Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние драматерапии на самосознание подростков

Работа №161116

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы118
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование влияния драматерапии на самосознание подростков 8
1.1. Феномен самосознания в трудах отечественных и зарубежных
ученых 8
1.2. Возрастные особенности самосознания в подростковом возрасте
16
1.3. Театральное искусство и драматерапия как фактор развития
самосознания 25
Выводы по Главе 1 34
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния драматерапии на самосознание подростков 37
2.1. Описание процедуры и методов исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования самосознания
подростков, занимающихся и не занимающихся театральным искусством 45
2.3. Программа формирования самосознания подростков 57
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования формирования
самосознания подростков, как результат воздействия драматерапией 63
Выводы 76
Заключение 82
Список используемых источников 85
Приложение 89

Формирование представлений современного подростка об окружающей его действительности, осознание своей собственной личности и того места, которое он занимает в социуме происходит в сложных условиях общества XXI века. Актуальность ответа на вопрос «Кто Я»? - одна из главнейших проблем в психологической науке в настоящее время.
Подростковый возраст является одним из критических этапов онтогенеза человека, связанных с существенными и коренными преобразованиями в сфере сознания и системы взаимоотношений. Этот период отмечается ускоренным ростом организма, процессом полового созревания, что оказывает значительное воздействие на психофизиологические особенности индивида.
Изменение социальной ситуации развития ребенка вызвано их активным желанием приобщиться к миру взрослого, с направленностью поведения на нормы и ценности этого мира. Основными новообразования этого этапа являются «чувство взрослости», развитие сферы самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, своим возможностям и способностям.
Нередко самореализация ребенка в подростковом возрасте может принимать неправильные формы и приводить к негативным реакциям, в крайних случаях вплоть до девиантного поведения, из-за недостаточности или отсутствии условий для индивидуального и позитивного воплощения своих новых возможностей. Как известно, в современном обществе существует проблема социальной депривации подростков, т. е. нехватки тех или иных условий, необходимых для ребенка. Это может быть вызвано, присущими данному возрасту, трудностями в установлении межличностных контактов. Сложность в установлении взаимоотношений, как со сверстниками, так и с родителями, способствует возникновению у подростков низкого уровня самооценки. Самосознание является структурой, определяющая личность и ее развитие. По мнению Л.С. Выготского, развитие самосознания зависит от культурного содержания среды. Развитие рефлексии у ребенка, писал он, приводит не только к изменениям внутри самой личности, но и благодаря возникновению самосознания, для подростка становится реальным наиболее обширное и глубинное понимание других людей. С.Л.Рубнштейн считает, что «развитие самосознания проходит через ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя к все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем с все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой». Именно поэтому так важно и актуально в настоящее время понять, какие же факторы влияют на развитие самосознания современных подростков, и сформировать необходимые условия, в которых дети смогли бы приобщаться к культуре и нравственным ценностям общества.
Современная психолого-педагогическая наука рассматривает сферу искусства, как одно из наиболее эффективных образовательных воздействий на становление личности ребенка, его мироощущения, нравственного и духовного потенциала. Возможности театра, как мощного средства воспитания, издавна привлекали к себе внимание видных деятелей культуры, образования, ученых-исследователей (Ш.А. Амонашвили, В.М. Букатов, А.В. Гребёнкин, А.П. Ершова и др.). И это не случайно. Ведь театральное искусство во всем многообразии своих средств и форм оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, формирование эстетического отношения к действительности, развитие творческих качеств личности.
Театральное искусство имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир. Богатейший опыт отечественной театральной педагогики, театральных деятелей русской драматической школы «театра переживания», накопленный С.В. Гиппиус, Н.М. Горчаковым, М.О. Кнебель, К.С. Станиславским, Г.А. Товстоноговым, A.M. Эфросом и другими, подтверждает эффективность занятий театральной деятельностью с неизменно положительным результатом на всех возрастных периодах человеческой жизни. Благодаря театру, подростки получают возможность качественно нового общения, впервые познакомиться с театром, в качестве зрителя и в качестве полноправного участника творческого процесса. Здесь, в уютной атмосфере, они познают не только искусство театра, но и самих себя. И в первую очередь, опыт обучения некоторым аспектам театрального искусства и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих способностей в различных сферах театральной деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, высокая потребность в творчестве, общительность, склонность рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях, развитии волевых сторон личности и, что крайне важно, формирование адекватного понимания своих возможностей и умений, что впоследствии формируют оптимальную и здоровую самооценку.
Цель исследования: выявление возможностей развития самосознания подростков посредством систематической вовлеченности их в занятия театральным искусством для апробации программы формирования самосознания подростков.
Объект исследования: самосознание подростков
Предмет исследования: влияние драматерапии на самосознание подростков
Гипотеза: Систематические занятия театральным искусством оказывают эффективное влияние на развитие самосознания подростков, способствуя более позитивной оценке своей личности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Существуют различия в самосознании подростков, занимающихся и не занимающихся в театральной студии. Так, самосознание подростков, вовлеченных в театральное искусство, характеризуется более адекватным уровнем самооценки и уровнем притязаний, более выраженным волевым компонентом и активностью личности, чем самосознание их сверстников, не занимающихся театральным искусством.
2. Занятие театральным искусством и драматерапией по программе «Театральная студия» влияет на самосознание подростков, способствуя коррекции заниженного уровня самооценки и уровня притязаний, а так же уменьшению проявления агрессивности и демонстративности.
Задачи исследования:
1 .Раскрыть содержание понятия самосознание личности.
2. Изучить особенности самосознания в подростковом возрасте.
3. Рассмотреть феномен театрального искусства, как фактор развития самосознания личности.
4. Провести диагностику самосознания детей подросткового возраста, занимающихся и не занимающихся в театральной студии, с целью выявления особенностей их самосознания.
5.Описать программу занятий театральным искусством для подростков, реализуемую на базе драматического театра в студии «Первая скрипка».
6. Провести анализ и интерпретацию результатов эмпирического исследования влияния драматерапии на самосознание подростков.
Методологическую основу исследования составили основные положения отечественной психологии о самосознании, факторах его развития в подростковом возрасте, представленные в работах Рубинштейна С.Л., Столина В.В., Кон И.С.,М. Розенберг, М. Кун и других.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, проективный метод, семантический метод, наблюдение, беседа, методы математической статистики.
Методики исследования:
-Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан -Методика «Личностный семантический дифференциал» Ч.Осгуда.
-Тест Руки Э.Вагнера
Эмпирическая база данного исследования: театральная студия «Лаборатория актерского мастерства «Первая скрипка» на базе Пензенского областного драматического театра; МБОУ гимназия № 42 города Пензы. В исследовании принимало участие 50 подростков в возрасте от 12 до 15 лет-25 детей, занимающихся в театральной студии, и 25 детей, не занимающихся в театральной студии. Исследование проводилось с октября 2017 года по ноябрь 2018 года.
Научная новизна исследования состоит в том, что были выявлены различия в уровне самооценки и притязаний между подростками, занимающимися театральным искусством и не занимающимися театральным искусством, выраженные в том, что у подростков, вовлеченных в театральное искусство более адекватное представление о своих возможностях и реалистическая оценка себя и своих личностных качеств, чем у подростков, не вовлеченных в театральное искусство. Так же после апробации программы «Театральная студия» на подростках, занимающихся театральным искусством, выявлено, что данная программа эффективна в коррекции заниженного уровня самооценки и притязаний, а так же она оказывает позитивное воздействие на проявление агрессивности и демонстративности.
Практическая значимость данной работы заключается, в том, что была составлена и апробирована программа «Театральная студия», сформированная на базе общеизвестных театральных систем и ведущих принципах драматерапии. Данные, полученные в ходе исследования, о влиянии драматерапии и театрального искусства на самосознание подростков могут быть использованы в консультативной, диагностической и коррекционной работе педагогов с подростками, а также могут лечь в основу составления тренинговых программ, направленных на оптимизацию сферы самосознания.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Зачастую, достаточно трудно заглянуть во внутренний мир ребенка, понять причину его беспокойства. Терапия, включающая в себя творческую деятельность, наиболее эффективно помогает в этом. Дети, которым трудно вербально выражать свои эмоции, чувства, переживания без труда могут перенести их на бумагу или проиграть на сценической площадке. Искусство театра заключает в своем основании активность, и это является предпосылкой изменения личности. Эффективность театрального искусства связана с предполагаемым представлением реальных действий. Формат драмы помогает почувствовать реальность происходящего и сосредоточить на нем свое внимание, благодаря чему изображаемые жизненные ситуации обретают особую яркость и контрастность.
По-новому осмысленное «я» становится более устойчивым благодаря непосредственной включенности всей группы в определенных совместных действиях. В работе с детьми драматическое воспитание и драматерапия позволяет решать в форме игры большое количество задач, связанных с двигательным и когнитивным развитием. Вовлеченность в театральный коллектив может способствовать тому, чтобы дети с высоким уровнем застенчивости и заниженной самооценкой лучше адаптировались в новой среде, ощутили себя увереннее, не боялись проявлять их личностные качества и умения. Дети, которые хотя бы однажды выходили на сценическую площадку, проигрывали какие-то роли или же просто демонстрировали свои умения, отличаются большей уверенностью, легкостью в общении. Позитивная оценка выступления зрителями в виде бурных аплодисментов, безусловно, влияет на самооценку детей. Подросток в этом видит некую поддержку, одобрение, что так же немало важно в развитии его личности в данный сложный период его онтогененза. Они становятся более раскованными и уверенными в общении.
Несмотря на всю актуальность проблем, возникающих в сложный период формирования самосознания личности в подростковом возрасте, и тех развивающих и коррекционных путей воздействия на ребенка, заложенных в театральной деятельности, научных работ, подтверждающих положительное влияние драматерапии и драматического воспитания на сферу самосознания подростка, в отечественной психологии очень мало.
Целью данной работы является выявление возможностей развития самосознания подростков посредством систематической вовлеченности их в занятия театральным искусством для апробации программы формирования самосознания подростков.
В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи: раскрыто содержание понятия самосознание личности; изучены особенности самосознания в подростковом возрасте; рассмотрен феномен театрального искусства, как фактор развития самосознания личности; проведена диагностика самосознания детей подросткового возраста, занимающихся и не занимающихся в театральной студии, с целью выявления особенностей их самосознания; описана программа занятий театральным искусством для подростков, реализуемая на базе драматического театра в студии «Первая скрипка»; проведен анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования влияния драматерапии на самосознание подростков.
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты: существуют различия в уровне самооценки и уровне притязаний между подростками, занимающимися театральным искусством и не занимающимися театральном искусством, выраженные в том, что у подростков, вовлеченных в театральное искусство, более адекватное представление о своих возможностях и реалистическая оценка себя и своих личностных качеств, чем у подростков, не вовлеченных в театральное искусство. Но, в тоже время, не выявлены достоверные различия в таких показателях самооценки, как удовлетворенность собственной личностью, оценка своих волевых качеств и личностная активность, среди подростков, занимающихся и не занимающихся театральным искусством. После апробации программы «Театральная студия» на подростках, занимающихся в театральной студии, выявлено, что данная программа эффективна в коррекции заниженного уровня самооценки и притязаний у подростков. Но воздействие данной программы работает в сторону завышения самооценки и притязаний, а не в сторону оптимизации данных параметров сферы самосознания. Программа «Театральная студия» так же оказывает позитивное воздействие на проявление агрессивного поведения и демонстративности у подростков. В свою очередь, в развитии волевых сторон и личностной активности данная программа не эффективна, исходя из выше проведенного исследования.
Таким образом, можно констатировать, что гипотеза нашего исследования о том, что систематические занятия театральным искусством оказывают эффективное влияние на развитие самосознания подростков, способствуя более позитивной оценке своей личности, в целом подтверждена.
Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в консультативной, диагностической и коррекционной работе педагогов с подростками, а также могут лечь в основу составления тренинговых программ, направленных на оптимизацию сферы самосознания.


1. Агапов, В. С. Сущностная характеристика Я-концепции.Учеб.-метод. пособие .Рос. психол. о-во [и др.]. - М.: МОСУ [и др.], 2001. - 39 с.
2. Ананьев.Б.Г. Постановка проблемы развития детского самосознания; Избр. Психол. тр.: В 2 т.- М.,1999. - Т.2. -103-127 с.
3. Анцыферова, Л. И. психологии личность как развивающейся система; Психология созревания и развития личности- М.: Наука.2002- 245 с.
4. Аронова Е.А. Регуляторная роль самосознания в произвольной активности человека :дис. канд. психол. наук. М., 2004. 190 с.
5. Безымянная О.В. Школьный театр-М: Академия, 2009,-198 с.
6. Бернс Р. Развитие я-концепции и воспитание.- М., Прогресс 1986­422 с.
7. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности; Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос.акад. образования, 3-е изд. - М. :; Воронеж 2004г. : МОДЭК, 2001. - 349 с.
8. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. 2006. № 2 М.: Аспект-Пресс- 116-125с.
9. Бондоренко, Е. В. Методы статистической обработки в психологии СПб. : Соц.-психол. центр,2004. - 349 с.
10. Бояджиев Г.А. Душа театра.-М: Владос, 2004 -253 с
11. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике- 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 688 с.
12. Валента М.,Полинек М., Драматерапия. Пер. с чешского.- М:Когито-центр,2013 г -208 с.
13. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка; Психология личности. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Издательство Московского университета,1998-160 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. М., 2012.-513 с.
15. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. -М.: «ЧеРо», при уч. Изд. «Юрайт» , 2015- 352 с....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ