Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Генезис и развитие социальной работы в Индии Нового времени

Работа №161118

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы101
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Генезис социальной работы в колониальной Индии: происхождение и специфика 8
1.1. Социально-реформаторская деятельность как основа развития
практики социальной работы 8
1.2. Положение женщин как объект социальной работы и практика
реформаторов 29
Глава II. Направления социальной работы в Индии в первой половине XX
века 45
2.1. Развитие социальной работы с женщинами и женское
правозащитное движение 45
2.2. Просветительская работа и образование в Индии 57
2.3. Основы социальной работы с неприкасаемыми 75
Заключение 89
Список литературы 92
Приложения

Формирование социальной работы как специальной практики, так же, как и ее теоретических основ в Индии связано с процессами модернизации, которые начались с периода британского колониального правления (XVIII-XIX в.). Трансформация традиционной системы социальных отношений под воздействием колониальной экономики и управления, введение правовых и политических структур, характерных для модернизирующегося общества стали предпосылкой формирования социальной мысли, в которой и обозначились базовые основания помощи и поддержки страдающих людей.
Осознавать наличие в обществе социальных проблем, социальных пороков, и социальной ситуации, которые требуют изучения и изменения, начали интеллектуальные круги регионов, тесно контактирующих с европейской культурой, и первыми были мыслители Бенгалии. У истоков формирования подходов к осуществлению социальной работы находятся социальные реформаторы, общественные деятели и организации. Потребность в социальных и религиозных реформах, проявившаяся в первые десятилетия XIX века, частично возникла благодаря проникновению в Индию западного образования и культуры. Благодаря контакту Индии с Западом образованные индийцы осознали, что социально-религиозные преобразования являются предпосылкой всестороннего развития страны. Период социальных реформ начался в Индии благодаря, с одной стороны, деятельности философа и общественного деятеля Раммохана Рая и его единомышленников, а с другой, - с мероприятий британской колониальной власти.
Актуальность избранной для диссертации темы определяется в отечественной науке отсутствием внимания исследователей к истории социальной работы в модернизирующихся странах Востока, в которых к прежним традиционным формам социальной зависимости и привычным ситуациям подчинения и страдания людей добавились социальные проблемы, характерные для обществ периода становления рыночной экономики.
Изучением вопросов, касающихся темы диссертационной работы, занимались многие авторы. Их общим контекстом являются исследования по истории Индии, которых к настоящему времени достаточно много в отечественной и зарубежной индологии. В частности, это труды К. А. Антоновой, Г. М. Бонгард-Левина, Г. Г. Котовского, А.Ч. Банерджи, Н. К. Синха, Д. Кей и др. Они важны для понимания общего культурно­исторического фона, комплекса ценностей и менталитета народов страны.
Конкретные области общественных отношений, в которых формировались истоки и направления социальной работы в Индии, также изучены индологами с разной степенью временного и пространственного охвата материала.
Исследования, направленные на выявление особенностей положения индийской женщины в семье и в обществе, принадлежат М. Ф. Альбедиль, Е. Ю. Ваниной, Е. Н. Костюковой, Д. Муле, Т. И. Оранской, Ф.Н. Юрлову и Е. С. Юрловой и др. Их работы позволяли выявить основные функции и роли индийской женщины в семье, особенности её взаимоотношений с мужем и детьми, их трансформацию в индийской истории.
Вопросы законодательного регулирования и решения проблем, связанных с приниженным положением индийских женщин, поднимает К. И. Шинкаренко. В контексте сравнительной характеристики восточных правовых систем положение женщин в индуистском праве рассматривается в исследованиях Н. В. Володиной, С. Е. Вавильченковой, М. Хайдера, В. Е. Чиркина.
Работы отечественных исследователей О. В. Мезенцевой, М. Салганик и Т.Г. Скороходовой освещают деятельность представителей реформаторского движения колониального периода, описывают социальные реформы и анализируют социальные проблемы общества.
Изучением просветительской работы и образования в Индии занимались такие авторы как Е. Ю. Ванина, Р. М. Нуреев, Р. Б. Рыбаков Л. Л. Супрунова, Р. Р. Сингх и др.
Проблема неприкасаемости в контексте кастовой системы отражена в работах Г. Г. Котовского, М. К. Кудрявцева, А. А. Куценкова, Н.Н. Сосниной, Е. Н. Успенской и др.
Становление практики социальной работы в Индии Нового времени можно считать недостаточно изученным. Немногочисленные исследования в этой области не позволяют получить общее представление о её развитии в Юго­Восточной Азии. Поэтому проблема исследования заключается в необходимости воссоздания истории становления социальной работы в колониальной Индии Нового времени как целостного процесса формирования опыта деятельности по трансформации и преодолению неблагоприятных социальных условий жизни конкретных групп населения.
Объектом диссертационного исследования является становление практики социальной работы в Индии.
Предмет исследования - специфика становления социальной работы в традиционном обществе, включенном в процессы модернизационной трансформации в колониальный период.
Цель диссертации - показать становление социальной работы в Индии Нового времени как процесс, возникающий из реформаторских практик и общественных инициатив социально активных групп местного населения регионов, а также выявить специфику её развития в этой стране.
Для достижения обозначенной цели решаются следующие задачи:
1. Проанализировать социально-реформаторскую деятельность как основу развития практики социальной работы;
2. Изучить положение женщин как объект социальной работы и практику реформаторов по изменению традиционных условий жизни;
3. Рассмотреть развитие социальной работы с женщинами и женское правозащитное движение;
4. Изучить просветительскую работу и образование в Индии;
5. Раскрыть основы социальной работы с неприкасаемыми в Индии.
Методологически исследование основывалось на цивилизационном подходе, на принципах историзма, научности и объективности, что предполагало комплексное использование методов эмпирического и теоретического познания. В работе применялись как общенаучные, так и исторические методы. Среди общенаучных методов использовался системный анализ, который был положен в основу изучения общественных отношений в Индии и развития социальной работы. К историческим методам, примененным в исследовании, относится историко-сравнительный метод, который использовался для рассмотрения социальной работы в ходе трансформации общественных отношений на отдельных этапах исторического развития Индии. Для описания событий, фактов и явлений, оказавших влияние на развитие социальной работы в Индии, использовался конкретно-исторический метод. С помощью метода исторического описания определялась специфика развития практической социальной работы. Исследование строилось на основе комплексного использования всех названных методов.
Новизну и научную значимость исследования определила попытка проследить и систематизировать процесс возникновения и развития современной социальной работы в Индии, опираясь на имеющиеся труды ученых и источники. В работе прослежены особенности происхождения социальной работы из социально-реформаторской практики и политико­правовых инициатив национально-освободительного движения. Значимость исследования заключается в возможности использовать материал диссертации на лекционных и семинарских занятиях по истории социальной работы в зарубежных странах, а также в сравнительных исследованиях истории социальной работы в странах Востока.
Результаты исследования обнародовались на научно-практических конференциях; также изданы следующие работы:
1. Хакимова, Э.А. Женщина как объект социальной работы в Индии Нового времени // Э.А. Хакимова // EUROPEAN RESEARCH: Сборник статей XXX Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2021. - 218 с.
2. Хакимова, Э.А. Генезис подходов и принципов социальной работы в общественной мысли Индии Нового времени / Э.А. Хакимова // Социальные практики в информационном обществе: сб. науч. ст. по материалам науч.-практ. конф. «XIX Социологические чтения» (г. Пенза, 14 ноября 2019 г.) / под ред. к. филос. н., доц. Т. И. Лавреновой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. - 150 с.
3. Хакимова Э. А. Ценностные основания социальной помощи в философии ненасилия М. К. Ганди / Э.А. Хакимова // Проблемы войны и мира в современном социально-гуманитарном знании: сб. науч. ст. по материалам науч.-практ. конф. «XX Социологические чтения» (г. Пенза, 12 ноября 2020 г.) / под ред. к. филос. н., доц. Т. И. Лавреновой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. - 100 с.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социальная работа в современном смысле слова начала развиваться в Индии с Нового времени, когда установление колониальной власти Британии способствовало постепенной трансформации традиционного общества, сознания людей и привычных жизненных практик. Истоки формирования социальной работы непосредственно связаны с интеллектуальной и социально­политической деятельностью социальных реформаторов, которые впервые обратили внимание на то, что в индийском обществе есть социальные проблемы. Они обозначили в обществе целый ряд проблем: социальное и гендерное неравенство, дискриминация по разным основаниям, ранние браки, детоубийство, практика «сати», неграмотность и бедность населения. Решение этих проблем было включено в ряд приоритетных задач, стоящих перед всем обществом. В интеллектуальном социальном проекте обновления общества предполагались утверждение равных прав и свобод для каждого члена общества, возможность их защиты, соблюдение законности действий, доступность образования, преодоление антигуманных практик и обычаев.
На фоне обширного корпуса отечественных исследований различных измерений социальной истории Индии Нового времени формирование и эволюция социальной работы на субконтиненте ещё не получили обобщённого освещения, поэтому в диссертации предложена реконструкция целостного исторического процесса становления социальной работы в этом крупном регионе Азии.
В первой главе магистерской диссертации рассматривается влияние социально-реформаторской деятельности на развитие социальной работы и зарождение социальной работы с женщинами, находящимися в трудной жизненной ситуации. Социальные реформаторы, такие как Р. Рай, И. Биддешагор, К. Сен, С. Вивекананда, Д. Пхуле и др. выступали за защиту прав индийского населения, боролись за социальную справедливость, доступность образования, уничтожение социальных пороков общества. Ими были созданы различные общества, в которых борьба с этими проблемами составила значимую часть практической деятельности.
Практика социальной работы возникла на фоне оказания социальной помощи женщинам. Были осуществлены попытки искоренения жестоких традиционных обрядов и практик: обряда сати и убийств младенцев женского пола. Колониальным правительством был принят ряд законов и распоряжений, направленных на защиту прав и свобод женщин и на повышение их социального статуса. Именно в контексте практики защиты интересов и прав женщин сформировались такие принципы социальной работы, как гуманность, содействие социальной справедливости, равенство прав и противостояние дискриминации.
В диссертации показано, что специфику появления социальной работы Индии обусловило её происхождение из реформаторских практик и общественных инициатив социально активных групп местного населения регионов, а также правовые акты колониального правительства, которое в ответ на запросы прогрессивных элит и движений законодательно обеспечивало защиту прав социально ущемленных групп и категорий населения.
Во второй главе были рассмотрено развитие социальной работы по таким направлениям, как повышение статуса и защита прав женщин, просветительская работа с населением, а также работа с неприкасаемыми.
Первая половина XX века была периодом начала просвещения и расширения возможностей индийских женщин. Были заложены основы для их самостоятельной борьбы за свои права, создавались женские правозащитные движения, начала развиваться социальная работа с женщинами безотносительно к их социально-статусной принадлежности. Создавались приюты для вдов, детей, оставшихся без попечения родителей, женщин, подвергшихся домашнему насилию. Работа с этой категорией, привела к увеличению числа женщин, получающих образование, работающих наравне с мужчинами в современных профессиональных областях труда, занимающих руководящие должности - в т. ч. в политике.
Обучение широких слоев населения чтению, письму и счёту привело к появлению социальной работы в области образования. Формирование и развитие системы образования показано как двусторонний процесс. С одной стороны, школы и колледжи создавались усилиями общественных организаций, благотворителей и социальных реформаторов. С другой стороны развивалась образовательная политика британской колониальной власти, с разной степенью успеха продвигавшей основание школ, колледжей и университетов, однако большее внимание она уделяла высшей школе.
Возросла роль реформаторов в политической борьбе за права «неприкасаемых». Решение их проблем привело к распространению на них практики льгот при получения образования, а также правовому закреплению их равноправия с другими кастами. Но полностью достигнуть поставленных задач было невозможно. Традиционные социокультурные установки продемонстрировали свою невероятную живучесть и показали, что наличие дискриминируемых социальных позиций и самого феномена «неприкасаемости» является неотъемлемой чертой индийской цивилизации и того оригинального синтеза культурных, социальных, религиозных, экономических и политических связей, определяющих ее сущность.
К началу XXI века в Индии оформились такие направления социальной работы как социальная работа с населением; просветительская социальная работа; медико-социальная помощь; социальная работа с людьми, страдающие алкогольной зависимостью; социальная работа с женщинами, находящимися в трудной жизненной ситуации; социальная работа с неприкасаемыми. Современные структуры, ведущие социальную работу с населением в Индии, являются наследниками опыта и преемниками традиций, заложенных в этой области реформаторами и движениями колониального периода.


1. Альбедиль, М. Ф. Индия: беспредельная мудрость / М.Ф. Альбедиль. - М.: Алетейя, 2005. - 416 с.
2. Антонова, К. А. Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии / К. А. Антонова, Г. М. Бонгард-Левин, Г. Г. Котовский - М.: Мысль, 1973. 558 с.
3. Балаян, А.А. Особенности и перспективы модернизации в Индии: стратегический выбор в условиях изменяющегося мира / А.А. Балаян. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. - 56 с.
4. Буянский, М. И. Индская цивилизация через призму истории британской Индии / М. И. Буянский // Мир Евразии: от древности к современности: Сборник материалов Всероссийской научной конференции, Уфа, 16 марта 2018 года / Ответственный редактор Е.А Круглов. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2018. - С. 14-17.
5. Ванина, Е.Ю. Наука и образование в Индии позднего средневековья и начала Нового времени (XVI-XVIII вв.) / Е.Ю. Ванина // Индия 1987. Ежегодник. М.: Наука. - 1988. - С. 277-293
6. Володина, Н.В. Семейно-брачные отношения в современном мусульманском, иудейском и индуистском праве / Н.В. Володина, С.Е. Вавильченкова // Семейное право. - 2012. - № 12. - С.133-139.
7. Законы Ману / Пер. С.Д. Эльманович. - М.: Изд-во Восточной литературы, 1960. - 359 с.
8. Ильин, Г.Ф Основные проблемы рабства в древней Индии / Г.Ф. Ильин // История и культура древней Индии. - М.: Наука, 1963. С. 120-147.
9. Кей, Д. История Индии / пер. с англ. И. Летберга / Д. Кей. - М.: ACT: Астрель, 2011. - 761 с.
10. Константинов, Н.А. Школьная политика в колониальных странах / Н.А. Константинов. - М.: Учпедгиз, 1948. - 336 с.
11. Котовский, Г. Г. Социально-экономическое содержание проблемы «неприкасаемых» / Г.Г. Котовский // Ученые записки Института Востоковедения АН СССР. - М.: Изд-во Академии наук СССР. -1953. - С. 75­152.
12. Кудрявцев, М. К. Кастовая система в Индии / М. К. Кудрявцев. - М.: Наука, 1992. - 264 с.
13. Куценков, А. А. Эволюция индийской касты / А. А. Куценков. - М.: Наука, 1983. - 325 с.
14. Мезенцева, О. В. Мир ведийских истин. Жизнь и учение Свами Дайянанды / О. В. Мезенцева. - М.: ИФРАН, 1994. - 238 с.
15. Муле, Д. Жена дипломата / Д. Муле // Индийская жена: исследования, эссе. - М.: Восточная литература. - 1996. - С. 237-245....80


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ