Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Работа №161122

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы57
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Проблема аграмматической дисграфии в современной литературе
1.1. Психофизиологическая структура процесса письма 5
1.2. Дисграфия как нарушение письма у младших школьников 8
1.3. Особенности изучения грамматических категорий. Типология
грамматических ошибок 16
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование процесса письма у
младших школьников
2.1. Организация и содержание констатирующего исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 23
ГЛАВА III. Система коррекционной работы по устранению
аграмматической дисграфии
3.1. Организация обучающего эксперимента 28
3.2. Система упражнений по коррекции аграмматической дисграфии 30
3.3. Результаты контрольного исследования 48
Заключение 51
Список литературы 54

Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование методов и приемов, направленных на устранение нарушений письма у детей младших классов. Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Обучение грамоте - одна из важнейших задач начальной школы. Успешное усвоение ребенком навыков чтения и письма в начальной школе служит залогом эффективности всего дальнейшего обучения. Но, как показывает статистика, от 7 до 10% российских младших школьников испытывают трудности в овладении чтением и письмом. Диагнозы «дислексия» и «дисграфия» уже не звучат как понятные только узкому кругу специалистов термины, а прочно входят в лексикон учителей начальных классов и родителей их учеников.
Расстройства чтения и письма могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма. Нарушения чтения и письма могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, а также с неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов).
Нарушения чтения и письма у детей с относительно сохранным интеллектом часто сочетаются с психическим и психофизическим инфантилизмом, с выраженной неравномерностью психического развития, с определенными особенностями структуры интеллекта, с недоразвитием симультанных и сукцессивных процессов, а также с недостаточностью таких психических функций, как внимание, память (Ю.Г. Демьянов, В.А. Ковшиков, А.Н. Корнев, В.В. Ковалев).
Но трудности обучения у детей с дисграфией связаны не только с наличием у них этого нарушения. Многое зависит от времени обнаружения у детей этой патологии и способов ее предупреждения и коррекции. Проблема заключается в том, что не во всех детских садах есть логопеды, а воспитатели не осведомлены о симптомах этого нарушения. Не все родители обращают внимание на отклонения в развитии своих детей и не обращаются за консультацией по этому поводу. Кроме того, и не во все школах есть логопеды, а учителя начальных классов не знают о таком нарушении письменной речи и, соответственно, не знают, как заниматься с детьми, имеющими специфические ошибки в письме. Поэтому до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными
Цель работы: изучить проявления аграмматической дисграфии у младших школьников и разработать систему упражнений, направленную на ее коррекцию.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме.
2. Подобрать соответствующие методики, обследовать письмо учащихся и сделать соответствующие методы.
3. Разработать систему упражнений, направленную на коррекцию
грамматического строя речи и провести коррекционное обучение.
4. Проверить эффективность заданий на коррекцию дисграфических аграмматических ошибок в ходе контрольного эксперимента.
Объект: специфические ошибки письма младших школьников.
Предмет: система работы, направленная на преодоление
аграмматической дисграфии у учащихся младших классов.
Гипотеза: у младших школьников имеются специфические ошибки письма, связанные с нарушением грамматического строя речи и специально разработанная система работы позволит значительно сократить их количество.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Реорганизация логопедической помощи учащимся
общеобразовательных школ в современных условиях актуальна и практически необходима. Важность своевременного выявления детей с нарушениями речи и оптимальной организации целенаправленного коррекционного воздействия подтверждается как многочисленными свидетельствами учителей школ, так и специальными исследованиями. Течение дисграфии носит регрессирующий характер с постепенным уменьшением количества и видов ошибок, а также степени выраженности дефекта.
Дисграфия отрицательно влияет на формирование личности ребенка. Неудачи школьника при овладении грамотой могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, агрессивность, озлобленность, негативизм. В одних случаях эти аффективные реакции являются следствием дисграфии. В других случаях они непосредственно не связаны с ней, а лишь сопровождают ее течение, включаясь в общую структуру нервно-психических заболеваний, например, при некоторых органических поражениях головного мозга. Обусловлено это, прежде всего, тем, что в последние годы изменился (и продолжает изменяться) контингент общеобразовательных школ: в них заметно возросло количество детей с различными отклонениями развития, в том числе учащихся с тяжелыми нарушениями речи - как с первичной речевой патологией, так и тех, у кого недостаточное развитие всех средств языка (произношение, различение звуков, словарный запас, грамматический строй) имеет вторичный характер. Иными словами, в общеобразовательных школах значительно увеличилось количество детей, имеющих недостаточную сформированность предпосылок к полноценному усвоению программы обучения.
Сегодня успешное функционирование общеобразовательной школы и любого образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых, научно обоснованных организационных и методических формах деятельности.
Различными авторами, такими как А.В. Ястребова, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, была разработана и предложена система работы по преодолению специфических ошибок письма. Они предложили подход, который позволяет более эффективно, и за более короткий срок устранять специфические ошибки письма у учащихся.
Проведенное нами исследование выявило, что почти у всех учащихся рассматриваемой нами категории наблюдаются словарная обедненность речи, в первую очередь бедность лексики, неуверенное или ошибочное использование грамматических форм, прежде всего падежных и глагольных. При этом ошибки встречаются достаточно часто и имеют более или менее постоянный характер.
На уровне текста в письменной речи этих учащихся характерно неточное употребление слов и словоформ, отсутствие или незначительное количество определений, обособленных оборотов, т.е. таких синтаксических образований, которые в значительной степени помогают понять основную мысль текста, облегчают понимание общего содержания.
Особенности речевого развития и обусловленные ими аграмматические ошибки определяют необходимость выделения специальных направлений в работе со школьниками по их устранению.
На основе полученных нами данных в третьей части нашей работы была разработана система коррекционных занятий, направленных на устранение аграмматизмов в письме у детей, которая включала в себя следующие этапы:
1. обучение правильному согласованию прилагательных и глаголов с существительным;
2. формирование навыка в управлении слов;
После коррекционной работы с группой детей, у которых были выявлены аграмматизмы на письме, в процессе контрольного исследования письма выявилось сокращение ошибок на согласование, управление, употребление предлогов, оформление границ предложения на уровне текста, что свидетельствует о положительном влиянии систематической логопедической работы по преодолению аграмматизмов. Сравнение данных контрольного эксперимента двух групп детей свидетельствует о том, что без надлежащей коррекционной работы недостатки письма не проходят, а лишь усугубляются.
Таким образом, динамика по сокращению аграмматизмов на письме у учащихся позволяет нам судить о том, что система коррекционного воздействия была подобрана верно, поэтому спрогнозированный результат коррекционной работы совпал с реальными данными и подтвердилась наша гипотеза о том, что предлагаемая система логопедической работы по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся способствует преодолению нарушений письменной речи детей.
Система специально разработанных упражнений со словосочетанием действительно является способом повышения эффективности коррекции дисграфических аграмматических ошибок. Усвоение моделей словосочетания способствует развитию речи и мышления.


1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в
начальных классах. / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. - М., 1977. - 247 с. [Электронный ресурс] -
https://studopedia.ru/10_84850_metodika-obucheniya-russkomu- yaziku.html
2. Городилова, В.И. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. / В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева - М., 1995.
3. Грабчикова, Е.С. Работа над предложением и словосочетанием. // Начальная школа. - 1988. - № 4. - С.15-18.
4. Ераткина, В.В. Обобщающее повторение падежных окончаний имен существительных. // Начальная школа. - 1989. - № 12. - С. 3-6.
5. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. / Л.Н. Ефименкова - М.: Просвещение, 1991.
6. Жинкин, Н.И. Психологические основы мышления и речи. // Русский язык в школе. - 1985. - № 1. - С. 21-24.
7. Залмаева, Р.Я. Сам себе логопед. / Р.Я. Залмаева - СПб., 1996.
8. Закожурникова, М.Л. и др. Русский язык: Учебник для 1, 2, 3 классов трехлетней начальной школы. / М.Л. Закожурникова - М., 1991.
9. Зарубина, Н.Д. Сборник упражнений по грамматике русского языка. / Н.Д. Зарубина, Н.С. Ожегова - М., 1974.
10. Колповская, И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика письма и чтения. // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстовой. -Т.2. - М, 1997.
11. Корнев, А.Н. Нарушения письма и чтения у детей. / А.Н. Корнев - СПб., 1997.
12. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. / Р.И. Лалаева - М., 1999.
13. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. / Р.И. Лалаева - СПб.,1998.
14. Левина, Р.Е. Недостатки письма и чтения у детей. //Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстовой. - Т.2. - М., 1997.
15. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. / А.А. Леонтьев - М., 1999....41


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ