной адаптации, уровень интеллекта, взаимоотношения с окружающими, повышенная утомляемость .
Проведенный теоретический анализ литературы, связанной с особенностями формирования самооценки у младшего школьника позволил сделать вывод о том, что в связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии у учащихся с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих людей. Обращает на себя внимание проблема заниженной самооценки младших школьников с ОВЗ. Заниженная самооценка приводит к неуверенности, робости и застенчивости, в силу чего становится невозможной реализация задатков и способностей. Ребенок слишком критичен к себе, а потому еще более зависим, остро нуждается в поддержке окружающих.
Глава 2 «Исследование особенностей формирования самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательном учреждении» раскрывает организацию и проведение формирующего эксперимента по формированию адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью.
Мы высказали предположение и выстроили исследование по его проверке: самооценка младших школьников с ОВЗ и/или инвалидностью отличается тенденцией к занижению, а потому в условиях инклюзивной образовательной среды эффективной оказывается программа специальных занятий по формированию адекватной самооценки в режиме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательной организации.
Формирующий эксперимент проходил в несколько этапов.
1. Констатирующий этап. Стартовая диагностика испытуемых - младших школьников контрольной и экспериментальной групп по методике изучения самооценки личностных качеств Т. Дембо-С. Рубинштейна, тесту «Оцени себя», методике «Лесенка» В. Г. Щур. Сопоставительный анализ и интерпретация полученных результатов с использованием метода математической статистики - критерия Пирсона для выявления особенностей самооценки у детей с ОВЗ и /или инвалидностью, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях инклюзивной образовательной среды. Осознание особенности в формировании самооценки, а именно, склонности к необоснованному ее занижению, привело нас к необходимости в психолого-педагогическое сопровождение, организованное в общеобразовательной организации, добавить реализацию программы дополнительных 17 занятий в качестве условий формирования адекватной самооценки школьниками с ОВЗ и/или инвалидностью в составе разновозрастной экспериментальной группы.
2. Формирующий этап. Разработка дополнений в систему организации психолого-педагогического сопровождения, действующей в МБОУ СОШ № 12 имени В.В.Тарасова, учитывающих специфику формирования самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью в варианте программы занятий по формированию самооценки для детей с ОВЗ. Реализация программы сопровождения с экспериментальной группой.
3. Постдиагностический этап. Заключительная диагностика по выбранным методикам после проведенной программы занятий с детьми экспериментальной группы и последующее сравнение результатов диагностики «до и после» с целью формулирования выводов об эффективности оказанного сопровождения в формировании самооценки.
В результате проведенного эксперимента, мы остановились на следующих значимых, с нашей точки зрения, положениях:
- у учащихся с ОВЗ из-за специфичного хода личностного и познавательного развития в самооценке присутствует тенденция к необоснованному занижению оценки себя почти по всем параметрам: ум, способности, характер, авторитет среди сверстников, внешность и уверенность в себе;
- в притязаниях на построение образа-Я, которым можно гордиться, особенностью младших школьников с ОВЗ и/или инвалидностью является склонность к занижению в притязаниях по критериям характер, внешность и уверенность в себе;
- младшие школьники с ОВЗ и/или инвалидностью в виду возрастных особенностей, осложненных специфичностью личностного и познавательного развития, заинтересованы в реализации дополнительных условий психолого-педагогического сопровождения для успешного формирования адекватной самооценки ;
- предложенная и апробированная программы занятий, направленная на создание условий формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью, является эффективной для формирования адекватной и высокой самооценки по критериям характер, авторитет среди сверстников и внешность;
- эффективность реализованной программы по формированию адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью подтверждена сдвигом в сторону адекватности в оценке уровня самооценки школьников по методикам «Оцени себя» и «Лесенка».
Проведенное исследование по формированию адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью на базе общеобразовательной организации позволяет сделать вывод о том, что использование программы формирующих занятий с использованием доступных и привлекательных методов для ребенка с ОВЗ является эффективным.
Таким образом, проведенная работа дала достоверные положительные результаты, поставленные задачи были решены, цель достигнута, а гипотеза нашла своё подтверждение. В условиях инклюзивной образовательной среды эффективной оказывается программа специальных занятий по формированию адекватной самооценки в режиме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательной организации.
Перспективы дальнейшей работы заключаются в совершенствовании методов и приемов, наполняющих программу в зависимости от категории детей с ОВЗ, на которых направлено формирующее воздействие.
В 1 главе «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и/или инвалидностью» рассматривается общая характеристика детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательном учреждении, особенности их познавательного и личностного развития.
В описании организация психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательном учреждении особое внимание обращено на проблемы детей с ОВЗ в образовательном процессе, а именно: заниженная самооценка, негативное самоотношение, сложности в построении детско -родительских отношений, сложности социальной адаптации, уровень интеллекта, взаимоотношения с окружающими, повышенная утомляемость .
Проведенный теоретический анализ литературы, связанной с особенностями формирования самооценки у младшего школьника позволил сделать вывод о том, что в связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии у учащихся с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих людей. Обращает на себя внимание проблема заниженной самооценки младших школьников с ОВЗ. Заниженная самооценка приводит к неуверенности, робости и застенчивости, в силу чего становится невозможной реализация задатков и способностей. Ребенок слишком критичен к себе, а потому еще более зависим, остро нуждается в поддержке окружающих.
Глава 2 «Исследование особенностей формирования самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательном учреждении» раскрывает организацию и проведение формирующего эксперимента по формированию адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью.
Мы высказали предположение и выстроили исследование по его проверке: самооценка младших школьников с ОВЗ и/или инвалидностью отличается тенденцией к занижению, а потому в условиях инклюзивной образовательной среды эффективной оказывается программа специальных занятий по формированию адекватной самооценки в режиме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательной организации.
Формирующий эксперимент проходил в несколько этапов.
1. Констатирующий этап. Стартовая диагностика испытуемых - младших школьников контрольной и экспериментальной групп по методике изучения самооценки личностных качеств Т. Дембо-С. Рубинштейна, тесту «Оцени себя», методике «Лесенка» В. Г. Щур. Сопоставительный анализ и интерпретация полученных результатов с использованием метода математической статистики - критерия Пирсона для выявления особенностей самооценки у детей с ОВЗ и /или инвалидностью, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях инклюзивной образовательной среды. Осознание особенности в формировании самооценки, а именно, склонности к необоснованному ее занижению, привело нас к необходимости в психолого-педагогическое сопровождение, организованное в общеобразовательной организации, добавить реализацию программы дополнительных 17 занятий в качестве условий формирования адекватной самооценки школьниками с ОВЗ и/или инвалидностью в составе разновозрастной экспериментальной группы.
2. Формирующий этап. Разработка дополнений в систему организации психолого-педагогического сопровождения, действующей в МБОУ СОШ № 12 имени В.В.Тарасова, учитывающих специфику формирования самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью в варианте программы занятий по формированию самооценки для детей с ОВЗ. Реализация программы сопровождения с экспериментальной группой.
3. Постдиагностический этап. Заключительная диагностика по выбранным методикам после проведенной программы занятий с детьми экспериментальной группы и последующее сравнение результатов диагностики «до и после» с целью формулирования выводов об эффективности оказанного сопровождения в формировании самооценки.
В результате проведенного эксперимента, мы остановились на следующих значимых, с нашей точки зрения, положениях:
- у учащихся с ОВЗ из-за специфичного хода личностного и познавательного развития в самооценке присутствует тенденция к необоснованному занижению оценки себя почти по всем параметрам: ум, способности, характер, авторитет среди сверстников, внешность и уверенность в себе;
- в притязаниях на построение образа-Я, которым можно гордиться, особенностью младших школьников с ОВЗ и/или инвалидностью является склонность к занижению в притязаниях по критериям характер, внешность и уверенность в себе;
- младшие школьники с ОВЗ и/или инвалидностью в виду возрастных особенностей, осложненных специфичностью личностного и познавательного развития, заинтересованы в реализации дополнительных условий психолого-педагогического сопровождения для успешного формирования адекватной самооценки ;
- предложенная и апробированная программы занятий, направленная на создание условий формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью, является эффективной для формирования адекватной и высокой самооценки по критериям характер, авторитет среди сверстников и внешность;
- эффективность реализованной программы по формированию адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью подтверждена сдвигом в сторону адекватности в оценке уровня самооценки школьников по методикам «Оцени себя» и «Лесенка».
Проведенное исследование по формированию адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью на базе общеобразовательной организации позволяет сделать вывод о том, что использование программы формирующих занятий с использованием доступных и привлекательных методов для ребенка с ОВЗ является эффективным.
Таким образом, проведенная работа дала достоверные положительные результаты, поставленные задачи были решены, цель достигнута, а гипотеза нашла своё подтверждение. В условиях инклюзивной образовательной среды эффективной оказывается программа специальных занятий по формированию адекватной самооценки в режиме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательной организации.
Перспективы дальнейшей работы заключаются в совершенствовании методов и приемов, наполняющих программу в зависимости от категории детей с ОВЗ, на которых направлено формирующее воздействие.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2024 - Модели организации деятельности педагога-психолога психолого-
медико-педагогической комиссии по определению специальных условий
обучения для детей с особыми образовательными потребностями с
учетом уровневого подхода
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Модели организации деятельности педагога-психолога психолого-медико-педагогической комиссии по определению специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями с учетом уровневого подхода
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Изучение эмоционально-волевой сферы младших школьников детей с ОВЗ в условиях учебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - Коррекционное значение уроков социально-бытовой ориентации для
детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях
инклюзивного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Технологии «Абилимпикс» как педагогические компоненты инклюзивного образования в контексте предметной области «Технология» в современной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - Образовательно-коррекционные модели в социальной адаптации детей-инвалидов: теоретико-методологический анализ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021 - Повышение уровня физической подготовленности детей с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуального подхода
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2019



