Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение формирования самооценки у детей с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательном учреждении

Работа №161126

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2023
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и/или инвалидностью
1.1 Общая характеристика детей с ОВЗ и/или инвалидностью в
общеобразовательном учреждении 11
1.2 Организация психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательном учреждении
1.3 Самооценка и условия ее формирования в младшем школьном
возрасте 24
Глава II Исследование особенностей формирования самооценки у детей
с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательном учреждении 36
2.1 Процедура и методы исследования особенностей
формирования самооценки у детей с ОВЗ и инвалидностью 36
2.2 Анализ и интерпретация результатов эксперимента 44
2.3 Организация психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов в общеобразовательном учреждении 69
Заключение 78
Список использованных источников 82
Приложения 88

Актуальность исследования. Изменения в системе образования на передний план выдвигают требования к содержанию образования, результатам и условиям освоения обучающимися содержания образовательных программ. В связи с этим сегодня увеличиваются требования и к субъектам педагогической деятельности, системе взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания и развития ребенка. Поскольку самооценка основана на анализе нравственных сторон своих собственных поступков, этических качеств, взглядов, мотивов, убеждений, жизненных целей и возможностей их достижения и выступает одним из выражений нравственного самосознания и совести человека, то способность к адекватной самооценке необходимо специально формировать у взрослеющего человека.
В рамках самооценки человек рассуждает о моральном значении своей деятельности не только от своего имени, а в большей степени, с позиции группы, к которой он себя относит. Благодаря способности к адекватной самооценке младшие школьники обретают возможность самостоятельно управлять своими действиями и даже воспитывать в себе определенные качества, проявлять эмоционально-ценностное отношение к своей личности, выраженное в самооценке, оценке своего места среди окружающих [23].
Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ОВЗ. Для таких детей самооценка определяет успешность их социальной интеграции, поэтому изучение особенностей ее формирования и коррекции имеет особое значение. В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов у учащихся с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих его людей. Согласно исследованиям ученых, формирование самооценки учащихся с ОВЗ сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью.
Неадекватная самооценка характерна для многих детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Сам возрастной период накладывает своеобразный отпечаток, так как в этом возрасте начинается процесс обучения, оказывающий влияние на эмоциональный фон ребенка. Также большую психологическую травму учащийся может получить и в результате нахождения определенного количества времени в обычной школе. Несоответствие требований таких школ и возможностей учащего с ОВЗ может усугубить и так неустойчивую психику ребенка, вызвать неуверенность в себе, что непременно скажется на самооценке.
Степень научной разработанности проблемы. Довольно большое количество зарубежных, российских учёных занимались изучением проблемы формирования самооценки младшим школьником. Детям, а особенно детям с ОВЗ, дать правильную оценку своим поступкам и личным качествам сложно. Среди зарубежных авторов можно отметить R. F. Baumeister, N. Branden, J. D. Campbell, S. Coopers-М ith, J. Crocker, N. Emler, K. J. Gergen, A. G. Greenwald, S. Harter, S. Jones и др. Среди отечественных - И. И. Чеснокову, Л. И. Божович и ее школу, А. В. Захарову, Л. В. Бороздину и ее учеников, В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, И. С. Кона и др.
Л. С. Выготский активно занимался изучением самооценки детей с отклонениями психического развития, полагая, что практически все дети с отклонениями имеют высокую самооценку.
В исследовании введено ограничение. Нами будут рассматриваться две категории детей с ограниченными возможностями здоровья, которые представлены обучающимися МБОУ СОШ № 12 им. В.В.Тарасова, а именно: это дети с задержкой психического развития, вторая категория - слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся .
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации инклюзивной образовательной среды и недостаточностью методической обеспеченности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в плане создания условий для формирования адекватной самооценки.
Обозначенное противоречие определяет проблему исследования - спроектировать условия для осуществления психолого-педагогического сопровождения в целях формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью в образовательной организации инклюзивной образовательной среды.
Цель - выявление специфики формирования самооценки у детей с ОВЗ и /или инвалидностью, построение режима психолого -педагогического сопровождения формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ.
Объектом изучения нашей работы является психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательном учреждении в условиях инклюзивной образовательной среды .
Предмет изучения - особенности организации сопровождения, позволяющие формировать адекватную самооценку у детей с ОВЗ и /или инвалидностью в начальной школе.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что самооценка младших школьников с ОВЗ и/или инвалидностью отличается тенденцией к занижению, а потому в условиях инклюзивной образовательной среды эффективной оказывается программа специальных занятий по формированию адекватной самооценки в режиме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательной организации.
Задачами исследования являются:
1) проанализировать теоретический материал, касающийся вопросов развития детей с ОВЗ;
2) изучить предлагаемые в психолого-педагогической литературе варианты организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью;
3) изучить и проанализировать материал, касающийся способов формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ, учащихся в начальной школе;
4) разработать диагностическую процедуру, позволяющую оценить уровень самооценки младших школьников в контрольной и экспериментальной группе. Выявить особенности формирования самооценки у детей с ОВЗ;
5) разработать направление психолого-педагогического
сопровождения, в рамках которого созданы условия для формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ и /или инвалидностью.
Методологической основой исследования являются положения о связи психического и соматического, взаимовлиянии болезни и психики, выдвинутые в отечественной психологии (Ананьев В.А., Исаев Д.Н., Лурия P.A., Николаева В.В., Тхостов А.Ш.); представления о закономерностях психического развития при нормальном и нарушенном развитии (Выготский JI.C., Зейгарник Б.В., Лебединский В.В, Лубовский В.И., Эльконин Д.Б. и др.); положения о роли субъективной активности ребёнка как фактора психического развития и саморазвития (Ульенкова У.В.).
Теоретическая основа исследования. При разработке теоретических основ исследования мы опирались на труды ведущих специалистов в области специальной психологии: Белопольской Н.Л., Богдановой Т.Г., Дмитриевой Е.Е., Кузнецовой Л.В., Лубовского В.И., Левченко И.Ю., Мамайчук И.И., Никольской О. С., Петровой В.Г., Ульенковой У.В., Усановой О.Н.
Самооценка, являясь звеном «Я-концепции», входит в структуру личности в качестве оценочного компонента. Самооценка представляет собой сложное психологическое образование и не может быть изолирована от всех других проявлений психической жизни человека. Вопросами формирования адекватной самооценки младших школьников занимались В.А. Горбачёва, Н.С. Яковченко, Т.Д. Жулыбина, А.В. Карпов и др.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования используются методы:
- теоретические, заключающиеся в проведении анализа полученных данных, сборе и переработке психологической и психолого-педагогической литературы по вопросам формирования самооценки младшего школьника и организации психолого-педагогического сопровождения школьников с проблемами в развитии;
- эмпирические, которые предполагают использование эмпирических методик, а именно:
- методика изучения самооценки личностных качеств Т. Дембо-С. Рубинштейна,
- тест «Оцени себя»,
- методика «Лесенка» В. Г. Щур.
3. Метод математической обработки данных - критерий Пирсона (хи- квадрат).
Совокупность и сочетание данных методов адекватны цели и задачам, объекту и предмету исследования данной работы.
Исследование проводилось в 3 этапа.
1. Констатирующий этап. Стартовая диагностика испытуемых - младших школьников контрольной и экспериментальной групп по методике изучения самооценки личностных качеств Т. Дембо-С. Рубинштейна, тесту «Оцени себя», методике «Лесенка» В. Г. Щур. Сопоставительный анализ и интерпретация полученных результатов с использованием метода математической статистики - критерия Пирсона для выявления особенностей самооценки у детей с ОВЗ и /или инвалидностью, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях инклюзивной образовательной среды.
2. Формирующий этап. Разработка дополнений в систему организации психолого-педагогического сопровождения, действующей в МБОУ СОШ № 12 имени В.В.Тарасова, учитывающих специфику формирования самооценки у детей с ОВЗ и /или инвалидностью в варианте программы занятий по формированию самооценки для детей с ОВЗ. Реализация программы сопровождения с экспериментальной группой.
3. Постдиагностический этап. Заключительная диагностика по выбранным методикам после проведенной программы занятий с детьми экспериментальной группы и последующее сравнение результатов диагностики «до и после» с целью формулирования выводов об эффективности оказанного сопровождения в формировании самооценки.
Эмпирическая база исследования. Эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ № 12 имени В. В. Тарасова г. Пензы, в котором приняли участие обучающиеся начальной школы общим количеством 54 человека. 27 из них составили экспериментальную группу - дети с ОВЗ - 13, с инвалидностью - 10, с ОВЗ и инвалидностью - 4 человека. Нормотипически развивающиеся дети, обучающиеся в тех же классах, сгруппированы в контрольную группу выборки.
Достоверность результатов обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, адекватностью используемых методов цели и задачам, логикой исследования.
Научная новизна исследования заключается в:
- постановке проблемы формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательном учреждении;
- увеличении спектра имеющихся знаний об особенностях психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательном учреждении в условиях инклюзивной образовательной среды;
- расширении спектра имеющихся знаний о специфике формирования самооценки у обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью в младшем школьном возрасте.
Теоретическая значимость исследования:
- результаты исследования позволяют расширить представления о специфике формирования самооценки у учащихся начальной школы с ОВЗ и/или инвалидностью; 
Практическая значимость исследования данной работы заключается в полученных в ходе нашего исследования результатов, которые могут быть использованы психологами в практике психологического консультирования детей с ОВЗ и/или инвалидов и их родителей, нейротипичных учеников, педагогов с целью создания благоприятной для обучения обстановки в классе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. У учащихся с ОВЗ присутствует тенденция к необоснованному занижению самооценки.
2. В притязаниях на построение образа-Я, которым можно гордиться, особенностью младших школьников с ОВЗ и/или инвалидностью является склонность к занижению в притязаниях по критериям характер, внешность и уверенность в себе.
3. Программа занятий, направленная на создание условий формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью, является эффективной для формирования адекватной и высокой самооценки по критериям характер, авторитет среди сверстников и внешность.
4. Эффективность реализованной программы по формированию адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью подтверждена сдвигом в сторону адекватности в оценке уровня самооценки школьников.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования были представлены в выступлении на IV Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание в современных условиях: региональный аспект», состоявшейся 29 октября 2021 г. в ФГБОУ ВО ПГУ при кафедре «Педагогика и психология».
Материалы исследования опубликованы:
1. Пуршева, А.Э. Становление самооценки детей с ограниченными возможностями здоровья посредством формирования толерантности окружающих / А.Э. Пуршева // Воспитание в современных условиях: региональный аспект : сб. ст. по материалам IV Всерос. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 29 октября 2021 г.) / под ред. М. А. Лыгиной, О. А. Логиновой, П.А. Гагаева. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. - С. 152-158.
2. Пуршева, А.Э. Становление самооценки у детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении / А.Э. Пуршева, М. Е. Питанова // Педагогическое образование и наука (МАНПО). - 2022. - № 3. - С. 149-152. (перечень ВАК)
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, содержит 1 приложение. Основной объём работы составляет 87 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность проблемы, связанной с организацией психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью в условиях общеобразовательной организации, обусловила выбор темы диссертации «Психолого-педагогическое сопровождение формирования самооценки у детей с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательном учреждении» и ее цель: выявление специфики формирования самооценки у детей с ОВЗ и /или инвалидностью, построение режима психолого -педагогического сопровождения формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ.
В 1 главе «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и/или инвалидностью» рассматривается общая характеристика детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательном учреждении, особенности их познавательного и личностного развития.
В описании организация психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательном учреждении особое внимание обращено на проблемы детей с ОВЗ в образовательном процессе, а именно: заниженная самооценка, негативное самоотношение, сложности в построении детско -родительских отношений, сложности социальной адаптации, уровень интеллекта, взаимоотношения с окружающими, повышенная утомляемость .
Проведенный теоретический анализ литературы, связанной с особенностями формирования самооценки у младшего школьника позволил сделать вывод о том, что в связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии у учащихся с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих людей. Обращает на себя внимание проблема заниженной самооценки младших школьников с ОВЗ. Заниженная самооценка приводит к неуверенности, робости и застенчивости, в силу чего становится невозможной реализация задатков и способностей. Ребенок слишком критичен к себе, а потому еще более зависим, остро нуждается в поддержке окружающих.
Глава 2 «Исследование особенностей формирования самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательном учреждении» раскрывает организацию и проведение формирующего эксперимента по формированию адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью.
Мы высказали предположение и выстроили исследование по его проверке: самооценка младших школьников с ОВЗ и/или инвалидностью отличается тенденцией к занижению, а потому в условиях инклюзивной образовательной среды эффективной оказывается программа специальных занятий по формированию адекватной самооценки в режиме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательной организации.
Формирующий эксперимент проходил в несколько этапов.
1. Констатирующий этап. Стартовая диагностика испытуемых - младших школьников контрольной и экспериментальной групп по методике изучения самооценки личностных качеств Т. Дембо-С. Рубинштейна, тесту «Оцени себя», методике «Лесенка» В. Г. Щур. Сопоставительный анализ и интерпретация полученных результатов с использованием метода математической статистики - критерия Пирсона для выявления особенностей самооценки у детей с ОВЗ и /или инвалидностью, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях инклюзивной образовательной среды. Осознание особенности в формировании самооценки, а именно, склонности к необоснованному ее занижению, привело нас к необходимости в психолого-педагогическое сопровождение, организованное в общеобразовательной организации, добавить реализацию программы дополнительных 17 занятий в качестве условий формирования адекватной самооценки школьниками с ОВЗ и/или инвалидностью в составе разновозрастной экспериментальной группы.
2. Формирующий этап. Разработка дополнений в систему организации психолого-педагогического сопровождения, действующей в МБОУ СОШ № 12 имени В.В.Тарасова, учитывающих специфику формирования самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью в варианте программы занятий по формированию самооценки для детей с ОВЗ. Реализация программы сопровождения с экспериментальной группой.
3. Постдиагностический этап. Заключительная диагностика по выбранным методикам после проведенной программы занятий с детьми экспериментальной группы и последующее сравнение результатов диагностики «до и после» с целью формулирования выводов об эффективности оказанного сопровождения в формировании самооценки.
В результате проведенного эксперимента, мы остановились на следующих значимых, с нашей точки зрения, положениях:
- у учащихся с ОВЗ из-за специфичного хода личностного и познавательного развития в самооценке присутствует тенденция к необоснованному занижению оценки себя почти по всем параметрам: ум, способности, характер, авторитет среди сверстников, внешность и уверенность в себе;
- в притязаниях на построение образа-Я, которым можно гордиться, особенностью младших школьников с ОВЗ и/или инвалидностью является склонность к занижению в притязаниях по критериям характер, внешность и уверенность в себе;
- младшие школьники с ОВЗ и/или инвалидностью в виду возрастных особенностей, осложненных специфичностью личностного и познавательного развития, заинтересованы в реализации дополнительных условий психолого-педагогического сопровождения для успешного формирования адекватной самооценки ;
- предложенная и апробированная программы занятий, направленная на создание условий формирования адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью, является эффективной для формирования адекватной и высокой самооценки по критериям характер, авторитет среди сверстников и внешность;
- эффективность реализованной программы по формированию адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью подтверждена сдвигом в сторону адекватности в оценке уровня самооценки школьников по методикам «Оцени себя» и «Лесенка».
Проведенное исследование по формированию адекватной самооценки у детей с ОВЗ и/или инвалидностью на базе общеобразовательной организации позволяет сделать вывод о том, что использование программы формирующих занятий с использованием доступных и привлекательных методов для ребенка с ОВЗ является эффективным.
Таким образом, проведенная работа дала достоверные положительные результаты, поставленные задачи были решены, цель достигнута, а гипотеза нашла своё подтверждение. В условиях инклюзивной образовательной среды эффективной оказывается программа специальных занятий по формированию адекватной самооценки в режиме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общеобразовательной организации.
Перспективы дальнейшей работы заключаются в совершенствовании методов и приемов, наполняющих программу в зависимости от категории детей с ОВЗ, на которых направлено формирующее воздействие.



1. Алифанова Л.И., Кораблева О.В. К вопросу о специфике образования лиц с нарушениями зрения // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 3-2. С. 328-338.
2. Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка: учеб. Пособие. М. : Добросвет, 2008. 365 с.
3. Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Технология комплексного
психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов
дошкольного образования. М. : Просвещение, 2010. 67 с.
4. Багаева Г.Н., Исаева Т.А. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М. : ВЛАДОС, 2005. 451 с.
5. Базюкина Е.В. Формирование навыков адекватной самооценки у учащихся начальной школы // Социальные отношения: научный журнал / ред. О.Г. Федоров. 2019. № 2 (29). С. 33-47.
6. Баркова Н. П., Аркаева Н. И. Изучение самооценки младших школьников // Молодой учёный. 2018 №26(212). С.148-153.
7. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 173 с.
8. Березина Д.В. Особенности развития самооценки у школьников с затрудненным психическим развитием // Психология. 2011. № 4. С.24-25.
9. Бондаренко Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. - М. : Владос, 2009. 300 с.
10. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. М. : Методические рекомендации, 2012. 36 с.
11. Бородина В.А., Цилицкий В.С. Тьюторское сопровождение формирования рефлексивных механизмов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Челябинск : Южно-Урал. гос. гуман.- пед. ун-та, 2017. 117 c.
12. Борисенко А.А. Трудности обучения детей с расстройствами аутистического спектра социально-бытовым навыкам // Проблемы педагогики. 2016. № 3(14). С. 32-41.
13. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 2000 №2. С.19-23.
14. Волков Б.С. Возрастная психология: учебное пособие. Кн.1. М. : Академия Проект, 2005. 208 c.
15. Брызгалова Е.Г. Педагогические условия формирования личностных самооценочных позиций младших школьников в деятельности // NovaUm.Ru. 2019. №19. С.276-281.
16. Варшава Б. Е, Выготский Л.С. Психологический словарь. - М.: Академия,
2008. 317с.
17. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М. : Владос-пресс, 2005. 159с.
18. Виноградова Н. Ф. Учителю на заметку // Начальная школа. 2007. № 13. С. 15-18.
19. Власова Т. А. Дети с задержкой психического развития. - М. :
Педагогика, 2004. 256 с.
20. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / сост. Л.В.Ковинько. 4-е изд. М. : Академия, 2000. 288 с.
21. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии: Собрание сочинений: В 6-ти т., Т. 5. М. : Педагогика, 1983. 368 с.
22. Григорьева Л. Г. Дети с проблемами в развитии. - М. : Академкнига, 2002. 213 с.
23. Джиоева Г.Х. К проблеме формирования самооценки младшего школьника // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т.7. №2(23). С. 89-92.
24. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов: Николаев, 2002. 80 с.
25. Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования
самооценки // Ребенок в детском саду. 2007. № 4. С.29-33.
26. Жуина Д.В. Игра как метод коррекции межличностных отношений младших школьников // Научно методический электронный журнал Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2018. №1. С.41-48.
27. Журбенко В.Н., Гредасова Е.М., Волощенко И.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновационная наука. 2020. №1. С. 79-81.
28. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития: учебное пособие. Санкт-Петербург: Речь, 2007. 164 с.
29. Казанцева Г.Н. Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования // Научно-методический электронный журнал Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2017. №3. С.36-39.
30. Каракулина Т.А. Формирование самооценки младших школьников в условиях современного учебного процесса: монография. М. : Москва, 1998. 208 с.
31. Киселева Н.А., Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. М. : Коррекционная педагогика, 2005. 210 с.
32. Клаус В.Ф. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М. : Генезис, 2011. 240 с.
33. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических заведений. М. : ACADEMIA, 2001. 174 с.
34. Кулакова Е.В., Любимов М.Л., Соловьева Т.А., Яхнина Е.З. Основное общее образование обучающихся с нарушениями слуха: специальные требования к результатам и условиям обучения // Наука и школа. 2015. №5. С. 31-43
35. Кротова, Л.М. Опыт изучения учебной самооценки школьника в условиях разноуровнего обучения // Педагогическая мастерская. 2007. № 1. С. 17-24.
36. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Сфера, 2001. 316 с.
37. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. М. : Эксмо,
2009. 256 с.
38. Куракина Е.П. Диагностика самооценки как компонента личности младших школьников с ОВЗ в аспекте их комплексного сопровождения // Молодой ученый. 2019. № 49 (287). С. 555-557.
39. Лапшин В.А. Основы дефектологии. - М. : Просвещение, 1991. 143 с.
40. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. - М. : Педагогика-Пресс, 2006. 284 с.
41. Матюхина Н.Г. Уровень самооценки детей с ограниченными возможностями // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2017. №6. С. 13-16.
42. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования : учеб. пособие для студентов пед. вузов. М. : Флинта, 2010. 392 с.
43. Музыченко А.В., Епанчинцева Е.М. Психолого-педагогическое сопровождение развития самооценки младшего школьника // Ярославский психологический вестник. 2018. №3. С.107-111.
44. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студентов пед. вузов . М. : Академия, 2000. 456 с.
45. Обухова Л.Ф. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М. : Юрайт, 2010. 143 с.
46. Панфилова Е.В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 141-143.
47. Петрова Н.В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр // Вопросы дошкольной педагогики. 2015. №3. С. 48-51.
48. Петрова С.В., Блинова Л.Н. Особенности обучения детей с задержкой психического развития // Международный научный журнал «Символ науки». 2021. № 1. С. 157-159.
49. Плотникова Н.В. «Хочу и могу» Как научить младшего школьника эффективному общению и позитивной самооценке. М. : ГИТИС, 2011. 149с
50. Попов Г.Н. Проблемы обучения детей с умственной отсталостью // Вестник ТГПУ. 2008. №3 (77). С. 63-66.
51. Сергеева Б.В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников // Журн. нач. шк. плюс До и После. 2016. №7.С.11-13.
52. Сергеева Б.В., Габелия Т.К. Факторы развития самооценки в младшем школьном возрасте // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №1. С.128-132.
53. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб. : Речь, 2000. 349 с.
54. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. - М. : АРКТИ, 2007. 80 с.
55. Сорокин В.М. Специальная психология.- СПб. : Речь, 2003. 216 с.
56. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья / под ред. А. Поликовой. М. : КТМУ, 2009. 207 с.
57. Троицкая И.Ю., Петрова Т.Н. Специфика самооценки в младшем
школьном возрасте // Молодой ученый. 2017. №6(140). С.207-209.
58. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников. М. : Начальная школа, 2003. 102 с.
59. Феннел М. Как повысить самооценку: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М. : АСТ, 2005. 288 с.
60. Хуршудян Д.С., Чугайнова О.Г. Факторы и условия формирования адекватной самооценки у младших школьников в процессе учебной деятельности // Наука и образование в современной конкурентной среде. 2016. №1. С.73-78.
61. Хухлаева О. С., Первушина И.А. Маленькие игры в большое счастье. М. : Апрель-Пресс, 2001. 168 с.
62. Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей // Ученые записки. Электронный научный журнал курского государственного университета. 2012. № 2(22). С. 155-166.
63. Яковлева М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. №1. С.17-19.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ