Совершенствование системы аттестации персонала в сфере пассажирских перевозок (на примере АО «Пензенское объединение автовокзалов»)
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Понятие, сущность и виды аттестации персонала 8
1.2 Управление системой аттестации персонала организации 18
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ ПАССАЖИРСКИХ
ПЕРЕВОЗОК 31
2.1 Опыт аттестации персонала на отечественных и зарубежных
предприятиях в сфере пассажирских перевозок 31
2.2 Система аттестации персонала в АО «Пензенское объединение
автовокзалов» и пути ее совершенствования .42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Понятие, сущность и виды аттестации персонала 8
1.2 Управление системой аттестации персонала организации 18
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ ПАССАЖИРСКИХ
ПЕРЕВОЗОК 31
2.1 Опыт аттестации персонала на отечественных и зарубежных
предприятиях в сфере пассажирских перевозок 31
2.2 Система аттестации персонала в АО «Пензенское объединение
автовокзалов» и пути ее совершенствования .42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
В условиях экономической нестабильности все больше внимания
уделяется главной ценности любой компании, ее кадрам, которые являются
важнейшим активным конкурентоспособным ресурсом организации.
Главными направлениями в улучшении деятельности с кадрами выступает
обеспечение верной расстановки, подбора и использования кадров
организации на основании их опыта, уровня знаний и квалификации
определенного сотрудника. А также к важнейшим направлениям в
улучшении деятельности организации можно отнести своевременное
принятие мер для взыскания и поощрения по итогам производственной
деятельности работников организации и их рациональное размещение.
Значимым инструментом при проведении данных работ выступает
аттестация персонала организации.
Актуальность темы связана с тем, что аттестация персонала является
одним из эффективных инструментов в управлении персоналом. Данная
процедура позволяет провести диагностику персонала и по ее результатам
принимать обоснованные управленческие решения, так же решения
связанные со стратегическими задачами организации. В том числе
проведение процедуры аттестации помогает определить ценность каждого
работника не только для структурного подразделения, но и для организации в
целом.
Одним из аргументов в пользу проведения процедуры аттестации
является то, что результаты аттестации служат юридической основой для
перевода, повышения в должности, наград, увольнения и установления
заработанной платы. А так же проведение процедуры аттестации персонала в
организации помогает определить потребность работников в обучении.
Регулярное проведение процедуры аттестации персонала на предприятии
6
развивают инициативу, чувство ответственности и стимулируют сотрудников
к боле эффективному труду.
Нужно отметить, что проблемы, касающиеся оценки персонала,
подробно рассмотрены в работах ряда отечественных и зарубежных авторов,
таких как, А.С. Лифшиц, А.А. Лобанов, Г.Х. Попов, А.И. Пригожин, В.В.
Радаев. А проблемы, посвященные непосредственно аттестации персонала
нашли отражение в работах А.В. Верховцева, А.Я. Кибанова,
А.Р.Алавердова, А.П. Егоршина, А.В. Дейнека, А.М. Асалиева, А.Г.
Данилова, Н.П. Асташевой, А.И. Лагунова, Э.С. Медведевой, О.Н. Мороз,
И.Н. Колобыниной и других.
Проблема повышения эффективности системы аттестации персонала в
сфере пассажирских перевозок является актуальной, потому что основная
масса сотрудников – это лица, занимающие должности, связанные с
обеспечением безопасности перевозок. Анализ аварийности, подготовленный
Научно-исследовательским центром проблем безопасности дорожного
движения МВД РФ, показал, что за двенадцать месяцев 2017 года по вине
водителей автобусов произошло 4000 ДТП. Это на 5% больше, чем в тот же
период в 2016 году. Показатель устойчиво растет с 2014 года. Одна из
основных причин подобной статистики - желание перевозчиков сэкономить
на квалифицированных водителях. И часто так бывает, что на предприятиях,
осуществляющих пассажирские перевозки, в аттестации участвует только тот
персонал, для которого это обязательно, то есть руководители и
специалисты. Данный подход в сфере эффективного развития компании
неверный. Необходимо одинаково интенсивно повышать эффективность и
результативность всех категорий сотрудников.
Целью работы является изучение системы аттестации персонала в АО
«Пензенское объединение автовокзалов» и разработка рекомендаций по ее
совершенствованию.
Исходя из вышеуказанной цели, необходимо решить следующие
задачи:
7
- рассмотреть теоретические аспекты понятия аттестации персонала;
- изучить опыт аттестации персонала на отечественных и зарубежных
предприятиях в сфере пассажирских перевозок;
- провести анализ и определить пути совершенствования системы
аттестации персонала в АО «Пензенское объединение автовокзалов».
Объектом данной бакалаврской работы является система аттестации
персонала в организации.
Предметом является система аттестации персонала в АО «Пензенское
объединение автовокзалов» и пути ее совершенствования.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка используемой литературы и приложений.
При написании бакалаврской работы были применены такие методы
научного исследования, как изучение научной литературы, нормативно –
правовых документов и интервью, а так же сравнительные и аналитические
методы.
уделяется главной ценности любой компании, ее кадрам, которые являются
важнейшим активным конкурентоспособным ресурсом организации.
Главными направлениями в улучшении деятельности с кадрами выступает
обеспечение верной расстановки, подбора и использования кадров
организации на основании их опыта, уровня знаний и квалификации
определенного сотрудника. А также к важнейшим направлениям в
улучшении деятельности организации можно отнести своевременное
принятие мер для взыскания и поощрения по итогам производственной
деятельности работников организации и их рациональное размещение.
Значимым инструментом при проведении данных работ выступает
аттестация персонала организации.
Актуальность темы связана с тем, что аттестация персонала является
одним из эффективных инструментов в управлении персоналом. Данная
процедура позволяет провести диагностику персонала и по ее результатам
принимать обоснованные управленческие решения, так же решения
связанные со стратегическими задачами организации. В том числе
проведение процедуры аттестации помогает определить ценность каждого
работника не только для структурного подразделения, но и для организации в
целом.
Одним из аргументов в пользу проведения процедуры аттестации
является то, что результаты аттестации служат юридической основой для
перевода, повышения в должности, наград, увольнения и установления
заработанной платы. А так же проведение процедуры аттестации персонала в
организации помогает определить потребность работников в обучении.
Регулярное проведение процедуры аттестации персонала на предприятии
6
развивают инициативу, чувство ответственности и стимулируют сотрудников
к боле эффективному труду.
Нужно отметить, что проблемы, касающиеся оценки персонала,
подробно рассмотрены в работах ряда отечественных и зарубежных авторов,
таких как, А.С. Лифшиц, А.А. Лобанов, Г.Х. Попов, А.И. Пригожин, В.В.
Радаев. А проблемы, посвященные непосредственно аттестации персонала
нашли отражение в работах А.В. Верховцева, А.Я. Кибанова,
А.Р.Алавердова, А.П. Егоршина, А.В. Дейнека, А.М. Асалиева, А.Г.
Данилова, Н.П. Асташевой, А.И. Лагунова, Э.С. Медведевой, О.Н. Мороз,
И.Н. Колобыниной и других.
Проблема повышения эффективности системы аттестации персонала в
сфере пассажирских перевозок является актуальной, потому что основная
масса сотрудников – это лица, занимающие должности, связанные с
обеспечением безопасности перевозок. Анализ аварийности, подготовленный
Научно-исследовательским центром проблем безопасности дорожного
движения МВД РФ, показал, что за двенадцать месяцев 2017 года по вине
водителей автобусов произошло 4000 ДТП. Это на 5% больше, чем в тот же
период в 2016 году. Показатель устойчиво растет с 2014 года. Одна из
основных причин подобной статистики - желание перевозчиков сэкономить
на квалифицированных водителях. И часто так бывает, что на предприятиях,
осуществляющих пассажирские перевозки, в аттестации участвует только тот
персонал, для которого это обязательно, то есть руководители и
специалисты. Данный подход в сфере эффективного развития компании
неверный. Необходимо одинаково интенсивно повышать эффективность и
результативность всех категорий сотрудников.
Целью работы является изучение системы аттестации персонала в АО
«Пензенское объединение автовокзалов» и разработка рекомендаций по ее
совершенствованию.
Исходя из вышеуказанной цели, необходимо решить следующие
задачи:
7
- рассмотреть теоретические аспекты понятия аттестации персонала;
- изучить опыт аттестации персонала на отечественных и зарубежных
предприятиях в сфере пассажирских перевозок;
- провести анализ и определить пути совершенствования системы
аттестации персонала в АО «Пензенское объединение автовокзалов».
Объектом данной бакалаврской работы является система аттестации
персонала в организации.
Предметом является система аттестации персонала в АО «Пензенское
объединение автовокзалов» и пути ее совершенствования.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка используемой литературы и приложений.
При написании бакалаврской работы были применены такие методы
научного исследования, как изучение научной литературы, нормативно –
правовых документов и интервью, а так же сравнительные и аналитические
методы.
Любой руководитель организации желает добиться результативной и
конкурентоспособной работы на рынке, при этом персонал предприятия
представляет собой тот ресурс, который или обеспечивает это, или не
обеспечивает. Методы и критерии оценивания «качества» человеческих
ресурсов изменяются на основании изменений характера работы. Если в
прошлом от сотрудников требовался только высокий уровень их
профессиональных знаний, то на сегодняшний день все большим значением
начинают обладать человеческие качества, к которым относятся
коммуникабельность и способность трудиться в составе команды
профессионалов, способность предлагать новые идеи и реализовывать их в
жизнь. В связи с этим в современных условиях вопросы аттестации
сотрудников являются особенно актуальными.
Аттестация представляет собой одну их наиболее важных функций в
системе управления персоналом. Ее значение в системе управления
предприятием состоит в том, что как раз на базе ее управляющий субъект
может принимать соответственные решения. От того, насколько данная
информация будет являться надежной и качественной, в конечном итоге,
зависит результативность принимаемого решения. Роль оценки высока еще и
по той причине, что она объединяет, связывает все компоненты системы по
управлению персоналом в единое целое. Нельзя реализовать управление
персоналом не в соответствии ни с одним направлением (отбору,
планированию персонала, стимулированию труда, адаптации, развитию
способностей, карьере и трудовым перемещениям, высвобождению
персонала, сплочению коллектива и пр.), при этом, не организуя аттестацию
соответственных деловых, профессиональных либо личностных качеств
сотрудников.
55
АО «Пензенское объединение автовокзалов» - это крупная компания,
занимающаяся организацией пассажирских автобусных перевозок в
Пензенской области и далеко за ее пределами.
Проанализировав систему аттестации персонала в организации, было
выявлено, что она охватывает только ту часть сотрудников, которые не
имеют специальной подготовки, что не дает возможности оценить уровень
знаний и умений всего коллектива. Аттестация не проводится для такой
категории персонала как водители, что приводит к увеличению статистики
ДТП по вине водителей автобусов.
Так же было выявлено формальное отношение к проведению
процедуры аттестации со стороны аттестационной комиссии. В организации
не применяются современные методы проведения аттестации и
аттестационная комиссия недостаточно уделяет внимание достижениям
работника, а так же его сильным и слабым сторонам. При этом
прослеживается негативное отношение к аттестации самих работников.
В связи с этим были предложены рекомендации по совершенствованию
системы аттестации персонала в АО «Пензенское объединение
автовокзалов», которые могут улучшить качество проведения процедуры
аттестации персонала. Что в следствии сделает данную компанию более
конкурентоспособной на рынке, предоставляющем услуги пассажирских
перевозок.
На сегодняшний день существенно расширяются возможности
современного управления персоналом, при этом меняются и сами работники,
у них все больше наблюдается стремление к самовыражению, повышению
квалификации или к продвижению по карьерной лестнице. Помочь в этом
может усовершенствованная процедура аттестации персонала, посредством
разработанного Положения об аттестации, применения различных методов
оценки сотрудника, которые выявят не только его профессионализм, но и
личные качества. Такая аттестация позволит выявить недостатки, а так же
моменты, затрудняющие работу персонала, и вовремя решить эти проблемы.
конкурентоспособной работы на рынке, при этом персонал предприятия
представляет собой тот ресурс, который или обеспечивает это, или не
обеспечивает. Методы и критерии оценивания «качества» человеческих
ресурсов изменяются на основании изменений характера работы. Если в
прошлом от сотрудников требовался только высокий уровень их
профессиональных знаний, то на сегодняшний день все большим значением
начинают обладать человеческие качества, к которым относятся
коммуникабельность и способность трудиться в составе команды
профессионалов, способность предлагать новые идеи и реализовывать их в
жизнь. В связи с этим в современных условиях вопросы аттестации
сотрудников являются особенно актуальными.
Аттестация представляет собой одну их наиболее важных функций в
системе управления персоналом. Ее значение в системе управления
предприятием состоит в том, что как раз на базе ее управляющий субъект
может принимать соответственные решения. От того, насколько данная
информация будет являться надежной и качественной, в конечном итоге,
зависит результативность принимаемого решения. Роль оценки высока еще и
по той причине, что она объединяет, связывает все компоненты системы по
управлению персоналом в единое целое. Нельзя реализовать управление
персоналом не в соответствии ни с одним направлением (отбору,
планированию персонала, стимулированию труда, адаптации, развитию
способностей, карьере и трудовым перемещениям, высвобождению
персонала, сплочению коллектива и пр.), при этом, не организуя аттестацию
соответственных деловых, профессиональных либо личностных качеств
сотрудников.
55
АО «Пензенское объединение автовокзалов» - это крупная компания,
занимающаяся организацией пассажирских автобусных перевозок в
Пензенской области и далеко за ее пределами.
Проанализировав систему аттестации персонала в организации, было
выявлено, что она охватывает только ту часть сотрудников, которые не
имеют специальной подготовки, что не дает возможности оценить уровень
знаний и умений всего коллектива. Аттестация не проводится для такой
категории персонала как водители, что приводит к увеличению статистики
ДТП по вине водителей автобусов.
Так же было выявлено формальное отношение к проведению
процедуры аттестации со стороны аттестационной комиссии. В организации
не применяются современные методы проведения аттестации и
аттестационная комиссия недостаточно уделяет внимание достижениям
работника, а так же его сильным и слабым сторонам. При этом
прослеживается негативное отношение к аттестации самих работников.
В связи с этим были предложены рекомендации по совершенствованию
системы аттестации персонала в АО «Пензенское объединение
автовокзалов», которые могут улучшить качество проведения процедуры
аттестации персонала. Что в следствии сделает данную компанию более
конкурентоспособной на рынке, предоставляющем услуги пассажирских
перевозок.
На сегодняшний день существенно расширяются возможности
современного управления персоналом, при этом меняются и сами работники,
у них все больше наблюдается стремление к самовыражению, повышению
квалификации или к продвижению по карьерной лестнице. Помочь в этом
может усовершенствованная процедура аттестации персонала, посредством
разработанного Положения об аттестации, применения различных методов
оценки сотрудника, которые выявят не только его профессионализм, но и
личные качества. Такая аттестация позволит выявить недостатки, а так же
моменты, затрудняющие работу персонала, и вовремя решить эти проблемы.





